Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 22:08, курсовая работа
В данной курсовой работе использовалась еще одна работа автора Ю. В. Кудриной «Императрица Мария Федоровна(1847 – 1928 гг.)». в этом исследовании собраны различные сведения об императрицы как личного характера, так и общественной деятельности императрицы. Но эта работа более подробная, чем предыдущая, т. к. полностью посвящена жизни императрицы. В эту монографию входит эпистолярное наследие Марии Федоровны и императора Александра III, сохранившееся в архивах, охватывает почти 30 лет, всю последнюю четверть XIX в.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Отношение к благотворительности императрицы Марии
Федоровны…………………………………………………………………….…9
Глава II. Благотворительная деятельность Марии Федоровны
в сфере образования……………………………………………………………15
Глава III. Благотворительная деятельность Марии Федоровны в
сфере здравоохранения………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованных источников и исследований……………………….35
17 апреля 1888 г. Московское попечительное Общество было преобразовано в Московское Общество призрения, воспитания и обучения слепых детей с расширением его деятельности на основании нового Устава.
Курс обучения в этом учебн6ом заведении продолжался не более 10 лет. В заведении было два отделения: младшее — школьное, старшее — ремесленное. Окончившим курс обучения Совет Общества выдавал документ о начальном образовании и часть заработанных денег во время пребывания в заведении, оставшуюся после отчисления в пользу Общества. Каждому выпускнику выдавалось от Общества все необходимое на первое время: одежда, белье, обувь, постельные принадлежности и по 100 руб. для приобретения ремесленных или музыкальных инструментов. Выпущенные из заведения воспитанницы переводились в богадельню для слепых женщин Пятницкого Отделения Дамского попечительства о бедных г. Москвы со взносом по 100 рублей за каждую воспитанницу. В 1891 г. была введена новая учебная программа, по которой дети были разделены на 4 класса.37
На рубеже XIX — XX вв. общественное призрение начинало складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появилось специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создавались учреждения поддержки разных категорий нуждающихся: солдат, увечных воинами, инвалидов, слепых, глухих, вдов, беспризорных детей. Были меры и по решению проблем профессионального нищенства, детской безнадзорности. Все эти проблемы становятся важной частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяло практику помощи и поддержки, вносило в нее элементы профессионально-деятельностных подходов.
Во время благотворительной деятельности Марии Федоровны появились новые формы помощи для таких людей как инвалиды Отечественной войны, вдовы военнослужащих, инвалиды детства по слуху и зрению, бедные роженицы. Развилась сеть воспитательных, образовательных и профессиональных заведений, укрепилась материальная база подведомственных императрице лечебниц, зародилась отечественная благотворительная печать.
Заключение
Опыт России в области государственной политики по социальной помощи населению в XIX – начале XX вв. имел свои положительные аспекты: это разнообразие форм и методов социальной помощи, умение привлекать значительные государственные и частные средства императорской семьи для выполнения государственных программ, эффективное стимулирование частных лиц, побуждающее их к активному участию в программах социальной помощи, развертывание общественных работ в регионах, нуждающихся в гуманитарной помощи. Объем помощи, оказываемый государственными (полугосударственными) ведомствами намного превышал объем помощи частных благотворителей. Общественные благотворительные организации находились под довольно жестким контролем государства. В целом, можно констатировать, что на рубеже XIX –XX вв. Россия вплотную подошла к практическому оформлению профессиональной деятельности в области социального призрения, с системой институтов помощи, программами профессиональной подготовки, что ставило ее в один ряд с европейскими странами. Вместе с тем, система социального призрения, несмотря на определенные позитивные шаги в своем развитии в соответствии с постепенной трансформацией общественного сознания и формирования зачатков гражданского общества, так и не смогла решить проблемы профессионального нищенства и различных форм социальной аномалии.
В заключении курсовой работы подведены итоги исследования, которые подтверждают актуальность темы изучения.
Удалось показать личное отношение императрицы Марии Федоровны к благотворительности, несмотря на то, что этой деятельностью занимались все представители династии Романовых.
В данной работе было показано развитие законодательство в сфере развития благотворительных учреждений.
Новым явлением в развитии социального призрения в России стало открытие в конце XVIII – начале XIX вв. учреждений и ведомств, непосредственно занимавшихся проблемами благотворительности. Эти занималось Ведомство императрицы Марии Федоровны. Их появление было обусловлено, во-первых, объективной необходимостью развития социального призрения, которое, находясь всецело в руках государства, не соответствовало потребностям общества. Во-вторых, среди образованной части общества все более возрастала готовность оказывать помощь нуждающимся категориям населения. Вследствие этого в правительстве и обществе возникает мысль о необходимости привлечения для участия в делах благотворительности самого общества.
Вместе тем, в сфере социальной помощи превалировали именно династические интересы, что привело к созданию системы различных ведомств, возглавляемых членами царской семьи. На первом месте было поддержание авторитета династии и ее конкретных представителей. Другой важной целью являлось снижение уровня социальной напряженности, прежде всего в регионах, страдавших от неурожая или имевших значительное число безработных. Существовала также и заинтересованность государства и династии в привлечении средств частных благотворителей, которые иногда превышали 50% бюджета того или иного ведомства.
Наличие нескольких самостоятельных и независимых друг от друга ведомств вело к чрезмерной бюрократизации сферы социальной помощи, поскольку каждое ведомство создавало свой аппарат управления. Значительный штат чиновников курировал в отдельных министерствах деятельность частных благотворительных организаций.
В первой половине XIX в. социальная помощь городского управления была слабо развита, главным образом, из-за юридической неопределенности финансовых источников, организации городами больниц, заведений общественного призрения и просвещения. Неопределенность положения заключалась в том, что Приказы общественного призрения управляли этими заведениями, а финансирование осуществлялось из городских средств. С изданием Городового положения в 1870 г. социальное призрение было введено в сферу деятельности городских общественных управлений. Положительным моментом в пореформенный период стало увеличение пожертвований на помощь бедным через городскую думу. В числе добровольных жертвователей были представители всех сословий.
Важной вехой в истории русской благотворительности в пореформенный период стало то, что было создано огромное Ведомство императрицы Марии, которое возглавляла Мария Федоровна. Жизнь показала, что социальное призрение требовало обновления, т.к. правительство не могло справиться с растущей волной обездоленных.
Развитие социальной помощи в Российской Империи шло не только количественно, но и за счет расширения направления деятельности. Если приказы, по-прежнему, занимались оказанием помощи престарелым, больным, инвалидам и сиротам, т.е. тем, кто не мог самостоятельно обеспечить себя пищей, жильем и одеждой, то круг лиц нуждающихся в помощи Ведомства был расширен за счет людей, не имевших постоянного места жительства. Для них открывались приюты и ночлежные дома, создавались дешевые, а затем и бесплатные столовые.
Этап, начавшийся в 1861 г. и продолжавшийся до начала столетия ХХ столетия, можно охарактеризовать как период общественного, государственного призрения, которое восприняло опыт общественного призрения предшествующего этапа. В пореформенный период, в годы активного утверждения капиталистических отношений, общество потребовало новых форм и методов социальной политики и практики, его не устраивали жесткие бюрократические установления, ограничивавшие самодеятельность, новаторство в социальной сфере.
К середине XIX в. идеи гуманизма находили отклик среди многих простых людей, но эти идеи были не чужды и царским особам, стремившиеся своим конкретным вкладом облегчить страдания наименее социально защищенных соотечественников – убогих и престарелых, нищих, больных, сирот. Благодаря инициативе Марии Федоровны в России создавались новые благотворительные общества, увеличивалось число учреждений общественного призрения, совершенствовались содержание и формы их работы, методы управления. Реформы 60—70-х годов XIX в. оказали значительное влияние на судьбу общественного и частного призрения России, способствовали их последующему развитию.
Нестабильная социально-экономическая ситуация в конце XIX – начале ХХ в. и усугубившаяся социальная обстановка с началом первой мировой войны потребовали как от Российской империи, так и от других государств более четкой постановки вопроса о проведении социальной работы на профессиональном уровне. Этого требовало общественное призрение и благотворительность, претерпевшие качественные изменения и перешедшие к новым принципам организации и деятельности обществ и учреждений, количество которых активно росло благодаря децентрализации управления и развитию местного самоуправления.
На первый план выдвинулось открытое призрение, особе внимание стали уделять трудовой помощи, профессиональному обучению и переобучению при поиске работы, воспитанию и образованию, медицинскому обслуживанию, снабжению жильем.
Процесс благотворительности в России в начале ХХ в. носил общественно-благотворительный характер, но Ведомство императрицы Марии Федоровны несомненно внесло большой вклад в становление и развития женского образования, содержанию приютов, больниц, богаделен и других организаций по оказанию помощи немощным.
Список использованных источников и исследований
Источники
Исследования
1 Тисдолл, Э. П. Вдовствующая императрица. Триумфы и поражения. Спб.: Нева, 2004. С. 76 - 79.
2 Кудрина, Ю.В. Императрица Мария Федоровна(1847–1928 гг.). М.: Варгиус,2000. С. 56.
3 Юсупов, Ф.Ф. Мемуары: в 2 кн. : До изгнания, 1887–1919. В изгнании. М.: Наука, 2001. С. 387.
4 Мария Федоровна (1847–1928). Дневники Императрицы Марии Федоровны / перевод, предисловие, комментарии Ю.В. Кудриной М.: Варгиус, 2005. С. 11.
5 Витте,С. Ю. Воспоминания, мемуары. Т.1. М.: Наука, 2001. С. 61.
6 Антология социальной работы История социальной помощи в России. Т.1. М.: Наука, 1999. С. 150
7 Александр III и Мария Федоровна. Переписка / авторы-составители А. Боханов, Ю. Кудрина М.: Русское слово, 2007. С. 40.
8 Манифест Александра III о передаче Ведомства императрицы Марии 29 мая 1886г. Царское село // Полное собрание законов Российской империи. – Собрание 3-е. – Т. 6. 1886. – С. 154.
9 Исчезнувшая Россия. Воспоминания княгини Лидии Леонидовны Васильчиковой 1886- 1819. Спб.: 1905. С. 132.
10 Мария Федоровна(1847–1928) Дневники Императрицы Марии Федоровны / перевод, предисловие, комментарии Ю.В. Кудриной. М.:Варгиус, 2005. С. 9.
11 Полное собрание законов Российской империи. – Отделение 3-е. Собрание 2. – Т.52. СПб., 1880. - С.110 -112.
12Александр III и Мария Федоровна. Переписка / Авторы составители А. Боханов, Ю. Кудрина. М.: ОЛМА-пресс, 2007. С. 70-71.
13 Александр III и Мария Федоровна. Переписка / авторы-составители А.Боханов, Ю. Кудрина. М.: ОЛМА-пресс, 2007. С. 71.
14 Полное собрание законов Российской империи. –3-е собрание – Т. 2.- 1882–1886. -
СПб.,1886. С. 393 - 397.
15 Антология социальной работы. Т.1. История социальной помощи в России. М.: Наука, 2000, С. 155-157
16 Власов, П.В. Обитель милосердия. М.:Центрполиграф,1991. С. 189.
17 Полное собрание законов Российской империи. 3-е собрание. – Т. 1.- СПб., 1881. С. 45 - 48.
18 Полное собрание законов Российской империи. – 2-ое собрание. – Т. 37. – СПб.,1865. С. 181- 185.
19 Постановление об упразднении Мариинских гимназий ведомства учреждений императрицы Марии// Антология социальной работы. Т.1. История социальной помощи в России. М.: Наука, 2000, С. 226- 229.
20 Полное собрание законов Российской империи. – Собрание 2-е. – Т. 52. С. 162.
21 Там же. – Т.53 – 55 . С. 143 - 145.
22 Там же. – Собрание 3-е. Там же. – Т. 1. Там же. С. 172.
23 Лихачева, Е.О. Материалы для истории женского образования в России. Спб.: тип М. М. Стасюлевича, 1901. С. 568.
24 Полное собрание законов Российской империи. – Собрание 3-е. – Т. 2.СПб.,1886. С. 342 -343.
25 Кононова, Т.Б. Очерки истории благотворительности. М.: Дашков и К, 2005. С. 137.
26 Горчева, А.Ю. Нищенство и благотворительность в России. М.: Духовное возрождение, 1999. С. 123-125.
27 Полное собрание законов Российской Империи –2-ое собрание. – Т. 53.СПб., 1880. С. 263.
28. Александр III и Мария Федоровна. Переписка / авторы составители А.Боханов, Ю. Кудрина. М.:ОЛМА-пресс, 2007. С.52.
Информация о работе Благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны