Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:39, реферат
Русский художник Иван Билибин знаменит своими иллюстрациями к детским книгам с русскими народными сказками. Своих героев, окружение, атмосферу каждого рисунка он брал из русской традиции. Былинные и сказочные персонажи в его рисунках придают книгам новую жизнь. Читая такие книги, можно представить, что смотришь мультфильм.
В творчестве Билибина отразились два, на первый взгляд не связанные между собой, явления отечественной художественной культуры конца XIX—начала XX века: увлечение национальной стариной и становление книжной графики как специфического вида искусства.
Билибин был первым из художников, кто непосредственно создал детскую книгу, в основе которой лежит самый популярный вид литературы - народная сказка. Его книги несут, ту «благородную роскошь изданий», которая до этого была принадлежностью только «богатой» книги для избранных. Билибин первый применил обширный опыт изданий высокохудожественных книг для работы над детской книгой. Его примеру вскоре последуют и другие художники, в частности А.Бенуа, создавший «Азбуку».
Билибин чутко уловил основную тенденцию искусства наступившего века - произведение искусства должно обращаться не к избранным, а ко всем без исключения. Художник понял, что пора не только брать у народа, но и отдавать ему. Именно эта ,свойственная молодому Билибину ,чуткость сегодняшнего дня сделала его книги столь современными.
Описывая акварели Билибина часто пользуются театральными терминами. Его будущие театральные постановки и его книги решены в одном и том же плоскостно-декоративном ключе, в них всегда будет без труда узнаваться «билибинский стиль». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве, а так же "Садко" (1914) Николая Андреевича Римского-Корсакова, "Руслан и Людмила" Михаила Ивановича Глинки (1913) .Билибин стал признанным театральным художником
В 1907 году он выставил в Париже и Лондоне целый ряд иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, затем участвовал в выставках в Праге, Вене, Венеции, в 1910 году – на международной выставке.
В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила», воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» — театральная постановка«Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Ф. Сологуба«Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.
В разгар революционных событий, осенью 1917 года, Билибин уехал из Петрограда в Крым, где владел участком земли. После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 года этот орёл располагается на монетах Банка России.
В начале 1920 года на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или на Кипре, а прибыл в Египет, где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 он живёт в Каире, потом в Александрии. В Египте Билибин работал над эскизами панно и фресок в Византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучал египетское искусство, сначала мусульманское и коптское, потом искусство древнего Египта, оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма.
В 1925 году переехал в Париж, где интенсивно работал, рисовал открытки для русских издательств Н.Карбашникова в Париже и О.Дьяковой в Берлине. С 1930 г. он стал получать заказы от французских издательств, для которых иллюстрировал сборники русских, французских и немецких сказок, сочинения по истории. Художник исполнил серию картин на сюжеты арабских сказок для детских учреждений. Оформлял обложки, титульные листы, адреса, афиши, торговые марки и т.п. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос -Айресе и ряд опер в Брно и Праге. Выполняет иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм , сказкам Тысячи и одной ночи, оформляет 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Сказание о граде Китеже и деве Февронии» (1934) Н. А. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Модеста Петровича Мусоргского ( 1930), а также иллюстрирует народные сказки, в том числе и французские.
Билибин провел также персональные выставки в Праге (1927) и Амстердаме (1929, совместно со Щекатихиной- Потоцкой), был одним из инициаторов последней выставки общества «Мир искусства» (Париж, 1927) и участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1931, 1932), Праге (1935).
С годами он примиряется с советской властью. В 1935—1936 участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».
В 1936 году Билибин вернулся на родину на теплоходе «Ладога» и был хорошо принят властями. Он получил место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры (ИЖСА) в Ленинграде, в 1939 году стал доктором искусствоведения. Одновременно продолжает работать как иллюстратор и художник театра. Тогда же Билибин оформил спектакли "Сказка о царе Салтане" (1937) и "Полководец Суворов" (1939), выполнил иллюстрации к роману Алексея Николаевича Толстого "Петр I" (1937) и к "Песне про купца Калашникова" Михаила Юрьевича Лермонтова (1939).
Умер Иван Яковлевич Билибин от голода в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.
Билибин- был и остается прирожденным сказочником. Он не только понимал основы народной поэтики, сущности эпоса, сказки он был предрасположен к сказке самим существом своего таланта- пониманием природы, способностью ее одушевлять, умением видеть характерное в людях, выдумкой, любовью к народному искусству. Все это обеспечивает единство текста и иллюстраций в билибинских книгах.
Творчество интересного и
Список литературы
1.Голынец Г.В. И.Я.Билибин / Г.В. Голынец. - М.:Изобразит.искусство,1972.
2.Кудрявцева С.Л. Художники детской книги / С.Л. Кудрявцева. - М.:Изд.центр «Академия»,1998. - 208с.
3.Мир искусства. Ежемесячный иллюстрированный художественный журнал: в 12 т. / Факсимильное издание 1899–1904 гг. Т.12. - СПб.: Альфарет, 2010. - с.303-318.
4.Семенов О.С. Иван Билибин (Рассказ художника-сказочника):Очерк
/ О.С. Семенов .- М.:Дет.лит.,1986.-87с.:ил.
5.http://bibliotekar.ru-Иван Яковлевич Билибин.
1 Семенов О.С.Иван Билибин.(Рассказ о художнике-сказочнике):Очерк.-
2 1904. Источник: Мир искусства, Том двенадцатый. — Санкт-Петербург, 1904. — СС. 303—318
3 1904. Источник: Мир искусства, Том двенадцатый. — Санкт-Петербург, 1904. — СС. 303—318
4 Семенов О.С.Иван Билибин.(Рассказ о художнике-сказочнике):Очерк.-
5 Источник: Мир искусства, Том двенадцатый. — Санкт-Петербург, 1904. — СС. 303—318