Вокальная педагогика Германии XIX – XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:38, реферат

Описание работы

Немецкая вокальная школа сформировалась и четко определилась только к середине XIX века. Ее становление связано с именем Рихарда Вагнера. Однако истоки немецкой школы пения относятся к творчеству И.С.Баха, который трактовал голос певца как инструмент, наделенный редкими выразительными возможностями. Инструментальный характер звучания певческого голоса – характерная особенность национального вокального искусства. Это прослеживается в исполнении оперных произведений В.А.Моцарта, занимающих ведущее место во второй половине XVIII века.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность понятия «вокальная школа».
Глава 2. Вокальная педагогика Германии XIX века. Школа примарного тона.
Глава 3. Немецкое вокальное педагогическое искусство XX века.
Глава 4. Вокальная педагогика в современной Германии.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

0701740_1FD76_vokalnaya_pedagogika_germanii_xix_xx_vekov (1).docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основными  методическими указаниями Ю.Штокгаузена  являются: грудодиафрагматический тип  дыхания, низкое фиксированное положение  гортани, широкое использование  в упражнениях различных комбинаций согласных и гласных немецкого  языка.

 

Глава 3. Вокальная  педагогика Германии XX века

Подготовкой вокальных кадров для многочисленных оперных театров  занимаются консерватории – Hochschule fur music. Они являются единственной формой профессионального обучения вокалистов. Поступающие в консерваторию готовятся к вступительным экзаменам, как правило, под руководством частных педагогов. В большинстве случаев абитуриенты обладают весьма скромными вокальными данными. Крупные, объемные голоса – большая редкость. Это объясняется и особенностью фонетики немецкого языка, и тем, что большинство будущих студентов консерваторий с детства поют в церковных хорах, приобретая отличную музыкальную подготовку, но теряя зачастую индивидуальные качества голоса. Исполнение произведений русской вокальной музыки вызывает значительные затруднения, однако, в репертуаре студентов вокальной кафедры включены арии и романсы русских композиторов. Обязательными же на всех курса являются произведения Моцарта, Баха, Шумана, Шуберта, Брамса, требующие инструментального исполнительского стиля, являющегося определяющим в вокальном исполнительстве Германии.

В 1970 – 1980-е годы сольное  пение в консерваториях Германии вели известные вокальные педагоги: Ева Флейшер – сопрано, лауреат Народной премии, в прошлом известная певица, ведущий профессор Лейпцигской консерватории; Элизабет Броэль – сопрано, солистка Лейпцигской оперы и преподаватель той же консерватории; Гюнтер Лейб – баритон, солист Государственного оперного театра в Берлине, профессор Берлинской консерватории; Элизабет Плейн, в прошлом известная камерная певица, профессор Дрезденской консерватории.

Во всех консерваториях был  введен строгий порядок: руководитель кафедры прослушивал выпускников в период подготовки к государственному экзамену и студентов, выдвинутых на конкурсы.

В классах сольного пения  использовались различные приемы, отражающие индивидуальный почерк каждого преподавателя. Однако можно было выделить нечто общее, что характеризовало специфику немецкой школы пения.

Особенности фонетики немецкого  языка диктуют целесообразность использования в вокальных упражнениях  не чистых гласных, а сочетания согласных  с гласными. Предпочтительными являются согласные «м» и «н», помогающие развивать вибрационные ощущения в  области «маски»; широко распространены упражнения на различные словосочетания, отдельные слова и фразы: «сильвиа», «воне», «вирна», «виене», «нивиа» и  т.д. Большое внимание уделяется  развитию дыхания, для чего во многих классах используют упражнения без  фонации (глубокий вдох, активизация  мышц живота и постепенный выдох  с сохранением положения вдоха). По мнению вокальных педагогов, такие  упражнения в дальнейшем помогают добиться увеличения силы голоса.

Современные педагоги отрицают какую – либо связь со школой примарного тона, однако их настоятельные  советы ученикам «направлять звук»  в область переносицы и лобных пазух, а также широкое применение сонорных согласных в различных  слогосочетаниях указывают на продолжение  традиций немецкой вокальной школы, сформированной в XIX веке.

Основными установками Евы  Флейшер были: предельная активность в работе; развитие дыхательной мускулатуры на упражнениях без пения; подчеркнутая артикуляция; направление звука в области переносицы и лобных пазух; переход от речевого (актерского) голоса к певческому. Урок начинался с дыхательных упражнений. Широко распахивались окна. Студенту предлагалось сделать вдох глубоко вниз и ощутить сокращение мышц спины. После секундной задержки в фазе глубокого вдоха надо было сделать постепенный выдох через едва открытый рот на продолжительное «с» и при этом сохранить ощущение вдоха (мышцы спины и живота не расслаблены, а сокращены).

Вслед за дыхательными упражнениями следовало пение гаммы с названием  нот или быстрое произнесение различных слов, слогосочетаний на одном удобном звуке. Далее пелась мажорная гамма на «нну» или «мюю»  в медленном темпе. Основные требования при исполнении данного упражнения – предельное и непременное ощущение носового резонатора (вибрация в области  переносицы).

Следующее упражнение –  ход на кварты вверх с удобно сформированного  звука на слог «сю» или «со» с  последующим арпеджированнным спуском  на слоги «виа» или «ниа». Здесь  важна активная работа дыхания, обеспечивающая фермато на верхнем звуке и  легато до конца упражнения. Требования резонирования в области переносицы и лобных пазух остается незыблемым.

Вслед за вышеуказанным упражнением  Ева Флейшер рекомендовала использовать речевой (актерский) голос с последующим  переходом к певческому. Громко произносилось  в нижнем участке диапазона протяжное  «оох». Затем это звучание и сопутствующие  ему ощущения переносились примерно на октаву вверх и на предельном legato начинался спуск вниз по звукам мажорного трезвучия. Интересен предложенный профессором следующий прием: очень громко торжественно произнести в нижнем участке диапазона слово «сеньорэ», повторить его несколько раз; затем, не изменяя манеры, исполнить мажорное трезвучие, произнося то же слово на каждом звуке. При вокализации Ева Флейшер требовала укладывать язык на дне рта, советовала чувствовать звук не близко у зубов, а в глубине глотки. При формировании верхних звуков рекомендовалось как бы радостно удивляться (глотка расширена, язык на дне рта, квадратные мышцы лица сокращены).

По мнению профессора сольного пения в Веймаре Ганса Кремерса, надо было найти натурально звучащий участок голоса, а затем строить весь

диапазон. Маэстро утверждал, что для инструментального звучания голоса, которое является обязательным в немецкой школе пения («это зависит  от специфики немецкого языка, немецкой музыки и особенностей нашего характера»), необходимы следующие условия: низкое фиксированное положение гортани, «широкое горло», дыхание, при котором  активно работает диафрагма –  регулятор силы звука. Большое значение придавал профессор певческому дыханию.

Элизабет Плейн – профессор  Дрезденской консерватории –  в педагогическом процессе главным  считала работу над выразительностью, а потому вокальными упражнениями занималась максимум десять – пятнадцать минут, остальное время посвящала пению  произведений. Главным в работе Э.Плейн  считала нахождение вибрационных ощущений в верхней части лица. Упражнения строились на сочетании согласных (в основном сонорных) с гласными: «ввиа», «ммиа», «вво», «ммо».

Урок, как правило, начинался  со следующего упражнения: после «мычания»  или «нычания» на удобном звуке  среднего участка диапазона певец  переходил к повторяющимся звукосочетаниям  «ммо», «ммо – ммо». Используя принцип  «мычания», который помогает нахождению «резонаторного звучания», профессор  предлагала исполнить арпеджио на «ммо», «нно», «ввво».

Для расширения диапазона  и выработки однородности звучания голоса Э.Плейн использовала гаммы  и гаммообразные пассажи на «ммо»  и «вво», «нно» и при этом тщательно  следила за правильностью дыхания, которое должно подаваться поднимающейся диафрагмой плавно, без рывков.

 Переходя к пению  произведений, Э.Плейн акцентировала  внимание на то, чтобы звук  «не уходил из резонатора»,  часто показывая рукой нужное  направление в область переносицы.

Характер упражнений и  практический показ Э.Плейн невольно

ассоциировались с методом  Ю.Гея – представителя школы  примарного тона. Однако профессор  это полностью отрицала.

Несмотря на индивидуальные различия, вокальные педагоги руководствовались  в практической деятельности следующими общими принципами: низкое, глубокое дыхание  с максимальной активизацией брюшных  мышц; обязательное направление звука  в верхнюю часть лица до появления  вибрационных ощущений; исполнение упражнений не на чистые гласные, а на соединение согласных (преимущественно сонорных) с различными гласными.

 

Глава 4.Вокальная  педагогика в современной Германии

Большой удельный вес в  деле подготовки артистов оперы в  консерваториях занимают занятия сценическим  движением и физкультурой. Вокальные  педагоги понимают важность этого и  ориентируют учеников на необходимость  серьезной тренировки. Современные  оперы – динамичные, импульсивные – предполагают всестороннюю подготовку певца. В консерваториях введены: ритмика, танец, пантомима, художественная гимнастика. Преподаватели движенческих дисциплин  руководствуются методикой разработанной  в Берлине. За основу принято сознательное расслабление и сокращение различных  групп мускулатуры тела. Значительное место занимает тренинг мышц живота и спины, что связано с профессиональной певческой деятельностью. Необходимо отметить, что преподаватели танца, сценического движения, гимнастики работают в тесном контакте с педагогами –  вокалистами.

Учитывая уплотненны график работы современного оперного певца, большую нервно – психическую и физическую нагрузку, методика направлена на умение расслабляться. Сознательная релаксация (расслабление) – необходимый фактор в профессиональной подготовке будущего артиста. Интенсивная тренировка по продуманной методике дает отличные результаты: выпускники консерватории в своем большинстве безукоризненно владеют телом, выполняя подчас необычайно сложные задачи оперных режиссеров.

Наряду с ритмическими дисциплинами большое внимание в  консерваториях уделяется работе в  оперном классе, задачей которого является подготовка музыкантов, способных  в профессиональной деятельности самостоятельно овладеть репертуаром оперных театров. Занятия в оперном классе начинаются с первого курса, где определяющей является работа над этюдами и несложными отрывками из опер.

На втором курсе студенты изучают ансамблевое искусство, опираясь в первую очередь на произведения В.А.Моцарта.

На третьем  курсе ведется тщательная работа над речитативами, на четвертом и пятом – студенты заняты в работе над оперой, которая, как правило, идет в сопровождении оркестра. Кроме того, наиболее перспективные студенты стажируются в оперных театрах того города, в котором находится консерватория.

Педагогами и руководителями оперных классов являются действующие  дирижеры и режиссеры. Таким образом, подготовка будущего артиста ведется  в соответствии с требованиями современного оперного театра. Работой студента над вокально – технической стороной оперной партии руководит педагог  сольного пения, который полностью  отвечает за качество исполнения. Налаженная непосредственная связь педагогов  оперного класса и сольного пения  дает положительные результаты: за короткий срок обучения студент приобретает  необходимые навыки солиста оперы.

Известно, что в национальной немецкой школе пения всегда отводилось значительное место работе над произношением. На современном этапе профессионального  обучения технике речи певца уделяется  самое серьезное внимание. В учебном плане предусмотрены занятия техникой речи по одному часу в неделю в течение трех лет для артистов хора и четырех лет для солистов. Занятия проводятся индивидуально, с акцентом на самостоятельную тренировку дома. В арсенал обязательных ежедневных упражнений входит комплекс приемов на мышечное расслабление и напряжение. Разработаны специальные артикуляционные упражнения для тренировки мышц лица, губ, языка.

Большое внимание уделяется  речитативам, работа над которыми представляет безукоризненный интерес. Сначала  текст речитатива произносится в  заданном ритме с нужными ударениями, подчеркнутой артикуляцией и предельной четкостью. Педагог следит за выражением лица, отражающим то или иное эмоциональное состояние. Затем студент переходит к вокальному исполнению речитатива, следя за тем, чтобы четкость произношения не нарушалась.

К впускному экзамену студент  приобретает навыки исполнения литературных произведений античных авторов, немецких классиков, современных поэтов и прозаиков, а также разнохарактерных речитативов.

 

Заключение

Немецкая вокальная школа  как явление самобытное и национальное сформировалось лишь в середине XIX века, получив своеобразное наименование «Школы примарного тона». Однако инструментальный стиль исполнения, характеризующий немецкую школу пения, имеет давнюю историю. Родоначальником инструментального исполнительского стиля является И.С.Бах. В его творчестве человеческий голос трактуется как совершенный инструмент. Такое понимание возможностей певческого голоса и инструментальный стиль исполнения отличают В.Моцарта, творчество которого составило эпоху в оперном искусстве, и Л.Бетховена.

Становление национальной вокальной  немецкой школы связано с именем Р.Вагнера. Основоположником «Школы примарного тона» в вокальной педагогике является Фридрих Шмитт. Его ученик Ю.Гей воспитал плеяду выдающихся немецких певцов – интерпретаторов вагнеровских опер.

XX век характеризуется поиском новых форм и средств выражения. Продолжаются традиции Вагнера в творчестве Рихарда Штрауса, открываются новые пути развития оперы Арнольдом Шенбергом, создавшим «монодрамы», талантливо воплощается в музыке сложность и противоречивость эпохи Альбаном Бергом, самобытно звучат произведения К.Орфа, П.Хиндемита, П.Дессау и др.

Новые задачи вызывают необходимость  приобретения целого ряда дополнительных свойств голоса и актерского поведения.

Информация о работе Вокальная педагогика Германии XIX – XX веков