Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 14:08, реферат
История искусства открывает перед нами порталы в мир нескончаемой красоты и душевной гармонии. На классике художественного искусства нас учат видеть красоту, чувствовать ее силу, учат переносить искусство в повседневную жизнь. Человек, познавший и понявший искусство силен и высок духовно. Он как стихия, черпающая силы природы, окружающей нас, из картин, музыкальных произведений классиков, скульптур.
Каждому из нас, для того чтобы понять творчество того или иного мастера или творчество в целом, надо изучить жизнь отдельного художника. Прожить его жизнь вместе с ним.
Введение
Творческая биография
На пути к славе
Слава
Жан Милле в литературе
Описание картин
Мужчина, просеивающий зерно
Сборщицы колосьев
Крестьянки с хворостом
Анжелюс
Смерть и дровосек
Весна
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
институт искусств
Реферат
по дисциплине «История искусс
на тему:
«Жан Франсуа Милле»
Выполнил:
Семянников И.А.
Проверил:
Гвоздю Л.А.
г. Саратов, 2013
Содержание:
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
История искусства открывает перед нами порталы в мир нескончаемой красоты и душевной гармонии. На классике художественного искусства нас учат видеть красоту, чувствовать ее силу, учат переносить искусство в повседневную жизнь. Человек, познавший и понявший искусство силен и высок духовно. Он как стихия, черпающая силы природы, окружающей нас, из картин, музыкальных произведений классиков, скульптур.
Каждому из нас, для того чтобы понять творчество того или иного мастера или творчество в целом, надо изучить жизнь отдельного художника. Прожить его жизнь вместе с ним. И только тогда мы сможем приблизиться к искусству, понять, почему он писал так, а не иначе, что творилось в его голове во время создания произведения.
Мой реферат повествует об одном из основателей барбизонской школы Жане Франсуа Милле. Его творческий путь к славе был тернист, и признание не пало к нему в руки без борьбы. Работа над собой и стремление выжить поднимали его на ноги многие годы. Своей внутренней силе он обязан и благодаря ей в сегодняшнее время у меня есть возможность поделиться найденным материалом с товарищами по курсу.
Жан Франсуа Милле́ (фр. Jean-François Millet, 4 октября 1814 — 20 января 1875) — французский художник, один из основателей барбизонской школы.
Жан Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его художественные способности были восприняты семьёй как дар свыше. Родители дали ему денег и позволили учиться живописи. В 1837 г. он приехал в Париж и два года занимался в мастерской живописца Поля Делароша (1797—1856).
С 1840 г. молодой художник начал выставлять
свои работы в Салоне. В эти годы Милле
писал тонкие по настроению портреты,
мифологические композиции, галантные
сцены в духе Франсуа Буше, к концу десятилетия
сблизился с художниками барбизонской
школы и обратился к изображению повседневной
крестьянской жизни, наделяя образы
сельских тружеников, изображенных обычно
на фоне пейзажа, достоинством и внутренним
величием (“Сборщицы колосьев”, 1857, “Анжелюс”,
1859, “Человек с мотыгой”, 1863, - все в Лувре,
Париж). Высокие нравственные критерии,
симпатия и соучастие, простота и поэзия
правды определяют существо творчества
Милле. Произведениям Милле свойственны
торжественная лаконичность монументальной
композиции, богатый валёрами землистый
колорит. Как график Милле работал главным
образом в
В 1849 г. художник поселился в Барбизоне и прожил там до конца своих дней. Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе.
На пути к славе
В 1837 году Милле поступил в престижную
парижскую Школу изящных
В 1845 году, проведя недолгое время в Гавре,
Милле (вместе с Катрин) поселился в Париже.
В это время Милле забросил портрет,
перейдя к небольшим
Как Милле относился к революции, в точности неизвестно. Во всяком случае, политические перемены сулили художнику безоблачное будущее. Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но не закончив ее, сменил тему заказа. Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа. Этот переезд был вызван тем, что обстановка в столице вновь обострилась. Ко всем неприятностям добавилась еще и эпидемия холеры. Барбизон же издавна считался художественным местом, здесь жила целая колония художников, создавших знаменитую «барбизонскую школу». «Мы собираемся пробыть тут какое-то время», - писал Милле вскоре после прибытия в Барбизон. В результате он прожил в Барбизоне всю оставшуюся жизнь (не считая периода франко-прусской войны (1870-71), когда Милле укрывался с семьей в Шербуре).
Жизнь вне Парижа имела свои недостатки. Самый неприятный заключался в том, что здесь было сложнее зарабатывать на жизнь. Милле нашел выход из нелегкого положения. Он заключил соглашение со своим другом коллекционером Альфредом Сенсье. Суть соглашения сводилась к следующему: Сенсье платил художнику регулярное жалование и помогал в приобретении необходимых материалов, в обмен за это получая в свое распоряжение картины Милле. Милле также помогали его друзья-барбизонцы - в первую очередь, Теодор Руссо, успехи которого резко обозначились в 1850-х годах. Однажды Руссо даже анонимно купил в Салоне картины Милле, выдав себя за богатого американца.
И все-таки поначалу нужда время от времени давала о себе знать. Немало крови попортили Милле и критики, чье отношение к его живописи было далеко неоднозначным. У них стало правилом трактовать картины художника, исходя из собственных социально-политических пристрастий. Консерваторы видели в крестьянах потенциальную угрозу политической стабильности и находили образы Милле грубыми и даже провокационными. Левые критики, напротив, полагали, что его картины возвышают образ трудящегося человека. Подобный анализ скользил по поверхности, не раскрывая истинного значения художественного мира Милле.
Слава
1860-е годы оказались для
В Салопе 1864 года публика очень тепло приняла прелестную сцепку из сельской жизни, названную «Пастушка, охраняющая стадо». Годы нищеты остались позади. Художник познал славу. В 1867 году когда в рамках Всемирной парижской выставки проводилась выставка его работ, он стал кавалером ордена Почетного Легиона.
Милле всегда был неравнодушен к пейзажу и в последние годы жизни, вдохновленный примером своего друга Теодора Руссо, работал по преимуществу в этом жанре. В 1868-74 годах он написал серию картин на тему времен года для коллекционера Фредерика Хартмапа. Эти полотна можно назвать одной из вершин в творчестве художника. Последняя работа Милле, «Зима», так и не была закончена. В ней уже ощущается дыхание смерти. В конце 1873 года Милле серьезно заболел. В мае 1874 года он получил престижный заказ на серию картин из жизни святой Женевьевы (небесной покровительницы Парижа) для Пантеона, однако успел сделать лишь несколько предварительных набросков. 20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.
Марк Твен в рассказе «Жив он или умер?» описал историю о том, как группа художников, устав от нищеты, решила разрекламировать, а затем инсценировать смерть одного из них, чтобы поднять цены на его картины. Художники руководствовались высказыванием о том, что денег, потраченных на похороны и эпитафии мастеров, умерших от голодной смерти, с лихвой хватило бы им на безбедную жизнь. Выбор пал на Франсуа Милле. Написав несколько картин и несколько мешков набросков, он «после тяжелой и продолжительной болезни умер». Примечательно, что в рассказе Франсуа Милле сам нес «свой» гроб. Цена на картины сразу подскочила и художники смогли добиться своей цели - получить за свои произведения реальную цену при жизни.
Алекс Тарн в рассказе "Анжелюс" показывает, как одна картина может изменить мир человека, его отношение к себе, к жизни, к другим людям. "И весь мир освещается этим светом, и все вокруг вдруг обретает какой-то пронзительный смысл, дальний, как этот колокольный звон, очень важный, но невыразимый словами. И они видят, что жизнь – это не только нескончаемое картофельное поле, не только осенняя грязь на деревянных башмаках, не только мозоли на руках и на сердце… это ещё и свет, и чудная свежесть вечера, и смысл, и радость, и любовь, и счастье…"
Описание картин
«Мужчина, просеивающий зерно»
На этом полотне Милле
впервые обозначил сельскую тему,
ставшую ведущей в его
Красный головной убор, белая
рубашка и синие штаны
По контрасту с лицом веяльщика, его правая
рука сильно освещена. Это рука человека,
привыкшего к постоянному физическому
труду.
Подбрасываемое зерно образует золотое
облако и резко выделяется на темном фоне.
Процесс просеивания приобретает на картине
символический смысл: зерно новой жизни
отделяется от плевел.
«Сборщицы колосьев» рис. 1
На полотне изображены три крестьянки, собирающие оставшиеся после жатвы колоски (это право предоставлялось беднякам). Тяжесть труда крестьян, их нищета и смирение отразились в картине (1857 г.). Фигуры женщин на фоне поля согнуты в низком поклоне — только так им удастся собрать, оставшиеся после жатвы, колосья. Вся картина наполнена солнцем и воздухом. Работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило мастера временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта.
В 1857 году, когда картина была показана в Салоне, крестьяне
рассматривались как потенциально опасная,
революционная сила. К 1914 году шедевр Милле
стали воспринимать уже иначе — как символ
французского патриотизма. Его даже воспроизвели
на плакате, призывающем вступать в ряды
национальной армии. Сегодня многие критики,
признавая непреходящую ценность картины,
находят ее слишком сентиментальной. Склоненные
фигуры крестьянок напоминают классическую
фреску. Очертания фигур перекликаются
со скирдами хлеба на заднем плане, чем
подчеркивается ничтожность того, что
досталось на долю этих бедных женщин.
Ван Гог написал однажды: «Я полагаю, что
именно Милле, а не Мане, является подлинно
современным художником, открывшим для
многих из нас новые горизонты».
Ван Гог не раз копировал работы Милле.
К таким опытам относится и картина «Полуденный
отдых» (1889-90). Вслед за Милле многие художники
открыли для себя крестьянскую тему, и
простые крестьяне стали излюбленным
образом французской живописи второй
половины XIX века. Образы Милле вдохновили
немало художников, шедших вслед за ним.
Подобно Писсарро, Ван Гогу и Гогену, Милле
искал в крестьянском быту идеал патриархального
мира, еще не зараженного тлетворным дыханием
цивилизации.
Все они помышляли о бегстве из города
в гармонию сельской жизни. В 1850-х годах
подобные пристрастия не слишком приветствовались
— во-первых, крестьянская масса рассматривалась
как источник революционной опасности,
а во-вторых, многим не нравилось то, что
образы невежественных крестьян возвышались
до уровня национальных героев и библейских
персонажей. При этом сельская тема была
достаточно распространена в тогдашней
живописи, но крестьяне в существовавшей
традиции изображались или пасторально,
или, напротив, иронично. Ситуация изменилась
с приходом импрессионистов и постимпрессионистов.
В частности, Писсарро постоянно интересовался
реалиями повседневного крестьянского
труда, а у Ван Гога крестьянин неизменно
воплощал утраченную современным обществом
простоту и духовную возвышенность.