Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение закона целостности композиции, выделения центра композиции и методики изучения его с учащимися
Задачами работы являются:
- изучить состояние проблемы в теории и практике;
- установить, что целостность композиции это неделимость композиции и означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.
- показать, через какие упражнения помогут освоить закон цельности и центра композиции учащимся.
Введение 3
1. Закон цельности в станковой композиции. 4
1.1. Выделение центра композиции
1.2. Центр композиции в картине Веласкеса «Сдача Бреды». 9
1.3. Достижение цельности в композиции. 12
1.3.1. Рембрандта Ван Рейна "Портрет старика в красном" 12
1.3.2. Валентин Серов «Портрет графини Орловой" 13
1.3.3. Суриков «Степан Разин» 14
1.3.4. А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» 15
1.3.5. «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова 16
2. Изучение закона цельности на уроках композиции. 17
2.1. Графический анализ черно – белой репродукции. 17
2.2. Тоновой композиционный анализ цветной репродукции. 20
2.3. Тройной композиционный анализ цветной репродукции. 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение
Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф, диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины.
Другую
диагональ полотна образуют знамя,
положение рук центральных
Светлые пятна кафтана воина на третьем плане и головы лошади рядом с ним создает ощущение глубины пространства (рисунок 16).
Попытайтесь на минуту прикрыть эти два пятна и вы увидите, насколько обедняется композиция, как теряется ее глубина, потому что чрезмерно сближаются первый и последний планы картины.
Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали.
Интересных
находок в композиции много. Можно
дальше разбирать каждый элемент
и убедиться в том, что художник
руководствовался в передаче характеров
принципом цельности в
Введение пик с флажками, которые создают ритмическое разнообразие, вносят мажорные ноты, является приемом, делающим композицию поразительно живой.
Произведение искусства, по выражению П. Флоренского, есть «запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению ее». Интересно отметить, что в этой картине Веласкеса «ключ» к ее чтению совпадает действительно с изображением ключа от крепости. Нет сомнений, что этот ключ является центром композиции, находящимся в центре холста, и специально выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике.
Веласкес использовал приемы, правила и средства композиции для того, чтобы передать содержание картины наилучшим образом.
Рисунок 15
ВЕЛАСКЕС. Сдача Бреды
Рисунок 16
Центральный фрагмент
Рисунок 17
Деталь композиции
Рисунок 18
Композиционная схема
Рисунок 19
Плановость в композиции
Рисунок 20
Контрасты темного и светлого в композиции
Основной закон изобразительного искусства — это закон цельности. Он означает, что все детали в картине подчинены главному и неразрывно взаимосвязаны с ним. Цельность, общая согласованность всех частей произведения — это и есть гармония, красота. И художники всегда ищут свой путь к ее отображению. Для достижения цельности композиции картины всегда важен подбор деталей, необходимых для воплощения главной идеи художника.
Рассмотрим и сравним, например, два замечательных шедевра портретного искусства. Посмотрите на "Портрет старика в красном" великого голландского художника Рембрандта Ван Рейна (рисунок 21). Таинственный теплый свет выхватывает из полумрака фигуру неизвестного нам старика. Нам не ясно, в каком помещении происходит действие и чем знаменит герой портрета. Подробности обстановки и детали одежды почти отсутствуют. Ничто не отвлекает зрителя от главного — морщинистого лица и тяжело сомкнутых, опущенных рук. Поэтому так притягивает взгляд внимательных печальных глаз, устремленный на нас. Темный, поглощающий фигуру мрак, и напряженно-красный цвет накидки старика вызывает неясное щемяще-тревожное чувство. Все в картине подчинено передаче ощущения глубокой тишины, окружающей одинокого старого человека. Не внешняя, а внутренняя духовная красота становится главным содержанием портрета. Художник, отказываясь от лишних деталей, создает удивительно лаконичный и цельный художественный образ.
Рисунок 21
Рисунок 22
Но
случается, что подробные детали
становятся необходимы автору. Создавая
"Портрет графини Орловой",
замечательный русский художник
Валентин Серов увидел неразрывную
связь своей героини с
Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. К. Маркс говорил, что «в живом организме совершенно исчезает всякий след различных элементов как таковых. Различие заключается здесь уже не в раздельном существовании различных элементов, а в живом движении отличных друг от друга функций, которые одушевлены одной жизнью». Безусловно, мысли К. Маркса было бы неправильно применить буквально к проблеме целостности произведения искусства. Целостность произведения искусства и целостность живого организма не тождественны, так как целостность произведения искусства есть духовно-предметная, специфичная.
Специфичность закона композиционной целостности заключается в том, что он действует только в области композиции произведения искусства. Он вытекает из сущности композиции, ее родового признака «целостности». И поскольку этот признак главный, то его действие перерастает в действие глобальное для композиции, на уровне закона.
Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.
Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
При нахождении конструктивной идеи вначале следует сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции. Первоначальных набросков композиции «Степана Разина» Сурикова не сохранилось. Но совершенно очевидно, что ее конструктивной идеей является темный треугольник ладьи, рассекающей светлую массу воды и неба. Только задумав подобным образом картину, можно было приступить к поискам персонажей, заполняющих этот треугольник. Именно потому, что картина в основе своей задумана с такой простотой и цельностью, мы видим ее всю сразу и запоминаем ее как целое. Целостно воспринимаются произведения, возникшие только подобным образом. Когда же картина как бы склеена из кусочков и не имеет в основе своей широко задуманной конструктивной идеи, мы можем запомнить лишь отдельные, выразительные фигуры из нее. Целого нет».
Рисунок 23
Композиция картины А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» построена в два яруса. В этой конструктивной идее заложено глубокое содержание: на смену раненым солдатам — защитникам Петрограда — идут новые отряды рабочих бойцов, движение принимает круговой ход, объединяющий все части композиции в единое целое.
Другой чертой, или свойством, закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из конструктивной идеи, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенные детали. Этого требует закон целостности, вытекающий из закономерностей зрительного восприятия действительности.
Рисунок 24
В природе форма и цвет существуют как части целого, в единстве со средой, в которой они находятся, во взаимосвязи между собой и пространством, имеющим глубину. В силу этого предметы видятся в сокращениях, ближние — более крупно, чем дальние, теряющие при этом интенсивность своей окраски и значительное число деталей. В совершенной композиции все настолько уместно, что нельзя убрать ни одну деталь без ущерба для целого. Все части находятся во взаимной связи и соподчинении.
Закон целостности требует
В картине «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова идейный замысел диктовал художнику композицию сложного характера. В момент внезапной катастрофы горожане, спасаясь от неминуемой гибели, обратились в бегство. Панический страх, отчаяние, безумие — все это сказалось на поведении людей, в их действиях, позах, жестах, мимике. Скопление взрослых, стариков, детей на улицах гибнущего города вносило путаницу и неразбериху во всю ситуацию. Тем не менее художник нашел такую конструктивную идею композиции, которая позволила сохранить целостность и равновесие картины, где вряд ли можно найти совпадающие силуэты, приблизительность в обрисовке форм, смысловую неувязку между группами фигур.
Рисунок 25
Художник, знающий, что целостность не просто свойство композиции, а, больше того, закон композиции, будет учитывать это в своем творчестве и заранее избегать грубейших ошибок, не тратить на их исправление свое творческое время.
Если изображение
или предмет целиком
Целостность
выделяет центр внимания. Одна из
основных черт закона целостности –
неделимость композиции означает невозможность
воспринимать ее как сумму нескольких,
хотя бы в малой степени
Целостность так же зависит от связи всех элементов произведения определенной логикой действия. Неделимость изображения достигается и самой техникой письма. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены. А может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна. Учащиеся должны анализировать, экспериментировать, приобретать навыки цельного видения композиции.
Изучение целостности композиции можно провести в несколько этапов:
- провести графический анализ черно – белой репродукции.
- тоновой композиционный анализ цветной репродукции.
- тройной композиционный анализ цветной репродукции.
- составление
композиции по изученному
2.1. Графический анализ черно – белой репродукции.
Задача: Композиционный анализ. Приведение сложного изображения к простому виду или к схеме с целью выяснения принципа построения композиции в этом изображении. Определить внутреннее единство данной композиции.