Загородный отдых на картинах Ренуара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:36, реферат

Описание работы

Младший брат Ренуара Эдмон рассказывал: "Из того, что он рисовал углем на стенах, сделали вывод, что у него есть способности к профессии художника. Так случилось, что наши родители отдали его к живописцу по фарфору. Ему повезло, что происходит не всегда. Юный подмастерье серьезно принялся за освоение ремесла: кончался день, и, вооружившись картоном больше его самого, он отправлялся на бесплатные курсы рисунка. Так продолжалось два или три года. Он быстро прогрессировал: через несколько месяцев ученичества ему уже поручали расписывать предметы, которые дают обычно рабочим, что сделало его объектом шуток - его дразнили Месье Рубенс, он плакал, потому что над ним смеялись".

Файлы: 1 файл

Реферат по зарубежному искусству.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

Для меня картина...должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да - красивой! В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать еще новых. Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть очень большой живописью, оставаясь радостной".

Огюст Ренуар

 

Введение

Есть художники, которых  многие знают, их творчеству посвящены  многочисленные монографии, книги, научные  статьи. А есть художники, которых  просто любят. О них тоже пишут, но подчас предпочитают издавать репродукции  их произведений, чтобы без сложных  комментариев и специальных пояснений  читатели и зрители могли любоваться их работами. Таков и Огюст Ренуар.

Н.А. Дмитриева в «Краткой истории искусств» называет Ренуара  – «корифей импрессионизма в фигурной и портретной живописи». 

Младший брат Ренуара Эдмон  рассказывал: "Из того, что он рисовал  углем на стенах, сделали вывод, что  у него есть способности к профессии  художника. Так случилось, что наши родители отдали его к живописцу  по фарфору. Ему повезло, что происходит не всегда. Юный подмастерье серьезно принялся за освоение ремесла: кончался день, и, вооружившись картоном больше его самого, он отправлялся на бесплатные курсы рисунка. Так продолжалось два или три года. Он быстро прогрессировал: через несколько месяцев ученичества  ему уже поручали расписывать  предметы, которые дают обычно рабочим, что сделало его объектом шуток - его дразнили Месье Рубенс, он плакал, потому что над ним смеялись".

 

Биография

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе в многодетной  семье портного.  Район, в котором жила его семья назвался Лимож, и Оноре де Бальзак в своем романе «Кузина Бетта» описывает его так: «…Эти развалины, именуемые домами, опоясаны со стороны улицы Ришелье настоящим болотом; со стороны Тюильри – океаном булыжников ухабистой мостовой; чахлыми садиками и зловещими бараками – со стороны галерей и целыми залежами тесаного камня и щебня – со стороны старого Лувра. Генрих III и его любимцы, разыскивающие свои потерянные штаны, любовники Маргариты, вышедшие на поиски своих отрубленных голов, должно быть, пляшут сарабанду среди этих пустырей вокруг капеллы, еще уцелевшей как бы в доказательство того, что столь живучая во Франции католическая религия переживет все на свете».

Живой, впечатлительный, необычайно чуткий мальчик, нервный почти как  женщина, Огюст тем не менее быстро забывал теневые впечатления жизни и жадно впитывал радостные. Отчасти это объяснялось возрастом, но прежде всего это было неотъемлемым свойством его характера. Он не любил смаковать горести, интуитивно отворачивался от всего тяжелого, и не потому, что был беззаботен – при всей своей жизнерадостности и непосредственности он часто впадал в задумчивость, о чем-то мечтал, – но он отличался редким душевным здоровьем и чистотой. У него была естественная потребность видеть хорошую сторону всего того, что с ним приключалось, а дурную отметать. Счастье – это ведь тоже призвание. Одни и те же события производят на разных людей впечатления совершенно различные, иногда даже прямо противоположные. Но Огюст умел извлекать радость из любого пустяка. Еще в раннем детстве стоило ему взять в руки цветные карандаши, которые ему иногда удавалось стянуть у отца, и он забывал серое уныние будней. Синий или красный грифель в руках – и вот уже небо становилось безоблачным. 

Школьные учителя не раз  бранили Огюста за то, что он разрисовывает  свои тетради человечками. Только один из них посоветовал родителям  не мешать склонностям мальчика. А  приходский регент дал другой совет: он сказал портному, что тот должен готовить сына к музыкальному поприщу. Этот регент, получивший когда-то Римскую  премию, теперь стал известен публике  благодаря своей опере «Сафо». Звали его Шарль Гуно. Это был будущий автор «Фауста». Ему очень понравился голос Огюста, и ко времени первого причастия мальчика он включил его в хор при церкви святого Роха и даже иногда поручал ему сольные партии.   

Но портной не послушался совета Гуно. Музыка, пение – все это не слишком прельщало Леонара(отца Огюста). Зато способности Огюста к рисованию породили в душе лимузенского ремесленника надежду на совершенно другую карьеру для сына. Вот если бы Огюст стал когда-нибудь художником по фарфору! 

И вот когда в 1854 году пришло время отдать подростка в учение, Леонар устроил сына на фабрику фарфора братьев Леви на улице Фоссе-дю-Тампль, 76. Отданный в обучение в фарфоровую мастерскую, Ренуар получил ремесленное образование, сначала работал как художник-декоратор по фарфору в мастерской братьев Леви, а затем расписывал веера и полотняные шторы. 

Кроме семьи, у Огюста Ренуара был  еще один воспитатель - Париж. Органическое, почти физическое ощущение себя частью города уже тогда, в детстве, формировало  будущую живопись художника. Он видел  красоту в узких, почти средневековых  улицах старого Парижа, в разнородности  частей готической архитектуры, в не знавших корсета фигурах рыночных торговок. И он страдал оттого, что  разрушается старый Париж, его Париж. А именно на период детства и юности Ренуара пришлось время самых  больших реконструкций и модернизаций в городе.

К тому времени, когда ему  исполнился двадцать один год, он заработал  достаточно денег, чтобы начать основательно изучать искусство. В апреле 1862 года он поступил в Школу изящных искусств в Париже. Ренуар обучался у целого ряда профессоров, однако настоящим его учителем был Шарль Глейр, который за двадцать лет до того стал достаточно известным благодаря написанной им весьма посредственной аллегорической картине. 

Главным событием этого периода  жизни Ренуара была встреча в  ателье Глейра с теми, кто стал его лучшими друзьями на всю жизнь и единомышленниками в искусстве. Ренуар сразу заметил в ателье высокого изящного юношу, "по-настоящему элегантного элегантностью людей, которые дают разносить новые ботинки своему лакею". Действительно, Фредерик Базиль был из богатой семьи, его родителям принадлежало имение около Монпелье, и они могли давать ему достаточно денег для того, чтобы снимать мастерскую в Париже. Еще важнее было то, что его родители знали Эдуарда Мане и Базиль много раз был у него в мастерской. "Ты понимаешь, Мане так же велик для нас, как Чимабуэ и Джотто для итальянцев кватроченто. Потому что начинается Возрождение. И нам надо принять в нем участие", - говорил он Ренуару. Именно Базиль первым заговорил уже в те годы о необходимости объединиться в группу. Это произошло, но позже, уже после гибели Базиля во время франко-прусской войны, - ему так никогда и не пришлось выставиться вместе с другими и получить имя импрессиониста. 

Период учебы у Глейра оказался недолгим: в 1863 году все вынуждены были покинуть ателье в связи с его закрытием. Как бы то ни было, наступил период нужды, поисков заработка, но, вместе с тем, и период радости новых встреч, новых живописных открытий и обретения новых друзей. 

Десятилетие с 1863 до 1874 года в биографии Ренуара можно  было бы назвать десятилетием пленэра, так как именно в эти годы будущие  импрессионисты осваивают его. У  Ренуара по-прежнему нет денег, жизнь  в Париже не была легкой, однако были друзья. Не имея постоянного жилища в Париже, он жил иногда вместе с  Клодом Моне, иногда вместе с Сислеем.  

Первым настоящим шедевром Ренуара стала его картина "Лиза", написанная в 1867 году. Она была выставлена в Салоне весной следующего года. 

Настоящий импрессионистический период в творчестве Ренуара начинается вслед за первыми робкими попытками, предпринятыми им в "Лягушатниках", и охватывает десятилетие между 1872 и 1881 годами. Свет становится важнейшим  элементом его живописного метода не только в построении пейзажей, но и человеческой фигуры. И если Моне, стремясь к чистоте импрессионистического  стиля, возводит в его основной принцип  световоздушную вибрацию и делает пленэр главным объектом наблюдения, то Ренуару  принадлежит заслуга перенесения  методов нового стиля на изображение  человеческого тела и фигурные композиции.

В конце 70-х годов XIX века отношения между ним и его старыми друзьями стали несколько скованными, частично из-за различия мировоззрений. Ему противен был "анархизм" некоторых художников, таких как Франсуа Рафаэлли и Арман Гийомен. Не разделял он и социалистических взглядов Писсарро, кроме того, ему не по душе было агрессивное презрение Эдгара Дега к зрителям из-за того, что те не оценили его полотен.  

В 1881 году продажа нескольких картин позволила Ренуару впервые  отправиться путешествовать. В марте  он поехал в Алжир, где обжигающее солнце и буйство красок привлекли  и околдовали его так же, как  за полстолетия до него пленили Делакруа - художника, которым Ренуар так восхищался. Осенью и весной он посетил Венецию, где пришел в восторг от игры света  и воды; в Риме на него произвел огромное впечатление строгий стиль фресок Рафаэля, а вблизи Неаполя тонкие, но исполненные внутренней энергии  настенные росписи в древних  домах Помпеи напомнили ему картины  Коро. В Палермо, на Сицилии, он нарисовал портрет Рихарда Вагнера, который в то время был еще очень молод. Ренуар восхищался им и всегда испытывал некоторое волнение, думая о нем. 

В 1883 году Дюран-Рюэль организовал персональную выставку Ренуара в своей новой галерее на бульваре Мадлен. К концу лета этого года художник написал несколько картин на острове Гернси; зимой он и Моне отправились вместе в Геную, а затем посетили Сезанна в Эстаке в Провансе. Отныне Ренуар проводил часть каждого лета и каждой зимы за пределами Парижа. Он часто ездил на побережье Нормандии и Бретани, а также посещал Лазурный берег и Эссуа в Бургундии, где жила Алин Шариго, очаровательная маленькая натурщица, на которой он женился в 1890 году.

80-е годы становятся  временем, когда Ренуар вступает  в полосу успеха. Он работает  по заказам богатых финансистов,  владелицы Больших магазинов  Лувра, сенатора Гужона. Его картины выставляются в Лондоне, Брюсселе, на Седьмой международной выставке у Жоржа Пти в Париже в 1886 году. В письме к Дюран-Рюэлю в Нью-Йорк Ренуар пишет: "Выставка Пти открыта и имеет неплохой успех, как говорят. Ведь так трудно судить о самом себе. Я думаю, что мне удалось сделать шаг вперед к уважению публики, маленький шаг. Но это все уже что-то".

В марте 1885 года родился первый сын Ренуара Пьер. В качестве платы  доктору Лати, который принимал роды, Ренуар расписал стены его квартиры цветами - мечта о декоративных росписях не только не угасла, но после поездок в Италию приобрела характер ностальгии. Осенью Ренуары уехали в родную деревню Алин Эссуа, в Шампань. Часто художник делал наброски Алин, кормящей ребенка. Годом позже по этим эскизам и наброскам он написал картину "Материнство". "Своей острой и нежной кистью он доставлял сердцу радость ласкать ямки на шее, складочки на кулачках своих малышей и кричать всему человечеству о своей отцовской любви", - писал Жан Ренуар.

Особые связи сохранил Ренуар с Бертой Моризо и ее семьей, и уход художницы из жизни в 1895 году стал для него большим горем. "Берта Моризо, - говорит Жан, - сделала моему отцу посмертный подарок в лице Амбруаза Воллара. Она догадалась, что этот странный персонаж был гением в своем роде...". Он пришел к Ренуару сам. "Я пошел искать Ренуара, который жил на Монмартре в старом доме, называемом Замком Туманов, - рассказывает Воллар. - В саду служанка, похожая на цыганку, даже не попросила меня подождать, а сразу показала мне коридор в доме, откуда выходила молодая дама, вся кругленькая и добрая, как на некоторых пастелях Перроно горожанки времени Людовика XV. Это была мадам Ренуар". Воллар стал маршаном, другом и биографом Ренуара. Черноволосая девушка, похожая на цыганку, в саду Ренуара была Габриэль Ренар, кузина Алин, вызванная из Эссуа, чтобы помогать по хозяйству. Она приехала, когда Пьер был уже большим, и главной ее заботой стал Жан.

В 1901 году родился третий сын Ренуара Клод, который сменил в качестве модели выросшего Жана. Теперь маленького Коко одевали в  красное платье, и Ренуар писал  его золотые волосы, которые Жану пришлось обрезать, чтобы не дразнили мальчишки. В 1900 году Ренуар стал кавалером  ордена Почетного легиона, а в 1911-м - офицером Почетного легиона. Состоялся  целый ряд выставок в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, которые явились настоящим триумфом Ренуара. Особую радость доставила художнику ретроспектива его живописи на 2-й выставке Осеннего салона в 1904 году, где ему был отдан целый зал. 

Ренуар прожил долгую жизнь. В 1914 году началась мировая война, на которую ушли два старших сына Ренуара. Это стоило жизни Алин - она умерла через год, оставив  Ренуара одиноким. Пьер и Жан вернулись  с войны ранеными. Но жизнь, тем  не менее, входила в свое русло. Ренуар продолжал работать, но с каждым днем это становилось все труднее. Он умер от пневмонии в Колетт 2 декабря 1919 года, успев закончить свой последний натюрморт с анемонами. "Я все еще двигаюсь вперед", - сказал он за несколько дней до смерти, а последними словами, которые, как говорят, сорвались с его губ, были указания о размещении натюрморта.

«Загородный отдых»

Самой известной картиной, этого условного деления творчества Огюста Ренуара, является картина под  названием «Лягушатник» или «Купание в Лягушатнике», написанная в 1869г.

«Лягушатник» - кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок. В этом месте на Сене между Шату  и Буживалем к северо-западу от Парижа была целая группа островов, куда парижане приезжали на отдых. «Лягушатник» получил своё название благодаря тому, что здесь в большом количестве собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки». Часто в небольших, заросших травой бухточках, на прохладных полянках под ивами, на сочных лужайках отдыхающие разбредались в разные стороны и, небрежно развалившись на траве, старались пересидеть жаркое время сиесты в тени деревьев, так что лишь кое-где можно было заметить то соломенную шляпку, то красную блузу, то волан какой-нибудь нижней юбки..." Типично импрессионистская картина, описанная в романе братьев Гонкуров "Манетта Саломон". По вечерам все общество собиралось на понтоне, освещенном цветными фонарями, которые отбрасывали на воду блики. Оркестр из пяти музыкантов исполнял вальсы, галоп и кадрили.  Художник изображает прогуливающихся по берегу горожан, купальщиков, скользящие по воде парусные лодки. Небольшими вибрирующими мазками он лишь намечает фигуры людей, зелень деревьев и блики на воде. Красочные пятна в картине сливаются в единую, удивительно легкую и прозрачную цветовую гамму.

Одни и те же видим мы мотивы

В картинах Ренуара и Моне.

Исполнено у каждого красиво,

Но Ренуар по стилю ближе  мне.

 

Как и Моне, он пишет «Лягушатник»,

Но люди не безлики у  него –

Они различны. Зрителю понятно,

Что перед ним – живое  существо,

 

Информация о работе Загородный отдых на картинах Ренуара