В период работы художника в
Виттенберге окончательно определился
противоречивый творческий облик Кранаха,
отразивший сложность эпохи и формировавшей
его среды. Достижения ренессансного искусства,
идеалы возрожденческого гуманизма претворены
в “Алтаре святой Екатерины” (1506, Картинная
галерея, Дрезден) и “Княжеском алтаре”
(1510, Государственная галерея, Дессау),
в картинах “Венера и Амур” (1509, Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Нимфа источника”
(1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером
способствовала появлению в его творчестве
произведений, выражавших идеи Реформации
и протестантизма: иллюстраций к теологическим
сочинениям, портретов Лютера, многочисленных
гравюр (“Проповедь Иоанна Крестителя”,
ксилография , 1516). Одновременно в творчестве
художника Лукаса Кранаха нарастали тенденции,
предвосхищавшие европейский маньеризм
1530-1550-х годов: сухие протестантские аллегории,
манерные и жеманные изображения обнаженного
женского тела, выполненные по заказам
знати и в очень большом количестве размножавшиеся
в мастерской художника.
На протяжении всей жизни Лукас
Кранах Старший оставался замечательным
мастером остропсихологичного, монументального
портрета (“Доктор Иоганн Куспиниан”,
1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур;
“Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного
искусства, Брюссель). Из картин Кранаха
на религиозную тематику наиболее достойны
внимания: “Богоматерь” (Собор святого
Якова, Инсбрук); “Распятие Христа” (Старая
пинакотека, Мюнхен); “Покаяние святого
Иеронима” (Музей истории искусства, Вена);
“Мадонна с младенцем под яблоней” (Эрмитаж,
Санкт-Петербург) и “Мадонна в винограднике”
(ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), несколько
изображений Адама и Евы под древом познания
добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции
и др. местах), истории Юдифи (в Вене, Дрездене,
Штутгарте и т. д.), “Блудница перед Христом”
(в Мюнхене, Касселе, Нюрнберге и Будапеште)
и другие. Некоторые композиции Кранаха
имеют культурно-историческое значение,
так как исполнены в духе реформации и
протестантизма.
|
|
|
|
|
Покаяние святого Иеронима, 1503 |
Доктор Иоганн Куспиниан, 1503 |
Отдыхающая нимфа
1530-1535 |
Суд Париса
1512-1514 |
Аллегория меланхолии
1528 |
|
|
|
|
|
Портрет молодого человека, 1521 |
Портрет женщины
1526 |
Геракл у Омфалы
1537 |
Молодая женщина
1530 |
Портрет Магдалены Лютер, 1530-е |
|
|
|
|
|
Обиженный Амур и Венера, 1530 |
Аполлон и Диана
1530 |
Меланхолия
1532 |
Три грации
1535 |
Распятие с
центурионом, 1536 |
Картины Лукаса Кранаха мифологической
тематики “Венера с Амуром”, “Аполлон
и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес
с прялкой” и другие, созданные им самим,
или вышедшие из его мастерской, повторяются
затем во множестве экземпляров учениками
мастерской художника. Портреты работы
Кранаха, большого и малого размера, были
распространены во многих коллекциях
и художественных собраниях Европы. Такие
как, например, портреты курфюрстов, Лютера,
его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского
и курфюрстины Саксонии Сибиллы. Немецкий
живописец Лукас Кранах Старший также
писал сцены княжеской охоты и жанровые
картины. Очень немногочисленные гравюры
Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов,
Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова)
свидетельствуют об отсутствии у художника
склонности к работам подобного рода.
Зато многочисленные гравюры на дереве,
исполненные в его мастерской, пользовались
широким успехом у немецкой знати и бюргеров.
После смерти Фридриха Мудрого художник
остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего
брата на троне. Лукас Кранах стал наставником
его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии
будущего курфюрста Саксонского Великодушного.
В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший
в немилость императора Карла V, был взят
в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный
своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах
в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся
там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху
и, через два года, вместе с последним,
переехал в Веймар, где и скончался 16 октября
1553 года. Художник Лукас Кранах умер последним
из представителей великого поколения
мастеров немецкого северного ренессанса,
на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса
Хольбейна Младшего и на 25 — Альбрехта
Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Творчество
Лукаса Кранаха в свое время оказало большое
влияние на живописные школы центральной
и северной Германии.
(Нитхардт
Матис) Грюневальд, «Распятие»
Знаменитый немецкий живописец
Матис Нитхардт родился в Вюрцбурге. Он
был придворным живописцем, работал в
Ашаффенбурге (Бавария), Зелигёнштадте,
во Франкфурте-на-Майне, в Галле. Нитхардт
является одним из наиболее ярких представителей
немецкого Ренессанса, современником
Альбрехта Дюрера, Тильмана Рименшнейдера
и Ганса Гольбейна Младшего – величайших
немецких живописцев эпохи Возрождения.
Такие произведения Нитхардта, как «Плачущий
ангел», «Поругание Христа», и, конечно,
«Распятие», являются неотъемлемой частью
наследия немецкого Возрождения.
Невероятно, но факт: целых триста
лет этот живописец носил чужое имя. Настоящее
имя художника – Матис Нитхардт, а Грюневальдом
его ошибочно назвал один из биографов
XVII в.
Несмотря на то что Грюневальд
и Дюрер жили и работали в одно время, их
живописная манера и приемы разительно
отличаются. Лишь специалисты способны
определить, что их такие разные на первый
взгляд полотна написаны в одно время
и представителями одной национальной
культуры. В отличие от интеллектуальности,
сдержанности в выражении чувств, свойственных
Дюреру, Грюневальд стихийно эмоционален.
Если язык Дюрера является по преимуществу
языком линий, то Грюневальд «говорит»
языком цвета.
Можно выявить отдаленное сходство
метода немецкого художника с манерой
венецианцев, однако строем образов он
на них абсолютно не похож. Грюневальд
жесток. Мертвец на картине «Распятие»
– центральной части Изенгеймского алтаря
– страшен своей реалистичностью. Фигуры
по обе стороны креста, расположенные
в одной пространственной плоскости с
распятым, кажутся меньшими, чем должны
быть. Эта несогласованность масштабов
делает картину похожей на эпизод кошмарного
сна: тело распятого словно движется из
глубины на замершего от ужаса зрителя.
Впечатление кошмара усиливается
такими элементами, как скрюченные, торчащие
кверху пальцы рук распятого, позы Иоанна
Крестителя и Марии Магдалины. Одетый
в багряницу Иоанн Креститель держит в
левой руке книгу, а пальцем правой указывает
на тело Христа. Креститель смотрит в никуда;
латинская фраза, начертанная Грюневальдом
между десницей и лицом Иоанна, гласящая:
«Illum oportet crescere, mе autem minui» («Он должен возрастать,
я должен сокращаться»), содержит основной
смысл его учения. Агнец у ног Иоанна Крестителя
чудесным образом удерживает правым копытом
маленький крест. Рядом с ним находится
чаша -- Святой Грааль. Агнец символизирует
дух Христа, кротко взирающий на бренные
останки своей земной обители. В левой
части полотна, как будто поделенного
Крестом надвое, Мария Магдалина, пав на
колени, простирает ко Христу молитвенно
соединенные руки. Позади нее Богородица
с мертвенно-бледным от неизбывного горя
лицом падает без чувств на руки Иоанна
Евангелиста, лицо которого отражает и
боль утраты любимого Учителя, и сострадание
горю Матери.
Ян ван Эйк
(ок. 1390–1441)
Ян ван Эйк был не только талантливым художником,
но и прекрасным дипломатом. Филипп Добрый,
герцог Бургундии, послал его в Испанию,
чтобы договориться о свадьбе с испанской
принцессой и написать ее портрет. Ван
Эйк блестяще справился с этой миссией.
К сожалению, портрет инфанты не сохранился,
и современный зритель не может полюбоваться
творением знаменитого мастера.
Нидерландский живописец Ян
ван Эйк родился в местечке Маасэйк близ
города Маастрихта. Нам известно совсем
немного фактов из биографии художника,
даже дата его рождения неточна.
Первым учителем живописи Яна
был его старший брат, Губерт ван Эйк. В
1422 году Ян ван Эйк стал придворным живописцем
герцога Иоанна Баварского в Гааге.
В 1425 году, после смерти Иоанна,
ван Эйк оставил Гаагу и перебрался в Лилль,
а затем в Брюгге, где занял должность
художника при дворе правителя Нидерландов,
герцога Бургундского Филиппа Доброго.
В 1427 году по поручению герцога мастер
побывал в Испании, а в 1428–1429 – в Португалии
и Англии.
С 1430 года Ян ван Эйк постоянно
проживал в Брюгге.
К ранним работам художника
некоторые исследователи относят миниатюры
«Турино-миланского часослова», хотя доказательств
авторства ван Эйка имеется немного.
Самой значительной работой
мастера стал многочастный алтарь для
церкви Св. Бавона в Брюгге, расписанный
ван Эйком совместно с братом Губертом.
Судьба этого произведения, известного
как Гентский алтарь, драматична. Во время
кровопролитных религиозных войн в XVI
веке его разбирали на части и надежно
укрывали, чтобы спасти от разрушения.
Позднее оказалось, что некоторые фрагменты
алтаря вывезены за пределы Нидерландов.
Лишь в XX веке большинство его частей были
собраны, и алтарь занял свое место в церкви
Св. Бавона. К сожалению, некоторые детали
были безвозвратно утрачены, и их пришлось
заменить копиями.
Среди персонажей Гентского
алтаря (всего их более 250) представлены
портретные образы заказчиков – донаторов
(от лат. donator – «даритель»), гентского
бюргера Иодокуса Вейдта и его жены, Изабеллы
Борлют. Это не единственные портретные
образы современников художника. В средней
части алтаря, которая открывается только
по праздникам, показана картина мироустройства
в понимании человека, жившего в ту эпоху.
Зрители видят здесь Святую Троицу, Богоматерь,
Иоанна Крестителя, ангелов, поющих гимны.
В верхней части композиции в рядах шествующих
к жертвенному агнцу святых, апостолов,
воинов, пилигримов можно заметить изображения
здравствующих соотечественников мастера.
В их числе – герцог Бургундский Филипп
Добрый, а также Ян и Губерт ван Эйки.
В качестве портретиста Ян ван
Эйк выступает и в алтарных композициях.
Рядом с образами Богоматери он изображает
заказчиков в картинах «Мадонна канцлера
Ролена» (ок. 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна
каноника ван дер Пале» (ок. 1436, Муниципальная
художественная галерея, Брюгге).
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно
Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken] (около
1450/60–1516), великий нидерландский живописец.
Работал главным образом в Хертогенбосе
в Северной Фландрии. Один из наиболее
ярких мастеров раннего Северного Возрождения,
Иероним Босх в своих многофигурных композициях,
картинах на темы народных поговорок,
пословиц и притч (“Искушение святого
Антония”, Национальный музей старинного
искусства, Лиссабон; триптихи “Сад
наслаждений”, “Поклонение волхвов”
– все в музее Прадо; “Корабль дураков”,
Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую
фантастику, порожденные безграничным
воображением гротескные демонические
образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными
тенденциями, с необычными для искусства
его эпохи реалистическими новшествами.
Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные
наблюдения, метко схваченные художником
Иеронимом Босхом народные типы и бытовые
сцены подготовили почву для формирования
нидерландского бытового жанра и пейзажа;
тяга к иронии и иносказанию, к воплощению
в гротескно-сатирической форме широкой
картины народной жизни способствовали
становлению творческой манеры Питера
Брейгеля Старшего и других художников.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий
в нидерландской живописной традиции.
Живопись Иеронима Босха совсем не похожа
на творчество других художников того
времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир
ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха
одновременно - новаторское и традиционное,
наивное и изощренное; оно завораживает
людей ощущением какой-то тайны, известной
одному художнику. «Именитый мастер» -
так называли Босха в Хертогенбосе, которому
художник оставался верен до конца своих
дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась
далеко за пределы родного города. А после
смерти она возросла неизмеримо и довольно
долго не убывала; живопись мастера нашла
ревностного поклонника в лице Филиппа
II, короля Испании. Большинство сюжетов
картин Босха связано с эпизодами из жизни
Христа или святых, противостоящих пороку,
или почерпнуты в аллегориях и пословицах
о человеческой жадности и глупости.
Приписывается Иерониму Босху
Яркая достоверность произведений
Босха, умение изобразить движения души
человека, удивительная способность нарисовать
толстосума и нищего, торговца и калеку,
- все это отводит ему важнейшее место
в развитии жанровой живописи. В дальнейшем
мир причудливых образов Босха питали
фантастически-романтические искания
многих художников XIX–XX веков. Творчество
Босха кажется странно современным: четыре
столетия спустя его влияние неожиданно
проявилось в движении экспрессионистов
и позднее - в сюрреализме. Многие художники
этих направлений в живописи создавали
полотна на сюжет картины “Искушение
святого Антония”.
|
|
|
|
|
Извлечение камней глупости, 1480 |
Брак в Кане
Около 1480 |
Фокусник
1475-1480 |
Смерть и скупец
Около 1490 |
Аллегория чревоугодия и любострастия, 1500-е |
|
|
|
|
|
Распятие Христа
1480-1485 |
Молитва святого Иеронима, 1505 |
Святой Иоанн на Патмосе, 1505 |
Иоанн Креститель в пустыне, 1505 |
Святой Христофор
1505 |
|
|
|
|
|
Несение креста на Голгофу, 1480-е |
Поклонение волхвов
алтарь, 1510 |
Святые отшельники
триптих, 1505 |
Мученичество святой Либераты, 1500-1503 |
Ecce Homo
1485 |