Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 15:21, биография
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ [Εύσέβιος, επισκοπος Καισαρειας της Παλαιστινης] (Памфил) (ок. 260-340), отец церковной истории. Родился в Палестине, учился в Кесарии. Его учитель, пресвитер Памфил, передал ему свое преклонение перед Оригеном.
Евсевий закончил «Церковную историю» где-то между концом 323 и серединой 324 года.
Апологетические и догматические работы
Многие апологетичекие и догматические работы Евсевия оказались полностью утерянными. Ниже приведенны основные его работы из этой категории, которые хотя бы частично сохранились.
1.«Апология
Оригена» - первые 5 книг этой работы были
написаны Памфилом во время его заключения
в тюрьме, при помощи Евсевия. После смерти
Памфила Евсевий дописал шестую книгу.
До нас дошла только первая книга в латинском
переводе Руфина.
2.«Philalethes logos» - сочинение направленное
против Гиерокла (Иерокла?) (римского проконсула
и неоплатоника), который прославлял в
своих книгах Апполония Тианского, противоставляя
его Иисусу Христу и утверждая что Апполоний
превзошел Иисуса как учитель и чудотворец.
3.“Приготовление к Евангелию» (лат. «Praeparatio
evangelica») – трактат доказывающий превосходство
Христианства над всеми языческими религиями
и философскими школами. «Приготовление»
состоит из 15 книг, которые целиком дошли
сохранились. Евсевий писал эту книгу
как введение в Христианство для язычников.
Эта книга также ценна сегодня, тем что
Евсевий обильно цитировал в ней многих
древних историков и философов, чьи нигде
больше работы не сохранились.
4.«Доказательство в пользу Евангелия»
(лат. «Demonstratio evangelica») – этот трактат тесно
связан с предыдущей работой, состоял
из 20 книг, из которых полностью сохранилось
10 книг и фрагмент пятнадцатой. Эта работа
посвященна личности Иисуса Христа.
5.«Выписки из пророков» (греч. Eklogai prophetikai)
– эта работа в четырех книгах посвященна
мессианским местам в пророческих книгах.
6.полемический трактат «Против Маркелла»,
написаный около 337 г.
7.дополнение к пердыдущей работе «О богословии»,
в которой Евсевий полемизирует с св. Афанасием
Великим.
Прочие работы
Из работ Евсевия посвященных Библии до нас дошел только “Ономастикой” – справочник по упоминаемым в Библии географическим местам. Другие его работы по библейской археологии, так же как его комментарии к Библии утерянны[4]. Почти полностью утерянны письма Евсевия. Однако до нас дошли несколько его речей и проповедей, таких как проповедь на освященние церкви в Тире и речь на тридцатилетия правления императора Константина.
Оценка Евсевия
Когда начались арианские волнения, Евсевий не сумел или не захотел занять определенной догматической позиции. Как почитателя Оригена его, естественно, клонило в сторону субординационизма и арианства; но когда на соборе 325 г. дело дошло до голосования формулы императора: (единосущный), он не устоял перед искушением угодить венценосному епископу (Константину).
Сам Евсевий признавал, что он подписал символ Никейского собора, чтобы не нарушать мира церкви. В сочинении «О церковном богословии» он скорее уклонялся от решения спорного вопроса, как неуместного и неразрешимого, чем был сторонником какого-либо формулированного учения. Можно думать, что к арианским мнениям он, до некоторой степени, склонился позже, в чем сказался ученик Оригена. В 330 г. он стоял за удаление с кафедры первого по времени борца против ариан, Евстафия Антиохийского, а в 336 г. требовал возвращения из ссылки Ария и заточения другого защитника православия — св. Афанасия Александрийского.
Валезий, один из первых издателей и исследователей сочинений Евсевия (+ в 1676 г.), признает, однако, Евсевия православным; так же думает русский патролог Филарет, епископ черниговский. А. В. Горский находит Евсевия лишь не твердым в догматических понятиях. Профессор А. П. Лебедев (в сочинении «Вселенские соборы IV и V вв.») считает его открытым вождем партии так называемых полуариан. Баур называет его «отражением колебаний церковного сознания» относительно учения о Троице.
Но в представлении о Евсевии все заслоняется его заслугами как церковного писателя. Так как большая часть документов и сочинений, которыми он пользовался, теперь исчезла, то без Евсевия о первых трех веках христианства мы знали бы очень мало.
Евсевий является историографом эпохи Константина Великого; но именно благодаря его искусству наводить свет и тени мы до сих пор не знаем много важного о жизни императора и о процессе превращения христианства из религии гонимой в государственную. О том и другом вместо портрета он оставил нам икону.
Его «Жизнь Константина» служит предметом горячих споров. Многие исследователи обвиняют его в фальсификации документов. Авторитетный современный богослов и историк церкви протопресв. Иоанн Мейендорф характеризует Евсевия как «придворного епископа» при императоре Константине. Еще в большей мере, чем «Жизнь Константина», вызывает сомнения в правдивости и его «Церковная история».
По оценке Баура, Евсевий, благодаря своему сочинению «Церковная история» для христианской церковной истории является тем же, чем был Геродот для истории всеобщей. Ранке считает «историю» Евсевия сочинением образцовым и для нашего времени, особенно хваля ее за прагматизм, при помощи которого автор устанавливает связь между давно прошедшим и настоящим.
Главное достижение Евсевия — создание жанра церковной историографии. Тем самым он положил начало одному из ведущих направлений в средневековом историописании. Его дело было продолжено целой плеядой историков — Сократом Схоластиком, Эрмием Созоменом, Феодоритом Кирским, Евагрием Схоластиком, Бедой Достопочтенным, Адамом Бременским, Ордериком Виталием и многими другими.