Благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе использовалась еще одна работа автора Ю. В. Кудриной «Императрица Мария Федоровна(1847 – 1928 гг.)». в этом исследовании собраны различные сведения об императрицы как личного характера, так и общественной деятельности императрицы. Но эта работа более подробная, чем предыдущая, т. к. полностью посвящена жизни императрицы. В эту монографию входит эпистолярное наследие Марии Федоровны и императора Александра III, сохранившееся в архивах, охватывает почти 30 лет, всю последнюю четверть XIX в.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Отношение к благотворительности императрицы Марии
Федоровны…………………………………………………………………….…9

Глава II. Благотворительная деятельность Марии Федоровны
в сфере образования……………………………………………………………15

Глава III. Благотворительная деятельность Марии Федоровны в
сфере здравоохранения………………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………..31

Список использованных источников и исследований……………………….35

Файлы: 1 файл

Мария Федоровна.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Также в работе представлены другой вид источников – это различные воспоминая известных личностей периода Марии Федоровны. Это и граф С. Ю. Витте – известный государственный деятель.

Воспоминая о императрицы Марии Федоровны князя Юсупова тоже вошли в данную курсовую работу. Эти воспоминания позволили взглянуть  на императрицу с другой стороны.

В целом выявление и использование этих источников позволило провести анализ по проблеме курсовой работы.

В данной работе представлено как методом проб и ошибок удалось создать действенный механизм общественного призрения. Благотворительность для Российской империи стало неотъемлемой частью ее истории.

 

 

Глава I. Отношение к благотворительности

императрицы Марии Федоровны

 

Императрица Мария Федоровна — супруга российского императора Александра III. До бракосочетания она была принцесса Мария-София-Фредерика-Дагмар, дочь датского короля Христиана IX и Луизы Гессенской. На долгую жизнь Дагмар выпало много потрясений и катастроф. Каждая из них была для нее прежде всего личной драмой, но ни одна из них ее не сломила. Она — дочь короля, невеста наследника престола Российской Империи Николая Алексеевича, жена Александра III и мать императора Николая II — никогда не позволяла себе быть слабой. Удивительное, поистине королевское сочетание гордости и терпения стало ее стилем и позволило ей выдержать самое страшное. И все же, пытаясь найти подходящие слова для описания ее жизни, неизбежно убеждаешься, что они — не из политического или церемониального лексикона, не из публичного языка государственных деятелей и изучающих их историков. Датская принцесса прибыла в Петербург и сразу окунулась в водоворот церемоний, представлений, знакомств. Многое предстояло сделать, многому научиться, а кое с чем и просто смириться. Русский двор и светская жизнь в северной столице Европы славились своей пышностью, изощренностью и невероятной активностью. Политические, религиозные, военные и развлекательные мотивы так тесно переплелись в ритуальном строе придворной действительности, что чужак, казалось, просто не в состоянии усвоить все явные и скрытые смысловые оттенки каждого действия, слова и жеста. Как это не похоже было на тихий и родной Копенгаген! За принцессой внимательно следили сотни дружеских, равнодушных и недоброжелательных глаз, а открытость и раскованность русских удивительно сочетались с жестким соблюдением многочисленных неписаных этикетных норм. Все это держало Дагмар в постоянном напряжении. В это непростое время ей очень помог великий князь Александр Александрович, который страдал даже больше ее самой, с нетерпением ожидая, когда церемониальная круговерть, наконец, стихнет, оставив их в покое наслаждаться семейным счастьем.

Как свидетельствуют историки, Мария Федоровна была очень живой, активной женщиной, любившей светские увеселения, долго сохранявшей молодость и отличавшейся безупречным вкусом.1 В связи с замужеством принцесса Дагмар приняла православие. На художественной выставке в Санкт-Петербурге 1892 г. художник А. Н. Бенуа познакомился с императрицей. Впоследствии он написал о ней: «Одета государыня всегда была очень скромно, без какой-либо модной вычурности, и лишь то, что лицо было сильно нарумянено (чего не могла скрыть и черная вуалька), выдавало известное кокетство».2

13 октября 1866 г. состоялось  обручение, миропомазание Дагмары и наречение ее новым именем — великой княгиней Марией Федоровной. Еще через полмесяца, 28 октября 1866 г., был издан манифест о вступлении в брак наследника российского престола Александра Александровича и Марии Федоровны. Датская принцесса Дагмар, крещенная в Православии Марией Федоровной, была цесаревной 16 лет, императрицей — 11 лет. Ее почти 30-летний брак с Александром III был довольно счастливым, несмотря на несхожесть характеров супругов. В императорской семье родилось шестеро детей: Николай (император Николай II) (1868 г.), Александр (1869 г.) (умер в младенчестве), Георгий (1871 г.), Ксения (1875 г.), Михаил (1878 г.), Ольга (1882 г.).

Молодые супруги поселились в отведенном им и специально отремонтированном обширном Аничковом дворце, что на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Начиналась обычная жизнь малого двора, гораздо менее суматошная и беспокойная по сравнению с двором большим, императорским, но все же, по меркам XIX в., очень насыщенная.

К счастью для цесаревны, легкость характера и доброжелательность помогали ей с успехом выполнять большинство светских обязанностей, многие из которых, несомненно, испортили бы менее спокойную натуру.

Сильный характер, ум, развитое чувство долга, глубокая религиозность, непоколебимая уверенность, что «на все воля Божия», позволили Марии Федоровне не только не согнуться под ударами судьбы, но и остаться в памяти современников «императрицей с головы до ног». Князь Ф.Ф. Юсупов, супруг ее внучки Ирины Александровны признавался, что «несмотря на маленький рост, в ее манерах было столь величия, что там, куда она входила, не было видно никого, кроме нее».3 Ему же принадлежит замечание, что «по своему уму и политическому чутью Мария Федоровна играла заметную роль в делах империи».4

Схожие оценки встречаются и у премьер-министра России графа С. Ю. Витте, выделяющего два главных качества Марии Федоровны — «ум и дипломатические особенности».5

Интуиция жены безусловно оказывала влияние на принятие Александром III важных политических решений. Известно, что Мария Федоровна пользовалась глубоким уважением супруга. Но императрица старалась не вмешиваться в государственные дела империи. Для нее основным видом деятельности была благотворительность, которой она отдавала полностью всю себя со всем возможным трудолюбием и любовью. Мария Федоровна была не первая в своем деле, но императрица не просто исполняла это как долг, которой на протяжении многих столетий исполняли Романовы, она занималась благотворительностью со всей отдачей и ответственностью. Мария Федоровна, несмотря на все свою роскошность и величие в жизни была просто женщина с чувством сострадания не только к близким, но и простым людям, нуждающимся в помощи и поддержке. В первую очередь она, конечно как женщина, обращала внимание на женское образование и воспитание.

Она являлась главой Института  императрицы Марии с 1881 г. Ее огромная общественная деятельность как главы Института императрицы Марии оставила заметный след в российской истории. В ведении Института находились учебные заведения, воспитательные дома, приюты для обездоленных и беззащитных детей, богадельни. Немалые средства на их содержание вкладывала царская семья. Благотворительные учреждения Института были созданы практически во всех крупных городах Российской империи. В Москве и Московской губернии их насчитывалось не менее 10, в Петербурге и его окрестностях — более 17.

Среди благотворительных учреждений следует назвать: Общество попечения о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь; Братолюбивое Общество по снабжению неимущих квартирами; Приют для неизлечимых больных; Александро-Мариинский дом призрения; Благотворительное общество при Обуховской больнице; Мариинский институт для слепых девочек и Институт взрослых слепых девиц; Мариинский родовспомогательный дом и находящаяся при нем школа повивальных бабок; Свято-Троицкая община сестер милосердия; Орловское губернское попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов; Детский приют Симбирского общества христианского милосердия; Елизаветинский дом призрения детей бедных жителей; мужской приют для сирот, оставшихся после павших воинов; Дом призрения детей бедных граждан города Коломны и др.6

Мария Федоровна была попечительницей многих монастырей, в частности женского Иоанно-Предтеченского монастыря в Томске. При монастыре работала общеобразовательная школа для девочек, золотошвейная и золототкацкая мастерские, продукция которых пользовалась особо высоким спросом. При монастыре были открыты приют трудолюбия и дом трудолюбия, в котором содержались на всем готовом и обучались грамоте, приобретали трудовую профессию 55 «безродных» девочек. Благодаря заботам Марии Федоровны Томский женский монастырь стал самым богатым женским монастырем Сибири.

По инициативе Марии Федоровны в 1882 г. возникли Мариинские женские училища для девушек-горожанок (промежуточная ступень между начальной школой и средним учебным заведением). 30 ноября 1902 г. она была избрана почетным членом Казанского университета. Для воспитанниц столичных  учебных заведений 14 ноября, в день рождения императрицы, ежегодно устраивались бесплатные спектакли. 7

Императрица попечительствовала также женскому Патриотическому обществу, Обществу спасения на водах, Обществу покровительства животным и др.

Огромная общественная деятельность Марии Федоровны как главы организации Ведомства учреждений императрицы Марии, основанной женой Павла I Марией Федоровной, и Российского общества Красного Креста, во главе которого она стояла, начиная с первых лет своего пребывания в России, оставила заметный след в истории России.  8

В ведении Ведомства учреждений императрицы Марии находились учебные заведения, воспитательные дома, приюты для обездоленных и беззащитных детей, богадельни. Немалые средства в их содержание вкладывала царская семья. Благотворительные учреждения императрицы Марии были созданы практически во всех крупных городах Российской империи: Москве, С.-Петербурге, Ярославле, Пскове, Петрозаводске, Вологде, Владимирской и Тамбовской губерниях, Орле, Нижнем Новгороде, Риге, Ковно, Новочеркасске, Симбирске, Саратове, Томске и многих других крупных городах.

На протяжении многих лет она была шефом полков, в том числе Кавалергардского и Кирасирского, а также Гвардейского экипажа, и постоянно оказывала им необходимую поддержку.

Как писала про императрицу княгини Л.Л. Васильчиковой, Мария Федоровна «обладала как раз теми качествами, которыми должна обладать истинная женщина. Светская, приветливая, любезная, чрезвычайно общительная, она знала всё и вся, ее постоянно видели, и она олицетворяла в совершенной степени ту обаятельность, то собирательное понятие «симпатичность», которое так трудно поддается анализу и которому научить невозможно».9 Она была любима всеми, начиная с общества и кончая нижними чинами Кавалергардского полка, шефом которого она была.

«Главная прелесть Марии Федоровны, — писал в своих воспоминаниях князь С.М. Волконский, — была ее детская свежесть, которую никогда она не утрачивала; ни потери ее, ни претерпленные несчастья, ни возраст не сняли с нее яркости ее детской души».10

Ей посвящали стихи и романсы. Великий П.И. Чайковский написал 12 романсов, посвященных императрице, многие из них на слова известного поэта, великого князя Константина Константиновича Романова. В честь Марии Федоровны были названы пик на Памире (ныне пик Энгельса) и город Новомариинск (ныне Анадырь) на Чукотке.

Расписанная по часам жизнь двора, порой утомительные, но обязательные приемы, дети, требовавшие внимания и сил, никак не мешали благотворительной работе императрицы, на которую она всегда находила время.

Императрица занималась благотворительность не потому, что так делали все члены царской семьи, она занималась этим как своей основной и любимой работой. И еще до воцарения Александра III Мария Федоровна помогала воинам на фронте во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. И 24 апреля 1878 г. указом Александра II Мария Федоровна была награждена знаком отличия Красного Креста I степени за попечительство о раненых и больных воинах.11

В письме от 4 ноября 1877 г. из болгарского села Брестовец цесаревич писал жене: «Вчера в 11 часов утра получил посланные тобой вещи для офицеров и солдат... Если будешь еще присылать, то, пожалуйста, побольше табаку и именно махорки; это главное удовольствие бедных солдат, и даже более удовольствие им делает махорка, чем чай, который они получают иногда от казны, а табак никогда... Одеяла, чулки, колпаки и проч. — все это хорошие вещи и нужны. Папиросы для офицеров тоже нужны, здесь трудно достать и дороги...».12

Мария Федоровна была очень религиозным человеком. Она считала, что все в этой жизни решает бог. Наверное потому, что императрица была очень набожной, она помогала бедным и обездоленным. В предначертание жизненного пути императрица Мария Федоровна верила. Накануне своего сорокалетия она писала: «Это все Божья милость, что будущее сокрыто от нас, и мы не знаем заранее о будущих ужасных несчастьях и испытаниях; тогда мы не смогли бы наслаждаться настоящим, и жизнь была бы лишь длительной пыткой». [Григорян, В.Г. Принцессы-императрицы / Валентина Григорян. − М: АстрельЩелково: АСТ, 2008. С. 354.]

Таким образом, Мария Федоровна занималась благотворительностью не только потому, что это бала традицией в доме Романовых. Для нее это было как любимая работа. Хотя императрица была царского рода, но она относилась с любовью к простым людям. Как глава ведомства императрицы Марии она внесла большой вклад в развитие и распространение женского образования в России. Причем главное в этой работе было то, что женское образование возникало не только в столице, но и в отдаленных губерниях.

Деятельность Марии Федоровны заслуживает внимания еще потому, что благотворительные деяния находили себя во многих аспектах: приюты для больных и инвалидов, детские приюты для младенчества и подросткового возраста, общества для вдов, женские гимназии, много других учреждений, которым она покровительствовала.

Еще большее уважение заслуживает императрица, так как она не является истинно русской женщиной, но ее поступки можно сравнить только с русской душой: понимать и помогать бедным и обездоленным, которых в России было немалое количество.

 

Глава II. Благотворительная деятельность Марии Федоровны

в сфере образования

 

Мария Федоровна занималась благотворительностью, прежде всего в сфере образования. К этой сфере можно отнести приюты для обездоленных. Императрица большое внимание уделяла женскому образованию, так как в Российской империи его было получить очень трудно. За свою неустанную благотворительную деятельность Мария Федоровна приобрела искреннюю любовь и уважение русского народа.

Из личных средств императрицы Марии Федоровны оказывалась денежная помощь и благотворительным организациям Дании. В архивах сохранились описи, свидетельствующие о размерах этой помощи. Среди подобных организаций были: Приют св. Дагмары, женское благотворительное общество в Копенгагене, общество «Ну дела», занимавшееся раздачей лекарств бедным, Институт диаконис, действовавший при датских церквах и осуществлявший помощь нуждающейся части населения. Как попечительнице Российского Общества благотворительности в 1900 г. на международной выставке в Париже императрице был вручен почетный диплом.13

Информация о работе Благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны