Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 10:49, контрольная работа
И. Е. Репину удавались все жанры живописи, причем ведущим началом неизменно оставалось устремление к монументальной картине героической трактовкой роли народа. Эти качества дарования художника проявились уже в первом из созданных им значительных творений – в «Бурлаках на Волге» (1870-1873).
Описание
основных работ художника
И. Е. Репину
удавались все жанры живописи,
причем ведущим началом неизменно
оставалось устремление к монументальной
картине героической трактовкой
роли народа. Эти качества дарования
художника проявились уже в первом
из созданных им значительных творений
– в «Бурлаках на Волге» (1870-1873).
Свои наблюдения
над жизнью пореформенной России
художник суммировал в грандиозном
полотне «Крестный ход в
Широко охватывая
явления современности, Репин не
мог не обратится к темам, посвященным
освободительному движению. Он выполнил,
среди других работ, «Отказ от исповеди
перед казнью» (1879 – 1885), навеянный народовольческой
поэмой Н. В. Виленкина «Последняя исповедь»,
и знаменитую картину «Не ждали» (1884) о
неожиданном возвращении в семью человека,
пострадавшего за революционные убеждения.
Картина «Не ждали» была в своем высшем
назначении моральной поддержкой тем,
кто боролся против самодержавия, ибо
их жертвы она оценивала как принесенные
в целях общего блага и грядущего счастья.
В картине «Не ждали» ссылка была настолько
длительной, что родные отчаялись дождаться
главу семьи. О тяжести протекших лет говорит
согбенная фигура матери, поднявшейся
с кресла навстречу вошедшему. Дичком,
исподлобья, смотрит готовящая уроки девочка,
совсем не запомнившая облик отца. Но восторженно
заблестел взгляд находящегося рядом
с ней брата-гимназиста, много слышавшего
от бабушки о ее герое сыне, которого он
сразу узнал по фотографиям; в изумлении
вскинулись брови сестры ссыльного, сидящей
за роялем. Напряженная пауза разрешиться
через мгновение бурной радостью. Предчувствие
этого разрешения содержит светлый колорит
произведения. Картина «Не ждали» была
в своем высшем назначении моральной поддержкой
тем, кто боролся против самодержавия.
Будучи непревзойденным
мастером, изобразителем современной
ему действительности, Репин не обошел
и исторической тематики. Такие полотна,
как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный
и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
(1885) и «Запорожцы пишут письмо турецкому
султану» (1878-1891), оказались в числе лучших
творений исторической живописи национальной
школы. Они создавались в русле общих принципов,
выдвинутых передвижничеством для исторического
жанра, но в тоже время содержали в себе
нечто новое, вносимое Репиным в историческую
картину, а именно постановку вопроса
о человеческом характере, порожденном
определенной социальной средой определенной
эпохи.
Завершающее из значительных творений мастера также принадлежало к портретному жанру – многофигурная композиция «Заседание государственного Совета» (1901 – 1903). Она содержит шестьдесят портретов, исполненных Репиным при участии учеников: Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова. Несмотря на официальный заказ высшие академические звания, которыми был уже отмечен Репин, он не поступился своими убеждениями. Произведение правдиво передает внешнюю выхолощенность и в тоже время абсолютную никчемность и бездарность правителей дореволюционной России.
Однако с
начала ХХ века в творчество художника
проникают кризисные явления, связанные
с рядом общих причин, и прежде всего с
тем, что он, как и остальные передвижники,
сложился в ту пору, когда крестьянский
вопрос являлся главным вопросом общественной
жизни, поэтому живописцу трудно было
до понимания задач нового, пролетарского
этапа революционно-освободительного
движения.
Кто из нас не помнит, как в дни нашей юности мы преклонялись перед именем Репина? Мы нетерпеливо ждали его новых произведений…, изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называвшийся репинским, и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. Они казались жизненнее самой жизни, столько в них было правды и силы. |
Яков Минченков |
(1844-1930)
Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались его до иллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане - умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни.
Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом, девятнадцатилетний юноша едет в Петербург с надеждой поступить в Академию художеств.
Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд - провинциального иконописца - в Петербург, счастьем - сознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже. Все остальное - бедность, убогое питание: ломти черного хлеба со стаканом черного чая, - оставались где-то на периферии сознания, не мешая и не заслоняя главной светлой картины.
В рисовальной школе при Бирже его покорило уверенное совершенство рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать, но безуспешно: его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже. Когда вывесили оценочный лист, он искал себя в самом конце и, не найдя там, страшно расстроился. Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал: «Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!»
Неверие
в собственную
Поступив
в желанную Академию, Репин пребывал
в «величайшем восторге и
В Академии он делает стремительные успехи: уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа. Тринадцатилетним мальчиком он попал на выучку к иконописцу, а через три года его приглашали ездить с артелями в соседние губернии расписывать церкви и писать образа. Юного Репина ценили за его мастерство и культурность и выделяли из толпы артельщиков.
В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И.Н. Крамским, который стал его наставником. В Академии их знакомство продолжилось, молодой и очень серьезный Крамской учил его понимать и видеть искусство.
Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годы пребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. Отчасти так оно и было. Как ученик он выполняет обязательные академические «программы», сюжетно далекие от повседневных тревог и волнений, от «эмпирической» реальности. Очень восприимчивый к жизни начинающий художник никак не собирается этой реальности сторониться: не без успеха пробует он свои силы в незамысловатых «домашних» жанрах («Приготовление к экзамену», 1864), пишет лиричные довольно удачные портреты близких ему людей: матери Т.С. Репиной, и брата, В.Е. Репина; своей будущей жены, В.А. Шевцовой, и другие.
Однако
во всех этих ранних
Но прежде
чем в 1873 году художник уедет
из России, он испытает свой
первый настоящий успех,
В мае 1873 года художник отправился в Европу в качестве пенсионера Академии художеств. Он посетил Всемирную выставку в Вене, где экспонировались его «Бурлаки», имевшие громадный успех.
Путешествовал по Италии и наконец обосновался в Париже, на Монмартре, где начал работу над картинами «Садко» и «Парижское кафе». Сюжеты этих произведений - фантастическая сказка и жанровая сцена «во французском вкусе» - кажутся совершенно не «репинскими».
Репин писал Стасову, что он «ужасно заинтересован Парижем, его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте». И эти картины, и адресованные в Россию частные письма отчетливо выявляют круг творческих интересов молодого живописца. Он не стал рьяным приверженцем исканий новой парижской школы, но был далек и от ригоризма некоторых своих русских коллег, склонных усматривать в импрессионизме опасность ухода от жизненной правды.
Крамской,
«душа передвижничества», был
всем этим поражен и озадачен.
«Я одного не понимаю, как
могло случиться, что Вы это
писали? …Я думал, что у вас
сидит совершенно окрепшее
«Никогда, сколько мне помнится, я не давал клятву писать только дикие организмы, - отвечал Репин, - нет, я хочу писать всех, которые произведут на меня впечатление» - и такой ответ есть не что иное, как утверждение права творческой свободы.
Эта широта
интересов, отзывчивость
Репина
упрекали в художественной
Летом
1876 года Репин снова на родине.
Ненадолго поселившись в