Г.В. Плеханов - идеолог российского марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:47, реферат

Описание работы

Роль Георгия Валентиновича Плеханова, как теоретика марксизма в России крайне велика и многогранна. Она выразилась как в переводах классических произведений марксизма («Коммунистический манифест», «Людвиг Фейербах» Энгельса), так и в самостоятельной популяризации идей марксизма. В 1895 Георгий Валентинович выпустил свою знаменитую книгу «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», в которой излагал основные положения исторического материализма.

Содержание работы

Введение
1.Формирование политико-правовых воззрений. Народничество
2.Идеология российского марксизма.
3.Взгляды на социалистическую революцию в России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

Политическая платформа Плеханова  в то время сводилась к следующему :во-первых, поддержка Временного правительства, коалиция меньшевиков и эсеров с кадетами, осуждение корниловщины, война до победы. И, конечно же, Плеханов резко осуждает большевиков. Он бросает Ленину упреки в том, что он собирает под свои знамена "разнузданную чернорабочую чернь", строит свои псевдореволюционные планы на недоразвитости "дикого, голодного пролетариата". Наивно было ожидать, что в накаленной атмосфере России 1917 года подобные советы могли иметь успех.

28 октября 1917 года Плеханов опубликовывает "Открытое письмо к петроградским  рабочим", где предрекал гражданскую  войну, которая заставит отступить  далеко назад от позиций, завоеванных  в феврале-марте 1917 года. При этом  Плеханов повторил, что пролетариат  составляет меньшинство населения  страны, а крестьянство не нуждается  в замене капиталистического  строя социализмом. В дальнейшем  Плеханов осудил такие шаги  молодого Советского правительства,  как роспуск Учредительного собрания  и заключения Брестского мира. Однако принять участие в борьбе  с Советской властью и войти  в состав контрреволюционного  правительства, как предлагал  ему Б. Савинков, наотрез отказался. 

Семь прошедших десятилетий  показали, что предупреждение Плеханова  об опасностях на пути социалистического  созидания отнюдь не было беспочвенно. Сбылось и его предсказание о  возникновении "социалистической касты", которая все дальше и дальше отрывалась от народа, завершив эту свою эволюцию «предательством национальных и  социальных интересов общества».  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В поисках ответа на вопрос, что  представляет собой исторический путь России, Плеханов счёл необходимым  исследовать, тождественен ли русский  исторический процесс историческому  процессу Западной Европы или же он представляет собой совершенно самобытное явление. Отвергая и теорию чистого своеобразия русского исторического процесса, и теорию полного тождества этого процесса с западноевропейским, Плеханов выступает защитником того положения, что русский исторический процесс, совпадающий в своих основных тенденциях с западноевропейским, отличается всё же от последнего.

Плеханов отметил и охарактеризовал  следующие черты своеобразия  России: замедленное экономическое  развитие в результате медленного развития производительных сил, закрепощение государством всех слоев общества, развитие в  русском обществе сознания первейшей обязанности каждого служить государству, полное подчинение интересов личности интересам государства, объединение и сотрудничество классов вокруг идеи защиты русской земли, отсутствие социальных основ для какой-либо политической оппозиции абсолютизму, укрепление самодержавного порядка в результате классовой борьбы в русском обществе, наличие сильного аполитичного союзника самодержавию в лице крестьянства, разрыв между народом и интеллигенцией, зависимость передовой русской общественной мысли от хода развития западноевропейской мысли.

Прогресс общественно-политического  развития России мыслится Плехановым как путь европеизации, под которым  он понимал достижение высокого уровня культуры всех слоев населения, связанный  с возможностями высокого уровня развития производительных сил под  влиянием капитализма.

Анализируя социально-экономический  уровень развития России в 1917 г., Плеханов сделал вывод, что немедленный переход  к социализму является невозможным.

Критикуя взгляды большевиков  на возможность захвата политической власти пролетариатом с целью  построения социализма, Плеханов указывал на бланкизм и анархизм подобной позиции. Диктатура пролетариата станет возможной, когда рабочий класс будет  составлять большинство населения. Поэтому противопоставление народовластия и диктатуры пролетариата невозможно. Большевики делают это, проповедуя бланкистский захват власти организованным меньшинством.

Для углубления революции требуются  известные объективные условия, а в России нет таких условий  замены капиталистического строя социалистическим. Поскольку политический момент, по мысли Плеханова, никогда не идет впереди экономического, захват политической власти пролетариатом не может привести к построению социализма, вследствие отсутствия экономической оазы такой власти.

Социалистический строй, по мнению Плеханова, предполагает два непременных условия: 1) высокую степень развития производительных сил; 2) весьма высокий уровень сознательности трудящегося населения страны. Там, где отсутствуют эти два необходимых условия, на его взгляд, не может быть и речи об организации социалистического способа производства.

Плеханов твердо придерживался  того мнения, что диктатура пролетариата возможна только в том случае, если рабочий класс составляет в данной стране большинство населения.

Таким образом, по мнению Плеханова, к  качественно новому этапу своего развития человечество подойдет, совершенствуя  отношения внутри общества и тем  самым совершенствуя каждого  из своих членов. При таком подходе  человек из средства превратится  в цель: «благо народа - высший закон».

 


Информация о работе Г.В. Плеханов - идеолог российского марксизма