Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:28, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить витражное искусство от возникновения до наших дней.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Прочитать тематическую литературу
Рассмотреть историю возникновения и развития витража
Узнать об основных видах витража и более внимательно изучить расписной витраж
Узнать о состоянии витража в современном искусстве
Выделить основных знаменитых витражистов
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВИТРАЖА...................5
1.1 Возникновение цветного стекла и периоды развития витража…………...5
1.2 Витраж в России...............................................................................................10
ГЛАВА 2. ВИДЫ ВИТРАЖА И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ...................12
2.1 Основные виды витражей................................................................................12
2.2 Расписной витраж.............................................................................................16
ГЛАВА 3. ИСКУССТВО СОВРЕМЕННОГО ВИТРАЖА........................................19
3.1 Витраж в современном искусстве...................................................................19
3.2 Знаменитые витражисты..................................................................................19
3.3 Новосибирские мастера и мастерские, работающие в технике витраж......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................
Необжигаемые витражные краски:
Третий вид красок очень популярен, он не требует запекания, образует прочную прозрачную пленку, имеет яркие насыщенные цвета.
Технология росписи по стеклу включает в себя несколько этапов, которые, в зависимости от используемых материалов, могут отсутствовать.
Технология изготовления витражного рисунка:
Роспись по стеклу – занятие, которое не может не увлечь. Яркие краски преобразят наскучившие вещи до неузнаваемости: старые стеклянные банки и бутылки чудесным образом превратятся в изумительные вазы и подсвечники, а зеркала, окна и дверцы шкафов, украшенные затейливыми узорами, привнесут в дом уют и неповторимое очарование.
ГЛАВА 3 ИСКУССТВО СОВРЕМЕННОГО ВИТРАЖА
В наши дни витражное искусство переживает настоящий взлет своей популярности. Современные витражи украшают не только окна и двери, они красуются на декоративных перегородках, подвесных потолках, фонарях, куполах, лампах. Льющийся сквозь цветное стекло солнечный свет или подсветка придают оригинальность интерьеру любого помещения – будь то дом или офис. Витражное искусство XX века ознаменовало переход от монументальной живописи к декоративно-прикладному искусству. Искусство витража приобрело светские черты. Диктовать моду теперь стали не традиции, а отдельные художники. Сфера применения витражей стала более обширной.
Для современного человека не мене важна практичность этих элементов интерьера, не требующих особого ухода и способных долгие годы украшать квартиру или офис.
Луис Кофморт Тиффани (1848 – 1933) – американский художник, витражист, мастер работ по стеклу, ювелир и предприниматель, который изобрел технику изготовления витражей с помощью различных элементов цветного стекла, соединенных с помощью сплавления оловом. Эта техника под названием «копирфойл» используется мастерами витражного дела до настоящего времени.
Анри Кро (1840 – 1907) – художник и скульптор практически заново открыл забытую технику спекания стекла, и изобрел способ формования стекла плавлением стеклянной пасты в формах по методу древнеегипетской техники.
Габриэль Арш-Руссо творил произведения искусства из стекла в технике patte de verre, предпочитая изготавливать не массовые, а эксклюзивные изделия. Эта технология базируется на спекании в специальных формах мелко перемолотого стекла.
Братья Даум создавали стеклянные изделия в стиле модерн, но после окончания Первой мировой войны, когда в моду вошел стиль Арт-деко, мастера стали изготавливать вазы и чаши с геометрическими рисунками. Глубокое травление стекла кислотой часто сочеталось с полосами полировки. В период Арт-деко братья Даум изготавливали высококачественные изделия из свинцового хрусталя, пользовавшиеся необыкновенной популярностью вплоть до 70-х годов ХХ века. В 1965 г. они стали использовать технологию спекания стекла, а именно – технику рatte de verre.
Эмиль Галле (1846 – 1904) – французский дизайнер, реформатор художественного стекла, представитель стиля модерн. Галле использовал технику «лунного света» – подкраску стекла оксидами кобальта, которые придают стеклу сапфировый оттенок. Он также занимался изготовлением изделий из многослойного стекла. Он изобрел технику «стеклянные маркетри», вводя в горячую массу пузырьки воздуха, фольгу и делая специальные трещинки.
Рене (1860 – 1945) – французский ювелир и мастер стеклянных дел, выдающийся представителей стиля Арт Нуво. Изобрел метод литья под давлением, который использовал при изготовлении многих ваз и скульптур. Для произведений Лалика характерна цветная эмаль (нанесенная на цветное стекло патина). В 20-х годах ХХ века дизайн стал понятием, сочетающим искусство и возможности промышленных технологий. Новый стиль Арт-Деко набирает свою силу, витраж утрачивает свою роль, такую значимую в эпоху модерна. Старые мастера остаются без работы. Их сменяют новые имена.
Фрэнк Ллойд Райт. Линию единства архитектуры и декора в США активно поддерживает выдающийся дизайнер и архитектор Фрэнк Ллойд Райт. В спроектированных им домах интерьер выдержан в стиле минимализма, почти бесцветен и построен на сочетаниях прямых линий. Этим достигается принцип Райта, согласно которому ничто не должно мешать созерцанию вида из окна. Но, в то же время витраж в окне необходим, чтобы широкие оконные пространства не выглядели пустыми. Фрэнк Ллойд Райт говорил, что ему очень досаждает смешивание образов на стекле с видом из окна, поэтому узор на окне должен быть нейтральным.
Марк Шагал. К витражному искусству обращались многие выдающиеся деятели искусств ХХ века. Марк Шагал – гениальный художник, видевший мир по-своему и перенесший радость жизни в свои картины, тоже занимался витражным искусством. Впервые заказ на изготовление витража Шагал получил почти в семидесятилетнем возрасте, но техническую сторону процесса освоил быстро и даже полюбил. Им стал витраж для Кафедрального собора в Меце. Чтобы облегчить и ускорить работу, он привлек к изготовлению витражей по своим рисункам Шарля Марка – руководителя студии витражей в Реймсе, но перед последним обжигом изделия обязательно лично наносил на стеклянное панно последние штрихи. Самыми известными витражными работами Шагала являются окна в Храме Всех Святых (Англия, Тудли), панель памяти Дага Хаммаршельда в здании ООН в Нью-Йорке и витражи 12-ти колен Израилевых в Иерусалимской больнице Хадаса.
Альфонс Муха. Выдающимся художником и характерным представителем стиля модерн был чешский художник Альфонс Муха. До сих пор на улицах Праги можно увидеть афиши и панно с рисунками этого талантливого дизайнера. Его стиль узнается сразу и, несмотря на веяния изменчивой моды, не утратил своей прелести и в наши дни. Самой известной витражной работой Альфонса Мухи стал витраж для собора Св. Вита в Праге. Вокруг центрального панно под названием «Прославление святых Кирилла и Мефодия» расположены еще 36 витражей, изображающих сюжеты из жизни миссионеров. Свое мастерство дизайнера и витражиста Муха проявил и в работе над оформлением торгового дома ювелира Фуке.
Антонио Гауди. Для своих фантастических зданий использовал витражи и гениальный испанский архитектор Антонио Гауди, который ненавидел прямые линии и углы. В своих творениях неординарный дизайнер использовал криволинейные формы, большое разнообразие цветов и представителей живой природы. Именно витражи позволяли достичь ощущения обширного пространства, необычных форм и фантастической игры света в зданиях, построенных по проектам Гауди [5].
Молодой Новосибирск (119 лет) тоже может похвастаться витражами, встречающиеся в разных уголках города.
Можно выделить двух новосибирских мастеров-витражистов, чьи работы украшают наш родной мегаполис:
Сокол Владимир
Художник монументально-декоративного искусства, член Союза художников СССР с 1970 г., Заслуженный художник РСФСР (1980).
Основные работы Владимира – это панно «Охота» в ресторане гостиницы «Золотая долина» (1965), панно «Богатства Сибири» в Доме ученых СО АН СССР (1967), панно «Покорители Оби» в поселке строителей Новосибирской ГЭС – ОбьГЭС (1970), панно «Природа Сибири» в ресторане гостиницы «Обь» (1974), витраж «Наука» в вестибюле НГУ (1975), панно «Рождение Оби», «Сартакпай» в зале ожидания речного вокзала (1976), панно «Письменность, печать» на фасаде издательско-полиграфического комплекса «Советская Сибирь» (1979), десять витражей «Города Сибири» на станции «Речной вокзал» новосибирского метро (1985).
Еще в 1974 году перед Владимиром открылась возможность сделать витраж в фойе университета, состоящий из пяти пятиметровых квадратов, каждый со своим сюжетом, но с общей для всех квадратов темой науки (рис. 5). Для него привезли из Брянска плоское прозрачное цветное стекло, стекло резали на части нужной формы и величины и вставляли в подготовленные для них ячейки витража. В фойе университета днем и вечером при освещенном фойе во дворе витраж сияет цветом чистых прозрачных плоскостей.
Спустя десять лет, в 1985 году, Сокол был одним из тех, кто принимал участие в оформлении станций Новосибирского метрополитена «Речной вокзал». Где художник предпринял нестандартное решение: станция – большой плывущий по Оби корабль; через расположенные на его «бортах» иллюминаторы видны преобразованные трудом советских людей берега, древние сибирские города, новостройки (рис. 6).
Десять окон-иллюминаторов. И словно десять сибирских городов встречаются на пути – Новосибирск, Омск, Бийск, Барнаул, Томск, Новокузнецк, Сургут, Тюмень, Тобольск, легендарная Мангазея [10]. И все это художник решил ярким цветным витражом.
К сожалению, этими витражами завершилось творчество Сокола.
Игорь Ельченко
Член правления НРОО Союз дизайнеров России.
Есть художники талантливо фиксирующие образы и события окружающего мира, а есть художники создающие этот мир. Именно таким является Игорь Ельченко, смело и профессионально работающий в различных жанрах изобразительного искусства: монументальном и декоративном, графике и дизайне.
Витражи Новосибирского театра кукол, Дворца бракосочетаний, Первого ректора НЭТИ–НГТУ Г.П. Лыщинского, Аллея Связистов имени А.И.Никулина, Станция метрополитена «Гагаринская» и множество других работ этого автора украшают наш город [14].
В понедельник, 19 декабря 2005 года, во втором корпусе НГТУ состоялось торжественное открытие «стеклянного» портрета профессора Лыщинского – первого ректора Технического университета. Это удивительный витраж высотой в 2,5 и длиной в семь метров (рис. 7).
Новосибирский художник-витражист, добиваясь, чтобы мозаика цветных стекол превратилась в узнаваемый портрет профессора. Витражное полотно состоит из восемнадцати стеклянных секций, каждая из которых весит около тридцати пяти килограммов.
Сначала предполагали поместить витраж, как и положено, в оконный проем, а потом решили украсить им стену кафедры электропривода. Витраж играет только тогда, когда через него преломляется дневной свет, поэтому Ельченко пришлось подсветить профессорское лицо двадцатью низковольтными лампами.
Ельченко решил выполнить профессора в классической цветовой гамме: теплые бежевые тона с вкраплениями коричневого и желтого. Пришлось повозиться и «поиграть» со стеклом, чтобы профессорские глаза «налились» глубиной и мудростью: это обычные художники могут одним взмахом кисти изобразить нужную светотень, стекло же предполагает трудоемкую и кропотливую работу. Но самым сложным была для витражиста даже не стеклянная светотень, а схемы разных электроприводов, которыми Ельченко решил обрамить профессорское лицо, для полноты образа.
Так же по рисункам Ельченко изготовлены витражи для театра кукол (рис. 8). Мотив главного фасада в виде трех кукол-неваляшек ассоциируется с народной игрушкой, со скоморошьими представлениями, русским балаганом и сказкой.
Новосибирские мастерские
Так же в Новосибирске существуют более пятидесяти компаний и мастерских, работающих в разных техниках витража.
Из них можно выделить студию художественного витража – «Индиго», создающую художественные витражи по следующим технологиям: тиффани, заливной витраж, художественное матирование стекла, бевелс-витраж. Главное отличие студии, уникальные витражные изделия создают вручную.
Благодаря владению различными технологиями, специалисты студии создают эксклюзивные предметы интерьера – витражные столики, торшеры и бра, зеркала с декором, часы, рамки для фотографий, подсвечники, шкатулки, картины с подсветкой.
Техника заливного витража является гордостью мастерской «Индиго». Такой витраж делают лишь единицы витражных мастерских в России. При его изготовлении специалисты достигли совершенства, доработали и внесли много нового в технологию.
Информация о работе Витражное искусство от возникновения до наших дней