Творчество Якоба Йорданса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:46, реферат

Описание работы

Йорданс, Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1678), фламандский живописец, писавший картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты. Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями. С 1607 года учился у художника Адама ван Ноорта, сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком. В 1616 году Йорданс был вписан в протоколы гильдии святого Луки, как живописец-декоратор. Гильдия, или корпорация, святого Луки в Антверпене, о которой так часто упоминается в исторических хрониках голландской живописи, была основана около 1382 года.

Файлы: 1 файл

Творчество Якоба Иорданса.docx

— 3.62 Мб (Скачать файл)

«Портрет молодых  супругов».

Размер картины 125 x 93 см, холст, масло. Этот двойной портрет живописца  является произведением начала зрелого  периода творчества Йорданса. Помимо написания картин на религиозные и мифологические сюжеты, художник работал также в жанре портрета, создавая, главным образом, семейные портреты («Семейный портрет», «Портрет молодых супругов»). Собственно, портреты, довольно интересная сторона творчества фламандского живописца. Обычно Йорданс писал семейные пары, но, как правило, с некоторым подтекстом. Например, на холсте, запечатлевшем супружескую чету Сурпелен в конце 20-х годов 17 столетия, величественная осанка статного мужчины не способна ввести в заблуждение зрителей, рассматривающих картину. Несомненно, главой этого семейства является дородная матрона, которая спокойно, но не особенно изысканно, расположилась в кресле. Рядом с супругами Йорданс изобразил цветастого попугая – неизменного атрибута подобных портретов, символизирующего бюргерский достаток и купеческое тщеславие.

«Выбор Париса».

Размер картины 96 x 118 см, холст, масло. Собственно, это полотно раннего  периода творчества художника известно под другим классическим названием  «Суд Париса». Картина мифологической тематики «Выбор Париса» Якоба Йорданса повествует о классическом сюжете древнегреческих легенд, по которому простой пастух идейских стад Парис велением богов должен решить спор трех богинь Геры, Афины и Афродиты, о том, кто из них прекраснейшая. Выбор Париса в дальнейшем привел к Троянской войне.


«Четыре евангелиста».

 Размер картины 133 х  118 см, холст, масло. Произведение  раннего периода творчества художника.  Четыре евангелиста созерцают  Священное Писание, которое, в  свою очередь, послужило источником  вдохновения их собственных сочинений.  Пока они погружены в изучение  текста Библии, покоящейся на  столе, Иорданс позволяет нам оценить различие их индивидуальностей. Полуфигуры господствуют в пространстве, почти полностью закрывая задний план, образуемый винно-красным бархатным занавесом и просветом неба. Благовестниками или евангелистами называют авторов четырех классических евангелий — святых апостолов Матфея, Марка, Луку и Иоанна. В древности это название было шире; оно прилагалось ко всем проповедникам Евангелия или слова Божия. Среди протестантских народов такое употребление слова сохранилось и доселе: оно прилагается у них к миссионерам и ко всем вообще лицам, которые стремятся возродить общество проповедью учения Христова, заключающегося в Евангелиях. В древней церкви была особая степень или должность — евангелистов, специально для проповеди Евангелия среди иудеев и язычников. Современник Питера Пауля Рубенса, Йорданс воспринял от своего более старшего товарища живость колорита и кисти, а также мастерство в передаче естественных телесных тонов. Однако сильный, энергичный реализм его композиций обязан больше влиянию Караваджо, чей стиль Йорданс мог видеть отраженным в работах последователей итальянского живописца в Утрехте. Ранние полотна художника технически несовершенны, но отличаются грубоватой, сильной выразительностью; однако Якоб Йорданс развивался как живописец, со временем его стиль стал более выдержанным; позднее Йордансу оказывали покровительство короли Испании и Швеции, владетельные герцоги других земель.

 

 «Аллегория  Плодородия».

Размер картины 180 x 241 см, холст, масло. В 1620-х и 1640-х годах фламандский  живописец неоднократно обращался  к изображению отвлеченно-аллегорических образов. Таковы, например, картины Йорданса этой тематики «Аллегория плодородия» и «Аллегория изобилия», хранящиеся в настоящее время во многих известных музеях мира, (1617-1618, Старая Пинакотека, Мюнхен; 1622-1625, Королевский музей, Брюссель; 1625-1626, Музей изящных искусств, Гент; 1625-1628, Собрание Уоллеса, Лондон; середина 1640-х, Национальный музей, Копенгаген; около 1650, Дрезденская картинная галерея). Пожалуй, лучшей картиной считается известное полотно брюссельского музея «Аллегория плодородия», в которой фигуры богинь, нимф, сатиров и пастухов характерно и тщательно выписаны художником, при этом многие персонажи изображены в нетрадиционных классических позах.

 

 

 

«Нимфы у источника  любви».

Размер картины 131 x127 см, холст, масло. Как олицетворения прелести природы, нимфы изображались в искусстве  красивыми молодыми девушками с  чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих  у фонтанов или источников, обнаженными  полностью или с обнаженными  ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния нимф источников нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; другие нимфы, например, дриады (нимфы лесов и деревьев) изображались в лесной чаще или рядом с одиноким могучим деревом, ореады (нимфы гор) представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале. Нимфам древними греками посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, источники и фонтаны.

 

 

«Искушение Адама и Евы».

Размер картины 185 x 221 см, холст, масло. Это полотно голландского художника известно и под другим названием «Грехопадение». В 20-40 годах 17 века Йорданс работал в мастерской Питера Пауля Рубенса. Он был скорее коллегой, чем учеником Рубенса, хотя искусство великого художника вдохновляло Йорданса достаточно долго. Якоб Йорданс, как и Антонис Ван Дейк, принимал участие в создании монументальных композиций, над которыми в то время работал Рубенс, например, «Иисус в доме Симона Фарисея» и других. В эти годы художник исполнил ряд религиозных композиций («Четыре евангелиста», «Искушение Адама и Евы»), в том числе алтарные картины («Чудо святого Мартина»). На протяжении всей своей долгой жизни Йорданс не прекращал работать для церквей, а также создавал картины религиозного содержания по частным заказам. Знаменитая картина 1663 года «Иисус среди книжников» свидетельствует о большой внутренней силе живописи художника.

«Пьющий король».

Размер картины 156 x 210 см, холст, масло. Это полотно является произведением  зрелого периода творчества художника. Другое название этой картины Якоба  Йорданса «Король пьёт». К тридцатым годам 17 столетия Йорданс стал признанным мастером фламандской жанровой живописи. Особенно удавались художнику сцены с изображением праздничного, веселого и хмельного застолья. В музеях Вены, Брюсселя, Санкт-Петербурга и других городов мира хранятся картины художника со сценами национального фламандского праздника «трех королей» или «трех волхвов». Собственно, картины Якоба Йорданса «Пьющий король», «Король пьёт» и «Пьяный король» являются вариацией одного и того же сюжета; изображенного живописцем праздничного застолья, бурной гулянки, устраиваемой фламандцами в день поклонения волхвов младенцу Христу, на которой избирали главу хмельного праздника - короля.

 

 

 

«Портрет Катарины Бехагель».

Размер портрета 152 х 118 см, холст, масло. Этот портрет знатной  дамы Антверпена Катарины Бехагель (1597-1666) является парным портретом к другому полотну фламандского живописца Якоба Йорданса, изображающему ее супруга Рутгера Ле Уитера, выборного главы города Антверпена.

 

 

 

 

 

 

 


«Портрет Рутгера Ле Уитера».

Размер портрета 152 х 118,5 см, холст, масло. Этот портрет выборного  главы города Антверпена Рутгера Ле Уитера (1591-1678) является парным портретом к другому полотну фламандского живописца Якоба Йорданса, изображающему его супругу, знатную антверпенскую даму Катарину Бехагель. В своих портретах Йорданс не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Некоторые из них близки к его картинам («Автопортрет с родителями, братьями и сестрами», около 1615 года), другие более парадны и сходны по манере портретам семьи художника (1621-1625, Музей Прадо, Мадрид), супружеской четы ван Сурпелен (1630-е годы, Национальная галерея, Лондон).

 

 

«Бобовый король».

Размер картины 160 x 213 см, холст, масло. В полотне «Бобовый король», посвященной народным торжествам в честь национального фламандского праздника «трех волхвов», царит  дух разнузданного хмельного  веселья, художественно красноречив  и ярок каждый персонаж картины, созданной  Йордансом.

 Избегая резких светотеневых  контрастов, фламандский художник  Йорданс под влиянием своего знаменитого современника Питера Пауля Рубенса обращается к более мягкой и теплой цветовой гамме с множеством оттенков от серебристо-синего до изумрудно-зеленого и золотисто-коричневого. Полная грубоватого юмора жанровая сцена народного быта приобретает черты монументальной значительности. Этот сюжет в середине 1650-х годов Йорданс повторил в другой картине, которая в настоящее время хранится в музее истории искусств в Вене. 

 

 

 

«Марсий, истязаемый музами».

Размер картины 77 х 120 см, холст, масло. Сатир Марсий, персонаж греческой и фригийской мифологии, представитель применявшейся при служении Кибеле игры на флейте. Когда Афина бросила изобретенную ею флейту из-за того, что она при игре безобразит лицо, Марсий поднял ее, изучил игру на ней и вызвал Аполлона на состязание. Согласно древнегреческим преданиям, бог Аполлон услаждал богов Олимпа своим искусством игры на лире (кифаре), стоял во главе хора муз и мог наделять людей даром пения и поэзии. Музы, как посредницы в споре, решили его в пользу игры бога на кифаре; по наущению муз после истязаний Аполлон повесил Марсия на сосне, содрав предварительно с еще живого сатира кожу. Первоначально в греческих мифах Марсий был богом одноименной реки у Келен, где на рынке, близ истоков реки, показывали так называемые меха Марсия. Древние скульпторы и художники часто вдохновлялись судьбой Марсия; так, например, Мирон, старший современник Фидия, изобразил Марсия отпугиваемым Афиной от двойной флейты, к которой сатир протягивает руку. В Риме и римских колониях на рынках стояли статуи Марсия, как эмблемы свободы.

«Орел, терзающий  Прометея».

Размер картины 245 x 178 см, холст, масло. Эта картина фламандского живописца известна также под  названиями «Прикованный Прометей»  и «Закованный Прометей». Согласно греческим преданиям, когда люди остались без огня, заступник их Прометей похитил его с очага  Зевса (по другим мифам из лемносского  горна Гефеста) и перенес к  людям. За это Зевс решил отомстить  людям созданием женщины Пандоры, которая стала виновницей всех человеческих бед и напастей, а Прометея приковал в горах к гранитной скале. Однако позднее Прометею было суждено примириться с Зевсом благодаря Гераклу, который убил орла, прилетавшего днем клевать печень Прометея, и освободил сына титана Япета и Климены. Миф о Прометее отражен в творчестве великих поэтов — Гёте, Байрона, Шелли.

 

«Диоген, ищущий Человека».

Размер картины 120 x 174 см, холст, масло. Помимо парадных портретов антверпенских бюргеров и проходных картин на мифологическую тематику у Йорданса есть и более одухотворенные образы. Около 1642 года фламандский художник написал поразительную панорамную картину «Диоген». Большая картина изображает древнее торжище. На первом плане громоздятся торговые ряды с овощами, домашняя живность. Между горами снеди – почти неотличимые от товара лоснящиеся лица торговцев, а также простых обывателей, воинов, пьяниц, детей. И в центре, посреди этого изобилия – изможденная фигура сутулого старика. Он движется прямо на зрителя из глубины картины, разрезая композицию надвое, как корабль, рассекающий волны. Безумный (по мнению обывателей) мудрец Диоген ищет того, кто достоин имени Человека. Диоген из Синопа (414—323 годы до нашей эры), философ-циник, ученик Антисфена, считал себя последователем Сократа, но учение Сократа понимал односторонне: цель жизни видел в добродетели, а добродетель — в аскетизме. Полагая, что добродетель состоит в воздержании, в отсутствии потребностей и в жизни, сообразной с природой, Диоген довел свой аскетизм до крайних пределов, весьма неэстетичных на взгляд простых обывателей. Будучи вполне последовательным в своих убеждениях, Диоген отрицал наряду с богатством и почестями также точную науку, частную собственность и брак. Учениками Диогена считаются Стильпон Мегарский, Онесикрат, спутник Александра Македонского, и другие древнегреческие философы.


Информация о работе Творчество Якоба Йорданса