Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 23:08, реферат
Целью работы является раскрытие особенностей готики и маньеризма в пространственных видах искусства, развитие этих двух стилей.
Работа поделена на несколько задач:
- возникновение готического стиля в искусстве
- возникновение маньеризма
- готика в пространственных видах искусства
- маньеризм в пространственных видах искусства
Введение
1. Исторические основы готики и маньеризма
1.1 Возникновение готического стиля в искусстве
1.2 Возникновение маньеризма
2. Готика и маньеризм в пространственных видах искусства
2.1 Маньеризм в пространственных видах искусства
2.2 Готика в пространственных видах искусства
Заключение
Список используемой литературы
План
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Искусство Маньеризма напоминает искусство готики. Оно мистично, устремлено ввысь, очень духовно, прихотливо. Так что страны Северной Европы с удовольствием продолжили культивировать родные им готические традиции, которые эти страны пронесли через весь Ренессанс.
Маньеризм - (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Маньеризм большее распространение получил в Италии. Над ним работали: А. Бронзино, Понтормо, Дж. Вазари, Дж. Романо, Б. Челлини и другие. Маньеризм можно встретить в произведениях, живописи, скульптуре, музыке. Маньеризм стал популярным благодаря художнику Дж. Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. В период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. Рафаэль, один из работающих над этой темой, отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более изощрённой манере. Для Маньеризма характерны удлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета.[5]
Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Термин "Готика" введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готика в основе сосредоточена на религиозной теме. Готика прослеживается в скульптуре, живописи, архитектуре, литературе. Великолепны здания, сделанные в этом стиле, они высоки, нарядны, зрелищно декорированы. В данной теме работали Вазари, Рафаэль, Шпенглер и другие. О. Шпенглер отмечал что "готический стиль растворяет материальность в пространстве".[3]
Целью работы является раскрытие особенностей готики и маньеризма в пространственных видах искусства, развитие этих двух стилей.
Работа поделена на несколько задач:
- возникновение готического стиля в искусстве
- возникновение маньеризма
- готика в пространственных видах искусства
- маньеризм в пространственных видах искусства
Теоретическая основа - работы по теории искусства:
По готической культуре и искусству: Муратова К.М., Булдакова В. Л., Беляева Е. Л., Анна Эрши, Алпатов М.В., Н.Н.Ростовцев.
По искусству маньеризма: Л.И. Тананаева, Булдакова В. Л., Беляева Е. Л., Алпатов М.В., Н.Н.Ростовцев.
Реферат состоит из 20 листов, включает введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение, список литературы (6 источников).
Готический стиль - (франц. gothique, нем. gotisch, итал. gotico от лат. gothi, ср.-лат. gotthus, греч. gothos из др.-верхн.-нем. gaut - исток, часть слова, входящая в название реки Gautelfr, отсюда этноним) - исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале (ок. 1476 г.) его применяли к литературе - для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом "tedesca" (итал. "немецкая"). Есть предположение, что слово "готика" впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Петра (ок. 1520; см. Ватикан) в качестве синонима "варварской архитектуры", противопоставляя ее "римской".
Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного развития позднее, чем восточная культура Византии; ее формирование было затруднено столкновением разных этнических и религиозных традиций, разнообразием ландшафта и сложностью природных условий, миграцией народов. Но затем те же факторы стали причиной эффективного обмена идей, откровений и художественных открытий. Искусство Византии, напротив, стесненное догмами и канонами, оказывалось архаичным, и его значение отступало перед достижениями Запада.[1]
Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Дополнительным импульсом развития архитектуры явилась необходимость собрать в одном месте на воскресную мессу все население растущего города. Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Важно и то, что новый стиль быстрее развивался там, где укреплялась духовная и светская, королевская власть, концентрировались материальные средства в руках могущественных заказчиков. Поэтому закономерно, что начало истории готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де- Франс, маленьком "островке" на севере Франции с центром в г. Париже. В 1136-1140 гг. под руководством аббата Сугерия (Сюжера; франц. Suger, 1088-1151) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени к северу от Парижа. Одновременно (ок. 1133 г.) новую конструкцию свода применяют в соборе г. Дарема в Англии. Аббат Сугерий был одним из самых образованных людей своего времени. Теолог, историк, советник, в 1147 г. - регент французского короля Людовика VII, помимо философских сочинений, он написал трактат по эстетике христианской архитектуры, в котором обосновал символическое значение многих элементов архитектурной композиции, в том числе витражей и стрельчатой арки.
Строительство аббатства Сен-Дени в XIII в. продолжал Пьер де Монт-рёй (он же в 1265-1267 гг. работал в соборе Нотр-Дам в Париже). Амбулаторий, неф и трансепт церкви Сен-Дени представляют собой ранний памятник архитектуры готического стиля. В книге "Готическая архитектура и схоластика" Э. Панофский утверждал, что "новый стиль строительства" (лат. opus franci-genum - "франкское творение"), сотворенный, по словам Сюжера, "многими мастерами разных народов" и вскоре действительно развившийся в истинно интернациональный стиль, распространялся "из района, который умещался в радиусе менее чем в сто миль с центром в Париже".[4]
Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем - его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило "возрожденческий характер".
Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения - рациональное совершенствование строительной конструкции. На Востоке, в Византии, где впервые сложился тип христианского храма, более устойчивой формой оказались центрические, крестово-купольные постройки. На Западе со временем преобладающими стали удлиненные базилики с планом в форме латинского креста. Романские базилики оказались удобны для проведения службы, поскольку внимание входящих, их продвижение вдоль нефа - главного продольного помещения храма (показательно значение франц. слова nef от лат. navis - "корабль"), - естественным образом обращалось к алтарю.[1]
Удалось выявить, что готический стиль вобрал в себя все достижения средневекового искусства, создав особенный образ, но, в то же время он отражает в себе достижения и более ранних стилей в этом и заключается его уникальность. В своей основе готический стиль держит христианские мировоззрения, и эта религиозная основа не покинет готику и в дальнейшем. Эпоха Возрождения явилась своеобразным толчком для существования готического стиля, как переломный момент в искусстве.
Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах. Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.
Маньеризм представляет собой стиль в искусстве, который был основан на усвоении манеры того или иного великого мастера изобразительного искусства или той или иной художественной школы. Содержание эпохи маньеризма великолепным образом отражает переход от средневековья к совершенно новому времени, где старое и новое переплетаются и создают особое сочетание.
Для такого стиля в искусстве, как маньеризм, особенно характерны достаточно обозначенный субъективизм при восприятии тех или иных образов или явлений и особо ярко выраженное пристрастие к каким-либо театральным эффектам. Художники-маньеристы большое значение в своих картинах уделяют линии, утонченным и удлиненным пропорциям фигур, аффективным жестам и ярким контрастным тонам, что позволяет лучше выразить сложные душевные состояния.
Особый вклад в развитие данного направления в изобразительном искусстве внес Рафаэль, который отказался в свое время от проявления в картинах довольно ясных и уравновешенных средств выражения, которые были свойственны в свое время эпохе Высокого Возрождения. Кроме удлиненности фигур в картинах Рафаэля вы сможете обозначить некоторую напряженность поз, достаточно яркие цвета и необычные эффекты, которые связаны с нестандартными причудливыми формами, с особым освещением, перспективой и нехарактерными размерами. В Италии направление маньеризма проявилось в творчестве таких художников, как А. Бронзино, Понтормо, Дж. Вазари, Дж. Романо, Б. Челлини и других. Многие произведения маньеризма наполнены аллегорическими образами, причудливыми позами с изысканной плавностью и элегантностью форм.
Если рассматривать маньеризм в общем смысле, то можно обозначить, что в данном случае показывается превалирование формы над содержанием. Основной причиной возникновения маньеризма можно считать исчерпанность ренессансных идей, когда художники, демонстрируя свое мастерство, прибегали к различным внешним эффектам, виртуозной технике и оригинальности манеры исполнения. Маньеризм стал великолепным толчком развития в сторону экспрессивности, живописности и динамичности формы.
В эволюции маньеризма можно проследить два основных этапа. Первый из них охватывает 20—30-е гг. 16 в. и включает в себя творчество ряда живописцев (в меньшей степени — скульпторов и архитекторов) римско-тосканского и эмилианского круга. Уже в эти годы маньеризм определяется как направление, противостоящее передовым, основанным на ренессансных традициях устремлениям итальянского искусства. Микеланджело, ряд мастеров Венеции и террафермы решают в обстановке все сгущающейся феодальной реакции новые проблемы, которые ставила перед ними действительность, тему трагической сложности взаимоотношений личности и мира, с гуманистических ренессансных позиций. Сохраняя веру в значительность человека, они развивают и обогащают принципы ренессансного реализма, воплощая в образной форме наиболее актуальные идеи своего времени.
Но одновременно в центрах, наиболее сильно захваченных экономическим и политическим кризисом, — Флоренции, Риме, Парме и др. — выступает поколение художников, воспринимающих этот кризис как полное крушение всех устоев бытия, представлений о мире и человеке и бессильных обрести в действительности новые положительные идеалы, ибо, по существу, это поколение выражает смятение и растерянность той части итальянского общества, которая стояла в стороне от наиболее передовых устремлений жизни и культуры страны. Поэтому у большинства ранних маньеристов ощущение разлада с окружающей действительностью перерастает в разочарование в действительности и ренессансных идеалах, в стремлении отгородиться от реального мира, от его противоречий. Это приводит маньеристов к утрате больших положительных идейных ценностей, потере веры в человека, обусловливает узость их эстетических позиций и идеалов, нарочито противопоставленных действительности и ее законам, приобретающих сугубо отвлеченный и формальный характер.
Образ человека в искусстве маньеристов не только теряет героическую значительность, наполняется ощущением смятения, тревоги, но и, постепенно подчиняясь условному, сугубо аристократическому идеалу, утрачивает содержательность и самостоятельное значение.[1]
Удалось выявить, что маньеризм стал началом нового времени в искусстве. Общественно-политический кризис позднего Возрождения породил разлад старого искусства, но послужил его обновлению. Маньеризм определяется мастерством художников, своеобразными способами его проявления. Стираются старые идеалы и творцы изображают мир тревожными, эмоциональными образами, которые отличаются от старого динамичностью и экспрессивностью форм.
Информация о работе Возникновение готического стиля и маньеризма в искусстве