Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:52, курсовая работа
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем. Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.
Введение…………………………………………………………………….3
Календарь…………………………………………………………………...5
Народный русский праздничный костюм……………………………….14
Земледельческие обряды…………………………………………………24
Одежда в сезонных обрядах и обычаях…………………………………30
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………………35
Русский народный мужской костюм по отношению к женскому более однотипен.
Цвет - язык народа:
Нередко возникает вопрос о цветовой гамме народного костюма. Существует мнение о не случайности, расположения цветов на костюме в связи с цветовой символикой, например, о том, что нижняя «земная» часть костюма, например женские понёвы, намеренно была темной черные, синие понёвы, а верхняя, связанная с небом, с солнцем - белая и красная. Действительно цветовая символика известна. Но как тогда быть с красными понёвами и андараками и с тем, что совершенно не употреблялся в народном костюме зеленый цвет - цвет мира и покоя? Думается, что на выбор цвета оказывали влияние более прозаические обстоятельства. Ткани окрашивались только растительными красками и преобладание красного цвета связано с тем, что дававшая красную краску марена в качестве сорняка росла почти в каждом огороде, тогда как растительных зеленых красителей природа почти не знает: растения дававшие зеленую краску, росли только в Китае, поэтому лишь привозные с Востока шелка и атласы были зелеными, в ограниченном количестве попадая в народный быт.
Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Слова “красно солнышко”, “весна-красна”, “красна девица” и другие выражали представления о наивысшей красоте. Самыми нарядными считались одежды из красной ткани (сарафаны, понёвы), вышивка красными нитками. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию. Черный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов, однако в ряде случаев он является ведущим.
Декоративный убор народного костюма может включать в себя и другие яркие тона, часто контрастные, такие как зеленый, синий, оранжевый, желтый. Общее колористическое решение народной одежды зависит от пропорций частей разных цветовых тонов, характера вышивки, соотношения площадей орнаментации и фона.
Украшения и отделка:
Украшение одежды выполнялось тремя способами: качеством, вышивкой, нашивкой различных материалов – кружев, тесьмы и тому подобное. Узор формировался уточной нитью, перекрывавшей нити основы. Элементы орнамента чередовались с просветами фона. Тканный узор употреблялся главным образом для изготовления рукавов, нижней части рубах, передников. Часто узорные полосы искусно дополнялись вышивкой, составляя исключительный по красоте декор. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приёмов и способов. Для вышивки применяли специальные нитки, имеющие особую крутку. Их изготовляли из льняного и шерстяного волокна и красили естественными красителями.
Для использования узора в большинстве случаев применялось сразу несколько видов вышивальной техники. При всём многообразии вышивальных приёмов народные вышивки на одежде отличаются необычайной согласованностью художественного замысла и технического исполнения. Как правило, в орнаментации одежды все способы украшений соединялись: узоры, выполненные вышивкой и ткачеством, дополнялись нашивками из лент, позумента, тесьмы. Все они гармонировали между собой.
Земледельческие обряды.
Земледелие для большинства славянских племен было основным занятием на протяжении многих веков. Естественно, что язычники боготворили землю, поклонялись ей, старались всячески умилостивить других богов, помогающих расти хлебу, идти дождю, светить солнцу и так далее. Любой праздник - народный или религиозный - содержал обряды, связанные с земледелием.
Круглый год человек был связан с землей. Весной он пахал землю, сеял хлеб; летом ухаживал за полями, садами огородами; осенью собирал урожай, зимой готовился к новому земледельческому году. Земледельческие обряды имели место в любое время года, как это ни странно, но большинство их приходилось на зиму и весну. Для хлебороба новый урожай начинался еще зимой, так как влага почвы зависела от количества выпавшего снега, время посева зависело от того, как скоро зиму сменит весна.
Жатва - один из основных периодов земледельческого цикла.
Итак, земледельческие обряды начинаются зимой. Первый из них приходится на рождественские праздники, а точнее на 6 января, сочельник перед Рождеством Христовым. Именно в это время день становиться длиннее, а ночь короче. В язычестве это праздник рождения бога солнца. То есть, небесное светило начинает сиять по-весеннему. Люди радовались, что зима скоро закончится и земля начнет «просыпаться». Все от мала до велика вечером шестого января надевали костюмы, маски, брали атрибуты обряда и выходили на улицу. Так начинался обряд «Колядования».
Ряженые заходили в каждый дом, пели обрядовые песни (колядки), желали хозяевам здоровья, счастья и, обязательно, хорошего урожая в новом году. Хозяин дома угощал ряженых едой или давал денег. Когда колядующие заканчивали обход деревни, они собирались на главной площади или пустыре и разжигали костер. После этого начинались обрядовые игры, танцы и пляски. Пища, которой одаривали колядующих, считалась священной, ее поедали все вместе. Люди верили, что праздничные блюда, хмельные напитки, веселье и смех смогут умилостивить Коляду, который поможет вырасти новому урожаю. Грустить во время святок запрещалось всем, так как отрицательная энергия людей могла сказаться на энергии природы, и природа могла не дать урожая.
На святки принято было гадать. Если девушки надеялись увидеть своего будущего мужа, то хлеборобы гадали на новый урожай. Каждому крестьянину хотелось узнать, какой высоты вырастит хлеб, как скоро «нальется колос», будут ли идти дожди. Гадали так же и на здоровье. Орудия труда были самыми примитивными, поэтому крестьяне полагались только на собственные силы. Люди считали, что души умерших, пришедшие на землю, могли рассказать живым об их будущем, например, какие болезни ожидают селение в грядущем году, кто умрет, а кто будет жить и работать еще много лет, будет ли новый год урожайным.
Во время семейных застолий проходил еще один обряд. Хозяин открывал настежь двери и «запускал» в дом мороз. Таким образом, крестьяне пытались умилостивить его, накормить и напоить, чтобы весной он (мороз) не пришел снова и не испортил всходы. Хозяева дома разговаривали с морозом, предлагали ему различные блюда, просили не трогать их урожай.
Накрывая праздничный стол, хозяйка делала некое подобие снопа или стога и ставила его в центре стола. Когда наступало время приступить к ужину, хозяин с хозяйкой делали вид, что не видят друг друга из-за этого снопа. Они звали друг друга, спрашивали друг у друга, где он (или она) находятся. Крестьяне верили, что, совершая этот обряд, они обеспечат себе богатый урожай, что стога сена и снопы хлеба будут такой высоты, что они не смогут увидеть друг друга из-за них.
К весенним земледельческим обрядам женщины должны были вышить рушники (полотенца). Как правило, их украшали растительными узорами (колосками, цветами, плодами фруктовых деревьев и так далее), животными, птицами. Обязательным на полотенцах являлось изображение Макоши – богини плодородия и урожая у славян. Таким образом, женщины пытались задобрить Макошу. Кроме вышитых рушников, обрядовыми символами являлись расписные яйца. Им славяне приписывали волшебные свойства.
После того, как начали появляться первые ростки хлеба, крестьяне совершали обряды, направленные на задабривание божеств, которые управляли осадками и стихиями. Самое необходимое весной - это дождь. Поэтому славяне всем селом шли на берег реки или озера и вызывали русалок - покровительниц водоемов. Веселыми песнями, танцами и игрой на музыкальных инструментах крестьяне развлекали русалок. Во время пения женщины громко кричали, взвизгивали, подпрыгивали и крутились на месте. Считалось, что русалки должны заинтересоваться происходящим и выйти на берег. Если им понравится представление, то всю весну и лето по утрам будет хорошая роса, дождь будет идти всегда вовремя, а засуха обойдет стороной.
Четвертого июля (по старому стилю) крестьяне праздновали День бога солнца Ярилы. Считалось, что Ярила был развратным и похотливым богом, чревоугодником и выпивохой. Так и обряды в этот день начинались с обильного угощения, большого количества вина и медовухи, а заканчивалось все оргиями на природе. В жертву приносили домашних животных.
После масленицы славяне совершали обряд очищения. За зиму и осень в домах, сараях, хлевах скапливалось множество злых духов, мелких пакостных существ. Если вовремя не выгнать их, то не избежать разочарований в новом году. Хозяйки тщательно выметали и вымывали комнаты в доме, мужчины вычищали сараи и хлева. Весь выметенный мусор собирали во дворе в кучу и поджигали. Золу собирали и рассыпали по полю или огороду. Считалось, что она изгонит нечисть.
После этого люди должны были очистить свое тело (вдруг, во время уборки, что-нибудь или кто-нибудь пристанет к ним). После бани хозяин брал ветки вербы (это растение считалось священным, так как раньше остальных просыпалось после зимы) и хлестал ими все свое семейство. Поверье гласило, что верба способна отпугнуть злых духов. После ветки рассовывали по всем углам, закрепляли над дверью, ставили на подоконники, чтобы никакая нечисть не проникла в дом.
Следующий праздник земледельцев приходился на день Ивана Купалы. Люди выходили в лес, разводили большой костер и прыгали через него. Крестьяне были уверены, что от высоты прыжка будет зависеть высота хлеба. Каждый пытался прыгнуть как можно выше. Когда огонь становился менее высоким, вокруг него водили обрядовые хороводы и пели песни.
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных.
Когда на полях появлялись первые проталины, женщины пекли пироги в форме птиц или животных и выносили их на поля. Это своего рода жертвоприношение, так как земля считалась божеством. Когда мужчины начинали пахать поле, в первую борозду тоже клали выпечку. Таким образом крестьяне просили прощения за то, что острым плугом калечат тело земли.
Ранней весной, когда наступала пора пахать землю, крестьяне совершали очищающий поле обряд. Для этого брали ветки вербы, куриное яйцо и муку, которую получали из костей животных. Сначала обходили вокруг поля, держа в руках все эти атрибуты. На каждом углу втыкали в поле веточку вербы, она должны была изгнать злую силу. На каждой стороне сыпали муку (она тоже наделялась волшебными свойствами). Куриное яйцо закапывали в землю в самом конце обряда. Крестьяне полагали, что яйцо способствовало плодородию почвы.
Осенью во время уборки урожая праздновали «Зажинки» и «Дожинки». Эти два праздника устраивались в честь нового урожая. В день зажинок (зажинки – начало жатвы, первый день уборки хлеба) скашивали первый сноп и приносили его в деревню. Перед тем, как скосить первые стебли, крестьяне приносили дары богам и выгоняли нечисть со своего поля. Из колосьев делали муку и пекли хлеб. В день дожинок (последний день уборки хлеба) крестьяне собирали сноп из последних колосков и повторяли процедуру зажинок, то есть мололи муку и выпекали хлеб. Иногда зерна последнего снопа оставляли в амбаре до посева следующего года.
"Бороду" собирают, чтобы урожай хлеба был гуще.
Земледельческие обряды имели для славян особое значение, потому как земледельческое общество полностью зависело от природы. Природный цикл повторялся. Славяне-земледельцы верили в то, что совершение обрядов необходимо, чтобы природный цикл не был нарушен. Обряды являлись залогом стабильности. Цикличность была одной из констант мышления древнего земледельца.
Одежда в сезонных обрядах и обычаях.
К зимним календарным обрядам относились Рождественские посиделки - собрания молодежи. На таких собраниях девушки переодевались по несколько раз ( приносили наряды с собой). Если девушка не имела хороших сарафанов, то их занимали у кого-нибудь на Рождественские праздники.
Парни, приходившие на посиделки, выбирали себе невест и по разговору, и по умению прясть, ткать, вышивать.
Особый смысл придавали девушки обычаю в первый день нового года одеваться во всё новое, чтобы всегда были обновы.
В Ярославских деревнях на Святки обряжали Коляду (выбранную девушку) в белую рубаху поверх всей одежды, возили на санях и пели: "Уродилась Коляда накануне Рождества".
Для того, чтобы "выгнать нечисть", обряжались в это время в вывороченные шубы, страшные маски, которых должны были испугаться черти, бука (леший), шишига (кикимора). Данный обряд как бы защищал людей от плохого на целый год.
Масленичные игры более известны в настоящее время. Они как бы продолжали святочные. И здесь мы встретим ряженье в шубы, увидим перемазанные лица в соломенных шапках.
Для того, чтобы "выгнать нечисть", обряжались в вывороченные шубы, страшные маски.
В нашей местности издавна известен обряд имитирующий похороны Масленицы. Соломенную куклу наряжали, закрывали белым. Здесь прослеживаем желание помочь силам природы пробудиться от зимнего сна и проявить милость к людям.
Пробуждение природы означало скорый сев. На сев принято было мыться в бане, одеваться во всё чистое. Когда сеяли лён, надевали новую, льняную рубаху. Но известны примеры XIХ век. Рыбинский уезд, когда крестьяне, бывало, раздевались при посеве льна, чтоб показать свою бедность, чтоб лён сжалился над ними и уродился хорошим.
Ещё один обрядовый день - день выгона скота. Мужчины одевали лучшие рубахи, а рубахи женщин обязательно должны были иметь широкий браный подол. Существовал обычай: молодуха, нарядно одетая, шла на реку за водой. От этого должны были лучше доиться коровы.