Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:47, реферат
Роль Георгия Валентиновича Плеханова, как теоретика марксизма в России крайне велика и многогранна. Она выразилась как в переводах классических произведений марксизма («Коммунистический манифест», «Людвиг Фейербах» Энгельса), так и в самостоятельной популяризации идей марксизма. В 1895 Георгий Валентинович выпустил свою знаменитую книгу «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», в которой излагал основные положения исторического материализма.
Введение
1.Формирование политико-правовых воззрений. Народничество
2.Идеология российского марксизма.
3.Взгляды на социалистическую революцию в России
Заключение
Библиографический список
Но вот что пишет о Плеханове Л. Г. Дейч. Он убеждает, что Плеханов никогда не уклонялся от раз избранного им пути. От первой брошюры "Социализм и политическая борьба", написанной в качестве молодого марксиста, вплоть до последней статьи, продиктованной им. Во всех своих произведениях, написанных блестящим слогом, Плеханов стремился содействовать развитию классового сознания рабочих, он также предостерегал своих последователей от всякого рода необычных и нецелесообразных планов. Плеханов был верен положению классического марксизма о том, что старое общество уступает место новому социальному строю лишь тогда, когда оно исчерпает возможности собственного развития, когда в его недрах созреют предпосылки для этого нового строя. Россия, доказывал он, страдает не только от того, "что в ней есть капитализм, но также от того, что он в ней недостаточно развит". В таких условиях нелепо призывать рабочих, беднейшую часть крестьянства к низвержению капитализма и овладению ими политической властью. Социальная организация производства не найдет объективной опоры, а правительство, которое бы попыталось ее осуществить, вынуждено будет прибегнуть к насилию и в конечном счете либо выродится в новую "социалистическую касту", стоящую над обществом, либо будет смещено противодействующей стихией. Плеханов придерживался общепринятого в марксистской среде взгляда на историческую последовательность: капитализм - предпосылки социализма социалистическая революция - социализм. Плеханов не находил смысла в городских и крестьянских восстаниях, отмечая их бесплодность и малую революционность. Даже для ХХ века Плеханов не видел предпосылок революционного движения крестьянства. Народовольческому тезису о захвате власти заговорщиками Плеханов противопоставил марксистские положения о завоевании власти рабочим классом как о высшей форме классовой борьбы. Из анализа общественных отношений сделал вывод о том, что Россия стоит накануне не социалистической, а буржуазно-демократической революции.
Когда зимой 1905-06 г. г. большевики высказались за полный бойкот Государственной Думы, а меньшевики, как всегда , признавали неполное от нее воздержание, Плеханов энергично настаивал на необходимости самым активным образом участвовать во всех фазисах избирательной кампании, а также и в законодательной деятельности Государственной Думы, могущей явиться свободной трибуной для проповеди социализма широким массам населения. Как мы знаем, правым оказался Плеханов, с чем вскоре согласились и " бойкотисты" "всех ступеней". Находясь в эмиграции, вдали от непосредственной борьбы, Плеханов предостерегал революционеров от таких экспериментов, каким было известное вооруженное восстание, вызванное в Москве в декабре 1905 г. большевистскими агитаторами. " Если кто может еще спасти самодержавие"-, писал он из Женевы, -так это сами же революционеры несвоевременными возбуждениями к вооруженным вспышкам".
В работах того периода русской революции он подчеркивал "раскованность той игры, которая называется вооруженным восстанием". Плеханов писал: ". . . Вооруженное восстание дело нешуточное, от него зависит вся дальнейшая судьба движения, и потому легкомысленная болтовня о нем составляет настоящее преступление перед революционным пролетариатом. Между тем некоторые наши товарищи обнаруживают в этом случае почти невероятное легкомыслие. Их головы превратились в своего рода "органчики", наигрывающие одну только арию вооруженного восстания. В этом восстании для них заключается альфа и омега всей тактической мудрости. Но именно благодаря этому их тактическая мудрость становится тактическим безумством".
Последовавшие события - разгон первой
и второй Государственной Думы и
наступившая затем
В разразившейся жестокой всемирной войне Плеханов занял оборонческую позицию. В этом случае, кроме создания необходимости стать на сторону стран, подвергшихся нападению, им руководило еще глубокое убеждение в преимуществе этой позиции для интересов трудящихся масс не только стран, втянутых в войну, но и нейтральных, так как победа Вильгельма означала бы подчинение наиболее демократических государств гегемонии Германии, явилась бы тогда усиленная эксплуатация трудящихся слоев этих стран немцами, а также погибли бы существующие в них демократические учреждения.
"В самом деле, если бы рабочие
в странах, подвергшихся
В период первой мировой войны "интернационалистами"
называли тех представителей международного
социалистического движения (в том
числе и большевиков), которые, объявив
войну империалистической со стороны
всех участников, требовали ее немедленного
прекращения и заключения мира без
аннексий и контрибуций. Плеханов неоднократно
резко критиковал действия и лозунги
"интернационалистов", считая, что
их требование о заключении мира без
аннексий и контрибуций исключает
возможность конкретно-
В это же время Плеханов подготавливал известный свой труд : трехтомная работа "История русской общественной мысли". Плеханов был первым марксистом, который взялся за научную разработку истории русской общественной мысли, собрав и систематизировав по этому вопросу огромный материал. Его трехтомная работа явилась первым сводным обобщающим трудом, он охватывает историю общественной мысли с древнейших времен до конца 18 века и написан с марксистских позиций. Им был дан глубокий анализ социально-экономических, философских и политических взглядов Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена. Плеханов показал, что вся история русской революционной мыслим- это попытки найти такую программу действия, которая обеспечила бы революционерам сочувствие и поддержку со стороны народных масс. Плеханов устанавливал связь между русским марксизмом, российской социал-демократией и ее предшественниками - революционерами 60-70г. г. Плеханов сделал первую попытку систематизированного изложения истории революционного народничества 70-х годов и начала поворота русского революционного движения к марксизму, а также начала русской социал-демократии 80-90 г. г.
Основы философских, исторических
и эстетических взглядов Плеханова
представляют собой глубокое научное
изложение, дальнейшую разработку ряда
важнейших вопросов диалектического
и исторического материализма. Его
философские труды носят
Плеханов утверждал, что диалектический
и исторический материализм является
философски-теоретическим
В сочинениях Плеханова нашли дальнейшее
развитие важнейшие положения
Применяя принципы исторического
материализма к анализу русского
исторического прошлого и современной
ему русской действительности, Плеханов
подверг аргументированной
Плеханов внес ценный вклад в
марксистскую науку в вопросах о
роли личности в истории, о соотношении
экономики и идеологии, о взаимоотношении
различных форм общественного сознания.
В работе "К вопросу о личности
в истории" Плеханов обогащает
марксистскую аргументацию, делает шаг
вперед в разработке одной из центральных
проблем исторического
Известие о Февральской
На совещании в Москве в августе
1917 года (встреча представителей торгово-промышленной
буржуазии и русской
Плеханов указывал при каких
обстоятельствах может
Социалистическое
Как и многие другие лидеры П Интернационала, Плеханов считал, что диктатура пролетариата станет возможна лишь тогда, когда наемные рабочие будут составлять большинство населения страны. В противном случае она "неуместна и опасна", а диктатура нескольких десятков лиц, "диктатура Смольного института" - тем более.
Информация о работе Г.В. Плеханов - идеолог российского марксизма