Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 20:27, реферат
Моцарт принадлежит к величайшим гениям мирового музыкального искусства. Его творчество глубоко гуманистично. Страстная любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира -- таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке. При этом красота и пластичность мелодии, восходящей к народному творчеству, совершенство художественного мастерства сообщают музыке Моцарта ее неувядаемость. Творчество Моцарта явилось высшим выражением прогрессивных достижений музыкальной культуры его времени. Одни видели и видят в нем необыкновенно талантливого, но чрезвычайно легкомысленного и поверхностного человека, балагура и остряка, сочинявшего веселую музыку. «Как природа могла потратить большой талант на такого мелкого и пошлого человека?» — выразил мнение его критиков Эрнст Нейман.
Введение ………………………………………………………………..…....стр. 3
Творческий путь ………………………….………………………………....стр. 4
«Идоменей» ………………………………………………………………..…...…..стр. 13
«Похищение из сераля» …………………………………………………………...стр. 14
«Свадьба Фигаро» …………………………………………………………………стр. 15
«Дон Жуан» …………………………………………………...…….......................стр. 16
«Так поступают все» ………………………………………………………………стр. 17
«Волшебная флейта» ……………………………………………….......................стр. 18
«Реквием» ………………………………………………………...………………..стр. 19
Заключение …………………………………………………………………стр. 20
Список используемой литературы ……………………………………......стр. 21
Так, в двенадцатилетнем возрасте Моцарт был автором двух опер разных жанров - оперы- buffa и зингшпиля. В Вене он написал и три новые симфонии, явившиеся значительным шагом вперед по сравнению с симфониями, созданными в Лондоне. В Вене Моцарт написал еще ряд произведений, в том числе торжественную мессу, которой он сам и продирижировал.
В начале
1769 года семья Моцартов вернулась в Зальцбург,
где Вольфганг продолжал занятия контрапунктом
под руководством отца. По распоряжению
архиепископа в Зальцбурге была поставлена
опера Моцарта «Мнимая простушка», которую
ему не пришлось увидеть в Вене. Архиепископу
опера понравилась, и он присвоил Вольфгангу
титул придворного концертмейстера.
Так как при дворе архиепископа культивировалась
преимущественно духовная музыка, Моцарт
за короткое время пребывания в Зальцбурге
написал ряд культовых произведений: две
мессы, «Te Deum laudaumus» (в переводе «Тебя, бога,
хвалим») для хора и оркестра, офферторий
(форма католической службы). Но, будучи
придворным концертмейстером, он вынужден
был писать для придворных балов менуэты
и другие танцы, соединявшиеся в оркестровые
сюиты и известные под названиями серенад
и дивертисментов.
Поездка в Италию. В декабре 1769 года Моцарты предприняли большую концертную поездку в Италию, где Вольфганг еще не бывал. Огромный успех сопровождал Моцарта в Вероне и Мантуе, где он показывал свое искусство во всем его поразительном богатстве и мастерстве: сидя за клавесином, Моцарт дирижировал своими симфониями, играл на клавесине и на скрипке, импровизировал сонаты и фуги, а также сопровождения к ариям. То же повторилось в Кремоне и Милане. Граф Фирмиан (генерал-губернатор Ломбардии) устроил в своем миланском дворце блестящий вечер, на котором он хотел продемонстрировать искусство Моцарта в присутствии изысканного общества. К этому вечеру Моцарт должен был сочинить три арии и речитатив на тексты Метастазио. Убедившись в умении Моцарта писать драматическую музыку, оперный театр в Милане заказал ему оперу для постановки во время рождественских дней. Это была опера-seria «Митридат - царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto) по трагедии Расина.
Так как в распоряжении Моцарта было 9 месяцев, он мог совмещать сочинение оперы с концертами в других городах Италии. В марте 1770 года Вольфганг вместе с отцом выехал из Милана в Болонью. По дороге он написал свой первый квартет.
Болонья явилась важным этапом на пути большого итальянского путешествия Моцарта. В этом городе находилась знаменитая музыкальная академия, наиболее выдающимся представителем, которой был падре Мартини (теоретик, историк музыки, композитор). Моцарт стремился усовершенствовать свою композиторскую технику под руководством этого образованного педагога. К каждому посещению Мартини он писал фугу, приводившую мастера контрапункта в большой восторг.
Много выступал Моцарт во Флоренции, Риме и Неаполе. Во всех городах Италии Моцарт посещал картинные галереи, музеи, рассматривал исторические памятники, слушал в театрах итальянские оперы. Тесное и непосредственное соприкосновение с итальянской оперной культурой помогло Моцарту в работе над оперой «Митридат - царь Понтийский».
После
Рима и Неаполя Моцарты вернулись в Болонью,
где Вольфганг в течение двух месяцев
продолжал занятия контрапунктом под
руководством падре Мартини. Пребывание
в Болонье ознаменовалось важным событием:
четырнадцатилетнего Моцарта приняли
в члены Болонской академии, чем была ему
оказана честь, которой удостаивались
очень немногие композиторы.
В Болонье Моцарт закончил оперу-seria «Митридат
- царь Понтийский», поставленную в Милане
в конце декабря 1770 года. Сюжет «Митридата»
заимствован из древней истории и основан
на борьбе понтийского царя Митридата
против римского владычества. В результате
успеха оперы Филармоническая академия
в Вероне также избрала Моцарта своим
членом. По дороге домой отец и сын посетили
Турин, Венецию и Падую.
В Зальцбург Вольфганг вернулся, имея из Милана новый заказ на оперу для карнавала 1771 года. Но выполнение этого заказа отодвинулось в связи с более срочным творческим заданием. Для придворного празднества в Милане Моцарт должен был написать театрализованную серенаду в характере пасторальной аллегории с пением и балетными сценами «Асканио в Альбе». В связи с постановкой этого произведения он снова приехал в Милан. И здесь Моцарта сопровождал шумный успех. Но наряду с этим он испытал горечь и обиду. Так, пока Моцарт был ребенком, он служил предметом забавы и развлечения. Но, чем взрослее он делался, чем в нем больше созревал великий художник, тем пренебрежительнее становилось к нему отношение со стороны коронованных и титулованных властителей. Самолюбивый Моцарт, обладавший тонкой душевной организацией, не мог этого не чувствовать.
Триумфы в Италии были последней светлой страницей в жизненной судьбе Моцарта. В Зальцбурге его ждали неприятные перемены. Умер старый архиепископ. На его место вступил новый, граф Иероним Колоредо. Если прежний архиепископ не возражал против длительного отсутствия Моцартов, то новый хозяин в этом отношении был гораздо более крут и непреклонен. Получить у него отпуск становилось все труднее. Театрализованная серенада Моцарта «Сон Сципиона», прославлявшая нового правителя Зальцбурга, ему понравилась, и он утвердил Моцарта в звании придворного концертмейстера с приличным жалованьем. Но архиепископ начал придираться к каждой мелочи, выражая недовольство по поводу той опеки, которою окружал отец своего гениального сына, раздражался, видя стремление Вольфганга к независимости.
Инструментальные сочинения. Вначале архиепископ не препятствовал свободе Вольфганга, что дало ему возможность опять выехать в Милан на постановку новой оперы «Лючио Силла». Во время пребывания в Зальцбурге Моцарт развивал свое мастерство в области инструментальной музыки, особенно симфонической. Им была написана серия серенад и дивертисментов, представляющих собой сюитные циклы бытового характера. В этот период особенно важна работа Моцарта над новыми симфониями, в которых по сравнению с предшествующими заметна большая самостоятельность мышления, тонкость и дифференцированность оркестровой ткани, мастерство полифонического развития.
Зная деспотический нрав зальцбургского архиепископа, отец решил избавить Вольфганга от неприятностей службы и устроить его при каком-нибудь итальянском дворе. Но, несмотря на успех в Милане оперы «Лючио Силла», эти попытки ни к чему не привели. Итальянская аристократия относилась скептически к самобытности творчества Моцарта, выражавшего в своей музыке сложный мир человеческих переживаний. Не получив подлинного признания в среде итальянских меценатов, Моцарт вынужден был вернуться в Зальцбург и приступить к исполнению служебных обязанностей, терпя грубое обращение архиепископа.
Некоторым отвлечением была поездка летом 1773 года в Вену, куда выехал архиепископ в сопровождении Моцартов. Музыкальная жизнь Вены была в этот период напряженной. Острая борьба развернулась вокруг оперного театра между партиями Глюка и приверженцами старой итальянской оперы-seria, особенно в лице либреттиста Метастазио и композитора Гассе. Выдвигался итальянец Антонио Сальери, продолжавший в Вене глюковскую традицию. Все большую популярность приобретали в венской концертной жизни симфонии и квартеты Иозефа Гайдна, влияние которого Моцарт испытывал в этот период. Однако влияние музыки Гайдна на Моцарта, становясь все глубже и действеннее, никогда не переходило в подражание. Ярче всего воздействие Гайдна сказалось в шести новых струнных квартетах Моцарта. В Вене были написаны Моцартом хоры к драме Геблера «Король Тамос».
Осенью Моцарты вернулись в Зальцбург. Освободиться от службы у архиепископа Вольфгангу так и не удалось, и зависимое положение придворного музыканта, являвшегося фактически слугой, все больше давало себя чувствовать. Моцарт обязан был ежедневно по нескольку часов просиживать в передней в ожидании распоряжений архиепископа на данный день, писать музыку, угодную хозяину и его гостям. Несмотря на всю тяжесть зависимого положения, Моцарт работал с большим напряжением. Он много сочинял, выступал как клавесинист и скрипач в оркестре. В Зальцбурге Моцарт писал симфонии, серенады и дивертисменты, произведения духовной музыки. Среди произведений Моцарта, созданных в этот период, выделяется двадцать пятая симфония соль минор (1773); во многом она предвосхищает знаменитую соль-минорную симфонию 1788 года. Двадцать пятая симфония отличается взволнованно-тревожным характером, драматической конфликтностью образов, скорбными настроениями, единством и целостностью концепции. Такого рода музыка, в которой жизнерадостность, характерная для симфонического жанра того времени, уступила место скорбной патетике и драматизму, явилась выражением новых прогрессивных тенденций в европейском искусстве второй половины XVIII века. Это было время «бури и натиска», вызвавшее к жизни поэзию Клопштока, «Страдания молодого Вертера» Гете, «Разбойников» и «Коварство и любовь» Шиллера. Как и в этих великих произведениях классической литературы и драматургии, в юношеской соль-минорной симфонии Моцарта выражен внутренний мир молодого человека, протестующего против всего, что сковывало душевные силы. Ни в одном из прежних сочинений Моцарта драматическое начало не прорывалось с такой силой, как в этой симфонии семнадцатилетнего композитора.
Из других инструментальных произведений, написанных Моцартом в эти годы, следует упомянуть «Хаффнерову серенаду» - сюиту для оркестра, предназначенную к свадьбе дочери бургомистра Елизаветы Хаффнер. Это сочинение, как по составу оркестра, так и по монументальному характеру, по контрастности образов - драматических, лирических и юмористических - отходит от бытовой музыки дивертисментов и серенад. Здесь уже стерта грань между бытовой сюитой и симфонией.
Начало творческой зрелости. Работая в Зальцбурге, прирожденный оперный драматург, Моцарт испытывал все большее желание вернуться к оперному творчеству. Один из влиятельных поклонников композитора подал мысль баварскому курфюрсту заказать Моцарту оперу-buffa для новогоднего карнавала 1775 года в Мюнхене. Моцарт с увлечением принялся за сочинение оперы- buffa «Мнимая садовница» («La finta giardiniera») по либретто Р. Кальцабиджи, несколько переделанному и переработанному Кольтеллини. В «Мнимой садовнице» обычный буффонный сюжет, изобилующий всевозможными недоразумениями, ссорами и примирениями необязательным благополучным разрешением всех злоключений. Хотя итальянская опера-buffa уже достигла значительного развития, «Мнимая садовница» Моцарта оказалась впереди многих современных опер.
В декабре 1774 года Моцарт с отцом выехали из Зальцбурга в Мюнхен для подготовки «Мнимой садовницы», премьера которой состоялась 13 января 1775 года. Опера прошла с большим успехом и понравилась баварскому курфюрсту. В Мюнхене Моцарт написал по заказу курфюрста церковный мотет, сразу же разученный и исполненный силами придворной капеллы. Кроме того, Моцарт много выступал как клавесинист. Для своих концертов он написал пять клавирных сонат (впоследствии он прибавил к этой серии шестую), которые с большим успехом исполнял при дворе курфюрста и мюнхенской знати.
В течение 1775--1777 годов, проведенных в Зальцбурге, Моцарт, кроме многочисленных духовных сочинений, заказанных архиепископом, и серенад для бытового музицирования в частных домах, на писал большое количество сольных концертов. Среди них особенно выделяются скрипичные и фортепианные концерты с оркестром. Здесь Моцарт подошел к своим творческим вер шинам в жанре сольного концерта. Совершенное использование возможностей солирующего инструмента, органическое сочетание виртуозности и выразительной певучести инструмента (последнее не только в медленных лирических частях или в мелодических эпизодах крайних быстрых частей, но и в виртуозных пассажах) явилось новым и прогрессивным в развитии концертного жанра. Громадной популярностью пользуются ля-мажорный и ре-мажорный скрипичные концерты, поражающие смелостью, яркой образностью, красотой тематического материала, изяществом и стройностью формы.
Поездка в Мангейм. Моцарт был занят в эти зальцбургские годы и произведением для театра. По заказу он написал театрализованную серенаду «Король-пастух» (1775). Все же, работая над своими сочинениями, Моцарт не оставлял надежды покинуть Зальцбург. Наконец, после многократных просьб, обращенных к архиепископу и неизменно сопровождавшихся грубым отказом, осенью 1777 года Моцарт добился разрешения уехать. Отец остался исполнять свои служебные обязанности, и Моцарт поехал в Мангейм вместе с матерью. Хотя ему и не удалось получить службу в Мангейме, но пребывание в этом городе сыграло в его жизни и творчестве весьма значительную и важную роль. Моцарт близко сошелся со многими из чешских музыкантов из оркестра, жил у X. Каннабиха, который радушно принял его с матерью. Большое впечатление произвела на Моцарта поставленная в Мангейме опера Гольцбауэра «Гюнтер фон Шварцбург», явившаяся одной из ранних попыток создания немецкой национальной большой оперы. Очевидно, это обстоятельство вызвало у Моцарта (до тех пор соприкасавшегося с итальянской оперой) мысль о необходимости создания национального оперного искусства.
Творчески восприняв лучшие достижения мангеймской симфонической школы, Моцарт еще больше обогатил свою музыку. Обострение контрастности тематического материала, увеличение диапазона динамики (резкие смены forte и piano , crescendo и diminuendo), выразительные интонации «вздохов» в медленных, лирических частях - все это связано было с воздействием мангеймской школы. Поразила Моцарта звучность кларнетов, только начавших входить в обиход симфонической музыки и впервые примененных мангеймскими симфонистами. Моцарт и Гайдн ввели кларнеты в партитуры своих последних симфоний.
В Мангейме Моцарт впервые испытал большое, глубокое чувство любви к юной, начинающей певице Алоизии Вебер, дочери суфлера мангеймского театра. Там же Моцартом были созданы два концерта для флейты с оркестром, квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели, две клавирные сонаты, пять скрипичных сонат, ряд арий и песен.
С удовольствием,
слушая игру Вольфганга, заказывая ему
произведения, приглашая давать уроки
музыки, влиятельные аристократы Мангейма
не торопились предоставить Моцарту постоянную
службу. Но музыкальная жизнь Мангейма,
композиторские и исполнительские успехи,
а также любовь к Алоизии Вебер были причиной
того, что Моцарту трудно было расстаться
с этим городом. Материальные средства,
накопленные для поездки, были почти исчерпаны,
ясных перспектив не было - все это заставляло
отца напоминать Вольфгангу о его обязанностях
перед семьей.
Моцарту пришлось решиться оставить Мангейм.
Весной 1778 года он с матерью выехал в Париж,
на который возлагал большие надежды.
Но Моцарту пришлось испытать в Париже
горькое разочарование и немало страданий.
Он потерял горячо любимую мать, которая
умерла на его руках летом 1778 года. Моцарт
остался один в огромном городе, где уже
были забыты его детские триумфы и мало
кто интересовался приезжим зальцбургским
музыкантом.
Информация о работе «Ты, Моцарт, бог…». Шедевры В.А. Моцарта в мировой музыкальной классике