Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:04, реферат
Величайший художник, наставник молодых талантов, человек огромной эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер, создавший в своем доме прекрасный музей, неутомимый труженик, Рубенс был одной из самых выдающихся фигур своего времени. Из его мастерской вышло более трех тысяч картин и бесчисленное количество рисунков. П.П. Рубенс хорошо известен во всем мире. Уже в XVIII веке его имя значится в широко распространенных тогда «жизнеописаниях художников» в одном ряду с величайшими живописцами всех времен. Его картины приобретают императорские и королевские дома всей Европы.
Введение 3
Жизнь и творчество Петера Пауля Рубенса 4
Заключение 19
Список использованной литературы 20
С 1630-х годов начинается поздний период его художественной деятельности28. В это время он писал картины небольшого формата, несущие отпечаток его личных переживаний. Его восприятие мира стало глубже, спокойнее. Эти последние десятилетия творчества Рубенса представляют вершину его художественного развития. Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении. Часто в его произведениях звучат интимные ноты.
Одна из центральных тем этого периода – сельская природа, то исполненная эпического величия, могучей красоты и изобилия, то подкупающая простотой и лиричностью. В полотнах Рубенса оживают бескрайние просторы полей и пастбищ, вздымающихся холмов, рощи с пышными кронами деревьев, сочная трава, клубящиеся облака, извилистые реки и проселочные дороги, пересекающие по диагонали композиции. Первозданной силе природы, ее могучему дыханию созвучны фигуры крестьян и крестьянок, занятых повседневным трудом. Народная основа творчества Рубенса ярко проявляется в «Крестьянском танце», где молодые крестьяне, прекрасные своим здоровьем, бьющей через край жизнерадостностью, даны в органической связи с поэтическим образом плодородной земли.
Вершина творчества последних лет жизни художника - картина "Шубка" из собрания Венского музея29. Глухой нейтральный фон, на котором вы видите обнажённую женщину, укрытую богатой тёмной шубкой. Одной рукой она придерживает край меха на своём плече, поддерживая пышную грудь. Другая рука задерживает соскальзывающий по телу ворсистый мех. Жена Рубенса написана во всей своей красоте, поражающей до сих пор многочисленных зрителей, как своим обликом, так и ослепительным мастерством создавшего эту картину художника. Рубенс писал эту картину для себя. Предполагают, что он сам в своих описях назвал её «Шубка» и завещал своей жене. После его смерти Елена Фоурмент хотела уничтожить эту работу и многие другие, где Рубенс написал её обнажённой, но кардинал - инфант Фердинант уговорил её через духовника не делать этого.
В изображении обнажённого женского тела, а таких изображений на картинах Рубенса великое множество, художник достиг мастерства венецианцев, прибавив к их достижениям особенности старонидерландской живописи с её тщательностью отделки и расположения красок, особенно впечатляющих, когда Рубенс писал цвет кожи. Есть все основания утверждать, что в этой области живописного мастерства Рубенсу не было равных30.
Одно из последних произведений
на библейскую тему Рубенс написал в
1638 году, незадолго до своей смерти – «Святой
Георгий».
«Святой Георгий» Рубенса одно из очаровательнейших произведений, составленное целиком, как говорит предание из портретных изображений его семьи, то есть воплощение его привязанности, близких ему умерших и живых людей, огорчение, надежды, прошлое, настоящее и будущее его дома. На картине изображены рядом две жены Рубенса, прежде всего прекрасная Елена фоурмен – девочка 16 лет, когда в 1630 году на ней он женился, и совсем молодая женщина 26 лет, когда он умер – белокурая, очень полная, миловидная, нежная, обнаженная почти до пояса. Там же его дочь, его племянница – знаменитая фигура в соломенной шляпке; его отец, дети и младший сын в образе ангела, юный, восхитительный мальчуган. Сам художник изображен на этой картине в доспехах, сверкающих темной сталью и серебром, со знаменем «Святого Георгия» в руках. Он постарел, осунулся, поседел, волосы у него растрепаны, на лице видны разрушительные следы времени, но он прекрасен внутренним огнем. Без всякой позы и напыщенности он, поразив дракона, наступил на него закованной в железо ногой. Именно Рубенс, как никакой другой человек, оглядываясь в часы глубокого раздумья на себя самого и пройденный жизненный путь и чувствуя себя полным уверенности и сил, в праве был изобразить себя победителем. Он вложил в эту картину все свое искусство, все свое благоговение, все рвение.
До Рубенса в мировом искусстве никто не писал так много автопортретов, как он31. После него среди величайших живописцев мира один только Рембрант значительно превосходит его в этой области портретного творчества. Все автопортреты Рубенса написаны без пышности и аксессуаров. Нет в них и вульгарного самолюбованья, скорее они - интимные автобиографии, чем собственное превознесение достоинств и добродетелей живописца. Особенно выделяется в этом отношении автопортрет из коллекции дома Рубенса в Антверпене, где всё внимание сосредоточено на изображении лица художника на добром и живом выражении красивых карих глаз.
Автопортреты Рубенса - дневник жизни художника и человека, написанный немногословно, сдержанно, но ярко и необычайно выразительно. На его автопортретах запечатлена вся его жизнь. Радостный и задумчивый юноша – в «Автопортрете с мантуанскими друзьями». Молодой, уверенный в себе мужчина- в «Автопортрете с Изабеллой Брант» («Жимолостная беседка»). Зрелый муж, дипломат и всемогущий, известный всей образованной Европе живописец - на автопортретах в музее Уффици и в королевском собрании Виндзорского замка в Англии. Многоопытный и полный собственного достоинства человек, слегка презрительный и печальный - таков Рубенс в автопортрете из Музея истории искусства в Вене32.
В последнем автопортрете Рубенс предстаёт перед нами величественным и спокойным. Он твёрдо прошёл свой жизненный путь, обретя славу, богатство, знатность, все радости семейного и домашнего очага. Следуя древним стоикам, он ни одним движением не выдаёт невзгоды и мучительные стороны своей жизни, и только правая рука, одетая в перчатку, скрывает от нас поражённую подагрой руку, которая одарила мир чудесными фантазиями его живописного гения.
Своё лицо Рубенс написал так, что вы видите все оттенки увядающей кожи. Оживлённые кое - где болезненным бледно-розовым румянцем, и у вас дух захватывает от мастерства изображения этого уже измождённого, но всё ещё сохранившего и движение мысли в глазах, и биение крови в сосудах умного и величавого лица.
Таким предстал перед нами Рубенс в последнем автопортрете.
30 мая 1640 года Рубенс умирает. В завещании Рубенс просит своих наследников, чтобы они жили в согласии и ни в коем случае не прибегали к судебным тяжбам.
Заключение
Рубенс был наделен сильным умом, необыкновенной политической зрелостью, трезвым видением сути исторических ситуаций и реальных возможностей современников. Он принимает активное участие в дипломатической деятельности – по требованию эрцгерцогини Изабеллы и не из тщеславия, а потому что во Фландрии не оказывается более умного, способного и дальновидного политика, обладающего не только подлинной и бескорыстной заинтересованностью в судьбе своей страны, но и всеми данными для такого рода дела. Награды же им полученные, в том числе дворянство, ничтожны для человека такого масштаба, как он, и, может быть, впервые были даны за истинные заслуги.
Делец и сребролюбец никогда не смог бы внушить нам то мощное чувство щедрости и радости жизни, ее широты и полнокровности, ее бесценной свободной сущности, которую мы ощущаем перед картинками Рубенса. Высокое этическое содержание искусства является лучшей характеристикой нравственного мира его создателя.
Рубенс своими концепциями и идеями внес большой вклад в развитие барокко. Он явился одним из его создателей. В творениях Рубенса натура и идеал слились в некоем новом естественном синтезе, настолько ярком и впечатляющем, что само достижение этой желанной цели в немалой степени воспринимается, как одна из важнейших предпосылок ликующего тонуса его искусства, его переполненности чувствами счастливого бытия.
Рубенс - чародей, раскрывший людям волшебный мир красок, радости бытия. Художник, поражающий в своих полотнах открытостью светлого восприятия жизни. Он покоряет нас могуществом человеческой плоти, которая безраздельно царит в его картинах.
Рубенс, как никто, владел карнацией - искусством писать живое тело. Но секрет живописи Рубенса был не в этом. Тайна его творчества проста. Он знал и умел писать все. Владел оркестром палитры. Мог работать в одно касание - а-ля прима. Недаром художники XIX века как бы вновь открыли Рубенса. Их поразили его живая, трепетная форма, блистательный прозрачный колорит. Пять- шесть красок звучат у Рубенса так, что перед нами предстает вся симфония, вся радуга нашей земной жизни. Поистине Петер Пауль Рубенс шагнул через века!
Список использованной литературы
1 История
зарубежного искусства. Под общей редакцией
Кузьминой Мальцевой
Н.И., М., 1984. – с. 365
2 Седова Т.А. П.П. Рубенс. Художник 1990, № 9. – с. 35
3 Варшавская М.Я. Петер Пауль Рубенс., М., 1973. – с. 116
4 Авермат Р. Рубенс., М., 1977. – с. 34
5 Авермат Р. Рубенс., М., 1977. – с. 36
6 Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств., М., 1977. – с. 342
7 Седова Т.А. П.П. Рубенс. Художник 1990, № 9. – с.37
8 История зарубежного искусства. Под общей редакцией Кузьминой - Мальцевой Н.И., М., 1984. – с. 277
9 там же
10 Авермат Р. Рубенс., М., 1977. – с. 40
11 Лебедянский М.С. Портреты Рубенса., М., 1991.- с. 174
12 Долгополов И. Мастера и шедевры., в 3Т.Т1., М., 1986. - с 209.
13 там же
14 Ротерберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII в., М., 1971. – с. 392
15 Варшавская М.Я. Петер Пауль Рубенс., М., 1973. – с. 118
16 Седова Т.А. П.П. Рубенс. Художник 1990, № 9. – с. 39
17 Долгополов И. Мастера и шедевры., в 3Т.Т1., М., 1986. - с 209.
18 Долгополов И. Мастера и шедевры., в 3Т.Т1., М., 1986. - с 209.
19 Варшавская М.Я. Петер Пауль Рубенс., М., 1973. – с. 123
20 Седова Т.А. П.П. Рубенс. Художник 1990, № 9. – с. 40
21 История зарубежного искусства. Под общей редакцией Кузьминой - Мальцевой
Н.И., М., 1984. – с. 280
22 Варшавская М.Я. Петер Пауль Рубенс., М., 1973. – с. 125
23 Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников., М., 1977. – с. 317
24 там же
25 Седова Т.А. П.П. Рубенс. Художник 1990, № 9. – с. 42
26 Ротерберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII в., М., 1971.- с .104
27 там же
28 Варшавская М.Я. Петер Пауль Рубенс., М., 1973. – с. 130
29 Долгополов И. Мастера и шедевры., в 3Т.Т1., М., 1986. - с. 222
30 Лебедянский М.С. Портреты Рубенса., М., 1991. – с. 178
31 Долгополов И. Мастера и шедевры., в 3Т.Т1., М., 1986. - с 220
32 Лебедянский М.С. Портреты Рубенса., М., 1991. – с. 178