Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:04, реферат
Величайший художник, наставник молодых талантов, человек огромной эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер, создавший в своем доме прекрасный музей, неутомимый труженик, Рубенс был одной из самых выдающихся фигур своего времени. Из его мастерской вышло более трех тысяч картин и бесчисленное количество рисунков. П.П. Рубенс хорошо известен во всем мире. Уже в XVIII веке его имя значится в широко распространенных тогда «жизнеописаниях художников» в одном ряду с величайшими живописцами всех времен. Его картины приобретают императорские и королевские дома всей Европы.
Введение 3
Жизнь и творчество Петера Пауля Рубенса 4
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Содержание
Введение 3
Жизнь и творчество Петера Пауля Рубенса 4
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Введение
Современники называли Рубенса королем художников и художником королей. По мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры XVII века.
Величайший художник, наставник молодых талантов, человек огромной эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер, создавший в своем доме прекрасный музей, неутомимый труженик, Рубенс был одной из самых выдающихся фигур своего времени. Из его мастерской вышло более трех тысяч картин и бесчисленное количество рисунков. П.П. Рубенс хорошо известен во всем мире. Уже в XVIII веке его имя значится в широко распространенных тогда «жизнеописаниях художников» в одном ряду с величайшими живописцами всех времен. Его картины приобретают императорские и королевские дома всей Европы.
Интерес к его творчеству
сохранился до наших дней. Картины и рисунки
Рубенса заинтересованно и пристально
изучались и пристально изучаются до сих
пор. Основой этого научного интереса
является великолепная коллекция работ
Рубенса в Государственном Эрмитаже, собранная
в основном во второй половине XVIII века.
Произведения Рубенса
имеются во многих музеях мира. Исследователь
творчества Рубенса М.В.Алпатов писал:
« Рубенс принадлежал к числу
тех универсальных гениев искусства,
которые не замыкаются в границах
того или иного жанра, но умеют
откликнуться на самые различные
стороны жизни. Он проявил себя в
исторической живописи и в области
портрета, в пейзаже и алтарном
образе, в живописи декоративной и
в рисунке. В каждой области им
созданы замечательные шедевры»
«Его главное качество, если предпочесть его многим другим, - это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим...» (Эжен Делакруа).
Жизнь и творчество Петера Пауля Рубенса
Петер Пауль Рубенс
родился в 1577 году 28 июня, в городе Зигене
в
Германии, куда во время гражданской войны
в Нидерландах эмигрировал его отец с
семьей. Его отца звали Ян Рубенс. Ян Рубенс
был юристом, игравшим некоторую роль
в общественной жизни страны. Отец учился
в г. Лувене, потом в Падуе и Риме. В 21 год
он получил степень доктора гражданского
и канонического права в Римском колледже
дела Сапиенца. Вернувшись домой в родной
город, он был назначен городским советником.
Вскоре он женился на Марии Пейпелинкс,
дочери антверпенского купца. Несмотря
на то, что Ян всегда был приверженцем
римско-католической церкви, впоследствии
он начал симпатизировать протестантскому
учению Жана Кальвина (1509-1564), а это считалось
опасной ересью в стране, контролируемой
испанским королем - католиком1.
Рубенс сумел воспринять
самые лучшие качества своих родителей.
От матери он унаследовал ее мягкий,
уравновешенный характер, умение любить
и хранить верность, а также, вероятно,
ее рачительное отношение ко времени
и деньгам. От отца - его быстрый
и легкий шарм. Ян Рубенс сам занимался
образованием своего ребенка и передал
ему свою неувядающую любовь к
наукам и литературе. Образованность
отца и мудрость матери сыграли огромную
роль в воспитании Рубенса. Будущие
его успехи в искусстве, в науках,
в знании языков, в дипломатии –
во многом состоялись благодаря заботам
матери. Она, вернувшись в Антверпен
и приняв католичество, определила
его в латинскую школу
Мать определила его на некоторое время в пажи к вдове графа Филиппа де Лален, Маргарите де Линь. Рубенс научился изысканным придворным манерам в доме графини Лален, но уже тогда он хотел стать художником и несколько месяцев спустя убедил свою мать забрать его со службы у графини и определить учеником к художнику2.
Этим учителем был Тобиас Верхахт. Петер Пауль перебирается к нему в дом. Он приобщается к благородному искусству живописи. Это означает, что его учат вытирать кисти, смешивать краски, и прибирать мастерскую. Кроме того, он смотрит, как работает его учитель и пытается ему подражать. Но Тобиас Верхахт был ничем особенно не выделявшимся пейзажистом - рисовал ландшафты небольших размеров, на которые всегда существовал спрос, но Петер Пауль не мог многому у него научиться.
По истечении двух лет Петер Пауль переходит в мастерскую Адама ван Ноорта. Ван Ноорт среди своих собратьев пользуется большим уважением, чем Верхахт. Он пишет композиции с фигурами – может быть, именно этим объясняется решение Рубенса.
Девятнадцати лет от роду Петер Пауль снова меняет учителя, став учеником одного из самых замечательных антверпенских художников Отто ванн Веена ( Вениус). Он был человеком ученым, с превосходным вкусом, одним из членов элитарной группы "романцев", художников, когда-то учившихся в Италии, чьи произведения были пронизаны гуманистическим духом Ренессанса.
Работы Отто ван Веена были вдумчивыми, значительными, но почти лишенными жизни. Тем не менее, этот художник оказал серьезное влияние на эстетическое образование Рубенса, он привил своему ученику тщательное изучение композиции, стимулируя у него интерес к интеллектуальным аспектам их общей профессии.
Действительно именно Вениус довел Рубенса до мастерства и расстался с ним лишь тогда, когда он достиг «если не зрелости лет, то зрелости таланта»3.
Когда Петеру Паулю исполняется двадцать один год, его принимают мастером в гильдию св. Луки, антверпенскую ассоциацию художников и ремесленников, старейшина которой - его бывший учитель Адам ван Ноорт. Хотя у него пока не было собственной студии, и он продолжал еще целых два года работать у Отто ван Веена, ему теперь разрешалось брать учеников.
Большое значение для формирования живописного мастерства Рубенса имело непосредственное изучение искусства итальянского Возрождения и современного ему итальянского искусства4. В 1600 году он едет в Италию.
Возможно, он поехал в Италию не только закончить свое художественное образование, но и утвердить себя как личность, как мастера, способного добиться признания и успеха в самой антверпенской художественной среде того времени.
Венеция не случайно стала
первым итальянским городом, который посетил
Рубенс. Венецианская живопись, искусство
Джорджоне, Тициана, Веронезе,
Тинторетто оставили самый глубокий след
в его творчестве. Сверкающая, богатая
звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе,
могучие полные динамизма и необычных
ракурсов композиции дар Тинторетто и
особенно универсальный живописный дар
Тициана он будет изучать и копировать
на протяжении всей своей жизни. Рубенс
многими приемами, особенностями колорита,
сверкающим золотом своей живописи обязан
урокам, которые он получил у картин Тициана.
Эти уроки состояли в глубоком внимательном
изучении и копировании. Рубенс был исключительно
трудолюбив, со свойственной жителям севера
Европы обстоятельностью, размерностью
и внутренней педантичностью. В Италии
он не только обогащает свою живопись
всем богатством техники итальянского
искусства, но и самым добросовестным
образом изучает многие памятники скульптуры
и декоративно-прикладного искусства
Микеланджело, Рафаэля, сделал копию с
картона «Битва при Ангари» Леонардо да
Винчи. Сама картина не сохранилась, и
мы о ней узнали только по этой копии. Постоянные
занятия рисунками и копирование живописных
произведений были завершающей школой
Рубенса, талант которого раскрывался
последовательно и постепенно достиг
своих вершин в зрелые годы художника.5
Но Рубенс не только учился, но и плодотворно и много работал, так что к концу своего путешествия он прославился и стал признанным и Италии живописцем.
В Италии Рубенс много работал над созданием алтарных картин, и впоследствии этот вид изобразительного искусства займёт видное место в его творчестве наряду с работой над монументальными декоративными композициями, которые он выполнял по поручению королей Испании, Франции и Англии.
Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами ("Автопортрет с мантуанскими друзьями", ок. 1606, музей Вальраф- Рихартц, Кельн); "Маркиза Бриджида Спинола-Дориа" (1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо, современных ему болонских живописцев6.
Как и множество молодых художников его времени, Рубенс стремился найти новые методы применения открытий, сделанных его предшественниками7. Прежде всего, ему предстояло до тонкостей изучить все, чему могли научить их работы в отношении формы, цвета и живописной техники. В какой-то степени его будущее величие объясняется его невероятной способностью объединять различные, несравнимые влияния, как античные, так и современные, и построить на таком синтезе свое, собственное художническое видение. Тайна его несравненного гения заключалась в вибрирующем, пронзающем все его существо чувстве жизни и постоянном движении.
Многочисленные копии с произведений великих мастеров Возрождения, близкое знакомство с художественной жизнью Италии расширили художественный кругозор Рубенса. Изучая творчество великих мастеров Возрождения, он вместе с тем имел возможность учесть опыт борьбы по преодолению маньеризма, который возглавлял в это время Караваджо. «Положение в гроб» ярко свидетельствует об интересе Рубенса к творчеству этого мастера.
По сути дела, очень немного из ранних, написанных Рубенсом в Италии, работ сохранились до нашего времени. В Италии не только закончилось художественно образование Рубенса, в годы, проведенные в этой стране, Рубенс складывается как человек. Он обретает уверенность, творческий авторитет славу. Его характер шлифуется благодаря общению со многими притом очень разными по натуре и общественному положению людьми.
Это последнее качество – талант очаровывать людей – единодушно отмечают современник и в те годы и позже – «Он привлекал всеми достоинствами, которые он приобрел сам и прекрасными сочетаниями, дарованными природой»8.
Но в 1608 году его постигает несчастье – он получает известие о тяжелой болезни матери и немедленно отправляется в Антверпен. Но, вернувшись домой, он не застает уже мать в живых. Она умерла 19 октября 1068 года. Рубенс тяжело переживал смерть матери. В память о матери Петер Пауль установил на могиле "лучшей из матерей" в качестве памятника созданную им величественную запрестольную скульптуру, которую он первоначально разработал для Новой Церкви в Риме9.
По возращении из Италии Рубенс входит в привычный круг своей среды, бюргерской образовательной интеллигенции. Рубенс сводит знакомство с секретарем городского суда Яном Брантом. Его 18-летняя дочь Изабелла пленила Рубенса своим сдержанным обаянием. Ему тридцать два года, судьба ему благоприятствует – он может основать семейный очаг. 3 октября 1609 года он женится на Изабелле.
Петер Пауль по-своему отметил торжественное настроение. Он изобразил себя с молодой женой в обрамлении зелени и цветов. Рубенс пишет «Жимолостную беседку» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Рубенс чрезвычайно сдержан на автопортрете с Изабеллой Брант. Его сюжет представлен композицией, где фигура Рубенса, сидящего на скамейке беседки, увитой цветущей жимолостью, слегка наклонилась к расположившейся около него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга. Этот скромный жест, чуть склонённая голова соединяет эту пару. Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержано и достойно. Особого внимания заслуживает передача выражения лица Рубенса и его супруги. Живописец тщательно пишет свой портрет. Открытое лицо Рубенса спокойно, глаза прямо смотрят на зрителя, правильные и красивые черты его лица, аккуратная бородка и усы, выбивающиеся из-под шляпы каштановые пряди волос - всё подчёркивает уравновешенность и достоинство художника. Лицо Изабеллы Брант согрето еле заметной нежной улыбкой, отражающей глубину её радости и счастья. Две склонённые друг к другу фигуры и соединённые руки Рубенса и Изабеллы Брант символизируют внутреннее согласие и любовь этих благородных людей10.
Насколько Рубенс был опытным дипломатом и политиком, настолько же эти его качества проявлялись и в официальных портретах11. Портретные образы коронованных особ представали перед зрителями умело преподнесенными портретистом: все природные недостатки скрашивались и уходили в тень, а пышность костюма, величие обстановки должны были чисто внешне придать фигурам портретируемых необходимую значительность и торжественность. В 1610 году ему были заказаны портреты эрцгерцога и эрцгерцогини, и он усердно поработал над ними – приукрасил, насколько мог, так что получилось, что инфанта напоминает скорее здоровую фламандку, чем представительницу испанских Габсбургов, а ее супруг похож на добродушного и недалекого буржуа. Но их одежды великолепны и осанка указывает на несомненное королевское происхождение.
Рубенс был монументалистом по призванию. Но технике фрески он предпочел масляную живопись. И достиг виртуозной манеры письма, как в необыкновенном фактурном разнообразии, так и в умении придать картине праздничный декоративный характер. Магистрат Антверпена задумал украсить городскую ратушу. Заказ на картины для только что реставрированного зала заседаний штатов получили два художника Рубенс и абрахам Янсенс. Рубенс пишет: «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей). Это превосходная возможность продемонстрировать согражданам, чему он научился за время своего долгого пребывания в Италии. К счастью, размеры заказанной картины велики. Есть где развернуть сцену поклонения. Люди в богатых одеждах, лошади, верблюды, богатые дары, мускулистые тела, горящие факелы - все способствует великолепию картины. Темный фон мощным контрастом подчеркивает светлые части полотна. В этом, без сомнения, звучат отголоски итальянских воспоминаний, и даже точнее - влияния Караваджо12.