Исторический портрет Сталина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:43, реферат

Описание работы

Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) - одна из крупнейших и влиятельных политических фигур в истории России и в мировой истории двадцатого столетия. Огромный вихрь противоречий возникает до сих пор, когда звучит его имя. Ему приписывают множество злодеяний, возвеличивание своей персоны, с другой стороны признают немалый вклад в развитие социально-экономической и культурной жизни нашей страны. Спор идет с такой страстью, будто обсуждается политик, активно действующий сегодня, а не ушедший из жизни более 50 лет назад.

Содержание работы

Введение 2
Детство и юность Сталина 2
Первые шаги к власти 4
Гениальный преобразователь или чудовищный кровопийца? 6
Сталин и война 9
Заключение 12
Список литературы: 13

Файлы: 1 файл

Сталин.doc

— 857.00 Кб (Скачать файл)

Для поощрения выдающихся деятелей науки, техники, культуры и организаторов производства в 1940 г. были учреждены присуждавшиеся ежегодно, начиная с 1941 г. Сталинские премии (вместо Ленинской премии, учреждённой в 1925 г., но не присуждавшейся с 1935 г.). Развитие советской науки и техники при Сталине можно охарактеризовать как взлёт. Созданная сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий, а также тюремно-лагерных конструкторских бюро (так называемых «шараг») охватила весь фронт исследований. Учёные стали подлинной элитой страны. Такие имена, как физики Курчатов, Ландау, Тамм, математик Келдыш, творец космической техники Королёв, авиаконструктор Туполев, известны во всём мире. В послевоенное время, исходя из очевидных военных нужд, наибольшее внимание уделялось ядерной физике. Так, только в 1946 году лично Сталиным было подписано около шестидесяти важнейших документов, определивших развитие атомной науки и техники. Результатом выполнения этих решений стало создание атомной бомбы, а также строительство первой в мире АЭС в Обнинске (1954 год) и последующее развитие атомной энергетики.

В то же время, централизованное управление научной деятельностью, не всегда компетентное, привело к ограничению направлений, которые, как считалось, противоречат диалектическому материализму и потому не имеют практической пользы. Целые области исследований, такие как генетика и кибернетика, объявлялись «буржуазными лженауками». Следствием этого были аресты и порой даже расстрелы, а также отстранения от преподавания видных советских учёных. Согласно одной из распространённых точек зрения, разгром кибернетики обеспечил фатальное отставание СССР от США в деле создания электронно-вычислительной техники — работы над созданием отечественной ЭВМ начались только в 1952 году, хотя сразу после войны у СССР были все научные и технические кадры, необходимые для её создания[42]. Полностью была разгромлена российская генетическая школа, считавшаяся одной из лучших в мире. При Сталине государственной поддержкой пользовались действительно лженаучные направления, такие, как лысенковщина в биологии и (до 1950) новое учение о языке в лингвистике, впрочем, развенчанное самим Сталиным под конец жизни. Науку затронула и имевшая сильный антисемитский оттенок борьба с космополитизмом и так называемым «низкопоклонством перед Западом», которая велась с 1948.

Культ личности Сталина

Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Имя Сталина долгое время носил г. Донецк (Сталино). Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он «просто бредил Сталиным».

Плакат с изображением Сталина

Плакат с изображением Сталина

«А в те же дни на расстояньи за древней каменной стеной

Живёт не человек, — деянье: поступок ростом с шар земной.

Судьба дала ему уделом предшествующего пробел.

Он — то, что снилось самым смелым, но до него никто не смел.

За этим баснословным делом уклад вещей остался цел.

Он не взвился небесным телом, не исказился, не истлел..

В собраньи сказок и реликвий Кремлём плывущих над Москвой

Столетья так к нему привыкли, как к бою башни часовой.

Но он остался человеком, и если, зайцу вперерез

Пальнёт зимой по лесосекам, ему, как всем, ответит лес»

Имя Сталина упоминается и в гимне СССР, сочинённом С. Михалковым в 1944 году:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил,

Нас вырастил Сталин — на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил!

Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.), а также Ленина.

Панно с изображением И. В. Сталина на станции «Нарвская» Петербургского метрополитена, существовало до 1961 года, затем было закрыто фальшстеной

Панно с изображением И. В. Сталина на станции «Нарвская» Петербургского метрополитена, существовало до 1961 года, затем было закрыто фальшстеной

Хрущёв в своём знаменитом докладе на XX съезде партии утверждал, что Сталин всячески поощрял свой культ. Так, Хрущёв заявил, что ему достоверно известно, что, редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д. [43]. В частности, Хрущёв утверждает, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования»[15]. Известно, что Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава» первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню [44]. На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус»[45].

После «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам)[46] [47] [48]: «Да, был культ… Но была и личность!».

В современной российской культуре тоже существует множество культурных источников воспевающих Сталина. Так например можно указать на песни Александр Харчикова: «Сталинский марш», «Нам Сталин - отец, нам Родина - мать», «Сталин, вставай!»[49]

Сталин и антисемитизм

Некоторые еврейские авторы, основываясь на том факте, что при Сталине уголовной ответственности подлежали в т. ч. и евреи, на некоторых случаях проявлениях бытового антисемитизма в советском обществе, а также на том, что в некоторых своих теоретических работах Сталин упоминает сионизм в одном ряду с другими видами национализма и шовинизма (в т. ч., антисемитизма), делают вывод об антисемитизме Сталина. Сам Сталин неоднократно выступал с заявлениями, сурово осуждающими антисемитизм. Среди ближайших соратников Сталина числилось немало евреев.

Роль Сталина в создании государства Израиль

Сталину принадлежит большая заслуга в создании государства Израиль. Первые официальный контакт между Советским Союзом и сионистами состоялся 3 февраля 1941 года, когда к послу в Лондоне И. М. Майскому пришёл Хаим Вейцман — ученый химик с мировым именем, глава Всемирной сионистской организации. Вейцман обратился с торговым предложением поставок апельсинов в обмен на меха. Бизнес не удался, но контакты остались. Отношения между сионистским движением и московскими лидерами изменились уже после нападения Германии на Советский Союз в июне. Необходимость одолеть Гитлера была важнее идеологических разногласий — до этого отношение советского правительства к сионизму было отрицательно.

Уже 2 сентября 1941 года Вейцман вновь появился у советского посла. Глава Всемирной сионистской организации сообщил, что обращение советских евреев к мировому еврейству с призывом соединить усилия в борьбе с Гитлером произвело на него огромное впечатление. Использование советских евреев для психологического воздействия на мировое общественное мнение, прежде всего на американцев, было сталинской идеей. В конце 1941 года в Москве приняли решение образовать Еврейский антифашистский комитет — наряду с всеславянским, женским, молодежным и комитетом советских ученых. Все эти организации были ориентированы на просветительскую работу за границей. Евреи по зову сионистов собрали и передали Советскому Союзу 45,000,000 долларов. Однако главная роль принадлежала им в разъяснительной работе среди американцев, ведь тогда были сильны изоляционистские настроения.

После войны диалог продолжился. Британские спецслужбы шпионили за сионистами потому, что их лидеры испытывали симпатии к СССР. Британские и американские правительства наложили эмбарго на еврейские поселения в Палестине. Великобритания продавала арабам оружие. Арабы, кроме того, нанимали боснийских мусульман, бывших солдат добровольческой дивизии войск СС, солдат Андерса, арабских частей в составе вермахта. По решению Сталина, Израиль стал получать через Чехословакию артиллерию и миномёты, немецкие истребители «Мессершмитт». В основном это было немецкое трофейное оружие. ЦРУ предлагало сбивать самолёты, но политики благоразумно отказались от этого шага. Вообще оружия поставлялось мало, но оно помогло поддержать высокий боевой дух израильтян. Была оказана также большая политическая поддержка. По свидетельству П. Судоплатова, перед голосованием в ООН о разделе Палестины на еврейское и арабское государства в ноябре 1947-го года Сталин сказал своим подчинённым: «Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет шило в заднице для арабских государств, и тогда они станут искать союза с нами.».[50].

Уже с 1948 г. начинается охлаждение в советско-израильских отношениях, приведшее к разрыву дипломатических отношений с Израилем 12 февраля 1953 г. — основанием для такого шага стал взрыв бомбы около дверей советского посольства в Тель-Авиве (дипотношения были восстановлены вскоре после смерти Сталина, но потом снова ухудшились в связи с военными конфликтами) [51].

Сталин и церковь

Политика Сталина в отношении РПЦ не была однородной, но её отличала последовательность в части преследования прагматических целей выживания коммунистического режима и его глобальной экспансии. Некоторым исследователям отношение Сталина к религии представлялось не вполне последовательным. С одной стороны, не осталось ни одной атеистической или антицерковной работы Сталина. Напротив, Рой Медведев приводит высказывание Сталина об атеистической литературе, как о макулатуре [52]. С другой стороны, 15 мая 1932 в СССР была объявлена кампания, официальной целью которой провозглашалось полное искоренение религии в стране к 1 мая 1937, — так называемая «безбожная пятилетка». К 1939 количество открытых в СССР храмов исчислялось сотнями, а епархиальные структуры были полностью уничтожены.

Некоторое ослабление антицерковного террора имело место после прихода Л. П. Берии на должность председателя НКВД, что было связано как с общим ослаблением репрессий, так и тем, что осенью 1939 года СССР аннексировал значительные территории на своих западных рубежах, где существовали многочисленные и полнокровные церковные структуры.

22 июня 1941 митрополит Сергий разослал по епархиям воззвание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви»[53], что не осталось незамеченным Сталиным.

Существует множество мифических сказаний о якобы имевшем место прибегании Сталина к молитвенной помощи Церкви во время войны, но никаких серьёзных документов, которые бы подтверждали это, нет[54][55]. По устному свидетельству Анатолия Васильевича Ведерникова, секретаря патриарха Алексия I, в сентябре 1941 года Сталин якобы распорядился запереть Сергия Страгородского вместе с келейником в Успенском соборе Кремля, чтобы он там молился перед иконой Божией Матери Владимирской (икону на это время перенесли туда). Сергий пробыл в Успенском соборе трое суток.

В октябре 1941 года Патриархии и иным религиозным центрам было предписано покинуть Москву. Предлагался Оренбург, но Сергий возразил и был выбран Ульяновск (бывший Симбирск). В Ульяновске митрополит Сергий и его аппарат пробыли до августа 1943.

Согласно воспоминаниям офицера НКГБ Георгия Карпова, 4 сентября 1943 Сталин на совещании, на котором, кроме Карпова, присутствовали Молотов и Берия, распорядился сформировать орган для работы взаимодействия РПЦ с правительством — Совет по делам Русской православной церкви при СНК. Через несколько часов после совещания, глубокой ночью к Сталину были привезены митрополиты Сергий, Алексий (Симанский), Николай (Ярушевич). В ходе разговора было принято решение о избрании Патриарха, открытии храмов, семинарий и духовной академии. В качестве резиденции Патриарху было предоставлено здание бывшего германского посольства. Государство фактически прекратило поддержку обновленческих структур, которые к 1946 году полностью ликвидировались.

Кажущееся изменение политики в отношении РПЦ вызывает многочисленные споры в среде исследователей. Высказываются версии от преднамеренного использования Сталиным церковных кругов для подчинения себе народа[56][57], до мнений, что Сталин оставался тайно верующим человеком[53]. Последнее мнение подтверждают и рассказы Артёма Сергеева, воспитывавшегося в доме Сталина[58] А также, по воспоминаниям телохранителя Сталина Юрия Соловьёва, Сталин молился в церкви в Кремле которая находилась по пути в кинозал. Сам Юрий Соловьёв оставался вне церкви, но мог видеть Сталина через окно [59].

Реальная подоплёка временного изменения репрессивной политики в отношении Церкви лежала в соображениях преимущественно внешнеполитической целесообразности. (См. статью История Русской Церкви)

С осени 1948 года, после проведения в Москве Совещания Глав и Представителей Православных Церквей, итоги которого были разочаровывающими с точки зрения продвижения внешнеполитических интересов Кремля, прежняя репрессивная политика была в значительной мере возобновлена.

Социокультурные масштабы личности Сталина

Оценки личности Сталина противоречивы. Партийная интеллигенция ленинской эпохи ставила его крайне невысоко; Троцкий, отражая её мнение, назвал Сталина «самой выдающейся посредственностью нашей эпохи». С другой стороны, многие люди, общавшиеся с ним впоследствии, отзывались о нём как о широко и разносторонне образованном и чрезвычайно умном человеке. По мнению английского историка Саймона Монтефиоре, изучавшего личную библиотеку и круг чтения Сталина, он много времени проводил за книгами, на полях которых остались его пометки «Его вкусы были эклектичными: Мопассан, Уайльд, Гоголь, Гете, а также Золя, которого он обожал. Ему нравилась поэзия. (…) Сталин был эрудированным человеком. Он цитировал длинные куски из Библии, трудов Бисмарка, произведений Чехова. Он восхищался Достоевским».

Напротив, советский историк Леонид Баткин, признавая любовь Сталина к чтению, считает однако, что тот был читателем «эстетически дремучим», и при этом оставался «практичным политиканом». Баткин считает, что Сталин не имел представления «о существовании такого „предмета“, как искусство», об «особом художественном мире», об устройстве этого мира, и так далее. На примере высказываний Сталина на литературные и культурные темы, приведенных в мемуарах Константина Симонова Баткин делает вывод, что «всё, что говорит Сталин, все, что он думает о литературе, кино и прочем, донельзя невежественно», и что герой воспоминаний — «довольно-таки примитивный и пошлый тип». Для сравнения со словами Сталина Баткин приводит цитаты маргиналов — героев Михаила Зощенко; по его мнению, они почти не отличаются от высказываний Сталина. В целом, согласно выводу Баткина, Сталин «некую энергию» полуобразованного и усреднённого слоя людей доводил до «чистой, волевой, выдающейся формы» [60].

Информация о работе Исторический портрет Сталина