Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:17, доклад
Счастливо одаренный от природы, выросший в атмосфере искусства Серов прожил жизнь, полную напряженных, часто мучительных творческих исканий. С раннего детства Серова окружала атмосфера творчества: его отец был известным композитором, а мать - талантливой пианисткой. Он учился в петербургской Академии Художеств у И.Е.Репина и П.П.Чистякова, дружил с М.Врубелем и К.Коровиным, входил в знаменитый абрамиевский кружок.
Репин начинает
заниматься со своим талантливым учеником
сначала в Париже, а затем в Москве и в
Абрамцеве. Примечательно, что будучи
в Париже, Репин ни словом не обмолвился
о возможности и необходимости обучения
у старых великих мастеров европейской
живописи. "Натура, натура и еще раз
натура", - говорил Репин, для которого
"правда жизни" была единственно
верным путем в живописи. |
Совершенство серовского рисунка
необыкновенно высоко. Глубина психологического
воздействия рисунков художника объясняется
умением найти точные изобразительные
средства и в совершенной форме воплотить
многогранную картину жизни. Портреты
работы Серова - "Портрет Портретыч",
как шутя называл этот жанр сам художник,
- не просто физически точная передача
черт индивидуального лица человека, но
- мир, в котором живет изображаемый человек.
Само собой, Валентин Серов, как и всякий
настоящий художник, прекрасно владел
не только маслянной живописью, но и рисунком
карандашом.
Казалось, его гений не знал трудностей
ни в одной из техник и ни в одном из жанров
изобразительного искусства. Все давалось
ему одинаково легко и просто, словно поэту
Пушкину. Он первым из русских художников
возвел рисунок карандашом из статуса
"простого наброска" в ранг самостоятельного
произведения искусства.
Многочисленные портреты карандашом и
углем отмечены такой же живостью в передаче
характера модели и совершенством в исполнении,
как и работы маслом.
Серов является, пожалуй, единственным
русским портретистом, в работах которого
окончательно стирается граница между
станковым портретом, этюдом, наброском
или рисунком карандашом - остается только
портрет, только человек. На этой и двух
предыдущих страницах вы можете увидеть
некоторые из рисунков мастера, как в жанре
портрета, так и анималистики.
Случайная цитата о Серове: "Интересен рассказ Софьи Олсуфьевой о том, как создавался ее портрет. "Юрию (супругу Олсуфьевой) хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. Серов пришел, посмотрел исподлобья, попросил переменить несколько раз позу и сказал, как отрезал: - "Вы не привыкли в бархате ходить. Надо другое платье". А я и правда не любила богатых платьев. Выбрал он композицию совершенно случайно... Было свежо, я сидела дома одна, в сереньком будничном платье, накинула на плечи теплый шарф. Неожиданно вошел Серов: - "Вот так и буду вас писать. Это лучшее, что можно выбрать"... Я подошла погреться к печке и положила руки на теплые изразцы. Серов быстро стал делать наброски, и сколько мы с ним ни спорили, настоял на своем и выбрал эту позу".
Известно, как
мучительно долго писал Серов
свои портреты. Число сеансов у
него редко бывало менее сорока,
а доходило и до ста. Для того чтобы
уметь писать долго, не засушивая живописи,
а добиваясь все большей ее свежести и
свободы, надо уметь писать и быстро. Серов
владел искусством и сверхбыстрой работы.
Его он добился особым, чисто серовским
скоростным методом карандашных зарисовок
и набросков. |
Случайная цитата о Серове: "Трудно найти, даже во всем творчестве Левитана, что-либо более поэтичное и прекрасное, полнее синтезирующее своеобразную прелесть русской природы, нежели серовский «Октябрь» или «Бабу в телеге». По своей прямо классической простоте, по непосредственности впечатления, по искренности такие картины должны встать рядом с лучшими произведениями старых голландцев и барбизонцев."
Случайная цитата о Серове: "Это был замечательный человек. Из всех людей искусства ... он - самое яркое и дорогое воспоминание. Серов не торговал талантом и заказ принимал, только если ему нравилась модель." (князь Юсупов Ф.)