Закон цельности в станковой композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение закона целостности композиции, выделения центра композиции и методики изучения его с учащимися
Задачами работы являются:
- изучить состояние проблемы в теории и практике;
- установить, что целостность композиции это неделимость композиции и означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.
- показать, через какие упражнения помогут освоить закон цельности и центра композиции учащимся.

Содержание работы

Введение 3
1. Закон цельности в станковой композиции. 4
1.1. Выделение центра композиции
1.2. Центр композиции в картине Веласкеса «Сдача Бреды». 9
1.3. Достижение цельности в композиции. 12
1.3.1. Рембрандта Ван Рейна "Портрет старика в красном" 12
1.3.2. Валентин Серов «Портрет графини Орловой" 13
1.3.3. Суриков «Степан Разин» 14
1.3.4. А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» 15
1.3.5. «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова 16
2. Изучение закона цельности на уроках композиции. 17
2.1. Графический анализ черно – белой репродукции. 17
2.2. Тоновой композиционный анализ цветной репродукции. 20
2.3. Тройной композиционный анализ цветной репродукции. 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая по композиции.docx

— 8.98 Мб (Скачать файл)

В  данном  упражнении  приведем  изображение  с  множеством  оттенков  серого  к  двухкомпонентной  схеме  из  черного  и  белого.

Предметы  не  являются  элементами  композиции – только  пятна.  Берем  черно  – белую  репродукцию,  рисуем  на  листе  ее  формат.  Делаем  карандашом  примерный  набросок  изображения.  Находим  в  репродукции  самое  светлое  и  самое  темное.  Затем  находим  серый средний  тон.  После  этого  все  пятна  в  репродукции  светлее  среднего  серого  оставляем  белым,  а  те  которые  темнее  среднего  серого  заливаем   черным.  Сам  средний  серый  назначаем  либо  белым,  либо  черным. (рис 26-29)

Выполнить  3-4  композиционные  схемы  с  разных  репродукций  и  ответить  на  вопрос:  Где  находится  композиционный  центр, и  каким  способом  он  выделен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 26

Баланс черного и белого в картине Рериха

 

 

 

Рисунок 27

Летний пейзаж

 

 

 

 

 

 

Рисунок 28

Рисунок 29

 

 

    1.  Тоновой  композиционный  анализ  цветной  репродукции.

 

Задача:  Композиционный  анализ.  Приведение  сложного  изображения  к  простому  виду  или  схеме  с  целью  выяснения  принципа  построения  композиции, в  этом  изображении. Приобретаются навыки нахождения точного  композиционного решения.

Необходимо  при  выполнении  упражнения  учитывать  только  светлоту  пятен,  а  цвет  игнорировать. (рисунок 30-32)

Выполнить  2-3  композиционные  схемы  с  разных  репродукций  и  ответить  на  вопрос:  Где  находится  композиционный центр,  и  каким  способом  он  выделен.

 

Рисунок  30

Тоновой анализ изображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  31

Тоновой анализ репродукции

 

 

Рисунок  32

Тоновой анализ репродукции

 

 

 

 

 

 

    1. Тройной  композиционный  анализ  цветной  репродукции.

 

Задача:  композиционный  анализ.  Приведение  сложного  изображения  к  простому  виду  или  схеме  с  целью  выяснения  принципа  построения  композиции  в  этом  изображении.

Это  значит,  что  с  каждой  цветной  репродукции  необходимо  сделать  три  композиционных  схемы:  тоновую,  цветовую  и  линейную.

-Цветовая  композиция.  Если  в  тоновой  (черно-белой)  композиции  составляющими   ее  компонентами  были  черные  и  белые  пятна,  то  в   цветовой  это  будут  «теплые»  и  «холодные».  Сначала   найдем  в  репродукции  самое   теплое,  самое  холодное  пятно  (тон  в  данном  случае  не  учитывается).  Затем  найдем  средний  между  теплым  и   холодным.

Все,  что  теплее  его  зальем  теплым  (желтым),  все,  что  холоднее  зальем  холодным  (синим), (рисунок 33-34).

Рисунок 33

Тройной анализ репродукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 34

Тройной анализ репродукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Работы  детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мы не можем зрительно воспринимать работу законченной, если по цветовым и тоновым  пятнам она не уравновешена. Работа должна быть зрительно устойчива. Равновесие в композиции - это когда  все элементы сбалансированы между  собой относительно центра. Распределение  цветовых пятен, объемов относительно центра должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости. Равновесие и ритм присуще всему растительному  и животному миру.

Критериями целостности композиции являются:

1. Композиционная простота, ясность, лаконизм изображения.  «Великий художник, также как  и посредственность, может порой  создать и что-нибудь плохое, но  никогда ничего лишнего» (Г. Гейне).

  1. Подчинённость второстепенных элементов композиции первостепенным, гармоническая взаимосвязь их эмоциональных, логических и эстетических качеств, пластическое единство.
  2. Необходимость всех элементов композиции. Композиция должна быть составлена так, чтобы невозможно было убрать ни одну деталь без ущерба для целого.

4. Возможность лёгкого охвата изображения  одним взглядом, сразу всё целиком.

При работе с детьми требуется  поэтапное  выполнение заданий на изучение композиционного центра  и целостности композиции. Последовательное  знакомство детей с графическим, тоновым и тройным анализом композиционного центра,  помогает в дальнейшем понимать закон цельности композиции и выделение композиционного центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Б.Иогансон, Веласкес, «Сдача Бреды». – «Художник, 1973, №9.
  2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Часть 3. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.  ОБНИНСК • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТИТУЛ» • 1996
  3. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия6 Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. Фак. Пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др.-М.: Просвещение, 1989.-207с.
  4. Шорохов Е.В. и Козлов Н.Г.   Композиция. Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. №2003 «Преподавание  черчения и рисования». М. «Просвещение», 1978.
  5. http://academy.dviger.com/virtoteka/show/c_80.html  Виртуальная образовательная среда.

Информация о работе Закон цельности в станковой композиции