Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 20:25, реферат
Георгий Васильевич Свиридов — один из весьма своеобразных художников. Мощный революционный порыв, суровая героика революционных лет остро запечатлелись, в сознании будущего композитора, а позднее отразились и в его сочинениях. Своеобразие творческого облика Свиридова прежде всего выражено в ярко национальном, глубоко русском складе его натуры, в русском характере его дарования, выросшего из подлинно народного, крестьянского корневища.
Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни и пейзажам родной земли, и в героических образах революции.
Вокально-хоровое творчество Г.В. Саиридова.
Георгий Васильевич Свиридов — один
из весьма своеобразных художников. Мощный
революционный порыв, суровая героика
революционных лет остро запечатлелись,
в сознании будущего композитора, а позднее
отразились и в его сочинениях. Своеобразие
творческого облика Свиридова прежде
всего выражено в ярко национальном, глубоко
русском складе его натуры, в русском характере
его дарования, выросшего из подлинно
народного, крестьянского корневища.
Особое значение в творчестве композитора
имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических
сочинениях, и в произведениях, посвященных
картинам народной жизни и пейзажам родной
земли, и в героических образах революции.
Творчество Свиридова крепкими узами
связано с поэзией, как классической, так
и современной. Это — Пушкин и Лермонтов,
поэты-декабристы, Бернс и Шекспир, Блок
и Есенин, Маяковский и Исаакян, советские
поэты — Твардовский, Прокофьев, Исаковский,
а также поэзия фольклорной традиции —
русская, болгарская, вьетнамская. Поэзию
композитор понимает глубоко и тонко.
Он умеет подметить особенности каждой
поэтической индивидуальности, проникнуться
ее своеобразием, сжиться с нею, а затем
верно и ярко воплотить в музыке образы
и настроения поэтического текста.
Именно Свиридову принадлежит честь «открытия»
для музыки поэзии Маяковского, а также
и Есенина, хотя среди композиторов он
был не первым, обратившимся к их стихам.
Верно, сильно прочел он и поэзию Бёрнса.
Он «открыл» и воплотил в музыке некоторые
грани пушкинской поэзии, не раскрытые
ранее.
Сфера жанровых интересов Свиридова достаточно
широка. Но художественная значимость
его музыки в разных жанрах не одинакова.
Талант Свиридова наиболее полно, ярко
проявился в области вокальной музыки
(и в этом тоже сказалась особенность его
русского дарования!), сначала в камерной
— романсе, песне, монологе, а позже, на
рубеже 40-50-х годов и далее, — также и в
вокально-симфонических жанрах — оратории,
кантате и других произведениях хоровой
музыки.
Одной из характернейших особенностей творчества Свиридова является его демократическая направленность, сознательное стремление говорить средствами музыки с широким кругом слушателей. Черта эта была заметна уже в ранних произведениях автора, свойственна ему на протяжении всего творческого пути, а с течением времени она проявляется все определеннее и сильнее. Свое художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных». И это — глубокое убеждение, определяющее отношение Свиридова к коренным проблемам художественного творчества.
Среди произведений студенческих лет
особое место занял «Вокальный цикл из шести романсов на
слова Пушкина», созданный в
конце 1935 года. Это была не просто большая
удача учащегося последнего курса техникума.
Пушкинские романсы явились началом творческой
самостоятельности автора. Впервые ясно,
с большой определенностью обнаружились
в них особенности композиторской индивидуальности
Свиридова.
Шесть романсов на стихи Пушкина еще в
пору их рождения стали репертуарными,
а автор их, 20-летний Свиридов, получил
известность.
Романсы эти быстро приобрели популярность,
обратили на себя внимание певцов. Их часто
стали исполнять, особенно в 1937 году, когда
страна наша отмечала 100-летие со дня гибели
Пушкина.
Талант молодого композитора был замечен
и оценен. В 1936 году Свиридова принимают
в члены Союза советских композиторов.
Тогда же он поступает в Ленинградскую
консерваторию в класс композиции П. Рязанова,
а после отъезда последнего из Ленинграда
— Д. Шостаковича.
В эти годы Свиридов знакомится с современной
музыкой, как зарубежной, так и русской,
знания которой были у него тогда весьма
ограниченными. Теперь музыкальные горизонты
Свиридова день ото дня расширяются, композиторская
техника совершенствуется, растет мастерство.
В студенческие годы Свиридов впервые обращается к кино-театральным жанрам: сочиняет оперетту «Настоящий жених», музыку к фильму «Поднятая целина» (режиссер Ю. Райзман). Новой была для него также и работа в области хоровых сочинений. Он пишет кантату в честь 20-летия комсомола, «Казачьи песни» и музыку к композиции «Десять дней под Касторной» для Ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа, сочиняет ряд хоровых песен, делает хоровые обработки народных мелодий. Хоровая музыка Свиридова тех лет крепко связана с традициями русской крестьянской песенности.
Обращение к новым жанрам — важная черта творческой биографии молодого автора. Но все же наиболее интересное, яркое и своеобразное он создает в камерном вокальном творчестве. Его привлекает поэзия М. Лермонтова, А. Блока, П. Беранже, А. Прокофьва. В вокальных произведениях автора этих лет тоже видны настойчивые поиски новых путей, иных средств выразительности. Есть интересные находки, яркие, совершенные романсы. Так, среди произведений на стихи Лермонтова несомненной удачей является «Соседка», своеобразен, целен по своему сурово-сосредоточенному настроению романс «Они любили друг друга». В целом же опус этот уступает первому, пушкинскому; он менее ровен и не так своеобразен. «Свиридовское» выражено в нем не так отчетливо.
Новой ступенью вокального творчества Свиридова стали «Шесть песен на стихи А. Прокофьева». Прежде всего это связано с обращением автора к советской поэзии. В те годы стихи наших поэтов еще только начинали входить в советскую музыку: создаются романсы Н. Мясковского на стихи С. Щипачева, М. Коваля на стихи Л. Ошанина, И. Белорусца на ранние стихи В. Маяковского.
В июне 1941 года Свиридов окончил консерваторию.
А через несколько дней над страной грянул
гром Великой Отечественной войны. С начала
1942 года, после демобилизации, Свиридов
живет и работает в Новосибирске, куда
были эвакуированы некоторые ленинградские
театры и филармония.
В трудных обстоятельствах военного времени
молодой композитор продолжал интенсивно
сочинять. Он написал ряд массовых песен
для Ленинградского академического театра
драмы имени А. Пушкина, сочинил музыку
к пьесе К. Симонова «Русские люди», к «Кремлевским
курантам» Н. Погодина, к «Отелло» У. Шекспира.
Он создал оперетту «Раскинулось море
широко» — первую музыкальную комедию
героического содержания. (Пьеса эта была
создана в осажденном Ленинграде тремя
драматургами - В. Азаровым, Вс. Вишневским
и А. Кроном - и рассказывала о героической
борьбе в Отечественной войне балтийских
моряков).
В годы войны продолжалась работа и над
камерной вокальной музыкой. Это — «Песни
странника», «Сюита» на слова Шекспира
«Песни странника» (1943) написаны на слова
китайских поэтов древней традиции и повествуют
о судьбе поэта-изгнанника, томящегося
тоской по родине, горьким одиночеством,
вскипающего гневом, но вдохновенно творящего.
Начинается произведение песней «Отплытие»,
завершается— «Возвращением на Родину».
«Сюита» на слова Шекспира состоит из
вокальных фрагментов созданных композитором
ранее к спектаклям «Отелло», «Гамлет»
и «Двенадцатая ночь» (переводы Б. Пастернака
и М. Лозинского).
Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. Творчество композитора первых послевоенных лет (1945—1949) близко сочинениям периода Отечественной войны.
Как и в годы войны, Свиридов сотрудничает с драматическими театрами (музыка к пьесе Дюмануа и Деннери «Дон Сезан де Базан» и к «Победителям» Б. Чирскова). Вместе с тем появляются новые произведения в области камерных вокальных жанров — три песни на слова советских поэтов (А. Прокофьева, М. Исаковского) и первые произведения на стихи армянского поэта А. Иссакяна «Открытие» Свиридовым для себя этого поэта, увлечение богатством его стихов не было мимолетным. На основе поэзии А. Исаакяна вскоре возникает одно из замечательных вокальных сочинений композитора — «Страна отцов».
«Страна отцов» знаменует начало нового периода в творчестве Свиридова — периода зрелости. Творчество Свиридова 50-х и 60-х годов исключительно богато и ярко. Каждое новое произведение композитора — событие не только в его творческой биографии, но и в советской музыкальной жизни.
В начале 50-х годов создается еще одна оперетта — «За Нарвской заставой» по либретто Л. Трауберга и С. Полоцкого (1951), в которую введена совсем иная для этого жанра тема революционной борьбы питерских рабочих. Оперетта (второе название — «Огоньки») была впервые поставлена в Киеве, затем — в Ленинграде, Свердловске и других городах, всюду с большим успехом. В те же годы сочиняется музыка к драматическим спектаклям ленинградских театров: к пьесе В. Гюго «Рюи Блаз» в Большом драматическом театре имени М. Горького (1952) и пьесе Д. Храбровицкого «Гражданин Франции» в Ленинградском академическом театре драмы имени А. Пушкина. В дальнейшем интерес к этому виду сочинений, видимо, гаснет, новых произведений больше не возникает. Крепче и основательнее оказываются связи композитора с кино. Им написана музыка к кинофильмам «Пржевальский» (в постановке С. Юткевича, 1951), «Римский-Корсаков» (в постановке Г. Рошаля, 1952), «Великий воин Албании Скандербег» (в постановке С. Юткевича, 1953), «Поле-Полюшко» (в постановке В. Строевой, 1956), «Воскресение» (в постановке М. Швейцера, 1960—1962).
Основное же внимание и творческие силы
Свиридов отдает теперь жанрам вокальной
музыки: камерной, хоровой и особенно привлекающей
его в эти годы вокально-симфонической.
Творчество в этих областях богато открытиями
«новых земель», созданием замечательных
своеобразных произведений. Оно тесно
связано с поэзией, преимущественно русской
(исключение составляет Р. Берне).
Камерные вокальные и вокально-симфонические
произведения Свиридова 50—60-х годов созданы,
за некоторыми исключениями, в циклических
формах, объединенных обычно текстами
одного поэта и пронизанных одной мыслью.
При этом автор всегда добивается цельности
всего сочинения и органичности его музыкального
развития. Такова вокальная поэма «Страна отцов» на стихи А. Исаакяна, «Песни на слова Р. Бёрнса в переводе
С. Маршака», вокальный цикл
«У меня отец — крестьянин» на слова С.
Есенина, «Петербургские песни» на слова
А. Блока. А в области вокально-симфонической
музыки — оратория «Декабристы» на стихи
А. Пушкина и поэтов-декабристов, поэма «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» на
слова В. Маяковского, «Курские песни» на народные
тексты, кантата «Снег идет» на стихи Б.
Пастернака.
Интересна одна особенность творческого
процесса Свиридова. В большинстве случаев
еще до создания крупных сочинений на
стихи того или иного поэта композитор
как бы делает разведку в новую для него,
поэтическую область. «Стране отцов» предшествуют
романсы на стихи А. Исаакяна, «Поэме памяти Сергея Есенина» —
песня «Братья — люди!» на слова поэта;«Патетической оратории» —
интересный вокальный опыт — «История
про бублики и про бабу, не признающую
республики» на слова В. Маяковского, мир
поэзии А. Блока был «разведан» еще в годц
учения в консерватории.
Поэзия одного из талантливейших поэтов,
классика армянской литературы А. Исаакяна
входит в жизнь Свиридова в 1949 году.
Главной темой творчества А. Исаакяна,
наряду с лирикой, является тема историческая,
тема трудной судьбы Армении. Лирические
стихи поэта давно уже сроднились с музыкой.
Свиридов тоже первоначально обратился
к ним — романсы «Страдания любви» и «Черный
взор». Третье же произведение 1949 года
— «Изгнанник» — свидетельствует об интересе
композитора к другой теме поэзии Исаакяна,
которая еще не претворялась композиторами.
Это дума о Родине человека, разлученного
с нею, воображение которого рисует вечер
в родном доме, образ матери, качающей
колыбель ребенка и шепчущей молитву:
«...Пусть поможет господь тебе, мой бедный
изгнанник, мой сын». На редкость прост
и вместе своеобразен стиль печально-суровой
песни-монолога. От него прямой путь к «Стране отцов» на стихи А. Исаакяна
в переводах А. Блока и советских поэтов.
«Страна отцов» — одно из выдающихся
произведений советской музыки.
Следующее сочинение Свиридова в жанре
камерной вокальной музыки — «Песни на слова Р. Бёрнса в переводе
С. Маршака», сочиненные в 1955
году. (Созданию этого произведения предшествовал
небольшой период, когда внимание автора
было поглощено сначала театральной музыкой
— опереттой, музыкой к драматическим
спектаклям и кинофильмам, а затем — ораторией
«Декабристы».)
Интерес к великому шотландцу возник у
Свиридова значительно раньше. Первая
его бёрнсовская песня «В полях под снегом
и дождем» была создана еще в годы войны
(1944). Теперь, в середине 50-х годов, в связи
с выходом в свет прекрасных переводов
С. Маршака, интерес этот усиливается.
И не только у Свиридова. В те же годы другие
композиторы — В. Волков, Ю. Левитин, Б.
Клюзнер, А. Пригожий, В. Шебалин — тоже
обращаются к поэзии Р. Бёрнса.
Песни Свиридова появились на свет сразу
после его знакомства с томиком стихов
Р. Бёрнса в переводах С. Маршака.
Вслед за Бёрнсом в том же 1955 году в мир
творчества композитора входит С. Есенин.
Стихи поэта крепко приковали к себе Свиридова.
В течение двух лет он работает только
над его текстами. Есенинский «пласт»
музыки Свиридова — явление исключительное:
здесь-то и происходит подлинное рождение
музыкального Есенина.
За два года возникает «Поэма памяти Сергея Есенина» для
тенора, хора и симфонического оркестра,
два романса и цикл песен «У меня отец — крестьянин».
Сочинения эти являются новым прочтением
стихов Есенина. В свое время, при жизни
поэта, да и в первые годы после его гибели
в творчестве Есенина обычно акцентировалась
любовная лирика, поэзия сельской жизни
и среднерусских пейзажей да жгучая тоска
поэта по уходящей в прошлое старой деревне.
Такой и осталась в памяти поколения 20-х,
отчасти 30-х годов поэзия Есенина в последующие
годы, почти полного его забвения. Композитор
в своем прочтении подчеркивает другую
тему, о которой в свое время не раз говорил
и сам поэт. Это тема высокой гражданственности,
тема Родины и родного народа русского,
глубокой и страстной любви поэта к ним.
Мысль эта является главной в «Поэме памяти Сергея Есенина»,
завершенной в 1956 году, и в созданном тогда
же цикле песен «У меня отец — крестьянин» для
двух солистов — тенора и баритона — с
фортепиано.
С Есениным композитор не расстается и
в дальнейшем. Вскоре появляется застольная
песня «На земле живут лишь раз» (1958), хоры
а саррellа — «Вечером синим», «Табун» (1958)
и затем еще один вокальный опус — «Русь
деревянная» (1963).
В творческой жизни Свиридова середина
50-х годов ознаменована пристальным вниманием
и активным интересом, наряду с камерной
и вокальной музыкой, к крупным формам,
к монументальным жанрам вокально-симфонической
музыки. Работа в области вокальной лирики
тоже продолжается. Во второй половине
50-х года композитор возвращается к некоторым
камерным вокальным произведениям, созданным
ранее. Делает новую редакцию романсов
на слова М. Лермонтова, пересматривает
и дополняет для переиздания песни на
слова А. Прокофьева и М. Исаковского, готовит
редакцию вокальной сюиты «Из Шекспира».
В 1958—1960 годах сочиняется ряд новых произведений
для голоса с фортепиано на стихи советских
поэтов: «Лесная сторона» на слова Б. Корнилова,
«Рыбаки на Ладоге» А. Прокофьева, «Осенью»
М. Исаковского, «Смоленский рожок», «Станция
Починок» А. Твардовского. А в 1962 году возникает
новый цикл «Петербургские песни» на стихи
А. Блока для трех солистов — баритона,
баса, меццо-сопрано и фортепиано.
Первое произведение крупной формы —
оратория «Декабристы». Сочинялась она
в 1954—1955 годах, когда своеобразное дарование
композитора так полно и ярко выявилось
в области камерной вокальной музыки,—
после «Страны отцов» и одновременно
с циклом песен на слова Р. Бёрнса.
Информация о работе Вокально-хоровое творчество Г.В. Саиридова