Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 15:21, биография
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ [Εύσέβιος, επισκοπος Καισαρειας της Παλαιστινης] (Памфил) (ок. 260-340), отец церковной истории. Родился в Палестине, учился в Кесарии. Его учитель, пресвитер Памфил, передал ему свое преклонение перед Оригеном.
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ [Εύσέβιος, επισκοπος Καισαρειας της Παλαιστινης] (Памфил) (ок. 260-340), отец церковной истории. Родился в Палестине, учился в Кесарии. Его учитель, пресвитер Памфил, передал ему свое преклонение перед Оригеном. Участвуя в управлении кесарийским училищем, Евсевий во время гонения Диоклетиана сохранил наличность кесарийской библиотеки и обогатил ее новыми коллекциями рукописей, приобретенных во время вынужденного удаления из Кесарии и путешествий по Сирии, Египту и Фиваиде. Около 313 Евсевий был избран епископом Кесарийским. Со времени водворения в 323 Константина Великого на Востоке Евсевий Кесарийский оказывает сильное влияние на императора и сохраняет это влияние до смерти. Этому способствовало его умение хвалить покровителей и замалчивать их ложные шаги, готовность вовремя произвести нажим и на свои взгляды, и на чужие документы. Евсевий Кесарийский является историографом эпохи Константина Великого; но именно благодаря его искусству располагать свет и тени мы до сих пор не знаем много важного в жизни императора и в процессе превращения христианства из религии гонимой в государственную. Вместо портрета он оставил нам икону. […] Когда начались арианские волнения, Евсевий Кесарийский не сумел или не захотел занять определенной догматической позиции. Как почитателя Оригена его, естественно, клонило в сторону субординационизма и арианства; но когда на Соборе 325 дело дошло до голосования формулы императора ομοουσιος [единосущный], он не устоял перед искушением угодить венценосному “епископу внешних”. После Собора, с возникновением антиникейской реакции, Евсевий Кесарийский становится видным се деятелем. В 330 он присутствует на Соборе, осудившем Евстафия Антиохийского, в 335 - на Соборе Тирском, осудившем Афанасия Великого. Но в представлении о Евсевии Кесарийском все заслоняется его заслугами как церковного писателя. Евсевий Кесарийский - один из самых ученых представителей церковной письменности. Труды его и многочисленны, и важны. Он охотно заполнял свои произведения выписками из документов; его церковная история представляет собой почти хрестоматию. Так как большая часть документов и сочинений, которыми он пользовался, теперь исчезла, то без Евсевия Кесарийского о первых трех веках христианства мы знали бы очень мало.
Сочинения Евсевия Кесарийского распадаются на апологетические, исторические, библейско-экзегетические и догматико-полемические. Среди первых выдаются известные в научном обиходе более под латинскими названиями Praeparatio evangelica (“Приготовление к Евангелию”; изд. в первый раз Вигери в 1628) и Demonstratio evangelica (“Доказательство в пользу Евангелия”). Это, собственно, две обширные части одного произведения. Написаны они приблизительно в 315-322. После 323 составлено “О богоявлении” (περι της θεοφανειας), в 311-313 - трактат против сочинения Иерокла (неоплатоника, правителя Вифинии, влиявшего на Диоклетиана в пору его выступления против христиан) об Аполлонии Тианском. Исторические сочинения Евсевия Кесарийского - самые ценные. “Церковная история” в 10 книгах, закончена в 324-325; она повествует о событиях от начала христианства до 324. Ее справедливо скоро стали ценить как κτημα ες αει [вечное достояние]. “Хроника” (от сотворения мира) первоначально была написана около 303 и потом продолжена до 323. В целом виде она сохранилась только в армянском переводе (найден в 1792; до этого долгое время она была известна лишь в вольном пересказе Иеронима, на лат. яз.). Трактат “О палестинских мучениках” написан в 303-311; на греческом яз. сохранилась только краткая его редакция. Из библейских работ Евсевия Кесарийского первое место занимает т.н. “Ономастикон”, который говорит о всех упоминаемых в Библии местах и является первоклассным источником для топографии библейской Палестины. Из экзегетических работ Евсевия Кесарийского в значительном объеме уцелели только объяснения некоторых псалмов. Догматические трактаты “Против Маркелла” и “О богословии” направлены против вышедшего в 335 антиарианского сочинения Маркелла, еп. Анкирского. До сих пор о Евсевии Кесарийском много говорят как о панегиристе. Его “Жизнь Константина” служит предметом горячих споров. Некоторые исследователи обвиняют его в фальсификации документов. “Похвала Константину” составлена по поводу тридцатилетия царствования императора в 335. “Речь к собранию святых” от лица царя вышла также из-под пера церковного историка. Бόльшая часть теперь известных сочинений Евсевия Кесарийского перепечатана в: Migne, PG, t. 19-24. На русском яз. имеются “Церковная история”, “О палестинских мучениках”, “Жизнь Константина” и “Речь к собранию святых”. “Demonstratio evangelica” и “Praeparatio evangelica” во французском переводе см.: Migne, Démonstrations évangéliques, v. 1-2, 1843.
Евсе́вий Кесари́йский (ок. 263—340) — римский историк, отец церковной истории. До создания его «Церковной истории» сочинение на подобную тему составил Гегесипп, но от него сохранилось только название. Жил в Кесарии.
Биография
Родился в Палестине; получил образование в училищах Иерусалима и Антиохии, особенно изучал Платона, Филона и Оригена (влияние последнего отразилось на всей научно-литературной деятельности Евсевия). Древние авторы, писавшие о Евсевии, называли его др.-греч. Εὐσέβιος ὁ Παμφíλου, лат. Eusebius Pamphili, то есть, дословно, Евсевий [ученик, друг или сын] Памфила (Евсевий Памфилов). Это прозвание Евсевий получил вследствие своей близости пресвитеру Памфилу. Впоследствии имя Памфил стало порой восприниматься как второе имя самого Евсевия, так что в некоторых изданиях о нём говорится как об Евсевии Памфиле[1].
Участвуя в управлении кесарийским училищем, Евсевий во время гонения на христиан римского императора Диоклетиана сохранил книги кесарийской библиотеки и обогатил её новыми коллекциями рукописей, приобретённых во время вынужденного удаления из Кесарии и путешествий по Сирии, Египту и Фиваиде. Хотя библиотека не уцелела до позднейшего времени, но многочисленные ценные отрывки из несохранившихся в целом виде произведений христианской литературы имеются в сочинениях самого Евсевия. Император Константин Великий особенно уважал Евсевия, который, со своей стороны, почтил императора двумя панегириками (в 20-летие и в 30-летие его царствования).
Из сочинения его «О церковном богословии» можно заключить, что он скорее уклонялся от решения вопроса о природе Христа как неуместного и неразрешимого, чем готов был открыто принять ту или иную сторону в богословском споре. К арианству он примкнул позже, будучи учеником Оригена. В 330 году он стоял за удаление с кафедры первого по времени борца против ариан, Евстафия Антиохийского, а в 336 требовал возвращения из ссылки Ария и заточения другого защитника православия — св. Афанасия Александрийского.
Символ веры
На первом вселенском соборе, как учёнейший из собравшихся епископов, Евсевий занимал выдающееся положение: ему поручено было составить символ веры от лица Собора. В своём проекте Евсевий уклонился от категорического решения вопроса, занимавшего Собор, составив символ в общих выражениях, отчасти благоприятных арианству.
Проект Евсевия был, поэтому, заменён другим, со внесением термина ὀμοούσιος, которого избегал Евсевий.
Валезий, один из первых издателей и исследователей сочинений Евсевия († 1676), признаёт, однако, Евсевия православным; так же думал русский патролог Филарет, епископ Черниговский.
А. В. Горский находит Евсевия лишь нетвёрдым в догматических понятиях. Профессор А. П. Лебедев (в сочинении «Вселенские соборы IV и V вв.») считает его открытым вождём партии так называемых полуариан. Баур называет его «отражением колебаний церковного сознания» относительно учения о Троице.
Сам Евсевий, в послании к своей кесарийской пастве, писанном с собора, говорит, что он подписал символ собора, чтобы не нарушать мира церкви, но что он остаётся верен старому символу Кесарийской церкви и в смысле этого старого символа толкует символ Никейский.
Труды
Свои сочинения Евсевий писал по-гречески; но сохранились они главным образом в переводах и истолкованиях (из истолкователей древнейший — Руфин Аквилейский). Главные из них:
Сочинения исторические:
«Церковная история», повествующая о событиях от начала христианства до 324 года. При написании её Евсевий пользовался не только всеми главными церковными библиотеками того времени, но и государственными архивами. По оценке Баура, Евсевий в этом сочинении для христианской церковной истории является тем же, чем был Геродот для истории греческой. Ранке считает «историю» Евсевия сочинением образцовым и для нашего времени, особенно хваля её за прагматизм, при помощи которого автор устанавливает связь между давно прошедшим и настоящим.
«Хроника» (История от сотворения мира до 20-го года царствования римского императора Константина); долго была известна лишь в переводе части её блаженным Иеронимом на латинский язык; в 1792 найден её армянский перевод, изданный Аухером (1818) и, более тщательно, Маи (1818). «Жизнь царя Константина», в которой Бароний видит подражание «Киропедии» Ксенофонта; «Жизнь Памфила»; «Панегирик царю Константину».
«Приготовление к Евангелию» (греч. προπαρασκευή εύαγγελική), изданное в первый раз Вигери в 1628; здесь содержится опровержение язычества, учёного и вульгарного, и доказывается, что и в древнем мире существовали начатки христианства, в виде ветхозаветной еврейской религии и так называемого откровения естественного.
Сочинения апологетические:
«Доказательство
в пользу Евангелия» (Demonstratio evangelica),
«Против Гиерокла»,
«Извлечение из пророков о Христе»,
«Богоявление».
Сочинения полемические:
«Две книги
против Маркелла»,
«Три книги о церковном богословии».
Сочинения экзегетические:
«Указатель
для соглашения евангелий»,
«Ответ к Стефану и Марину о евангелии»;
толкования на Евангелие от Луки, на Песнь
песней, псалмы и пророчества Исаии.
Евсевий Кесарийский [1] (ок. 275 – 339), так же известный как Евсевий Памфил [2], выдающийся церковный писатель и ученый, с 311 г. епископ Кесарии Палестинской. Евсевия называют отцом церковной истории из-за проделанной им гигантской работы по собиранию материалов об истории ранней церкви и систематизации их.
До нас не дошли точная дата и место рождения Евсевия, и очень мало известно о его ранних годах. Он сблизился с пресвитером Дорофеем в Антиохии и вероятно был наставляем им в изучении Святого Писания. В 296 году он был в Палестине, где видел будущего императора Константина, который посетил ее вместе с Диоклетианом. Он жил в Кесарии, когда там епископом был Агапий, и подружился с Памфилом, с которым он, похоже, при помощи Гексагеп Оригена и различных комментариев, собранных Памфилом, совместно изучал текст Библии с целью подготовки выправленной версии ее.
В 307 году Памфил был арестован, но Евсевий продолжил работу над их проектом. После смерти Памфила он заканчивает их совместный труд в защиту Оригена, и отправляет его исповедникам, сосланным в рудники в Египте. После этого Евсевий переезжает в Тир, а затем в Египет, где он в первый раз подвергся гонениям за Христа.
Следующее что нам известно о Евсевии, это его избрание епископом Кесарии Палестинской вскоре после 313 года. Об его первых годах правления епископом нам ничего не известно, но, когда в 325 году был созван I Вселенский Собор в Никее, Евсевий играет в нем одну из ведущих ролей. Хотя он не был известным богословом или праведником, но как известный церковный автор и глубоко образованный человек, пользующийся к тому же особым расположением императора Евсевий, выдвинулся на передний план в созванном соборе. Так предложенный им текст был взят за основу Никейского Символа Веры.
Евсевий продолжал участие в арианской смуте и после Никейского Собора. Так в ходе спора с Евстафием Антиохийским, который выступал против увеличения влияния учения Оригена и его практики аллегорических толкований Библии, видя в богословии Оригена корни арианства, Евсевий, поклонник Оригена, был обвинен Евстафием в отходе от Никейского Символа Веры. Евсевий в ответ обвинил Евстафия в савеллианстве. Враги Евстафия собрали местный собор в Антиохии, на котором сняли его с кафедры путем фальшивых доносов на него императору добились ссылки. Нашлась партия, собравшая даже большинство голосов в пользу любимца императора, ученого епископа Кесарии Палестинской Евсевия. Но не в духе любившего кабинетное спокойствие Евсевия было сменить его на пекло борющихся страстей столицы. Евсевий сослался при отказе на букву канонов, в частности и Никейского собора, воспрещающих епископам покидать свои кафедры и переходить на новые. Эта мотивировка очень понравилась императору Константину, и он особо похвалил Евсевия за скромность и за законность. На выборах прошел Евфроний, пресвитер из Кесарии Каппадокийской, друживший с Евсевием на почве противоникейства.
После победы над Евстафием, Евсевий вместе с другими сторонниками Ария повел атаку против Афанасия Великого, одного из столпов Православия и лидера борцов против арианства. Путем интриг им удалось изгнать Афанасия с кафедры и даже убедить императора Константина, отправить его в ссылку в конце 335 года. Вместе с Афанасием им удалось свалить Маркелла, епископа Анкирского, другого видного борца с арианством, и отправить его в изгнание. Однако вскоре 22 мая 337 г. император Константин умер, Евсевий ненадолго пережил императора и, потеряв былое влияние, скончался около 339 г.
Работы
Из огромного письменного наследия Евсевия, до нас дошла достаточно большая часть его трудов. Хотя проарианская позиция Евсевия скомпрометировала его как богослова, он остается для нас бесценным церковным писателем благодаря своему стилю: Евсевий снабжал свои работы обильными и аккуратными цитатами источников, существенно облегчаю задачу писателям боле позднего периода. Многие произведения, дошли до нас только в виде цитат из книг Евсевия (и следовательно благодаря ему).
Литературное творчество Евсевия в целом отражает путь его жизни. Вначале, под влиянием Памфила и, вероятно, Дорофея, он посвятил себя задаче библейской критики. Позже гонения Диоклетана привлекли его внимание к мученикам и составлению их житий. Это привело его к изучению и написанию истории Церкви, и наконец к всемирной истории, которая для него была лишь подготовкой к истории Церкви.
Наступившее время арианской смуты заставило его сконцентрироваться на догматических вопросах. Так же пришедшее признание империей Христианства, требовало создания апологических работ касающихся самых разных вопросов. Под конец своей жизни, Евсевий, придворный писатель и богослов, написал серию хвалебных речей прославляющих императора Константина.
Помимо перечисленного выше, к его наследие состоит из многочисленных произведений не подпадающих под классификацию, начиная от писем и приветственных речей, и заканчивая разнообразными ексгезетическими работами, над которыми он работал на протяжении всей жизни и включающих в себя комментарии к Библии, трактаты по Библейской Археологии и даже нечто вроде путеводителя по Святым Местам.
Библейская критика
Памфил и Евсевий совместно работали над критическим анализом текстов Ветхого и особо Нового Заветов в Септуагинте. Вероятно, они работали над рукописями изначально подготовленными Оригеном, которые они, согласно бл. Иерониму отредактировали и распространяли Для облегчения изучения четырех Евангелий, Евсевий разбил их на параграфы[3] и составил на основе их сводную хронологическую таблицу с указанием мест из каждого Евангелия описывающих каждое событие в таблице.
Хроника
«Хроника» одна из двух основных исторических работ Евсевия, состоит из двух частей. Первая «Анналы» (греч. Chronographia), была задумана как краткое изложение мировой истории, сгруппированное по странам. Вторая «Хронологический канон» должна была дополнять первую, представляя материал первой части в виде хронологической таблицы.
«Хроника» не сохранилась целиком в оригинале, однако может быть восстановлена из более поздних византийских работ, авторы которых обильно использовали ее материал и широко цитировали ее. Таблицы из второй части, полностью сохранились в латинском переводе бл. Иронима. Так же до нас дошел армянский перевод «Хроник». «Хроника» в дошедшем до нас виде описывает события да 325 г. Она была написана перед «Церковной историей».
«Церковная история»
В «Церковной Истории» Евсевий согласно его же собственным словам, намеревался описать историю Церкви от апостолов, до своего времени, уделяя при этом особое внимание следующим областям:
1.преемственности
епископов на важных кафедрах;
2.истории христианских учителей;
3.истории ересей;
4.истории евреев;
5.отношениям с язычниками;
6.мученикам.