Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 20:25, реферат
Георгий Васильевич Свиридов — один из весьма своеобразных художников. Мощный революционный порыв, суровая героика революционных лет остро запечатлелись, в сознании будущего композитора, а позднее отразились и в его сочинениях. Своеобразие творческого облика Свиридова прежде всего выражено в ярко национальном, глубоко русском складе его натуры, в русском характере его дарования, выросшего из подлинно народного, крестьянского корневища.
Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни и пейзажам родной земли, и в героических образах революции.
Оратория создавалась на стихи поэтов-декабристов
А. Одоевского, Ф. Глинки, В. Кюхельбекера,
К. Рылеева, А. и М. Бестужевых. А заключительная
часть — на стихи А. Пушкина «К Чаадаеву».
Это произведение о России, о судьбе ее
народа, о ее первых революционерах, посягнувших
на монархию, об их трагедии, о надеждах
на будущее обновление. «...Россия вспрянет
ото сна, и на обломках самовластья напишут
наши имена». Оратория «Декабристы», или
«Песни вольницы», не исполнялась. Композитор
тогда не завершил этой работы, хотя в
клавире оратория была почти закончена.
Опыт же ее сочинения имел огромное значение
для дальнейшего творчества Свиридова
в вокально-симфонических жанрах.
В том же 1955 году начинается, а в следующем
завершается работа над «Поэмой памяти Сергея Есенина.
Через год созданы пять произведений для
смешанного хора а саррellа. Во всех этих
сочинениях тема Родины, сыновней любви
к русской земле звучит в полный голос.
В 1959 году возникает поразившая необычайностью
замысла, масштаба, своеобразием музыкально-выразительных
средств «Патетическая оратория» на
слова В. Маяковского.
Появление «Патетической оратории» было
крупным событием в советской музыке.
В 1960 году оратория была удостоена Ленинской
премии.
Творческий путь Свиридова 50—60-х годов
логичен и закономерен. От «Декабристов»
и«Поэмы памяти Сергея Есенина» через «Патетическую ораторию» путь
этот пролегает по русской почве и идет
к «Курским песням», тематизм
которых, тексты и образы почерпнуты из
вечного, животворящего источника народного
искусства. «Курские песни» для смешанного
хора и симфонического оркестра были завершены
автором в 1963 году.
Созданием «Курских песен» композитор
вносит новый и очень ценный вклад в советскую
музыку. Произведение это весьма характерно
для своего времени с его новым интересом
к народному творчеству. (Вслед за «Курскими песнями» Свиридова
в советской музыке возникают другие сочинения
такого рода в различных жанрах: «Русская
тетрадь» В. Гаврилина для голоса с фортепиано,
«Песни вольницы», Фортепианная соната
и опера «Виринея» С. Слонимского, в которых
различно и по-новому используются народно-песенные
богатства.)
В 1960-е годы композитор работает преимущественно
в жанре кантаты. Наподобие есенинских
«маленьких поэм» у композитора возникает
замысел «маленьких кантат» – «Деревянная
Русь» и «Светлый гость» на слова С. Есенина,
«Грустные песни», в 1970-е – «Барка жизни»
и «Несказанный свет» (известной в другой
редакции под названием «Ночные облака»,
все – на слова А. Блока). Среди завершенных
кантат 1960-х – 1970-х гг. – «Курские песни» и «Весенняя
кантата» на слова Н. Некрасова.
В 1967 году создается маленькая кантата
на слова Б. Пастернака «Снег идет» для
женского хора, ансамбля мальчиков и симфонического
ансамбля в трех частях.
В 1960-е гг. композитор пишет музыку к кинофильмам
«Метель» по повести А. С. Пушкина и «Время,
вперед!» по роману В. Катаева, получившие
поистине всенародное признание.
В конце 1950-х годов композитор впервые
пробует себя в жанре хоровой музыки без
сопровождения (Пять хоров на слова русских
поэтов, 1958). В этом жанре особенно интенсивно
композитор работает в 1970-е – 1990-е гг. В
это время появляются несколько десятков
отдельных хоровых миниатюр, хоровых циклов,
поэмы и концерты для хора.
К позднему периоду творчества композитора относятся поэмы для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» на слова С. Есенина (1977) и «Петербург» на слова А. Блока (1995), замыслы цикла для баса с оркестром «Из Пушкина» и кантаты «Золотой сон» на слова Н. Рубцова, концерт для хора «Пушкинский венок» и др. сочинения.
В последние годы своей жизни композитор работал над сочинением «Из литургической поэзии», куда должны были войти, наряду с хорами без сопровождения, части, написанные для солистов, хора и оркестра. Часть этого произведения – «Песнопения и молитвы» для смешанного, мужского, женского и детского хоров – была фактически завершена композитором и после его смерти опубликована. Это произведение получило высокую общественную оценку и было удостоено Государственной премии России в 1996 г. «Представляя собой собрание хоровых циклов композитора, – сказал в своем Первосвятительском слове Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, – «он отражает особую, и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией». Болезнь и смерть (в ночь с 5 на 6-е января 1998 г.) застигли композитора в момент подготовки к печати рукописи этой последней работы, ставшей своеобразным «Реквиемом» Свиридова.
Черты хорового письма:
1. Главенствующее положение
2. Тяготение к народной музыке, ее интонациям, ладам, ее внутреннему духу и содержанию;
3. Основа хоров – мелодический
пласт, покоящийся на сопровождении
(инструмента или других
4. Характерная диатоничность мелодий, яркость;
5. Тональная гармония, неподвижна на долгом протяжении, неуловимый штрих – наложение аккорда;
6. Тональная сдержанность. В большинстве
хоров – одна, несменяемая тональность
(даже в смежных частях циклов)
7. Ритмика – отличается
8. Типы хоровой фактуры:
1) Выразительность свиридовских аккомпанементов. В хоровых произведениях всегда происходит расслоение музыкальной ткани на два пласта – главный и вспомогательный (сопровождение). Так под мелодию подкладываются выдержанные звуки, в «другом» тембре (или другая группа смешенного хора, соло, или разные приемы звукоизвлечения – закрытым ртом, на гласный звук и т.д.).
2) аккордовый, хоральный тип («Вечером
синим», «Ты запой мне ту песню»).
Полифонической фактуры в
9. Важнейший принцип – сцепление слова и музыки. Никогда не подчиняет слово музыке, не иллюстрирует текст, он прочитывает главную мысль, главное настроение стиха, и его музыка усиливает слово – она форма выражения стиха и мысли («Об утраченной юности»);
10. Использует поэзию Пушкина, Есенина, Лермонтова, Блока, Маяковского, Прокофьева.
Информация о работе Вокально-хоровое творчество Г.В. Саиридова