Творчество И.И. Левитана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:46, реферат

Описание работы

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом,
охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в
прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного
ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской
культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после
периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой
чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и
положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого
рода прельщения и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели
предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори,
но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы
проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце
мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение
конца старой, императорской России.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________ 3
Творчество И.И. Левитана __________________________________________ 5
Демократический реализм в русской живописи _______________________ 6
Выставки передвижников __________________________________________ 8
Дружба Левитана с Чеховым __________________________________________________ 12
Психологизм творчества художника _________________________________________ 17
Заключение ______________________________________________________________________ 24
Список используемой литературы ___________________________________________ 26
Список атрибуции _______________________________________________________________ 27

Файлы: 1 файл

Левитан.docx

— 54.39 Кб (Скачать файл)

документ эпохи, пейзаж, стоящий  в одном ряду с  произведениями,  обличающими

гнет, насилие и произвол царской России. Название картины -  “Владимирка”  -

у людей того времени вызывала социальные  ассоциации,  заставляя  вообразить

вполне определенные картины  жизни России. Но,  кроме  названия,  картина  не

содержит  больше  никаких  разъясняющих  элементов,  это  чистый  пейзаж,  в

котором Левитан  не  поступился  красотой  русской  природы,  не  умолил  ее

поэтической прелести и величественности.

Как  удалось  художнику  средствами  пейзажа   добиться   в   картине

социального звучания? Безусловно, главнейшим  в  картине  для  понимания  ее

смысла является образ  дороги. Она  тянется  далеко-далеко  в  глубину  среди

полей, перелесков и селений  и где-то у самого горизонта  теряется.  Кажется,

что она из края в край  пересекла  всю  страну,  вдоль  и  поперек  исхожена

людьми. Чувство щемящей  тоски возникает, когда смотришь  на  эту  дорогу.  И

воображение создает картины  людской скорби, слышатся звуки цепей  и  народный

стон. “Стонет он по полям, по дорогам, стонет он по тюрьмам, по острогам,  в

рудниках, на железной  цепи...”  (Некрасов).  Важно  в  картине  изображение

холодного, серого неба, занимающего  значительную часть холста,  по  которому

вольно бегут облака. И  конечно, основную мысль произведения  раскрывает  его

колорит. Вроде бы богата и многообразна цветовая гамма пейзажа, все  краски,

которые есть в природе, сохранены  на  полотне.  Но  все  эти  разнообразные

цвета приведены к  единой  тональности  и  звучат  как  приглушенные  краски

серого сумрачного дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЗМ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА

 

Последнее десятилетие в  жизни Левитана было особенно  плодотворным.  В

пейзажах “У омутах”, “Вечерний  звон”, “Над вечным покоем”, “Март”,  “Золотая

осень”, “Большая дорога”, “Сумерки. Стога”, “Летний  вечер”,  “Озеро,  Русь”

нашли отражение размышления  художника о смысле жизни.

Картина “У омута” проникнута мрачным предчувствием.  Сумерки.  Тяжелые

облака плывут по закатному  небу. Кустарники и деревья как  будто прячут кого-

то. Кажется, что лес полон  шорохов, живет той тайной ночной жизнью,  которой

не  знает  человек.  Узкая  тропинка,  шаткие  мостки  над  омутом  ведут  в

таинственную, полную    неизвестности чащу. Страшно остаться одному в  таком

месте.

Совсем иным чувством проникнута картина “Ветреный день”. Вероятно, это

самое радостное произведение Левитана.

“Совершенно новыми приемами и большим мастерством  поражали  нас  всех

этюды и картины, что привозил в Москву Левитан с Волги. Там,  после  упорных

трудов, был окончен “Ветреный  день” с нарядными  баржами  на  первом  плане.

Этот этюд-картина не легко  дался художнику. В конце концов  “Ветреный  день”

был окончен, и, быть может, ни одна картина, кроме репинских “Бурлаков”,  не

дает такой яркой, точной характеристики  Волги”,  -  эти  слова  принадлежат

художнику Михаилу Нестерову.

Левитан написал на Волге  множество  картин,  изобразив  и  “Пасмурный

день” и “После дождя. Плес”  и “Вечер на Волге”, но, может быть, самый  яркий

образ  вейкой  русской  реки   запечатлен   на   полотне   “Свежий   ветер”.

Ослепительно белые корабли, синяя  вода,  яркие  солнечные  блики,  огромные

баржи с товарами - все  это создает радостное  впечатление  движения,  жизни,

наполненной трудом и смыслом.

В те годы солнечные  полотна  у  художника  уступают  место  пейзажам,

проникнутым трагическим  ощущением одиночества,  тоски.  Левитан  был  тяжело

болен и его не покидала мысль о близкой смерти. Врачи  направляют Левитана  в

Италию. “Чувствую себя немного  лучше, хотя все-таки  неважно.  В  Италию  не

еду, а через  неделю-две  еду  в  Париж  посмотреть  выставки,  -  пишет  он

художнику А. М. Васнецову, - воображаю,  какая  прелесть  теперь  у  нас  на

Руси, - реки разлились, оживает  все... Нет лучше страны, чем Россия!  Только

в России может быть настоящий  пейзажист”.  Вернувшись  на  родину.  Левитан

едет  на  Удомельское  озеро.  Заброшенный  уголок  Русской  земли,  суровая

северная природа подсказали  художнику  тему  его  знаменитой  картины  “Над

вечным покоем”.

Перед нами  открывается  грандиозная  панорама:  высокий  мыс  берега,

бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми  облаками.  Мыс

кажется “плывущим”, мы  устремляем  свой  взор  вперед  по  направлению  его

движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте  и  за  тем  вверх

на небо. Три стихии -  земля,  вода  и  небо  -  охватываются  разом,  одним

взглядом, они изображены обобщенно, большими, четко очерченными  массами.  И

именно обобщенностью  изображаемого этот пейзаж отличается  от  предыдущих  -

художник создает величественный, монументальный образ природы.

На всех полотнах Левитана  природа  живет,  проникнутая  человеческими

чувствами,  настроениями,  переживаниями.  В  этой   картине   “психологизм”

приобретает новое качество:  здесь  природа  тоже  “живет”,  но  собственной

жизнью, протекающей помимо  воле  человека.  Она  одухотворена,  как  бывает

одухотворена  природа  в  сказках,  былинах.  Вода  -  мы  видим  не  просто

поверхность воды, в которой  отражается окружающее, как это привычно  нам,  а

ощущаем как единую массу, которая колышется  в  громадной  чаше  и  светится

единым белесо-свинцовым  цветом. Небо тоже объято  движением:  величественное

действие  развертывается  на  нем.  Движутся   беспорядочно   громоздящиеся,

клубящиеся, сталкивающиеся друг с  другом  облака,  более  темных  свинцово-

фиолетовых тонов и  более светлых, более тяжелых  и  более  легких.  И  только

небольшое розовое облако, выходящее из  возникшего  между  тучами  просвета,

облако, очертание которого напоминает островок в озере, спокойно  проплывает

мимо и скоро исчезнет.

“Земная” часть картины - мыс с приютившейся на нем старой  церквушкой,

деревьями, раскачиваемыми  ветром,  и  покривившимися  могильными  крестами.

Земная жизнь, которую  мы видим, включается в вечную жизнь  природы.  Раздумья

о смысле жизни, о жизни  и смерти человека, о бессмертии,  о  беспредельности

жизни рождает это полотно.

Левитан писал в одном  из писем: “Вечность, грозная вечность, в которой

потонули поколения и  потонут еще... Какой ужас, какой  страх!”. Картина  “Над

вечным  покоем”  заставляет  задуматься  над  смыслом   жизни   и   над   ее

быстротечностью. “В ней  я  весь,  со  всей  своей  психикой,  со  всем  моим

содержанием”, - говорил  об этой картине художник.

Часто бывал Левитан у  Чеховых. Дружная и сердечная  атмосфера Чеховской

семьи успокаивала  его.  Ласково  и  преданно  смотрела  на  Левитана  Мария

Павловна Чехова, сохранившая  на всю  жизнь  глубокое  чувство  к  художнику.

“Милая, дорогая, любимая  Маша”, -так начинал свои письма  к  Марии  Павловне

Левитан.

Личная жизнь художника  не сложилась. У него не было семьи, детей.  Кто

знает,  может  быть,  единственное  сильное  чувство  он  испытал  к   Марии

Павловне.

У Чехова в Крыму Левитан  встретил новый 1900 год, последний год  своей

жизни. Две недели провел Левитан с Чеховым,  рассказывал  писателю  о  новых

замыслах, о еще не написанных картинах о своих учениках..

Еще в 1898 году Левитан начал  преподавать  в  том  самом  училище,  в

котором учился сам. Он мечтал создать Дом пейзажей - большую  мастерскую,  в

которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников  Левитана

вспоминал: “Влияние Левитана  на  нас,  учеников,  было  очень  велико.  Это

обусловливалось не только его авторитетом  как  художника,  но  и  тем,  что

Левитан был разносторонне  образованным человеком... Левитан умел  к  каждому

из нас подойти творчески, как художник; под его  корректурой  этюд,  картины

оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках  в  его  собственных

картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые”.

Когда открылась пейзажная  мастерская, почти половина  большой  комнаты

была отведена под уголок леса, в  котором  были  ели,  небольшие  деревья  с

желтыми листьями, зеленый  мох, дерн, кадки с  папоротниками.  Свет  из  окна

падал так, как бы он падал  на лесной поляне. И. Е. Репин  в  один  из  своих

приездов в училище  был поражен  этой  мастерской.  Левитан  советовал  своим

ученикам не ограничиваться поисками удачной  композиции,  нужного  колорита.

Главной задачей пейзажиста он считал создание  образа,  способного  передать

жизнь природы. Часто Левитан  привозил в мастерскую цветы. Он  говорил  своим

ученикам, что цветы надо писать так,  чтобы от  них  пахло  не  красками,  а

цветами. “Полезно с натуры сделать  два-три  мазка,  а  остальное   доделать

дома, -  говорил  Левитан.  -  Запоминать  надо  не  отдельные  предметы,  а

стараться схватить общее, то,  в  чем  сказалась  жизнь,  гармония  цветов”.

Левитан был очень внимателен к своим ученикам. От его  пристального  взгляда

ничего нельзя было скрыть. Он  видел,  что  одному  трудно  найти  форму,  а

другой подражает признанным авторитетам. Иной раз Левитан замечал,  что  его

ученики материально нуждаются, и немедленно оказывал им помощь.  Помогал  он

очень тактично, не обижая. Летом  ученики Левитана  выезжали  на  этюды.  Так

было и летом 1900 года. Ученики  Левитана  поселились  в  Химках.  Они  ждали

своего учителя и написали ему шуточное письмо,  в  котором  сообщали,  между

прочим,  что  уже  грачи,  чьи  гнезда  чернели  на  деревьях   возле  дачи,

соскучились и все время  кричат: “Где Левитан, где Исаак  Ильич?”  В  ответном

письме Левитан, всегда ценивший шутку, писал:  “Передайте  грачам,  что  как

только встану - приеду. А  если будут очень надоедать, попугайте:  не  только

приедет, но и ружье привезет”.

Но  Левитан  уже  не  встал.  “Как   Левитан?   Меня   ужасно   мучает

неизвестность. Если что  слышали,  то  напишите,  пожалуйста”,  -  спрашивал

Чехов из Ялты 0. Л. Книппер. Тревога  Чехова была не напрасной.  22  июля  (4

августа) 1900 года Левитан  умер.

Свою последнюю большую  картину художник назвал “Озеро, Русь”.  Широкая

гладь  воды  отражает  облака,  освещенные  солнцем.  На   дальнем   берегу,

насколько видит глаз, поля, деревушки,  купола  церквей.  Все  в  картине  -

солнце, ветер,  несущиеся  облака  -  пронизано  ощущением  счастья.  Трудно

поверить, что это полотно  писал  умирающий  художник.  Казалось,  он  хотел

сказать: “Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет.  Не

бедность, не смирение и страдания  удел России, она вся - в будущем”.

В картине “Озеро, Русь”  Левитан особенно приближает  чистый  пейзаж  к

человеческой жизни.  Радостный,  полный  солнечного  света,  воздуха  пейзаж

картины с ее торжественными просторами земли и неба  кажется  олицетворением

праздничного дня в  деревне.

Основой  этого  предельно  возможного  приближения  образа  природы  к

Информация о работе Творчество И.И. Левитана