Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 20:27, реферат
Моцарт принадлежит к величайшим гениям мирового музыкального искусства. Его творчество глубоко гуманистично. Страстная любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира -- таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке. При этом красота и пластичность мелодии, восходящей к народному творчеству, совершенство художественного мастерства сообщают музыке Моцарта ее неувядаемость. Творчество Моцарта явилось высшим выражением прогрессивных достижений музыкальной культуры его времени. Одни видели и видят в нем необыкновенно талантливого, но чрезвычайно легкомысленного и поверхностного человека, балагура и остряка, сочинявшего веселую музыку. «Как природа могла потратить большой талант на такого мелкого и пошлого человека?» — выразил мнение его критиков Эрнст Нейман.
Введение ………………………………………………………………..…....стр. 3
Творческий путь ………………………….………………………………....стр. 4
«Идоменей» ………………………………………………………………..…...…..стр. 13
«Похищение из сераля» …………………………………………………………...стр. 14
«Свадьба Фигаро» …………………………………………………………………стр. 15
«Дон Жуан» …………………………………………………...…….......................стр. 16
«Так поступают все» ………………………………………………………………стр. 17
«Волшебная флейта» ……………………………………………….......................стр. 18
«Реквием» ………………………………………………………...………………..стр. 19
Заключение …………………………………………………………………стр. 20
Список используемой литературы ……………………………………......стр. 21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО “Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского”
Факультет международного бизнеса
Дисциплина: Искусство и литература
реферат
На тему: «Ты, Моцарт, бог…». Шедевры В.А. Моцарта в мировой музыкальной классике.
Выполнил студент БРБ-104 гр.
Гуренко Н.С.
(фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель
Беликова Е.В.
(ученая степень, должность, фамилия, инициалы)
Омск 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………………..…...
Творческий путь ………………………….………………………………....
«Идоменей» ………………………………………………………………..…...
«Похищение из сераля» ……………………
«Свадьба Фигаро» …………………………………
«Дон Жуан» …………………………………………………
«Так поступают все» …………………………
«Волшебная флейта» ……………………………
«Реквием» ……………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………стр. 20
Список используемой литературы ……………………………………......стр. 21
Введение
Моцарт принадлежит к величайшим гениям мирового музыкального искусства. Его творчество глубоко гуманистично. Страстная любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира -- таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке. При этом красота и пластичность мелодии, восходящей к народному творчеству, совершенство художественного мастерства сообщают музыке Моцарта ее неувядаемость. Творчество Моцарта явилось высшим выражением прогрессивных достижений музыкальной культуры его времени.
Одни видели и видят в нем необыкновенно талантливого, но чрезвычайно легкомысленного и поверхностного человека, балагура и остряка, сочинявшего веселую музыку. «Как природа могла потратить большой талант на такого мелкого и пошлого человека?» — выразил мнение его критиков Эрнст Нейман.
Другие считают его музыкальные произведения воплощением самого духа музыки, ее величайшим и совершеннейшим ликом. В них есть все: сила, страсть, трагическое чувство и в то же время нежность, глубина и "Моцарт — величайший из композиторов... Музыка Моцарта так чиста и прекрасна, что возникает ощущение, будто он ее просто „находил“, в то время как она существовала вечно, как часть врожденной красоты Вселенной, ждущей, чтобы ее выявили и показали миру», — писал Альфред Эйнштейн.
А «в письмах Моцарта открываешь совершенно другого человека. Не нежного и веселого певца любви, но человека, исхлестанного бурями и страстями, терзаемого внутренними голосами, гордого, весело-страстного, всегда помнящего о тени смерти над собой. Моцарта — сильно, до крайности захваченного сознанием своего предназначения и послушного ему, полного переизбытка силы, находящего разрядку в задорной шутке и спасающегося бегством в ребячество» — это мнение Шпехта.
Творчество Моцарта поражает своей многогранностью. Несмотря на короткую жизнь (Моцарт прожил неполных 36 лет), он создал множество произведений во всех существовавших в его эпоху жанрах и формах. Моцарт оставил во всех жанрах, в которых он писал, произведения непреходящего значения. Его симфонии, квартеты, трио, сонаты, концерты, оперы, произведения для хора с оркестром (особенно знаменитый «Реквием») одинаково значительны и до сих пор глубоко воздействуют на слушателей.
Главная задача моего исследования – описать огромное культурное наследие, оставленное Моцартом, выявить роль его произведений в мировой музыкальной жизни и рассказать о нелегкой судьбе гениального композитора.
Творческий путь
Детские
годы. Вольфганг Амадей Моцарт родился
27 января 1756 года в городе Зальцбурге.
Раннее детство Вольфганг провел в Зальцбурге,
где он вслушивался в народные песни, был
свидетелем представлений народных театров,
странствовавших по городам и деревням
Австрии и Германии. Живописна природа,
окружающая Зальцбург: горы, реки, обилие
садов и лесов - все это будило творческое
воображение ребенка. Эти первые впечатления
сознательной жизни определили в дальнейшем
характер и содержание музыки Моцарта.
Родился Моцарт в семье крупного музыканта.
Отец его, Леопольд Моцарт, родом из немецкого
города Аугсбурга, был скрипачом, органистом,
педагогом и композитором. Школа скрипичной
игры, изданная Леопольдом Моцартом, пользовалась
популярностью не только в Австрии и Германии,
но и в других странах, в том числе и в России.
Работал он в качестве придворного музыканта
и камердинера у зальцбургского вельможи
графа Турн, а затем (с начала 40-х годов
XVIII века) поступил скрипачом в дворцовый
оркестр зальцбургского архиепископа.
Одаренность Моцарта. Феноменальная, ни с чем несравнимая природная музыкальная одаренность Вольфганга стала предметом многочисленных рассказов, в которых правда часто перемешана с вымыслом. Однако несомненно, что в великом пантеоне музыкальных гениев едва ли найдется другой композитор, обнаруживший в столь раннем возрасте музыкальную одаренность, подобную Моцарту. Чрезвычайно талантлива была и старшая сестра Моцарта Мария-Анна (Наннерль, как ее называли дома). Отец, дочь и сын составляли блестящее трио музыкантов. Первоначальное музыкальное развитие Вольфганга и Наннерль проходило под руководством отца. Моцарт учился игре на клавесине, органе и скрипке. Уже в трехлетнем возрасте он вслушивался в отдельные звуки, строил аккорды, импровизировал, воспроизводил услышанную музыку. Память и слух Моцарта поражали всех окружающих. Друг дома Моцартов, придворный трубач в Зальцбурге И. А. Шахтнер, рассказывает несколько фактов из детства Моцарта, свидетелем которых он сам был. Шахтнер говорил, что Моцарт сочинил концерт для клавесина в четырехлетнем возрасте. Также он очень любил его скрипку за ее нежный и сочный звук и владел этим инструментом уже в семилетнем возрасте.
Концерты в Мюнхене и Вене. С 1762 года (Моцарту было 6 лет) начались концертные выступления Вольфганга и Наннерль в разных городах и странах Европы. Совсем юные музыканты дали ряд концертов в Мюнхене. Через несколько месяцев отец, выхлопотав себе отпуск у зальцбургского архиепископа, повез всю семью в Вену, которая была в то время крупнейшим музыкальным центром. При императорском дворе, а также во дворцах венских вельмож, существовали оркестровые и хоровые капеллы, для руководства которыми приглашались выдающиеся музыканты. Лучшие виртуозы принимали участие в этих концертах. Поразительное искусство Вольфганга должно было произвести большое впечатление в Вене, на что возлагал надежды отец Моцарта. А успех в такой музыкальной столице, как Вена, сулил молодому артисту европейскую известность и славу.
Концерты, данные детьми Леопольда Моцарта в Вене, действительно, произвели фурор. Музыкальная семья Моцартов была приглашена ко двору в Шенбрун - летнюю резиденцию австрийского императора. Там каждый день Вольфганг и Наннерль играли то порознь, то вместе в четыре руки. Феноменальное искусство Вольфганга вызывало бурю восторгов. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал с листа незнакомые произведения с такой легкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком.
Поездка
в Париж. Отпуск отца кончился, и семья
вернулась в Зальцбург в самом начале
1763 года. Летом этого же года, снова испросив
отпуск у архиепископа, Л. Моцарт с детьми
предпринял более длительную концертную
поездку, конечной целью которой был Париж.
По дороге во Францию семья посетила ряд
немецких городов: Мюнхен, Аугсбург, Людвигсбург,
Гейдельберг, Майнц, Франкфурт, Кобленц,
Бонн, Кельн, Аахен, -- где Вольфганг и Наннерль
давали концерты, вызывавшие шумный успех.
Дети играли не только в городах, но и в
поместьях, куда на лето выезжала местная
аристократия.
Несмотря на все триумфы и восторги публики,
для детей такая жизнь была чрезвычайно
тяжела. Их бесчеловечно эксплуатировали,
заставляли без отдыха разъезжать по разным
городам и странам, концерты в то время
длились 4-5 часов. Все это было крайне изнурительно
для хрупкого организма ребенка.
В ноябре 1763 года семья Моцартов приехала
в Париж. Приобщение Моцарта к музыкальной
жизни французской столицы, несомненно,
расширило его художественный кругозор.
В Париже он познакомился с шедеврами
музыкального искусства; слушал знаменитых
виртуозов, симфоническую музыку, в Версале
вместе с отцом и сестрой посещал концерты
церковно-хоровой и органной музыки.
Сам Моцарт много сочинял в Париже. В начале
1764 года вышли из печати его первые четыре
сонаты для скрипки и клавесина. На титульном
листе было обозначено, что они написаны
семилетним мальчиком.
Лондон. Знакомство и общение с Иоганном Христианом Бахом. Ободренный успехами пятимесячного пребывания в Париже, Л. Моцарт в апреле 1764 года повез детей в Лондон. В Англии после смерти Перселя уже не было своих национальных композиторов мирового значения, и, несмотря на это, в XVIII веке Лондон был городом высокоразвитой музыкальной культуры, в котором имелись превосходные хоровые и оркестровые капеллы и оперные театры. Маленький Моцарт слушал в Лондоне (в превосходном исполнении) оратории Генделя, ставшего с тех под одним из его любимейших композиторов. В Лондоне жил и работал выдающийся немецкий композитор Иоганн Христиан Бах - младший сын великого Иоганна Себастьяна Баха. Он в молодости покинул Германию, получил музыкальное образование в Италии, где написал большое количество итальянских опер-seria.
В Лондоне Вольфганг близко познакомился с И. X. Бахом, и, несмотря на различие в возрасте, И. X. Бах вел с ним длительные беседы о музыке, знакомил со своими произведениями и с творчеством великих мастеров настоящего и прошлого, играл с Моцартом в четыре руки; кроме того, оба они импровизировали. Все это были впечатления, оставившие значительный след в творческом развитии восьмилетнего Моцарта. Общение с И. X. Бахом и знакомство с его произведениями имело для Моцарта исключительно важное значение. Его привлекали простота и искренность музыки И. X. Баха, ясность и пластичность певучих мелодий, близких итальянской оперной и инструментальной кантилене, стройность формы. Особенно неотразимое впечатление произвели на Моцарта симфонии И. X. Баха. Под его влиянием Моцарт написал свои первые симфонии, с успехом исполненные в Лондоне публично, ряд сочинений для клавесина и других инструментов.
Год с лишним прожила семья Моцартов в Лондоне, за это время дети дали много концертов как для широкой публики, так и при королевском дворе. Но этим концертные триумфы не завершились. Получив приглашение из Голландии, Моцарты посетили Гаагу, Амстердам и другие города. 9 месяцев они провели в Голландии. За это время возникло много новых произведений Моцарта; среди них одна симфония, шесть сонат для клавесина и скрипки, сборник клавесинных каприччио.
Возвращение в Зальцбург. Срок отпуска Леопольда Моцарта давно истек, и зальцбургский архиепископ выражал недовольство. По дороге домой семья Моцартов снова посетила Париж и другие французские города, затем через Швейцарию и Германию вернулась в Зальцбург (в ноябре 1766 года). Во всех городах дети непрерывно концертировали. Три с лишним года продолжалось это большое концертное турне.
Леопольд Моцарт достиг своей цели: продолжительная концертная поездка принесла значительные материальные средства. Но нужно было серьезно подумать о систематических занятиях Вольфганга. Он уже был автором большого числа произведений разных жанров, многое постиг в области музыкальной теории. Но все эти знания и навыки нужно было привести в порядок, развить композиторскую технику молодого Моцарта, довести ее до самой высокой степени совершенства. И отец стал заниматься с Вольфгангом контрапунктом строгого стиля (В архиве зальцбургского музея сохранились тетради контрапунктических упражнений Моцарта).
Зная о композиторских успехах десятилетнего Вольфганга, архиепископ зальцбургский привлек его к участию в сочинении коллективной праздничной оратории; Моцарту была заказана первая часть. Вторая часть оратории была написана Михаэлем Гайдном - младшим братом Йозефа Гайдна. Чтобы испытать Вольфганга и лишить его помощи отца, архиепископ во время сочинения оратории держал его целую неделю взаперти у себя в замке. Моцарт блестяще выполнил задание, и написанная им часть оратории при публичном исполнении имела большой успех.
В мае 1767 года, по случаю окончания учебного года в зальцбургском университете, Моцарт написал оперу на латинский текст «Аполлон и Гиацинт», исполненную силами студентов. Знакомый с многочисленными итальянскими операми, которые он слышал в разных странах, Моцарт в этой первой своей опере, написанной в одиннадцатилетнем возрасте, подражал итальянским образцам.
Годы отрочества и юности. Поездка в Вену. В сентябре 1767 года семья Моцартов снова выехала в Вену, где брат и сестра должны были играть по случаю бракосочетания австрийской эрцгерцогини с неаполитанским королем. Но на этот раз Моцартам не повезло: эрцгерцогиня умерла от оспы и торжества расстроились. Благодаря стечению и других обстоятельств (свертывание концертной жизни в аристократическом обществе и замена концертов общественными балами) Моцарты в течение зимы 1768 года почти не выступали в Вене публично. Лишь русский князь Голицын, бывший послом в Вене, устроил у себя большую «академию» (так назывались в XVIII и начале XIX века большие публичные концерты) в честь юных артистов.
Во время пребывания Моцарта в Вене его творчество было чрезвычайно интенсивно главным образом в области оперы. По заказу директора венского придворного театра Моцарт в короткий срок (с апреля по июль 1768 года) написал итальянскую оперу - buffa -«Мнимая простушка» (« La finta semplice ») по либретто выдающегося итальянского драматурга Гольдони, переработанное и дополненное придворным поэтом Кольтеллини. Однако, несмотря на подготовку спектакля, на восторженный прием оперы певцами, с увлечением разучивавшими свои партии, премьера так и не состоялась. Причиной тому были интриги, затеянные против Моцарта. Некоторые профессионалы музыканты, завидовавшие Моцарту, достигшему в двенадцатилетнем возрасте европейской известности, старались помешать постановке оперы. Премьера все больше оттягивалась и, в конце концов, была вовсе отменена.
Моцарт, потративший на сочинение оперы много энергии и труда, был очень огорчен. К этому присоединились материальные трудности: деньги, заработанные во время большой концертной поездки предшествующих лет, были на исходе, зальцбургский архиепископ прекратил выплату отцу его жалованья. Некоторым облегчением явился новый заказ на оперу, исходивший уже не от театра, а от частного лица. Доктор Антон Месмер, по специальности гипнотизер, заказал Моцарту для своего домашнего театра маленький одноактный зингшпиль «Бастьен и Бастьенна». Либретто зингшпиля представляло собой немецкий вариант известной оперы Ж. Ж. Руссо «Деревенский колдун». Жизнь крестьян и крестьянок, данная несколько идиллически, миниатюрные арии и ансамбли народно-песенного склада придают опере характер наивной простоты. В музыке зингшпиля уже слышны мелодические обороты, встречающиеся в произведениях Моцарта последующих десятилетий.
Информация о работе «Ты, Моцарт, бог…». Шедевры В.А. Моцарта в мировой музыкальной классике