Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:27, контрольная работа
Творчество Владимира Лукича Боровиковского относиться к очень не простому, переломному моменту русской истории, культуры и искусству. Изображая героев своего времени, он всегда оставался в стороне, не гнался за известностью, не рвался в Адамики. Он как безмолвный свидетель времени запечатлевал на своих полотнах известных, влиятельных и красивых людей эпохи.
Портретная миниатюра – это синтез многих видов искусства. В ней присутствуют элементы живописи и ремесленничества, она одновременно является и произведением искусства и бытовой вещью. Как ярко подметил известный исследователь данного вида живописи А.А. Караев: миниатюра – это выразительный элемент «магии оживления».
Боровиковский «…писал главным образом маслом… вместе с тем художник свободно варьировал формат и размеры изображений от самых маленьких, миниатюрных до средних и сравнительно крупных, в четверть или даже в половину натуры». [1,стр.71]
Наиболее ранним миниатюрным портретом Боровиковского считается портрет Е.М.Олениной (Третьяковская галерея, 1791 г.), жены одного из друзей Львова.
Более искусно, с художественной точки зрения выполнен портрет архитектора А.А. Менеласа (Третьяковская галерея, 1791 г.). Рассматривая этот портрет можно понять, что художник превосходно чувствовал характер портретируемого. «Это истинно творческая личность романтического типа. Такому впечатлению помогает и фон – облачное небо и башни старинного замка, каких много на родине архитектора в Шотландии». [6, стр.21]
Самым совершенным портретом Владимира Лукича, выполненным в миниатюре, знатоки творчества Боровиковского считают портрет друга и покровителя художника, поэта и ативного общественного деятеля В.В.Капниста (Русский музей, кость, масло,
нач.1790-х г.) «Он представил Капниста на фоне парка, с полуулыбкой на лице, слегка разочарованным и элегически мечтательным». [6,стр.83] Рядом с Капнистом художник расположил бюст его жены, олицетворяющий музу поэта. «Лицо и шевелюра моделируются точечными и волосяными нежными мазками предельно жидко разведённой краски, накладываются кончиком кисти, в одежде и фоне краска положена гуще и как бы растёрта. Мягкие петлеобразные мазки намечают листву и стволы деревьев, своей подвижностью вызывая ощущение лёгкости и вибрации зеленоватого фона». [1,стр.83]
Пейзажный фон многих миниатюрных портретов является их важной составляющей, он дополняет и обогащает образ портретируемого, ярким тому примером является портрет В.В. Капниста и портрет Н.И.Львовой (Русский музей, жесть, 1790-е г.) и др.
Ещё одно произведение, относящееся к группе миниатюр – «Лизонька и Дашенька» (Третьяковская галерея, цинк, 1794 г.) выполнено в немного идиллистической манере, с явными нравоучительными нотками. Перед зрителями предстают две красивые девушки, нежно обнявшие друг друга. «Черты непринуждённости, жанровости и плавное, несколько жеманное изящество ритма, скользящее в этом небольшом портрете роднят его с широко распространенной в литературе того времени формой романса…» [1,стр.124]
Интересен по своему смыслу и задумке портрет крестьянки Христиньи. Этот портрет можно назвать одой всему крестьянству, т.к. он написан ярко и жизнерадостно: Христинья изображена художником в нарядном национальном костюме и с добродушной улыбкой на лице. «Тонкая нежная живопись лица, в которой сливаются мельчайшие голубовато-серые и розовые мазки, аристократически свободное, местами пастозно-сочное письмо одежды и фона, где мерцают изумрудно-зелёные, сиренево-розовые, малиновые, голубые и золотые оттенки цветов…» [1,стр.118] Своей яркостью портрет Христиньи выбивается из ряда реалистичных угрюмых и безрадостных изображений крестьян М. Шибанова («Крестьянский обед», Третьяковская галерея, 1774 г.) или И. Ермеева («Обед» и «Нищие», Русский музей, 1770-е г.), которые изображали обезболенных и обиженных людей без прикрас. Конечно, Боровиковский не мог не знать о крайне тяжёлом положение крестьян в государстве, ведь во время жизни на Украине он неоднократно был свидетелем угнетения слабых людей более сильными. Вероятнее всего, в образе торжковой крестьянки Христиньи отразились мечты и надежды Боровиковского на счастливое крестьянское будущее. После написания этого портрета мастер больше не обращался к миниатюре.
Так уж случилось, что венценосные особы сыграли в судьбе Боровиковского значительную роль. Если вспомнить, именно после написания аллегорических картин, посвящённых Екатерине художник был приглашён в столицу. Эти картины явили собой начало целой плеяды великолепных по своим художественным качествам произведений, в которых можно проследить творческую эволюцию В. Боровиковского. Он написал портреты многих людей, принадлежащих к императорской фамилии: самой императрицы Екатерины; её внуков, в разные периоды их жизни, начиная с младенчества и заканчивая зрелым возрастом; великих княгинь. В каждом своём портрете художник старался передать характер и внутренний мир портретируемого. В каких-то работах он справлялся, с поставленной перед ним задачей, в каких-то не очень. Угодить императорскому двору в то время было огромной удачей для любого художника. Вместе с одобрением императрицы приходили успех, слава, репутация модного художника, постоянные заказы и соответственно гонорары. Безусловно, на качество портрета влияло и отношение художника и модели, их взаимопонимание. Некоторые недочеты в передаче характера и индивидуальности в портретах Боровиковского можно объяснить тем, что он писал не с натуры, а по памяти и по своим воспоминаниям.
Портреты членов императорской семьи и выдающихся людей того времени составляются в довольно большую группу, безусловно заслуживающей пристального изучения.
Наиболее интересен, по своему замыслу, портрет Екатерины II, написанный в середине 1790-х годов. В этом портрете Боровиковский не льстил Екатерине, не окружал её всевозможными аллегорическими деталями и образами. Он попытался увидеть внутренний мир императрицы, что само по себе довольно смелый поступок. Ведь было не ясно как она воспримет эту попытку «одушевления». Художник изобразил императрицу не как мудрую, справедливую правительницу, а как обычную земную пожилую и уже немного уставшую от бремени государственных забот женщину. «В этом портрете художник, подобно писателю, с удивительной верностью деталей и поэтичностью воссоздаёт и зеркальную гладь воды, и свисающие ветви деревьев, образовавшие за фигурой прозрачную сень, и неподвижные купы кустов, то в густой тени, то светлеющие вдали лёгкими силуэтами, и тающие в вечерней меланхолической дымке очертания Чесменской колонны на фоне бледного неба». [1,стр. 100] Написанию природы Боровиковский всегда уделял огромное значение, а в этой работе он с особенной скрупулезностью прописывает мельчайшие её детали. Очень живописно передана зеленеющая бахрома елей и рыжеющая листва деревьев. «Желтоватые тона пробиваются и сквозь ровную голубизну неба, особенно заметно выступая на маленьком облачке. У горизонта небо окрашено в розоватые оттенки». [1,стр. 100] Сама императрица изображена в повседневной, не праздничной одежде, гуляющей со своей собачкой по парку. Несмотря на всю «душевность» образа Екатерины, её лицо, по мнению многих, искусствоведов, лишено индивидуальности, скорее всего из-за того, что художник писал императрицу не с натуры, в отличие от парка.
Существует два варианта этого портрета. Первый находиться в Третьяковской галереи, и он выполнен, с художественной точки зрения, более искусно. Второй «написан неизмеримо суше, чем первый, и в той манере подчёркнутой светотеневой лепки отдельных объёмных форм (особенно в лице) и резкого (даже грубоватого) наложения мазков местах световых бликов…» [1,стр.105] Этот портрет был выполнен по заказу
И.П. Румянцева (уже в начале XIX века). И вместо Чесменской колонны Боровиковский изобразил Кагульский обелиск – памятник в честь победы, одержанной
П.А. Румянцевым – Задунайским.
Знаковым, не только в художественном плане, но и в карьере Боровиковского, является потрет великого князя Константина Павловича (Павловский дворец, 1795 г.). Написанный в двух вариантах, один из которых художник оставил у себя мастерской, именно за эту работу Боровиковскому присудили звание академика. «В картине исчезает тонкая мягкая лепка, придававшая формам нежность и естественно связывавшая их с пространственной средой». [стр. 110] Лицо Константина выполнено подчёркнуто объёмно, и одновременно его контуры слегка стушёваны, плавно переходят в фон. Который в свою очередь выполнен в реалистичной манере: войска, готовящиеся к манёвру, палатки и дымок от выстрелов. Но, несмотря на все выразительные средства, этот портрет, как и многие портреты кисти Боровиковского, изображающие облечённых властью людей, кажется холодным. За исключением, пожалуй, портрета Павла I (1796 г.), он храниться в Сумском художественном музеи).
Как известно, будущий император сам потребовал, чтобы написали его парадный портрет. И работу эту доверили, уже известному и модному в придворных кругах,
В. Боровиковскому. Павел изображён в тёмно-зелёном мундире и чёрной, отделанной золотом, треуголке – костюм полковника Преображенского полка (принял это звание в момент престолонаследования). «С великолепным чувством объёма, чисто живописными средствами передано смуглое лицо с лёгким румянцем и с тёмными живыми глазами. Из-под прозрачных полутеней, скользящих по лицу, выступают розовые, желтоватые и серо-оливковые оттенки.<…> Не очень плотный красочный слой постепенно становится всё более жидким по мере приближения к границе с фоном, из которого не резко но ясно выделен светом объём лица. Благодаря этой живописной манере возникает впечатление мягкой телесности в то же время крепости форм ». [1,стр.144] В цветовой гамме коричневые, зелёные, золотистые и розовато- красные оттенки соседствуют с холодными: серовато-лиловыми. В. Боровиковский смог точно уловить, характер будущего императора: от портрета веет энергией и задором юности.
Разительно отличается второй парадный, в полный рост, портрет Павла I, написанный в 1800 году (Русский музей). На этот раз император предстаёт перед зрителями во всём блеске и пафосе самодержавца. «Павел представлен в портрете Боровиковского в особом торжественном одеянии, в которое он облачился при коронации, и котором с тех пор хотел видеть себя на больших портретах». [1,стр. 196] Заказ на этот портрет Боровиковский получил от Академии художеств в 1799 году. Сославшись на какую – то невыполненную программу руководство Академии пообещало выплатить художнику гонорар в размере всего пятисот рублей, по меркам того времени, это была очень маленькая сумма. Вообще художника часто «обижали рублём»: суммы не соответствовали его мастерству и таланту, многие картины не выкупали по тем или иным причинам. Но несмотря на всё это Боровиковский всегда очень ответственно подходил к поставленной задаче, не жалея ни сил, ни времени. По композиции данный портрет приближен к манере Лампи: Павел изображён стоящим около трона на фоне уходящей в глубину картины архитектуры дворца.
Один из первых портретов великого князя и будущего императора Николая Павловича (Павловский дворец-музей) Боровиковскому заказала его мать, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Отлучённая от воспитания первых двух сыновей Александра и Константина, она «выплеснула» всю свою любовь и заботу на младших Николая и Михаила. Портрет был написан в 1797 году, чтобы внести ясность и указать на привилегированность малыша, художник дополнил его образ многочисленными аллегорическими деталями. «Николай держит в руке Андреевскую ленту, с право от него металлический шлем, в глубине, за спинкой дивана, видна корона, сзади торжественно ниспадает драпировка, а ноги ребёнка прикрывает горностаевая мантия». [1,стр.193]
В этом же 1979 году Боровиковский написал несколько портретов великих княжон. По заказу императорской семьи он пишет портрет Елены Павловны «в робе» (Павловский дворец-музей), причём с натуры художник пишет лишь одежду и аксессуары. По критериям того времени этот портрет являлся эскизом, вполне проработанным и цельным по композиции и цвету, который впоследствии должен был повторён в больших размерах. «Княжна запечатлена стоящей среди дворцовой обстановки в белой с голубым робе и красной мантии, с Екатерининской лентой». [1,стр. 194]
Годом ранее, 1976 датируются портреты великих княжон Александры и Елены «в смысле чисто живописной техники …отличаются холодностью и даже некоторой жесткостью…» [1,стр. 143] Портрет же Марии Фёдоровны напротив «выделяется необычно тонкой моделировкой объёмов. По свободному подмалёвку в несколько тончайших слоёв корпусными и лессирующими мазками написано лицо, в котором всё построено на перетекании золотисто-оливковых и розовых оттенков». [1,стр.145]
Значительно позже, в 1804 году, был написан портрет великой княжны Марии Павловны. Данный «ознакомительный» портрет был заказан Боровиковскому по случаю помолвки княгини с Карлом Фридрихом Саксен-Веймарским. В этом портрете уже чувствуется перемена живописного стиля: от романтично-сентиментальных образов мастер постепенно переходит к классическому стилю с его реалистичностью и правдивостью. Молодая княгиня изображена на фоне Павловского парка в бледно-зелёном кружевном платье, красной накидке и с жемчужной ниткой на груди. Непритворная грусть, изображённая художником, на лице Марии Павловны свидетельствует о её безмерной тоске по России, которую она должна вскоре покинуть.
Одни из последних заказов императорского двора стал портрет молодого императора Александра I (1807-1808 гг.) «Лицо молодого императора фарфорово – нежно, благосклонно выражения и… прекрасно. <…> Художник блестяще пишет костюм с голубой лентой, стройные ноги в светлых рейтузах и нарядный пояс с кистями. Молодой самодержавиц горделиво опирается одной рукой на свод законов, это знаменитый «Наказ» его бабки… » [6, Стр.145] В. Боровиковский всегда мог угодить в своих портретах сильным мира сего и этот раз не был исключением. Портрет очень понравился Александру I.
Выполняя заказы императорской семьи, В. Боровиковский заслужил репутацию модного художника, портреты которого хотели бы иметь многие влиятельные люди государства. В первую очередь на талант мастера обратили внимание военные и дипломатические деятели.
Среди таких картин портрет Д.П. Трошинского известного военного деятеля, добившегося высокого общественного статуса только за счёт собственных усилий и стараний (Русский музей, 1799 г.) Он (портрет) относится к расцвету творчества выдающегося художника, сумевшего в данном портрете передать всю внутреннюю силу и душевную мочь этого человека. «Боровиковский с непринуждённой уверенностью и точностью пишет лицо. Легко идущие по форме незаглаженными мазками, окрашенными в розовые, голубовато – серые, оливковые и красновато – коричневые тона, он лепит широкий, с едва заметными неровностями лоб, чуть выпирающие скулы, крупный нос, упрямо сомкнутые губы». [1,стр. 167] По цветовой гамме преобладают зеленовато – серый, им мастер пишет кафтан; голубой, розовый, красный, серебряный – оттенки звёзд, шитья и лент.
«В фигуре с выпрямленным корпусом и твёрдой посадкой головы, в лице с волевым и несколько замкнутым выражением есть нечто внушительное и серьёзное, свидетельствующее о внутреннем достоинстве и своеобразности характера
изображаемого». [1,стр. 167] В. Боровиковский с особой тщательностью прописывает все формы и объемы портритуемого.
Другой портрет Ф. А. Боровского, видного генерала, ставшего видной военной фигурой ещё в суворовские времена (Русский музей, 1799 г.) Он не менее выразительный по художественному выполнению, но написан с нескрываемым пафосом «Боровский изображён на фоне пылающей крепости и скачущих на штурм войск, в сложном повороте, с решительно поднятой головой и взглядом, устремлённым в даль<…> Красиво сочетание довольно интересно звучащих цветов – синего мундира, с тускло – золотым шитьём, серого меха, красной и желтой орденских лент и дымчатого зарева позади фигуры».
[1,стр. 172] В живописной технике Боровиковский сочетает большие цветовые пятна в одежде «…сочетается с выразительностью свободных, отчётливых, то длинных, волнообразных и круглящихся, то отрывистых коротких штрихов кисти в изображение волос и меха. В фоне мазки становятся особенно мелкими, лёгкими и широкими. Иногда они образуют крупные петли, встречные дуги или завитки, а порой, соединяясь друг с другом, создают нечто вроде плетёнки». [1,стр. 175-176]
Но портрет Ф. А. Боровского написан не так пафосно, как портрет
А.Б. Куракина. Данная картина не только пафосная по своему содержанию, но и высокохудожественная по исполнению. Это один из немногих портеров, где художник уделяет пристальное внимание не только личности, но и проработке деталей. Поэтому эта картина получилась довольно декоративная, но при этом красочная и яркая. А.Б. Куракин дворцовый интриган, очень любивший блеск и роскошь, был прозван при дворе «павлином». Одной из его причудой была слабость к парадным портером. Он заказывал их самым видным мастерам эпохи, среди которых был и В. Боровиковский. «Яркие контрастирующие краски одежды сверкают золотом и серебром, переливающиеся синие и красные, голубовато – белое и чёрное лишены резкости.<…> Выполняя портрет В. Боровиковский оставался предельно скупым в выявление личного отношения к модели. Лицо Куракина на полотне художника кажется удивительным по своей яркости и объективной характеристике. Это барское лицо полно снисходительной любезности и высокомерия, благодушия и сановой спеси…» [1,стр.202]