Взаимосвязь народного костюма с праздниками и обрядами годового земледельческого календаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем. Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Календарь…………………………………………………………………...5
Народный русский праздничный костюм……………………………….14
Земледельческие обряды…………………………………………………24
Одежда в сезонных обрядах и обычаях…………………………………30
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовая народный костюм.doc

— 4.84 Мб (Скачать файл)

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами.

Пасха и Троица считались смотринами женихов и невест. Именно тогда молодёжь надевала самые лучшие свои наряды.

Для Троицы типичен был и троичный обряд: девушки одевались в белое (белый - цвет потусторонних существ) и представлялись русалками.

Следом наступал сенокос. Праздничной, специально предназначенной для сенокоса, была рубаха - покосница, сенокосница.

В Ярославской - губернии такие рубахи встречались повсеместно и были они обязательно красного цвета. Нередко встречается в "сенокосницах" сочетание разных тканей: крашеного холста и пестряди.

Такие рубахи все крестьянки Ярославщины носили без сарафана. Красный цвет считался цветом солнца, а женщина в красной рубахе среди зелёных лугов как бы была связующим звеном с самим солнышком.

Жатвенные рубахи также имели свои обрядовые особенности. Подол жатвенной рубахи обязательно украшался бранными полосами и вышивками. Затканный узорный подол должен был касаться земли, которая поила и кормила крестьян, была им матерью. Сарафаны во время жатвы иногда снимали или же поднимали к поясу, чтоб виден был узор рубахи.

Обрядовая одежда - это одежда, предназначенная для ношения во время определенного обрядового действия. К ней применимы были особые способы её изготовления и одевания. Костюм и материальные атрибуты обрядов были связаны с древней символикой.

Заключение.

 

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки – это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода – явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве – путь развития и обновления современного костюма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

    1. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. – СПб.: Искусство – СПб, 2002. – 672 с.
    2. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. – М.: Правда, 1991. – 496 с.
    3. «Типология русского народного костюма., Л.В. Беловинский, М., Просвещение, 1996г.
    4. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. - М., 1988.
    5. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. - сост.: Н. Сосина, И. Шагина. - СПб.: „Искусство - СПб ”, 1998. - 400 с.
    6. Русский народный костюм: Государственный исторический музей. - М.:„Сов. Россия”, 1989. - 310 с.
    7. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.
    8. Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1990.
    9. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000.

 


 



Информация о работе Взаимосвязь народного костюма с праздниками и обрядами годового земледельческого календаря