Творчество В.А.Серова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:17, доклад

Описание работы

Счастливо одаренный от природы, выросший в атмосфере искусства Серов прожил жизнь, полную напряженных, часто мучительных творческих исканий. С раннего детства Серова окружала атмосфера творчества: его отец был известным композитором, а мать - талантливой пианисткой. Он учился в петербургской Академии Художеств у И.Е.Репина и П.П.Чистякова, дружил с М.Врубелем и К.Коровиным, входил в знаменитый абрамиевский кружок.

Файлы: 1 файл

серов.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

"Угрюмый  и задумчивый, Серов в душе  своей носил удивительный юмор  и смех. Он умел подмечать в  самых простых обыденных вещах  их оригинальность и умел так  их передавать в своих рассказах,  что они облекались в невероятно  смешную форму... Смех его был  чрезвычайно тонок." (Коровин К.А.) 

Счастливо одаренный  от природы, выросший в атмосфере  искусства Серов прожил жизнь, полную напряженных, часто мучительных  творческих исканий. С раннего детства  Серова окружала атмосфера творчества: его отец был известным композитором, а мать - талантливой пианисткой. Он учился в петербургской Академии Художеств у И.Е.Репина и П.П.Чистякова, дружил с М.Врубелем и К.Коровиным, входил в знаменитый абрамиевский кружок. В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха, имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве. Задачи пленэрной живописи решал здесь 22-летний художник с последовательностью истинного мастера. Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. Обостренное чувство времени, нетерпимость Серова ко всякой фальши делают многие его работы источником для постижения жизни России на рубеже XIX и XX столетий.  
С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь. Домотканово», 1895), картины на исторические и мифологические темы, иллюстрировал книги, создавал театральные афиши и эскизы к постановкам. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени. Его отличало глубокое проникновение во внутренний мир человека, он был непогрешимо правдив в своих характеристиках и с феноменальной требовательностью к себе и упорством стремился к полноте раскрытия образа. Художник написал огромную галерею портретов людей разных профессий и сословий, членов царской фамилии и удивительные детские образы, заслуженно считающиеся вершиной его творчества. Портреты И.Е.Репина, К.А.Коровина, И.И.Левитана, Н.С.Лескова, А.М.Горького, А.П.Чехова, Н.А.Римского-Корсакова, Ф.И.Шаляпина, М.Н.Ермоловой, В.И.Качалова, К.С.Станиславского, Т.П.Карсавиной — в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX — начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. «Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе. Раскрытию замысла помогает и образ Иды Рубинштейн - знаменитой актрисы и танцовщицы, жизнь которой проходит перед тысячами глаз, и новые изобразительные средства, близкие модерну используемые Серовым. Работа была плохо принята современниками и товарищами по искусству, и лишь после смерти художника портрет оценили по достоинству. Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников. Портреты Ф.Ф.Юсупова, О.К.Орловой, В.О.Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни». По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели». Боль, гнев, возмущение вызвало у Серова, человека демократических убеждений, кровавое подавление народных демонстраций 9 января 1905 г. Он отказывается от звания члена Академии художеств. В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира. Чувством проникновенной любви к родине полны пейзажи художника и произведения, посвященные русской деревне, — «Заросший пруд. Домотканово», «Баба с лошадью».  
 
В истории России Серову особенно интересно петровское время. В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна. Свинцово-серая гамма красок, динамичный строй всего произведения передают энергию созидания суровой и великой для России эпохи. Портреты, иллюстрации к басням И.А.Крылова, выполненные художником в области графики, отмечены лаконизмом, меткостью характеристик, превосходным владением различными техниками. Рисунок, изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей), исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. Пластически совершенны, легки, музыкальны линии рисунка на голубом фоне грунтованного холста. Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины. Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей). Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе—1910, Государственная Третьяковская Галерея). В своем творчестве Серов продолжил демократические традиции русского искусства XIX в. и во многом предопределил пути развития искусства XX в. Персональный сайт Серова - vserov.ru. 

Валентин Серов - прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.

  

 

Обновление: 10 июля 2012 - статья Германа НедошивинаСудьба античного наследия в работах Серова.  
 
Обновление: 17 марта 2011 - статья Алексея Федорова-Давыдова Пейзаж в творчестве Серова.  
 
Обновление: 9 мая 2010 - ко Дню Победы предлагаем Вашему вниманию монографию И.Грабаря о жизни и творчестве Валентина Серова.  



Этот сайт посвящен великому мастеру Валентину Серову, здесь вы можете ознакомиться практически со всеми важными работами художника, его биографией, хронологией жизни, его фото и прочей полезной информацией. Надо заметить, что при сопоставлении первых шедевров Серова - Девочки с персиками или Девушки, освещенной солнцем - с поздними, последними работами (портретом Иды Рубинштейн илиПохищением Европы) может показаться, что работы, которые разделяет менее четверти века, написаны разными художниками, или, точнее, художниками из разных эпох. Но, в сущности, так оно и было. Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы "поворотами" или "переломами" в художественном мире и в собственном серовском творчестве. В 1887 году, когда была написана "Девочка с персиками", умер Крамской, крупнейший портретист, чье творчество долгие годы было знаменем передвижнического реализма. В расцвете сил и славы тогда были Суриков, Репин, Поленов. На передвижной выставке 1887 года экспонировались "Боярыня Морозова" Сурикова и "Христос и грешница" Поленова, а Репин годом позже завершил "Не ждали". Это было время высшего расцвета передвижничества, но одновременно и начало того перелома, который Игорь Грабарь назвал "поворотом от идейного реализма к реализму художественному". О том, что такое "идейный реализм", с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: "Ученики спорили, жанристы говорили: "важно, что писать", а мы отвечали – "нет, важно, как написать". Но большинство было на стороне "что написать": нужны картины "с оттенком гражданской скорби"... Ученики Училища живописи были юноши без радости. Сюжеты, идеи, поучения отягощали их головы. Прекрасную жизнь в юности не видели. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять... Я помню, что один товарищ по Школе, художник Яковлев, был очень задумчив, печален, вроде как болен меланхолией... Мы допытывались, что с ним случилось. "Сюжеты все вышли", - отвечал он нам со вздохом отчаяния". Серов с самого начала оказался на стороне "как написать". "Правда ли, что вы не признаете картин с содержанием?" - спросил его как-то критик Стасов, знаменитый апологет передвижничества. "Не признаю, - ответил Серов, - я признаю картины, художественно написанные". На фоне картин с оттенком гражданской скорби "Девочка с персиками" Серова оказалась удивительным открытием - открытием возможности радоваться безотносительно прекрасному - свету, весне, юности - тому, что восхитительно "само по себе", вне каких-либо соображений морали или "гражданственности".  
 
Когда в 1889 году Павел Третьяков приобрел для своей галереи "Девушку, освещенную солнцем" Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный "шестидесятник" и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке где экспонировалась серовская картина, и во всеуслышание ругался: "Это не живопись, это какой-то сифилис!". В этой грубости явственно обнаружилась пропасть, разделявшая молодого Серова и его коллег из передвижнического цеха, многие из которых, в том числе Прянишников, тогда считались корифеями русской живописи (Прянишников, кстати, был преподавателем Московского училища живописи в те годы, о которых вспоминал Коровин). "Они были художники, - писал Коровин, - и думали, что и мы будем точно такими же их продолжателями и продолжим все то, что делали они. Они радовались и восхищались, что мы вот написали похожее на них. Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас-то своя любовь, свои глаза, и сердце искало правды в самом себе, своей красоты, своей радости". Серов, ученик Репина, "пасынок передвижничества", по выражению Михаила Нестерова, буквально с первых шагов в искусстве оказался "чужим", ни на кого не похожим художником. Одновременно с Серовым создавал свои первые шедевры Врубель - в 1886 году, годом раньше "Девочки с персиками", написана его "Девочка на фоне персидского ковра". Эти два девичьих портрета, созданные практически одновременно, образуют удивительную контрастную пару: сумрачный траурный, ночной колорит, восточная пышность, преизбыточная роскошь и статика у Врубеля; пленэрная живопись, светлые серебристые тона, ясность мотива, оживление и радость в самом движении кисти, как и в характере модели, - у Серова. Интересно, что при этом обе работы имели своим первоисточником живопись старых мастеров, в первую очередь художников венецианского Возрождения. Двадцатидвухлетний Серов писал невесте из Венеции о своем увлечении "мастерами XVI века Ренессанса": "Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть - беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное". Как заклинание двукратно повторено "хочу, хочу отрадного", потому что в нынешнем веке Серов отрадного не видит, оно где-то там, у беззаботных старых мастеров. Для русских художников первой половины XIX века Италия была землей обетованной и шедевры европейского искусства - лучшей школой. Но к 1880-м годам эта школа оказалась основательно забытой. Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт - все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали "подражательным и раболепным". Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже, с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности обучения у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры. И, стало быть, намерение Серова писать "только отрадное" означало не что иное, как соединение "порванной связи времен", возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка - качества, совершенства, красоты, гармонии - соображениями, почти забытыми искусством середины века...  

Валентин Александрович  Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец — Александр  Николаевич Серов был известным  композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать, пережившая сына, — пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались “петербургские знаменитости”.

После смерти отца в 1871 году мальчик стал чувствовать себя одиноким: увлеченная музыкой, мать не очень баловала его своими заботами. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874 — 1875 года Валентин брал уроки у автора “Бурлаков”.

“Он с таким  самозабвением впивался в свою работу, — вспоминал Репин, — что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве”.

Занятия Репина с Серовым продолжались потом  и в Москве, приобретая всё более  систематический и серьёзный  характер. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи. Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе ходили на этюды в Абрамцево летом 1879 года, вместе совершили и поездку в Запорожье. Это была великолепная школа для юного Серова. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна — того самого, который позировал Репину для картины “Крестный ход в Курской губернии” — Репин сказал ему: “Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию”. И с рекомендательным письмом Репина к Чистякову Серов едет осенью 1880 года в Петербург, блестяще выдерживает экзамен, становится учеником Академии художеств. С присущим ему неторопливым упорством он осваивает “чистяковскую систему” строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними способностями. “Чистяков повторял часто, — пишет Репин, — что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени”.

В 1885 году Серов  уходит из Академии. Ему уже нечему было в ней учиться, а к академическим  наградам и диплому он был равнодушен. Его влечет свободная творческая работа. Он уже почувствовал себя вполне самостоятельным художником. Написанная им осенью того же года этюдного характера картина “Волы”, находящаяся сейчас в Третьяковской галерее, подтверждает это. Простая по сюжетному мотиву и по композиции, она отличается свежестью живописи и благородством общего тона. В гармонию золотистых и серебристо-серых тонов он привел и скотный двор с его постройками, и кусочек осеннего пейзажа, и первопланные фигуры белого и черного волов, неторопливо жующих сено. А брошенная на телегу розоватая тряпка, разработанная Серовым с тем же богатством цветовых и световых рефлексов, как и все остальное, как бы держит всю цветовую композицию картины.

“В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное”, — говорит Серов два года спустя. И он создает такие два шедевра русской школы живописи, как “Девочка с персиками” (1887) и “Девушка, освещенная солнцем” (1888).

В “Девочке с  персиками” изображена дочь С. И. Мамонтова  — Вера. Он подсмотрел в жизни естественно-непринужденную позу присевшей на мгновение за стол с персиками девочки, о чем-то вдруг неожиданно задумавшейся. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается “девочка в розовом” с приколотой к черному банту красной гвоздикой. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, — вот, в сущности, тема картины. И никто ещё из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. “Девочка с персиками” — лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение — человека.

В “Девушке, освещенной солнцем” нет уже такой непосредственной поэтичности, хотя она также проникнута тихой радостью бытия. Вместо скрытно-порывистой позы “Девочки с персиками”, и живого блеска брошенного в сторону взгляда, перед нами спокойно сидящая, прислонившись к стволу дерева, девушка со спокойно положенными на колени руками. Доверчиво смотрит она на нас широко открытыми светло-серыми глазами; невозмутим её душевный мир, ясный как этот солнечный день под липами старого парка. Обе эти картины имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве, до сих пор считаются жемчужинами отечественной живописи.

“Все, чего я  добивался, — говорит Серов о своих работах этих лет, — это — свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах”. Упорно добиваясь “свежести живописи при полной законченности”, Серов замучил многодневными сеансами и Веру Мамонтову и свою двоюродную сестру М. Я. Симонович, позировавшую ему в Домотканове для “Девушки, освещенной солнцем”. Но цели своей он добился: они кажутся написанными по первому впечатлению, без труда и творческих мучений. Обе эти картины имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве, до сих пор они считаются жемчужинами отечественной живописи.

Красоту утонченно-нервного облика Левитана, его высокую интеллигентность, утомленно-печальный взгляд затененных на бледном лице глаз запечатлел Серов  в портрете И. И. Левитана 1893 года. Изящно проста его поза, портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного кресла. Прост и красив колорит портрета, решенный в мягком созвучии темно-серых тонов фона, темно-синего костюма, золотисто-охристого кресла и смугло-бледного лица и руки, оттененных белоснежной полоской воротника и пятном манжет. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову — не очень.

Больше Серов  был удовлетворен портретом писателя Н. С. Лескова, написанного в 1894 году, предельно простым по композиции и сильным по колориту. На редкость впечатляющ смятенно-тревожный взгляд Лескова, точно предчувствующего свою скорую смерть.

С 1894 года состоит  членом товарищества передвижных художественных выставок, а с 1897 по 1909 годы художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Воспитал целую плеяду будущих новаторов: Н. Н. Сапунова, И. И. Машкова,П. В. Кузнецова, Н. П. Крымова, К. С. Петрова-Водкина, С. Ю. Судейкина и других.

Продолжение

Валентин Александрович  Серов родился в Петербурге седьмого января тысяча восемьсот шестьдесят пятого года в семье известного композитора  А.Н.Серова. (В зрелом возрасте художник написал портрет своего отца за работой). С раннего детства маленького Валентина окружала атмосфера творчества, труда и искусства. Кроме музыкантов, в их доме бывали знаменитые в то время художники Марк Антокольский, Илья Репин. 
К тому же сами родители будущего великого портретиста были внимательными почитателями живописи и рисования. Редкая внимательность, ум и художественные способности к рисованию пробудились у Серова рано, а обстоятельства, в которых он развивался, благоприятствовали развитию его врожденного дара. 
Сначала он учился у германского офортиста Адольфа Кемпига, затем его учителем стал знаменитый Илья Репин, которому мать Серова показывала рисунки своего сына. В итоге ученик превзошел своего учителя по всем статьям...

Информация о работе Творчество В.А.Серова