Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:52, курсовая работа
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем. Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.
Введение…………………………………………………………………….3
Календарь…………………………………………………………………...5
Народный русский праздничный костюм……………………………….14
Земледельческие обряды…………………………………………………24
Одежда в сезонных обрядах и обычаях…………………………………30
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………………35
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами.
Пасха и Троица считались смотринами женихов и невест. Именно тогда молодёжь надевала самые лучшие свои наряды.
Для Троицы типичен был и троичный обряд: девушки одевались в белое (белый - цвет потусторонних существ) и представлялись русалками.
Следом наступал сенокос. Праздничной, специально предназначенной для сенокоса, была рубаха - покосница, сенокосница.
В Ярославской - губернии такие рубахи встречались повсеместно и были они обязательно красного цвета. Нередко встречается в "сенокосницах" сочетание разных тканей: крашеного холста и пестряди.
Такие рубахи все крестьянки Ярославщины носили без сарафана. Красный цвет считался цветом солнца, а женщина в красной рубахе среди зелёных лугов как бы была связующим звеном с самим солнышком.
Жатвенные рубахи также имели свои обрядовые особенности. Подол жатвенной рубахи обязательно украшался бранными полосами и вышивками. Затканный узорный подол должен был касаться земли, которая поила и кормила крестьян, была им матерью. Сарафаны во время жатвы иногда снимали или же поднимали к поясу, чтоб виден был узор рубахи.
Обрядовая одежда - это одежда, предназначенная для ношения во время определенного обрядового действия. К ней применимы были особые способы её изготовления и одевания. Костюм и материальные атрибуты обрядов были связаны с древней символикой.
Заключение.
Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.
Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки – это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.
Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.
Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода – явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве – путь развития и обновления современного костюма.
Список используемой литературы.