Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:23, реферат
Китайское искусство прошло далеко не гладкий путь развития. В связи с историческими судьбами, переживаемыми страной, оно имело свои этапы подъёма и упадка. На протяжении пяти тысяч лет, начиная от древнейших периодов известной человечеству китайской истории, зарождались новые и по содержанию и по форме виды и жанры искусства и литературы, многие из которых со временем или сходили со сцены, или до неузнаваемости изменялись, подготовив почву для развития новых явлений. Вместе с тем каждый из исторических периодов, даже самых смутных и мрачных, внёс свой вклад в историю искусства Китая.
Живопись и каллиграфия
Из-искусство Китая (декоративное искусство, музыка, театр и кино)
Расцвет Китайской художественной культуры
Передвижная выставка китайского плаката в Якутске
Ли Сысюнь Китайский живописец, и его работы
Работы других художников Китайской живописи
Заключение
Список использованной литературы
Важную роль в XVI—XVIII вв. начали играть бытовая живопись, книжная гравюра, непосредственно связанные с расцветом новых литературных жанров — романа и драмы. В них от-разился возросший интерес к частной жизни человека, к его интимным переживаниям. Особое внимание при этом уделялось гармонии поз и жестов, так как именно через них передавались оттенки разнообразных настроений.
К внутреннему миру человека художники позднего Средневековья ближе подошли и в портретной живописи. Среди разнообразных портретов XVI—XVIII вв. значительное место заняли посмертные портреты знати, созданные в соответствии с обычаями почитания предков. Характер средневековых китайских портретов был определен физиогномикой — учением о связях черт лица с судьбой человека, зависящей, в свою очередь, от расположения планет, под которыми он родился. На основе этого учения была разработана целая система правил изображения каждой части лица и ее соотношения с другими. В торжественности и неподвижности культового погребального портрета отражалась вся средневековая система конфуцианского воспитания: фигуры портретируемых полны достоинства, замкнутые лица лишены печати житейской суетности, неподвижный и суровый взгляд устремлен вдаль.
На протяжении всей эпохи Средневековья в китайской художественной культуре получили развитие различные виды и технические приемы художественных ремесел. Мировую славу китайской художественной культуре принесли изделия из фар-фора, резного камня, лака, дерева и кости. Прикладное искусство в Китае было связано со всеми сферами жизни — с религиозными обрядами и торжествами, со сложным церемониалом придворной жизни и с нуждами простых людей. Оно было необходимо для украшения дворцов, парков, создания архитектурных ансамблей. Мастера Китая научились выявлять и обыгрывать природные качества самого материала, использовать в художественных целях его вязкость и твердость, гладкость или шероховатость поверхности, расположение пятен и игру цветов.
Из всех предметов художественных ремесел более всего ценились изделия из фарфора, родиной которого стал Китай.
Особого расцвета искусство фарфора достигло в XV—XVIII вв., когда вместе с ростом городов резко возросли потребности городского населения в предметах прикладного искусства. Тогда производство фарфора достигло невиданных ранее размеров. Мастера позднего Средневековья научились изготовлять многоцветный фарфор. Белоснежная поверхность изделий использовалась как живописный фон, на котором располагались растительные узоры, пейзажи, жанровые композиции. На смену изысканной простоте пришли яркость и декоративная нарядность. Ремесленники изобрели и новые красители. Важным открытием стало появление сине-белого фарфора, расписанного под глазурью кобальтом, богатых оттенками цветных свинцовых глазурей, трехцветных и шести цветных. С середины XV века роспись кобальтом стала сочетаться с яркими над глазурными красками — зеленой, желтой, красной, что дало на-звание особой росписи — «доуцай» («борьба цветов»).
Удивительная глубина, тонкость
и изящество китайской
4 Передвижная выставка
Передвижная выставка китайского плаката, организованная Якутским республиканским музеем изобразительных искусств ставит своей задачей ознакомить трудящихся промышленных и сельскохозяйственных центров Якутской АССР с замечательным искусством художников-плакатистов Китайской Народной Республики.
В изобразительном искусстве Китайской Народной Республики значительное место занимает плакат - могучее средство политической агитации. Китайские художники - плакатисты за короткий исторический период времени создали много замечательных произведений в этом важном жанре изобразительного искусства.
Искусство революционного плаката родилось и росло вместе с развитием освободительной борьбы китайского народа. Оно складывалось в первых освобожденных районах, на путях Великого похода ' Китайской Красной Армии, в пещерах Яньайи. Китайским художникам во многом помог пример советского искусства. Еще в 1932 году великий китайский писатель-просветитель Лу Синь обратил внимание китайских художников на советскую графику, которую он так же горячо пропагандировал, как и литературу страны Советов. Перелом в развитии и становлении китайского революционного плаката, как и всего нового искусства Китая, наступил после исторической речи народного вождя Мао Цзэ-дуна, произнесенной им на совещании работников литературы и искусства в городе Яньани в 1942 году. Мао Цзэ-дун призвал писателей и художников учиться у народа и вместе с ним вести борьбу за освобождение. Он указал, что народ должен стать главным содержанием искусства.
Призыв вождя побудил китайских художников горячо взяться за работу, заставил их искать новые средства для создания искусства, близкого и понятного народным массам. Китайские художники обратились к реалистическим традициям старого китайского искусства и к реалистической традиции советского изобразительного искусства. Все это благотворно повлияло на развитие китайского революционного плаката.
Новые люди Китая являются героями лучших плакатных произведений. В образах новых людей художники стремятся воплотить лучшие черты великого китайского народа: его героизм, трудолюбие, простоту. Нет такого события в стране, на которое бы не откликнулись китайские художники-плакатисты.
Успехи изобразительного искусства Китайской Народной Республики являются результатом тех великих исторических преобразований, которые произошли в стране под руководством Коммунистической партии Китая. И совершенно естественно, что в центре творческого внимания китайских художников находится образ вождя демократического Китая Мао Цзэ-дуна. Много произведений посвящено Коммунистической партии Китая. Большое количество произведений посвящено теме борьбы за мир, труженикам города и деревни.
На данной выставке представлены
работы китайских художников-
И эти работы говорят о больших несомненных успехах китайских художников в этом новом жанре изобразительного искусства.
5. Ли Сысюнь Китайский живописец
Ли Сысюнь (李思训; 651—716) — китайский художник.
Согласно китайской традиции Ли Сысюнь является создателем особого жанра в китайской живописи — так называемого «сине-зеленого пейзажа» (стиль так окрещен, благодаря преобладанию синих и зеленых тонов), и создателем так называемой "северной школы пейзажа", характерными особенностями которой были ясная графичность и тщательная проработка деталей. Этот выдающийся художник и администратор принадлежал ктанскому императорскому дому, который правил Китаем в 618—907 годах. Жизнь его была далеко не безоблачной, как можно было бы подумать об аристократе, принадлежащем к царствующему семейству.
После смерти императора Тайцзуна, последовавшей в 649 году, к власти пришёл его сын, слабовольный Гаоцзун (649—683), который, поддавшись на уловки и пленившись красотой бывшей наложницы своего отца, взял её в жены. Это была умная и расчётливая женщина, которая стремилась привести к власти свой клан. После смерти супруга-императора (683г), она открыто взяла власть в свои руки, объявила себя императрицей У Цзэтянь, и устроила гонения на царствовавший танский дом. Аристократ и художник Ли Сысюнь ради спасения жизни вынужден был скрываться в течение нескольких лет, до тех пор, пока императрица У Цзэтянь в 704 году не отреклась от трона.
Гвардия почета. Роспись стены гробницы принца Идэ. 706 г. Цяньсиань, пров. Шаньси.
Вряд ли в течение тех лет, пока Ли Сысюнь скрывался, он мог серьёзно заниматься живописью, и создать новый живописный канон. Скорее всего, это произошло после 704 года, когда правящий клан Ли вернул себе власть, которая едва не уплыла из его рук, а Ли Сысюнь обрёл влияние и статус высокочтимого чиновника танского двора. Усиление политической власти семейства Ли привело к тому, что художественный стиль Ли Сысюня стал доминирующим в придворном искусстве. Теоретик и критик IX в.Чжан Яньюань в своем сочинении «Записки о прославленных мастерах разных эпох» свидетельствует, что кроме его сына Ли Чжаодао, ещё три представителя семейства Ли — младший брат Ли Сысюня — Сыхуй, сын Сыхуя — Линьфу, и племянник Линьфу — Цоу, были художниками, произведения которых высоко ценились в ту эпоху. Более того, Ли Линьфу, который продолжил семейную традицию «сине-зеленого пейзажа», стал главой кабинета министров в правительстве императора Сюаньцзуна (712—756), а с 736 года и до своей смерти в 752 году он был фактически диктатором.
После отречения У Цзэтянь в 704 г. Ли Сысюнь почти сразу был назначен главой Департамента дел императорской фамилии (Цзунчжэнь цин). Далее должности и титулы сыпались как из рога изобилия; он был главой префектуры Ичжоу, генералом Императорской гвардии и т. д. В истории искусства он и фигурирует как «Генерал Ли».
Аутентичные произведения Ли Сысюня не сохранились. Единственный свиток, который с определённой долей уверенности ему сегодня приписывают — это «Плывущие лодки и дворец на берегу реки». Картина имеет явные черты сходства с «Осенней прогулкой» (произведением, атрибуция которого как бы «зависла» между Ли Сысюнем и Чжань Цзыцянем), она представляет собой редкий и замечательный образец раннего сине-зелёного пейзажа.
Пейзаж по Ли Сысюню. Копия эпохи Мин, нач. XVІв., Галерея Фрир, Вашингтон.
Художник занимался также монументальными росписями; исторические источники сообщают, что по указу императора Сюаньцзуна Ли Сысюнь расписал стены дворца Датун. Император восторженно отозвался о его работе, назвав мастера «божеством живописи». Часть современных исследователей танского искусства считает, что Ли Сысюнь мог быть причастен к созданию фресок, обнаруженных в гробнице принца Идэ (682—701), который был умерщвлён императрицей У Цзэтянь за то, что нелестно отозвался о её бабке. После смерти У Цзэтянь в 705 г., останки принца были эксгумированы, и помещены во вновь созданный мавзолей, строительство которого Ли Сысюнь, как художник и глава Департамента дел императорской фамилии, наверняка курировал. Вряд ли живописец приложил к фрескам свою руку, но они, по крайней мере, передают подлинный стиль сине-зелёного пейзажа той эпохи. Пейзажи длиной 26 метров занимают там две стены вдоль наклонного коридора, на их фоне изображены церемониальные процессии. Верхняя часть пейзажей повреждена, однако сохранившиеся фрагменты демонстрируют исключительный стиль. Для него характерен чёткий рисунок — жёсткие, похожие на проволоку линии очерчивают грани гор с кристальной ясностью, а колорит играет оттенками коричневого и яркой, малахитово-зелёной краской.
Ли Сысюнь при жизни был известен и как замечательный мастер изображения животных, однако в истории он остался как изобретатель особого вида пейзажа. Сине-зелёный пейзаж, созданный «Генералом Ли», на много веков пережил своего создателя. Он стал каноном, обращение к которому для китайских художников в течение всех веков символизировало приобщение к гениям древности и к золотому веку китайской культуры — эпохе Тан.
Список произведений Ли Сысюня
(по кн. James Cahill «An index of early Chinese painters and paintings: Tang, Sung, and Yüan» University of California Press. 1980)
1 Дворцы в пейзаже. Свиток. Приписывается. Ложные колофоны Ни Цзаня, Ван Мэна, и т.д. Минская работа в архаичном стиле. Пекин, Гугун
2 Лодки на реке, лиственные
деревья вдоль берега, большие
красные строения и фигуры
на противоположной стороне.
3 Речной пейзаж. Крутые горы с деревьями, лодки с рыбаками на воде. Свиток. Шёлк, краски. Приписывается Ли Сысюню в надписи коллекционера Пэй Цзинфу. Странная картина, вероятно, раннеминского периода. Фудзии Юринкан, Киото
4 Дворцы и сады в Фан-ху, одном из трёх Островов Бессмертных. Фантастические строения, деревья в светлых тонах, синие горы и белые облака. Свиток, поздняя имитация. Галерея Фрир, Вашингтон.
5 Дворцы среди зеленых
гор. Приписывается. Период
6. Работы других художников Китайской живописи
7. Заключение
Искусство Китая представляет собой оригинальный и целостный исторический тип, складывавшийся в течение веков из разных этнических источников. Культура Китая привлекает своей яркой самобытностью. Ее отличают многие, только ей присущие особенности. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью ритмов изогнутых крыш. Китайская живопись отмечена лиризмом, тональной гармонией неярких прозрачных красок. Буддийские статуи отличны спокойной важностью поз, достоинством лиц и жестов, мягкостью линий, лишенных повышенной динамики. В Китае была создана другая художественная система, накоплен иной запас выразительных средств.
Искусство Китая всегда было
тесно связано с
Не все этапы китайской истории были в равной мере плодотворными для развития искусства. Монгольское нашествие в конце XIII века, застойный характер феодализма на поздних стадиях его существования, а затем и колониальная политика западноевропейских стран тормозили поступательное движение китайского искусства. Тем не менее, вклад Китая в историю мировой культуры весьма значителен.