Творчество Якоба Йорданса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:46, реферат

Описание работы

Йорданс, Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1678), фламандский живописец, писавший картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты. Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями. С 1607 года учился у художника Адама ван Ноорта, сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком. В 1616 году Йорданс был вписан в протоколы гильдии святого Луки, как живописец-декоратор. Гильдия, или корпорация, святого Луки в Антверпене, о которой так часто упоминается в исторических хрониках голландской живописи, была основана около 1382 года.

Файлы: 1 файл

Творчество Якоба Иорданса.docx

— 3.62 Мб (Скачать файл)

Творчество Якоба Иорданса.

Фрагмент "Семейного  портрета". Около 1615 г.


Йорданс, Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1678), фламандский живописец, писавший картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты. Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями. С 1607 года учился у художника Адама ван Ноорта, сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком. В 1616 году Йорданс был вписан в протоколы гильдии святого Луки, как живописец-декоратор. Гильдия, или корпорация, святого Луки в Антверпене, о которой так часто упоминается в исторических хрониках голландской живописи, была основана около 1382 года. Вначале членами этой корпорации, кроме живописцев и скульпторов, были ювелирных дел мастера, ткачи, мастера мозаики и цветных стекол. Впоследствии в гильдии образовалось отделение литературы и риторики. Протоколы гильдии с 1453 по 1736 годы, почти полностью дошедшие до нашего времени, содержат драгоценный исторический материал по истории фламандской живописи. Йорданс практически всю свою жизнь прожил в Антверпене, где организовал большую собственную мастерскую для выполнения многочисленных заказов.


 В творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, как яркое чувственное восприятие жизни, оптимизм, мощная лепка форм. Живопись Йорданса чрезвычайно колоритна, тело фигур дышит здоровьем и свежестью, — в особенности женских; движения персонажей картин сильны и порывисты. Вообще в картинах Йорданса, как и в произведениях Рубенса, больше мощи и энергии, чем красоты форм и грации. Композиция картин фламандского художника свободная и насыщенная, исполнение тоже свободное и быстрое. Йорданс иногда в течение дня заканчивал портрет или писал целую фигуру в рост. Вследствие этого число полотен Йорданса чрезвычайно велико, хотя и меньше чем у Рубенса. Насчитывается до 700 картин Йорданса, их можно встретить практически во всех известных музеях и галереях.

В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью , плебейской характерностью сгруппированных на переднем плане фигур (“Семейный портрет”, около 1615, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Поклонение пастухов”, 1618, Национальный музей, Стокгольм) сказывается влияние караваджизма. В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1620-1630-е годы (“Воспитание Юпитера”, 1620, Картинная галерея, Кассель; “Сатир в гостях у крестьянина”, начало 1620-х годов, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Семья Йорданс в саду”, 1621, Музей Прадо, Мадрид; “Бобовый король”, 1638, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, тяжеловесным и крепким фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов.

В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от аллегоричности и искренней веры в чудеса. В крестьянской хижине на скромной трапезе может присутствовать, например, козлоногий сатир (“Сатир в доме крестьянина”, около 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен). Почтенный бюргер, отец семейства может стать королем во время национального фламандского праздника “трех волхвов”, если найдет в своем куске пирога запеченный боб, и т.п. Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в тех картинах, в которых преобладают жанровые мотивы; кроме мифологических историй, художник охотно черпал свои сюжеты в народных обычаях, баснях и пословицах. С 1640-х годов Йорданс писал парадные, часто перегруженные фигурами полотна в духе позднего барокко (панно “Триумф принца Фридриха Генриха Оранского”, 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).

Трудно перечислить даже важнейшие произведения Якоба Йорданса ввиду их многочисленности и потому ограничимся перечислением только некоторых картин. “Святой Мартин, исцеляющий бесноватого” (Брюссель); “Поклонение пастухов”, любимый, неоднократно повторенный сюжет художника (Антверпен, Стокгольм), “Сатир и крестьянин” — сюжет, взятый из басни Эзопа (Мюнхен, Кассель, Санкт-Петербург); “Пьющий король” (Брюссель, Париж), “Нимфа и Фавн” (Стокгольм), “Марсий, истязаемый музами” (Амстердам), “Силен” (Дрезден, Монтобан), “Мистическое обручение святой Екатерины” (Мадрид), портрет адмирала Рюйтера (Лувр).

В Санкт-Петербургском Эрмитаже хранятся десять картин Якоба Йорданса, из которых некоторые долго приписывались Рубенсу; в их числе — “Отдых Дианы”, “Пир Клеопатры”, “Семейный портрет”, “Бобовый король”. Творчество Йорданса во многих отношениях походит на живопись Рубенса, поэтому многие его картины, почти всегда неподписанные и без указания даты, были нередко приписаны Рубенсу. После смерти Рубенса Йорданс стал главой фламандской школы живописи и первым живописцем Фландрии. Якоб Йорданс также был гравером, но его произведения этого рода немногочисленны и мало замечательны.

В картинах Йорданса неоднократно встречается одна и та же женская фигура — Катарина ван Ноорт, дочь учителя Йорданса, ставшая в 1616 году женой художника. Из других обстоятельств жизни живописца заслуживает внимания тот факт, что, будучи католиком, Йорданс под старость перешел в кальвинизм. В 1661 году Йорданс выполнил три больших композиции для залов амстердамской ратуши. Фламандский художник Якоб Йорданс работал до последних лет жизни, он скончался 18 октября 1678 года и был похоронен по протестантскому обряду в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией. Единственный сын живописца, Якоб Йорданс Младший, также стал художником и работал преимущественно в Копенгагене.

Искусство Якоба Иорданса (1593—1678), создавшего галерею характерных народных типов, близкое демократическим кругам общества жизнерадостное, полное плебейской непосредственности и силы. Как и у Рубенса, помощником которого Иорданс был, его искусство пронизано мощным ощущением жизни природы и ее чувственной стихии. Якоб Иорданс писал алтарные образы, картины на мифологические темы, однако трактовал их в жанровом плане. В деревнях, в ремесленных кварталах города он находил своих героев. В них живописец Иорданс подмечал избыток здоровья, энергии, удовлетворенности жизнью. Они примитивны, полны стихийной непосредственности в проявлениях чувств, безудержны в своих влечениях и страстях. Художник запечатлел их крупные массивные фигуры, лица, возбужденные азартным криком, их своеобразные нравы и обычаи. Иорданс был связан с реалистической традицией старонидерландской живописи, он часто черпал сюжеты своих картин в пословицах, поговорках, баснях; вместе с тем в его живописи чувствуется влияние Караваджо — его крупнофигурных композиций и контрастной светотени. В картине Иорданса «Сатир в гостях у крестьянина» (около 1620, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина) сюжет заимствован из басни Эзопа, но переосмыслен в современном народном духе, в традициях фламандского искусства. Художник рассказывает о дружбе крестьянина со сказочным жителем лесов сатиром как о реальном событии. Находясь в гостях у крестьянина, сатир с удивлением замечает, что крестьянин в одном случае дует на руки, чтобы согреть их, в другом дует на похлебку, чтобы остудить ее. Сатир воспринимает эти непонятные ему действия крестьянина как двоедушие и возмущенный уходит.

Образ античного козлоногого  божества для Иорданса столь же реален, конкретен, что и образы простонародья, он воплотил ту же могучую физическую и внутреннюю природную силу, которую художник передал в современном ему человеке. Мощные объемы близких натуре фигур крестьян и сатира лепятся живописными пятнами, контрастной светотенью, плотно заполняя сжатое пространство крупнофигурной композиции. Благодаря низкому горизонту они возвышаются над зрителем и приобретают особую значительность. Нанесенные сочной кистью густые краски тепло-охристого тона, синие, коричневато-желтые, красные звучат мощным жизнеутверждающим аккордом.

Своеобразие творчества Иорданса ярче проявляется в больших жанровых кpyпнoфигуpных композициях. К числу наиболее характерных относится «Праздник бобового короля» (около 1638, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Это изображение жизни «в цвету», жизни, «льющейся через край». Безудержное веселье охватило людей всех возрастов, сгрудившихся за столом, заваленным яствами. Движение пронизывает группу и как бы вырывается за пределы рамы, вовлекая зрителя в бурную пирушку. Пластика форм, темпераментная мимика и жесты акцентированы тонкими переходами света к полупрозрачным теням, характерными для зрелого мастерства Иорданса, в творчестве которого жанровая картина приобрела монументально-зрелищный характер.

После смерти Рубенса и  Антониса ван Дейка Иорданс остался главой фламандской школы живописи. Но постепенно от картины к картине у него все больше ощущалась утрата непосредственности, в больших алтарных композициях появился ложный пафос.

 

«Поклонение пастухов».

 Размер картины 125 x 96 см, холст, масло. Это произведение  раннего периода творчества художника.  В 1610-1620-х годах Йорданс написал достаточно много картин религиозной тематики на известные библейские сюжеты, в их числе «Святое семейство» (1614-1618, Музей изящных искусств, Сан Франциско), «Возвращение из Египта» (1616-1618, Картинная галерея, Берлин-Далем) и другие. К созданию картин по мотивам библейских историй живописец вернулся на склоне лет, написав, например, в 1657 году полотно «Путь на Голгофу» или «Несение креста» (Рейксмузеум, Амстердам).

 

 

 

«Святое семейство».

Размер картины 110 x 81 см, холст, масло. Одна из самых ранних картин голландского художника. Классическое изображение святого семейства  с общепринятым присутствием, кроме, естественно, Пресвятой Девы Марии  с младенцем Иисусом Христом  и Иосифом, также ангела и святой Анны.

 

 

 

 

 

 

 

«Возвращение  из Египта».

 Размер картины 63 x 50 см, холст, масло. Наряду с  картиной «Святое семейство» (1614-1618, Музей изящных искусств, Сан Франциско), это полотно является одним из самых ранних произведений живописца. Полное название картины Якоба Йорданса «Возвращение святого семейства из египетских земель». Предания о бегстве и возвращении из Египта святого семейства имеют связь с пророчествами Исаии (XIX, 1) и Иеремии (XLIII, 12—13). В византийской и древнерусской письменности встречается немало известий о подробностях события бегства в Египет. Таковы: известие Палладия о церкви в Ермополисе; известие Созомена о высоком древе, которое боготворили язычники и которое, вместе с обитавшим в нем демоном, потряслось при появлении Иисуса Христа; о нападении разбойников в пути на святое семейство.

Древние памятники западноевропейского  искусства и средневековые художники  в фресках, в миниатюрах рукописей и в скульптуре уснащали изображения святого семейства во времена путешествия в египетские земли и обратно деталями апокрифического происхождения.

«Мелеагр и Аталанта»

 Размер картины 152 x 120 см, холст, масло. Это произведение  относится к раннему периоду  творчества живописца. В возрасте  двадцати - двадцати пяти лет помимо  полотен религиозной тематики, Йорданс написал достаточно много картин на известные мифологические сюжеты. Мелеагр, в мифологии — герой Этолии, сын каледонского царя Ойнея и Альфеи, супруг Клеопатры. Когда Артемида, разгневанная за то, что Ойней не принес ей жертвы, послала на страну дикого вепря, Мелеагр собрал знаменитейших охотников Греции, с помощью которых ему удалось убить вепря. Аталанта                   —                 аркадианка,

 дочь Яза и Климены; воспевается в греческих сказаниях, как славная охотница, искусная в стрельбе из лука. Аталанта была брошена своим отцом, желавшим сына, на гору Парфенион, вскормлена пастухами, которые впоследствии возвратили ее родителям. От стрел ее пали центавры Роик и Гилай, вздумавшие ее преследовать. По одним преданиям, Аталанта принимала участие в походе аргонавтов, но по более распространенным сказаниям — в охоте за каледонским вепрем, которому она нанесла первую рану, за что Мелеагр поднес ей охотничий трофей — голову и шкуру вепря.

 

«Подношение Церере, богине урожая».

 Размер картины 165 x 112 см, холст, масло. Произведение  раннего периода творчества художника.  Церера, в мифологии — римская  богиня; принадлежит к числу древнейших  италийских богов. Главное предназначение  Цереры — охрана посева во  все моменты его развития, вплоть  до сбора урожая. Праздники в  честь богини Цереры падали  на особо важные в сельском  хозяйстве дни. Таковы, например, дни по случаю посева: это —  подвижный, не привязанный к  определенной дате, праздник, в зависимости  от времени посева. В самом  начале сева древние римляне  отмечали праздник жертвоприношения  Церере, где богиню призывали  под двенадцатью различными именами,  сообразно различным моментам  полевых работ. В конце апреля - мае праздновалась так называемая Цералия, день окончания посева. В начале жатвы также устраивалось жертвоприношение в честь богини, причем даром Церере служили первые сжатые колосья. Во всех церемониях, посвященных богине Церере важную роль играло принесение в жертву тельных животных — коров и свиней.

 

«Сатир в доме крестьян».

 Размер картины 194,5 x 203,5 см, холст, масло. Это полотно  является произведением начала  зрелого периода творчества художника.  Другое название этой картины  Якоба Йорданса «Сатир в гостях у крестьянина». В 20—30-е годы 17 столетия, годы расцвета творчества художника, Йорданс пишет мифологические и аллегорические полотна и композиции, которые неизменно трактуются живописцем как жанровые сцены («Аллегория Плодородия», «Орел, терзающий Прометея», «Пан и Сиринга», «Одиссей в пещере Полифема», «Детство Зевса», «Марсий,

 истязаемый музами»). Тема картины о сатире, беседующим с крестьянином в его доме, написанной на сюжет басни Эзопа, воплощена художником в целой серии полотен, хранящихся в настоящее время в музеях Будапешта, Брюсселя, Касселя, Москвы и Мюнхена. Немолодой сатир, приглашенный в гости на крестьянскую трапезу, удивлен непонятной бестолковостью людей — поведением крестьянина, который дует на то похлебку, пытаясь ее охладить, то на руки, чтобы их согреть. И крестьянин, и сатир — дети единой природы — сгрудились вокруг небольшого стола, их тяжелые тела, краснощекие лица, грубые ступни ног, бытовые предметы в крестьянской хижине переданы художником на картине «Сатир в доме крестьян» с великолепной пластической осязательностью и неподражаемой точностью.

Информация о работе Творчество Якоба Йорданса