Творчество И.Н.Крамского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:52, реферат

Описание работы

Учился в Острогожском училище, где и кончил курс с похвальны ми листами по всем предметам — 12 лет от роду. В тот же год лишился отца, писаря городской думы. В той же думе упражнялся в каллиграфии, служил посредником по полюбовному межеванию. А когда минуло шестнадцать, представился случай вырваться из Острогожска с харьковским фотографом, снимавшим в нашем городке войсковые учения.

Содержание работы

1. Биография
2. Творчество
3 .«Неизвестная»(1883)
Заключение
Литература
ТВОРЧЕСТВО И.Н.КРАМСКОГО

Файлы: 1 файл

реферат Крамской.docx

— 40.87 Кб (Скачать файл)


Белорусский государственный  университет культуры и искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

1. Биография

2. Творчество

3 .«Неизвестная»(1883)

Заключение

Литература

 

  1. Иван Николаевич Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года в Воронежской губернии. Вот что он сам писал в автобиографии о своем происхождении и первых двадцати годах жизни: «Я родился в уездном городке Острогожске, в слободе Новая Сотня, от родителей, приписанных к мещанству...

Учился в Острогожском училище, где и кончил курс с похвальны  ми листами по всем предметам — 12 лет от роду. В тот же год лишился  отца, писаря городской думы. В той  же думе упражнялся в каллиграфии, служил посредником по полюбовному межеванию. А когда минуло шестнадцать, представился случай вырваться из Острогожска  с харьковским фотографом, снимавшим  в нашем городке войсковые  учения. С этим фотографом и объехал  в течение трех лет половину России в качестве ретушера и акварелиста». Он был пятый ребёнок. С раннего детства Ваня любил рисовать, а когда рисовать было нечем, он лепил из глины. В четырнадцать лет Крамской объявил о своём намерении стать художником. Мать очень отговаривала сына. "Петром Аггеевичем хочешь быть, — горько говорила она, — Петром Аггеевичем!" Петр Аггеевич был спившийся опустившийся острогожский живописец.

Пятнадцати лет от роду он поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года.

Происхождение Крамского было демократическим, разночинным. Эпоха в России наступала  вполне разночинная — проведение либеральных реформ Александра II сопровождалось массовым наплывом разночинцев во все  сферы общественной и художественной жизни. В последней Крамскому  предстояло сыграть виднейшую роль. В 1857 году он появился в Петербурге и, не имея никакого систематического художественного образования, дерзнул  «подать документы» в Академию художеств. Успешно сдал экзамены и оказался студентом Академии!

Шесть лет провел в ее стенах. Жизнь  его была нелегкой, приходилось постоянно  искать источники пропитания.  Пригодились  Крамскому навыки, приобретенные  в прежних скитаниях. В 1851 году Андрей Деньер, окончивший Академию за два  года до этого, открыл собственное «дагерротипное заведение». На самом деле «заведение»  было одним из первых российских фотоателье. Не терпя грубой обработки фотографий, он поручал эту работу художникам — в частности, и Крамскому, который  пришел к Деньеру в 1857 году и вскоре прослыл «богом ретуши». Из Академии молодой живописец ушел с громким  скандалом, сделавшим его имя  общеизвестным. Новые идеи носились в воздухе, молодежь зачитывалась «Современником», а Чернышевского числила гением и пророком.  1863 год — знаменитый «бунт 14-ти», когда четырнадцать выпускников  Академии во главе с Крамским, возмущенные  тем, что им запретили писать конкурсную картину на «свободную» тему, предложив  вместо этого очередную мифологическую историю, отказались соревноваться  за Большую золотую медаль и хлопнули дверью. Они организовали коммуну  под названием «Артель художников», старостой и вдохновителем которой  стал Крамской. В реальности все  оказалось не столь гладко. Проблемы дали о себе знать буквально на следующий день после возникновения  «Артели». Некоторые ее участники  скрывали свои доходы (декларировались  отчисления в размере 10% частных  денежных поступлений и 25% заработка  за «артельные» работы). Многие ученики шли из Академии к молодому Крамскому, среди них был и И.Е. Репин. С первой встречи между ним и Крамским завязались тёплые дружеские отношения.

С ростом популярности «явилась, —  по словам Крамского, — у некоторых  жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Художник в  конце концов изнемог в безнадежной  борьбе за «нравственное единство»  и в 1870 году покинул «Артель» (она  вскоре после этого распалась). Любящий  муж и заботливый отец, Крамской часто писал свою семью. «В парке. Портрет жены и дочери» (1880) - одна из таких работ. Бытовыми вопросами  в «Артели» занималась жена Крамского, Софья Николаевна Крамская (в девичестве Прохорова). Познакомился Крамской с  ней, когда она жила в гражданском  браке с другим художником — неким  Поповым, официально женатым на другой женщине. Потом Попов уехал за границу, и репутация молодой  женщины «пала».

В этот момент ей и протянул руку Крамской, взяв «на свой счет» все негативные оценки поведения его избранницы. Брак оказался счастливым — Софья  Николаевна родила художнику шестерых прекрасных детей (два младших сына, умерли в детстве) и всегда была его  ангелом-хранителем. Бросив «Артель», Крамской не пустился в «автономное» плавание — он страстно увлекся  идеей Г. Мясоедова об организации  нового «московско-петербургского»  художественного объединения, которому было суждено войти в историю  России под именем «Товарищество  передвижных художественных выставок». Устав Товарищества так формулировал его цели: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; 2) развития любви к искусству в обществе; 3) облегчения для художников сбыта их произведений». В эти годы Крамской сблизился с П. М. Третьяковым. Они некоторое время присматривались друг к другу, а потом крепко подружились — впоследствии Крамской был главным советником знаменитого мецената и исполнителем ряда его заказов.

Начало 1870-х годов в жизни  Крамского ознаменовалось еще одной  дружбой — на этот раз трагической. Даровитого пейзажиста Федора Васильева (1850—1873), сгоревшего от чахотки, Крамской называл «гениальным мальчиком».

 Несколько раз Крамской ездил  за границу — в последний  раз это случилось в 1884 году. Но к исканиям новейшей живописи  он остался равнодушен. «Мимолетное»  его не интересовало — он  ощущал себя пророком, бьющим  в набат, и страшно огорчался,  когда ему казалось, что его  не слушают. Оставаясь одним  из главных экспонентов на  передвижных выставках — начиная  с Первой, организованной в 1871 году, и до 16-й, состоявшейся в  год его смерти, — Крамской  переживал не только успехи, но  и непонимание, и отторжение, и  злую критику. Не все ладно  было в самом Товариществе.

Свой последний автопортрет («Крамской, пишущий портрет своей дочери») наш герой создал в 1884 году, когда  лечился от сердечной болезни  на юге Франции. Большинство передвижников  обвиняет его во всех смертных грехах — и в том, что его работы стали «неискренними», и в том, что он «предал идеалы», приняв заказ  на выполнение портретов членов царской  семьи, и в панславизме, и в  роскоши, в которой он якобы погряз, и даже в том, что он носит модные красные чулки.

«От меня почти все отвернулись... Я чувствую себя оскорбленным», —  сокрушался Крамской в конце жизни. Между тем у художника все  сильнее болело сердце. В 1884 году, живя в небольшом французском городке, он лечился под наблюдением русских  врачей, а в свободное от лечения  время давал уроки рисования  своей дочери Соне — в будущем, на рубеже веков, достаточно востребованной художнице. Ушел он из жизни за работой, у мольберта. В последний свой день, 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1887 года 

 

  1. В 1865 году профессор Марков, бывший учитель Крамского в Академии, пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя. Из-за болезни Маркова всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

С самого начала своего творчества Крамской определился как портретист. Среди  ранних работ выделяется овальный Автопортрет (1867) и портрет жены (1866-1869),изображенной за чтением в саду на фоне заката.

На Первой передвижной выставке товарищества он представил картину Русалки(1871) , написанную по  повести Майская ночь Н.В.Гоголя. Обратившись к поэтическому мотиву, художник расширил жанровые представления, бытовавшие в русской живописи 1860-х годов, и создал бессобытийный жанр. Это лирико-романтическая линия творчества нашла свое продолжение как в иллюстрациях к Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, так и в целой группе «поэтических» работ Крамского (Девушка с распущенной косой,1873; Осмотр старого дома,1874).

В портретах М. К. Клодта, Ф.А.Васильева(оба 1871) и скульптора М. М. Антокольского (1871)исполненных в технике монохромной живописи ,Крамской бросил вызов фотографии, ставшей популярной в эти годы. Каждый портрет выделяла емкость и глубина психологической характеристики. Тем самым Крамской утверждал, что только искусству доступно внутренне сходство.

На II передвижной Крамской выставил картину Христос в пустыне(1872). Тема Христа оказалась едва ли не самой важной  в дальнейшей судьбе художника. Над «вторым томом Христа -картиной Хохот(1876-1887) – художник работал до конца своих дней.

История восприятия полотна богата противоположными суждениями. Изображенного  Крамским Христа называли революционером-нигилистом и Богочеловеком, в нём видели конкретный образ современника и  в то же время находили «отвлеченный абстракт идеи», «иероглиф мысли». В  связи с картиной поднимались опросы религиозного и мистического, философского и нравственного характера.

Письма Крамского раскрывают глубину  и важность постановки  вопросов христианского мировоззрения в жизни художника.  В них отражен процесс мучительно долгой работы над самим полотном, которое писалось по выражению художника «слезами и кровью».

Крамской не сомневался в исторической достоверности Евангелия, в действительности существовании Христа. Для него Христос – реальная историческая личность, «действительный человек», но вместе с тем «мирный человек», «легендарный», «человек любви всеобъемлющей». Он называет его то «сыном человеческим»,то «сыном Божиим»,то равным, то неравным Богу. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Эстетика картины лежит в границах того, чем с собственным мыслимым образом, нисколько не претендуя на универсальность. Созданный им образ не божественный и не сверхъестественный. А «правда лица» зависела не от принятого канона, а от подлинности отношения художника, от его веры. «И на вопрос зрителей: «Это не Христос, почему Вы знаете ,что он был такой?» Я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», - писал художник. 

Спокойно смотрят его модели из серого, «муругого» пространства портретных фонов. Детали костюма, внешней обстановки менее всего интересуют художника, порой остаются едва прописанными. В объектив художника, прежде всего, попадают лица и руки ,которые пишутся при помощи излюбленного приема Крамского – светотени, выявляющей «сердечные движения».  Именно в лице заключается самое важное и значительное. Оно выделяется светом, проникающим в самые глубины человеческого существования. Этот приём Краской возводит в принцип своего портретирования. Сдержанность в изображении подробностей предполагает такое художественное измерение, которое обнаруживает внутреннее содержание личности, её мироощущение. Он утверждает лучшее в человеке, изображая модель в состоянии духовного и душевного напряжения, отбросив пелену житейского и повседневного.

Духовная стойкость, незаурядный  ум переданы в портрете Л.Н. Толстого (1873) одном из лучших произведений русской живописи второй половины ХIХ века. Собранная воля, подвижническая решимость почувствованы Крамским в портрете М.Е. Салтыкова-Щедрина (1879). В портрете Д.В. Григоровича (1876) за изящной светскостью жеста, ярко характеризующего по призваниям современников, его манеры, в усталом взгляде обнаруживается драма писателя, пережившего собственный успех и литературной призвание. Под сильным впечатление от встреч с неизлечимо больным поэтом был создан своеобразный портрет-картина Некрасов. В период « Последних песен» (1877-1878),ставший живописным памятником человеку, сумевшему противостоять смерти в момент творческого порыва.  Свидетельство близких отношений Крамского и Третьякова стал небольшой камерный портрет коллекционера(1876),оставляющий впечатление подвижнической строгости и внутреннего благородства модели.

С  середины 1870-х годов в творчестве Крамского становится особенно заметно увлечение искусством Запада. Он интересуется современной французской живописью, изучает наследие старых европейских мастеров: Ван Дейка, Веласкеса, Рембрандта. В портретах В.Н. Третьяковой, С.Н. Крамской (оба -1879),В.В.Самойлова(1881) художник претворяет традиции старой испанской живописи. А портрет художника А.Д. Литовченко отличает свободно энергичное письмо, что позволяет говорить об определённых перекличках с искусством Мане и Дега.

«Я всегда любил человеческую голову», - говорил художник, стремясь увидеть в своих современниках такие качества человеческой натуры, которые меняются с течением времени.

В конце 1870-х – 1880-е годы в жизни Крамского наступил период тяжёлого кризиса. Он тяжело пережил смерть Ф.М.Достоевского, был неудовлетворен ходом работы над картиной Хохот, так и оставшейся неоконченной. «я сломлен жизнью и далеко не сделал того, что хотел и должен был», - писал он П.М.Третьякову.

 В эти годы к Крамскому  пришла слава общеизвестного  и даже «модного» портретиста.  Он писал портреты императора, императрицы, великосветской знати,  давал уроки рисования цесаревнам. И при этом с болью отмечал  ,что устал иметь дело с публикой, что работа на заказ начинает  все более тяготить его. 

Депрессия и болезнь, одолевшие Крамского эти годы жизни, глубоко омрачили его существования. В то же время, словно внутренне сопротивляясь безрадостной реальности, он много работал. Свидетельство тому – глубокое, осмысленное, выстраданное искусство Крамского последних лет, непрекращающиеся творческие поиски, создания необычайно выразительных образов. Среди них блестящих портреты И.И. Шишкина(1880),А.С.Суворина(1881),дочери С.И.Крамской(1882),В.С. Соловьева(1885).

В 1880-е годы Крамским написано несколько  значительных картин. Преображения человека под воздействием таинственных сил  природы оказывается главным  для художника в картине Лунная ночь(1880). Часть демократической публики восприняла это произведение как явление салонного искусства, внешне красивое, но поверхностное. Ещё более резким оценкам подвергалась картина Неизвестная(1883).

Картина Неутешное горе(1884)по своему замыслу имеет глубоко личный характер . Она написана под впечатлением смерти двух младших сыновей художника и воплощает «драму человеческого сердца», драму личности, ищущей при столкновении трагическими обстоятельствами опору в себе. В облике матери, изображенной в глубоком трауре, звучит безмолвное отчаяние,глухая боль и в то же время огромная внутреняя сила,готовность противостоять горю,миру,судьбе. Картина Неутешеное горе была приобретена П.М.Третьяковым,несмотря на возникшее в 1880-е годы непонимание между собирателем и художником.

Информация о работе Творчество И.Н.Крамского