Возникновение готического стиля и маньеризма в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 23:08, реферат

Описание работы

Целью работы является раскрытие особенностей готики и маньеризма в пространственных видах искусства, развитие этих двух стилей.
Работа поделена на несколько задач:
- возникновение готического стиля в искусстве
- возникновение маньеризма
- готика в пространственных видах искусства
- маньеризм в пространственных видах искусства

Содержание работы

Введение
1. Исторические основы готики и маньеризма
1.1 Возникновение готического стиля в искусстве
1.2 Возникновение маньеризма
2. Готика и маньеризм в пространственных видах искусства
2.1 Маньеризм в пространственных видах искусства
2.2 Готика в пространственных видах искусства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Пространственные виды искусства.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение

  1. Исторические основы готики и маньеризма
    1. Возникновение готического стиля в искусстве
    2. Возникновение маньеризма
  2. Готика и маньеризм в пространственных видах искусства
    1. Маньеризм в пространственных видах искусства
    2. Готика в пространственных видах искусства

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Искусство Маньеризма напоминает искусство готики. Оно мистично, устремлено ввысь, очень духовно, прихотливо. Так что страны Северной Европы с удовольствием продолжили культивировать родные им готические традиции, которые эти страны пронесли через весь Ренессанс.

Маньеризм - (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Маньеризм большее распространение получил в Италии. Над ним работали: А. Бронзино, Понтормо, Дж. Вазари, Дж. Романо, Б. Челлини и другие. Маньеризм можно встретить в произведениях, живописи, скульптуре, музыке. Маньеризм стал популярным благодаря художнику Дж. Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. В период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. Рафаэль, один из работающих над этой темой, отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более изощрённой манере. Для Маньеризма характерны удлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета.[5]

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Термин "Готика" введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готика в основе сосредоточена на религиозной теме. Готика прослеживается в скульптуре, живописи, архитектуре, литературе. Великолепны здания, сделанные в этом стиле, они высоки, нарядны, зрелищно декорированы. В данной теме работали Вазари, Рафаэль, Шпенглер и другие. О. Шпенглер отмечал что "готический стиль растворяет материальность в пространстве".[3]

Целью работы является раскрытие особенностей готики и маньеризма в пространственных видах искусства, развитие этих двух стилей.

Работа поделена на несколько задач:

- возникновение готического  стиля в искусстве

- возникновение маньеризма

- готика в пространственных видах искусства

- маньеризм в пространственных  видах искусства

Теоретическая основа - работы по теории искусства:

По готической культуре и искусству: Муратова К.М., Булдакова В. Л., Беляева Е. Л., Анна Эрши, Алпатов М.В., Н.Н.Ростовцев.

По искусству маньеризма: Л.И. Тананаева, Булдакова В. Л., Беляева Е. Л., Алпатов М.В., Н.Н.Ростовцев.

Реферат состоит из 20 листов, включает введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение, список литературы (6 источников).

 

 

  1. Исторические основы готики и маньеризма

 

    1. Возникновение готического стиля в искусстве

 

Готический стиль - (франц. gothique, нем. gotisch, итал. gotico от лат. gothi, ср.-лат. gotthus, греч. gothos из др.-верхн.-нем. gaut - исток, часть слова, входящая в название реки Gautelfr, отсюда этноним) - исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале (ок. 1476 г.) его применяли к литературе - для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом "tedesca" (итал. "немецкая"). Есть предположение, что слово "готика" впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Петра (ок. 1520; см. Ватикан) в качестве синонима "варварской архитектуры", противопоставляя ее "римской".

Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного развития позднее, чем восточная культура Византии; ее формирование было затруднено столкновением разных этнических и религиозных традиций, разнообразием ландшафта и сложностью природных условий, миграцией народов. Но затем те же факторы стали причиной эффективного обмена идей, откровений и художественных открытий. Искусство Византии, напротив, стесненное догмами и канонами, оказывалось архаичным, и его значение отступало перед достижениями Запада.[1]

Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Дополнительным импульсом развития архитектуры явилась необходимость собрать в одном месте на воскресную мессу все население растущего города. Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Важно и то, что новый стиль быстрее развивался там, где укреплялась духовная и светская, королевская власть, концентрировались материальные средства в руках могущественных заказчиков. Поэтому закономерно, что начало истории готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де- Франс, маленьком "островке" на севере Франции с центром в г. Париже. В 1136-1140 гг. под руководством аббата Сугерия (Сюжера; франц. Suger, 1088-1151) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени к северу от Парижа. Одновременно (ок. 1133 г.) новую конструкцию свода применяют в соборе г. Дарема в Англии. Аббат Сугерий был одним из самых образованных людей своего времени. Теолог, историк, советник, в 1147 г. - регент французского короля Людовика VII, помимо философских сочинений, он написал трактат по эстетике христианской архитектуры, в котором обосновал символическое значение многих элементов архитектурной композиции, в том числе витражей и стрельчатой арки.

Строительство аббатства Сен-Дени в XIII в. продолжал Пьер де Монт-рёй (он же в 1265-1267 гг. работал в соборе Нотр-Дам в Париже). Амбулаторий, неф и трансепт церкви Сен-Дени представляют собой ранний памятник архитектуры готического стиля. В книге "Готическая архитектура и схоластика" Э. Панофский утверждал, что "новый стиль строительства" (лат. opus franci-genum - "франкское творение"), сотворенный, по словам Сюжера, "многими мастерами разных народов" и вскоре действительно развившийся в истинно интернациональный стиль, распространялся "из района, который умещался в радиусе менее чем в сто миль с центром в Париже".[4]

Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем - его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило "возрожденческий характер".

Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения - рациональное совершенствование строительной конструкции. На Востоке, в Византии, где впервые сложился тип христианского храма, более устойчивой формой оказались центрические, крестово-купольные постройки. На Западе со временем преобладающими стали удлиненные базилики с планом в форме латинского креста. Романские базилики оказались удобны для проведения службы, поскольку внимание входящих, их продвижение вдоль нефа - главного продольного помещения храма (показательно значение франц. слова nef от лат. navis - "корабль"), - естественным образом обращалось к алтарю.[1]

Удалось выявить, что готический стиль вобрал в себя все достижения средневекового искусства, создав особенный образ, но, в то же время он отражает в себе достижения и более ранних стилей в этом и заключается его уникальность. В своей основе готический стиль держит христианские мировоззрения, и эта религиозная основа не покинет готику и в дальнейшем. Эпоха Возрождения явилась своеобразным толчком для существования готического стиля, как переломный момент в искусстве.

 

 

    1. Возникновение маньеризма

 

Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах. Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.

Маньеризм представляет собой стиль в искусстве, который был основан на усвоении манеры того или иного великого мастера изобразительного искусства или той или иной художественной школы. Содержание эпохи маньеризма великолепным образом отражает переход от средневековья к совершенно новому времени, где старое и новое переплетаются и создают особое сочетание.

Для такого стиля в искусстве, как маньеризм, особенно характерны достаточно обозначенный субъективизм при восприятии тех или иных образов или явлений и особо ярко выраженное пристрастие к каким-либо театральным эффектам. Художники-маньеристы большое значение в своих картинах уделяют линии, утонченным и удлиненным пропорциям фигур, аффективным жестам и ярким контрастным тонам, что позволяет лучше выразить сложные душевные состояния.

Особый вклад в развитие данного направления в изобразительном искусстве внес Рафаэль, который отказался в свое время от проявления в картинах довольно ясных и уравновешенных средств выражения, которые были свойственны в свое время эпохе Высокого Возрождения. Кроме удлиненности фигур в картинах Рафаэля вы сможете обозначить некоторую напряженность поз, достаточно яркие цвета и необычные эффекты, которые связаны с нестандартными причудливыми формами, с особым освещением, перспективой и нехарактерными размерами. В Италии направление маньеризма проявилось в творчестве таких художников, как А. Бронзино, Понтормо, Дж. Вазари, Дж. Романо, Б. Челлини и других. Многие произведения маньеризма наполнены аллегорическими образами, причудливыми позами с изысканной плавностью и элегантностью форм.

Если рассматривать маньеризм в общем смысле, то можно обозначить, что в данном случае показывается превалирование формы над содержанием. Основной причиной возникновения маньеризма можно считать исчерпанность ренессансных идей, когда художники, демонстрируя свое мастерство, прибегали к различным внешним эффектам, виртуозной технике и оригинальности манеры исполнения. Маньеризм стал великолепным толчком развития в сторону экспрессивности, живописности и динамичности формы.

В эволюции маньеризма можно проследить два основных этапа. Первый из них охватывает 20—30-е гг. 16 в. и включает в себя творчество ряда живописцев (в меньшей степени — скульпторов и архитекторов) римско-тосканского и эмилианского круга. Уже в эти годы маньеризм определяется как направление, противостоящее передовым, основанным на ренессансных традициях устремлениям итальянского искусства. Микеланджело, ряд мастеров Венеции и террафермы решают в обстановке все сгущающейся феодальной реакции новые проблемы, которые ставила перед ними действительность, тему трагической сложности взаимоотношений личности и мира, с гуманистических ренессансных позиций. Сохраняя веру в значительность человека, они развивают и обогащают принципы ренессансного реализма, воплощая в образной форме наиболее актуальные идеи своего времени.

Но одновременно в центрах, наиболее сильно захваченных экономическим и политическим кризисом, — Флоренции, Риме, Парме и др. — выступает поколение художников, воспринимающих этот кризис как полное крушение всех устоев бытия, представлений о мире и человеке и бессильных обрести в действительности новые положительные идеалы, ибо, по существу, это поколение выражает смятение и растерянность той части итальянского общества, которая стояла в стороне от наиболее передовых устремлений жизни и культуры страны. Поэтому у большинства ранних маньеристов ощущение разлада с окружающей действительностью перерастает в разочарование в действительности и ренессансных идеалах, в стремлении отгородиться от реального мира, от его противоречий. Это приводит маньеристов к утрате больших положительных идейных ценностей, потере веры в человека, обусловливает узость их эстетических позиций и идеалов, нарочито противопоставленных действительности и ее законам, приобретающих сугубо отвлеченный и формальный характер.

Образ человека в искусстве маньеристов не только теряет героическую значительность, наполняется ощущением смятения, тревоги, но и, постепенно подчиняясь условному, сугубо аристократическому идеалу, утрачивает содержательность и самостоятельное значение.[1]

Удалось выявить, что маньеризм стал началом нового времени в искусстве. Общественно-политический кризис позднего Возрождения породил разлад старого искусства, но послужил его обновлению. Маньеризм определяется мастерством художников, своеобразными способами его проявления. Стираются старые идеалы и творцы изображают мир тревожными, эмоциональными образами, которые отличаются от старого динамичностью и экспрессивностью форм.

Информация о работе Возникновение готического стиля и маньеризма в искусстве