Взаимосвязь дизайна и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Дизайн и психология тесно связанны между собой. Более того, психология - очень важный инструмент и так как в дизайне не бывает случайностей, и каждая составляющая несет в себе смысловую нагрузку, обязательно нужно учитывать особенности психологии человека. Если раньше важным моментом в создании интерьера было "самый модный интерьер", "интерьер по последним технологиям", то сегодня играет роль то, как этот интерьер, его детали влияют на человека. Оказалось, что с помощью грамотно сделанного интерьера можно увеличивать работоспособность, улучшать настроение, развивать в себе таланты и даже воспитывать детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. . Основные психологические приемы в дизайне наружной рекламы, веб дизайне и графическом дизайне…………………………………………………4
2. Психологические приемы в дизайне интерьера …………………………….7
3. Психология интерьера у мужчин и женщин……………………………...…10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

психология в дизайне готовая.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

Филиал в г. Омске

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа 1

По дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности студентов»

На тему «Взаимосвязь дизайна и психологии»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:       

студ. гр. Ом – 211С ИД                   С. В. Баранова

Проверил:                      Е. Ж. Шуплецова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012 г.

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. . Основные психологические приемы в дизайне наружной рекламы, веб дизайне и графическом дизайне…………………………………………………4

2.  Психологические  приемы в дизайне интерьера …………………………….7

3. Психология интерьера у мужчин и женщин……………………………...…10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Дизайн и психология тесно связанны между собой. Более того, психология - очень важный инструмент и так как в дизайне не бывает случайностей, и каждая составляющая несет в себе смысловую нагрузку,  обязательно нужно учитывать особенности психологии человека. Если раньше важным моментом в создании интерьера было "самый модный интерьер", "интерьер по последним технологиям", то сегодня играет роль то, как этот интерьер, его детали влияют на человека. Оказалось, что с помощью грамотно сделанного интерьера можно увеличивать работоспособность, улучшать настроение, развивать в себе таланты и даже воспитывать детей.

  Цель – выяснить как взаимосвязаны дизайн и психология.

  Задача -  Рассмотреть психологические приемы в разных сферах дизайна, обозначить факторы, которые влияют на психологию человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные психологические приемы в дизайне наружной рекламы, веб дизайне и графическом дизайне.

 

    83% информации воспринимается человеком зрительно, и 40% неё запоминается. Изображение во многих случаях может нести гораздо больше информации, чем текст.

    1. Ассоциации.

Для построения устойчивых ассоциаций, вызываемых у человека изображениями, нужно композицию наружной рекламы дополнять различными элементами, тем самым, укрепляя её тематику. Такими элементами могут быть: изображения, целая фраза или отдельное слово, размывка, линия, коллаж. Главное, стремиться, не усложнять суть рекламы, а создать устойчивый ряд ассоциаций по конкретной тематике, соответствующий поставленным задачам.

    2. Текст.

Текст воспринимается человеком сверху вниз и слева на право, поэтому необходимо выносить суть вопроса наверх изображения, в левый угол, а ответ размещать внизу изображения или справа от вопроса. Это позволяет сконцентрировать внимание человека на конкретных деталях. Также важно пространственное восприятие информации. То, что находится на переднем плане воспринимается раньше того, что размещается на заднем. Крупные и яркие элементы воспринимаются раньше, чем мелкие и детализированные.

   3. Композиция.

Крупные и достаточно яркие (контрастирующие) элементы воспринимаются раньше мелких, детализированных. Любой «выделенный» объект композиции становится тематическим или смысловым центром.

Также сконцентрировать внимание на какой-то конкретной детали можно при помощи освещения. Любой источник света гарантированно заставляет обращать на себя внимание. Даже тень и затемнение некоторых деталей подразумевает существование источника света. И затемнённые детали «оттесняются" на задний план более яркими, освещёнными.Будьте осторожны — при использовании эффекта освещения (внесении источника света), легко совершить грубую ошибку. Человеческий глаз легко различает неправильное, неестественное наложение теней.

    4. Цвет.

В том, что конкретный цвет у каждого ассоциируется с конкретным образом, вещью или событием в его жизни и находится в подсознании человека. Эти ассоциации могут быть различными — как положительными, так и отрицательными. Это относится не ко всем цветам подряд, а только к некоторым основным (впрочем, у всех этот эффект проявляется по-разному). Также восприятие цвета может носить тематическую направленность. Например, красный — в технической области он символизирует опасность, а в области моды — чувственность и смелость. Если рассматривать красный цвет в «природном» контексте, то, скорее всего, он породит ассоциации со сладостью спелых ягод. А в социальном контексте он заставит вспомнить о коммунизме, но у жителей стран дальнего зарубежья таких ассоциаций может и не возникнуть. Перед нами достаточно разнообразная картина ассоциаций, связанных с красным цветом. Можно забыть многие утверждения, констатирующие однозначность восприятия. Поэтому очень осторожно выбирайте цвета для оформления каждого конкретного веб-сайта и избегайте давления одного тона, не продумав тематику цвета.

    5. Пропорциональность.

Никогда не «играйте» с пропорциями и перспективой в реалистичных изображениях и коллажах без конкретной цели. Законы пространственной геометрии и естественных пропорций — это законы природы. Спросите у людей, имеющих высшее художественное образование, сколько времени они посвятили изучению перспектив и пропорций. Человеческий глаз легко замечает ложное в этой области. И есть опасность, что пользователь подсознательно, отвлекаясь от темы, сосредоточит внимание на поиске источника зрительного дискомфорта в изображении и сделает совершенно не те выводы, на которые планировалось направить веб-дизайн.

    6. Указатели

Линии, стрелки, направленный градиент, ритм вызывают устойчивое направляющее, указывающее воздействие. Но, используя  их, избегайте ситуации, когда приходится просматривать композицию «против шерсти». Это вызывает дискомфорт на уровне подсознания, подспудное желание найти его причину.

    7. Шрифт

Шрифт, которым оформлен текст, присутствующий на веб-сайте, также  может вызывать различные ассоциации. Например, готический шрифт вызывает ассоциации с культурой Европы,  он не может применяться в контексте других культур или неподходящего исторического периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Психологические приемы в  дизайне интерьера

 

   Воздействие на человека оказывают формы, линии, цвета, звуки, запахи, текстуры, образы, символы. Поэтому важно при создании дизайна интерьера учитывать пять чувств, а точнее четыре, потому что чувство вкуса в данном контексте не рассматривается.

   На зрительное восприятие сильно влияют формы, цвета, линии и текстура. Это влияние оказывается на формирование сознания, внимание, память.

Хорошо, когда мебель в квартире можно легко передвинуть, сделать  перестановку. Такие мини обновления необходимы для психологического состояния. Человеку так часто хочется перемен. Поэтому перестановка – это один из вариантов обновления, влияющий на зрительное восприятие. Для таких целей подойдет мебель - трансформер, ширмы, экраны, планшеты, обои - хамелеоны и др.

Нельзя забывать про  символы. Символы  также воздействуют на психику через зрительное восприятие, поэтому важно, чтобы они были правильными, а не только диктовались модными тенденциями. Это могут быть аксессуары, а возможно и встроенные  в часть отделки нужные вам символы.

    Форма и текстура также влияют и на тактильные ощущения. Причем с их помощью можно регулировать эмоциональное состояние. Например, человек легко возбудим и эмоционален, то хорошо, если в дизайне дома будут преобладать круглые формы и мягкие текстуры. Они будут "успокаивать" необузданный пыл. А если наоборот, человек слишком долго думает и не расторопен, то подойдут угловые формы и шероховатые поверхности, которые будут побуждать к действию.

    На слуховое восприятие влияют разные звуки, которые формируют эмоциональное состояние человека. Тут, главное не переусердствовать. Лучше если будут какие-то аксессуары, которые легко убрать. Для детей важно, какие звуки воспроизводят их игрушки. Особенно для маленьких. Здесь тоже важно не переборщить. Хорошо, когда музыку издает одна - две игрушки, а не все подряд.

    Настроение и эмоциональное состояние также формируют и запахи, которые воздействуют через обонятельное восприятие. В настоящее время продается великое множество вариантов различных запахов.. В один день может хотеться радости, в другой покоя и умиротворения, поэтому лучше если источники запахов будут в отдельных сосудах, которые можно легко убрать.

    Одним из важных факторов при создании интерьера является зональность помещения. Причем это актуально не только в квартирах – студиях, но и в небольших комнатах. Особенно это важно в детской, где, как правило, сочетаются и рабочая зона и зона отдыха, игровая зона и просто место, куда можно спрятаться, и куда нет доступа взрослому. Такая зональность поможет сформировать порядок в голове ребенка.

    Очень часто, психологическое состояние  и настроение человека зависит от цвета - стен, мебели, потолков и даже штор. Цветовая гамма способна угнетать, бодрить, стимулировать и, как ни странно, лечить. Именно поэтому выбор цветовой палитры для домашнего интерьера имеет огромное значение. Зная свойства определенных цветов и используя их в оформлении собственного интерьера можно создать не только идеальный дизайн, но и с его помощью решить множество проблем личного характера. Как это работает можно рассмотреть на примере каждой комнаты в квартире.

    Гостиная – место, где собираются домочадцы, принимаются гости, отмечаются всевозможные праздники. Соответственно, цветовое оформление должно раскрепощать, способствовать повышению настроения, вызывать приятные ассоциации, ощущения простора. Подобные чувства пробуждают светлые оттенки – белый, бежевый, цвет слоновой кости, вся пастельная гамма.

    Спальня – комната отдыха и любовных утех. Ее оформлять нужно очень осторожно. Так, светлые оттенки розового, желтого и зеленого, несомненно, расслабят и настроят на умиротворенный лад, но никак не поспособствуют пробуждению страсти. В свою очередь, возбуждающий красный, заставит сердце биться сильнее, но очень быстро надоест и станет раздражать. Во избежание этого, рекомендуется сочетать теплые яркие тона – оранжевый, пурпурный, красный, фиолетовый со светлыми аксессуарами, полом и потолком. Например, одна стена белая, другая – оранжевая, шторы тоже белые, а вот покрывало на кровати совмещает два выбранных оттенка.

    Детская требует постоянного обновления. Пока ребенку не исполнилось три года целесообразно использовать мягкие, ненасыщенные, успокаивающие цвета – салатовый, нежно лиловый, белый. Позже активировать мозговую деятельность малыша помогут яркие, контрастные оттенки. А когда начнется пора учебы необходимо вернуться к более строгой бело-бежевой, сине-серой палитре.

    Кухня как место приема пищи должна всем своим видом возбуждать аппетит. Поэтому здесь уместны теплые тона - ярко зеленый, желтый и оранжевый цвета, создающие хорошее настроение, поддерживающие бодрость духа.

    Независимо от выбранной цветовой палитры необходимо помнить, что темные цвета в больших количествах, особенно черный, вызывают чувство подавленности, безысходности и способствуют развитию депрессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Психология интерьера у мужчин и женщин

 

Всех людей работающих с интерьером и дизайном помещений  интересует один и тот же вопрос: а чем отличается помещение по интерьеру в котором живет  мужчина или женщина? Если проекты по интерьеру отдельно для одних и других?

На вопрос о различии декорирования помещений женщинами  и мужчинами существует единогласный ответ среди дизайнеров: есть разница  и различия, но, безусловно, лучше  всего совместный дизайн интерьера (мужчина и женщина вместе).

Взгляды у женского пола и мужского противоположны. Для женщин главным должен быть уют и комфорт. Они всегда очень скептично относятся  и к выбору конструкции и цвета  квартиры, мебели и постели. Для мужчин это не столь важно, но важно воплотить все свои идеи, амбиции.

Дизайнеры полагают, что  квартиру, которую создавали для  мужчины, можно легко узнать по небольшим  особенностям: интерьер помещения яркий, немножко амбициозный, и рассчитан  в большинстве случаев на внешний, а не на внутренний эффект. Такой интерьер имеет массу неудобств и не продуман до самых мелочей.

А вот женский интерьер сразу же можно узнать по окраске, уюте и возможности чувствовать  себя как дома. Здесь царит тишина и покой во всем. Дизайнеры - профессионалы считают, что главным различием между подходу к интерьеру у мужчин и женщин есть то, что они по разному смотрят на обустройство квартиры, дома. Женщина всегда как-то пытается адаптироваться в окружающей среде, а мужчина по своей натуре все же пытается эту среду покорить, завоевать. Им (мужчинам) более склонны яркие предметы в дизайне, но не функциональны по своему существу. А вот что-то приобрести не такое как у всех - это присуще только женщинам. А еще приобрести так, что бы это все отвечало потребностям всей семьи.

 

Женщина-дизайнер чаще всего прислушивается к мнению заказчика и придает внимание мелочам и деталям касающихся пространства в доме. А вот мужчина-дизайнер в большинстве случаев старается как-то навязать свое мнение и свое виденье интерьера. Поэтому практикуется к обсуждению интерьера дома или квартиры приглашать как заказчика, так и его супругу, что бы потом не возникало лишних претензий по цвету и по "чисто мужскому интерьеру".

Информация о работе Взаимосвязь дизайна и психологии