Исторический портрет Сталина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:43, реферат

Описание работы

Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) - одна из крупнейших и влиятельных политических фигур в истории России и в мировой истории двадцатого столетия. Огромный вихрь противоречий возникает до сих пор, когда звучит его имя. Ему приписывают множество злодеяний, возвеличивание своей персоны, с другой стороны признают немалый вклад в развитие социально-экономической и культурной жизни нашей страны. Спор идет с такой страстью, будто обсуждается политик, активно действующий сегодня, а не ушедший из жизни более 50 лет назад.

Содержание работы

Введение 2
Детство и юность Сталина 2
Первые шаги к власти 4
Гениальный преобразователь или чудовищный кровопийца? 6
Сталин и война 9
Заключение 12
Список литературы: 13

Файлы: 1 файл

Сталин.doc

— 857.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что Баткин принципиально отказывается от рассмотрения Сталина как дипломата, военачальника, экономиста, о чём говорит в начале статьи.

Рой Медведев, выступая против «нередко крайне преувеличенных оценок уровня его образованности и интеллекта», в то же время предостерегает против его преуменьшения. Он отмечает, что Сталин читал много, и разносторонне, от художественной литературы до научно-популярной. В статье историк приводит слова Сталина о чтении: «Это моя дневная норма — страниц 500»; таким образом, Сталин читал по несколько книг в день и около тысячи книг в год. В довоенное время основное внимание Сталин уделяет историческим и военно-техническим книгам, после войны переходит к чтению трудов политического направления, типа «Истории дипломатии», биографии Талейрана. Вместе с тем Сталин активно изучал работы марксистов, включая труды своих соратников, а затем противников — Троцкого, Каменева и др. Медведев отмечает, что Сталин, явившись виновником гибели большого количества писателей и уничтожения их книг, в то же время покровительствовал М. Шолохову, А. Толстому и др., возвращает из ссылки Е. В. Тарле, к чьей биографии Наполеона он отнёсся с большим интересом и лично курировал ее издание, пресекши тенденциозные нападки на книгу. Медведев подчеркивает знание национальной грузинской культуры, в 1940 г. Сталин сам вносит правки в новый перевод «Витязя в тигровой шкуре». [52].

Сталин как оратор и писатель

По мнению Л. Баткина, ораторский стиль Сталина крайне примитивен. Его отличают «катехизисная форма, бесконечные повторы и переворачивания одного и того же, одна и та же фраза в виде вопроса и в виде утверждения и снова она же посредством отрицательной частицы; ругательства и штампы партийного бюрократического наречия; неизменно многозначительная, важная мина, призванная скрыть, что автору мало есть что сказать; бедность синтаксиса и словаря»[60]. На лексическую скудость речей Сталина и обилие повторов обращают внимание также А. П. Романенко[61]и А. К. Михальская.[62] Израильский ученый Михаил Вайскопф также утверждает, что аргументация Сталина «строится на более или менее скрытых тавтологиях, на эффекте одуряющего вдалбливания».[63].

Формальную логику речей Сталина, по Баткину, характеризуют «цепочки простых тождеств: А=А и Б=Б, этого не может быть, потому что не может быть никогда» — то есть логики, в строгом смысле слова, в речах Сталина вообще нет. Вайскопф отзывается о сталинской «логике», как о коллекции логических ошибок: «главные особенности этой псевдологики — использование недоказанного суждения в качестве посылки и т. н. petitio principii, то есть скрытое тождество между основанием доказательства и якобы вытекающим из него тезисом. Тавтологичность сталинских аргументов (idem per idem) постоянно образует классический „круг в доказательстве“. Часто наличествуют перестановка т. н. сильных и слабых суждений, подмена терминов, ошибки — вернее, фальсификации, — сопряженные с соотношением объёма и содержания понятий, с дедуктивными и индуктивными выводами, и пр.». Вайскопф вообще рассматривает тавтологию как основу логики речей Сталина (точнее, «почву основы», как выражается автор, перефразируя реальные слова вождя). В частности, Вайскопф приводит следующие образцы сталинской «логики»:

Она <женщина> может загубить общее дело, если она забита и темна, конечно, не по своей злой воле, а по темноте своей

Вайскопф находит в этой фразе ошибку класса petitio principii, утверждая, что одно из упоминаний о «темноте» является посылкой, а другое — вытекающим из неё выводом, таким образом, посылка и вывод тождественны.

«Слова и дела оппозиционного блока неизменно вступают между собой в конфликт <…> Отсюда разлад между делом и словом».

«Несчастье группы Бухарина в том именно и состоит, что они <…> не видят характерных особенностей этого периода <…> Отсюда их слепота»

«Почему плоды труда пролетариев забирают именно капиталисты, а не сами пролетарии? Почему капиталисты эксплуатируют пролетариев, а не пролетарии — капиталистов? Потому, что <…> капиталисты покупают рабочую силу пролетариев, и именно поэтому капиталисты забирают плоды труда пролетариев, именно поэтому капиталисты эксплуатируют пролетариев, а не пролетарии капиталистов. Но почему именно капиталисты покупают рабочую силу пролетариев? Почему пролетарии нанимаются капиталистами, а не капиталисты — пролетариями? <…> Потому, что главной основой капиталистического строя является частная собственность на орудия и средства производства…»

Однако по Баткину, предъявлять к речам Сталина претензии в тавтологиях, софизмах, грубой лжи и пустословии неправомерно, поскольку они не имели целью кого-то убеждать, а носили ритуальный характер: в них вывод не вытекает из рассуждения, а предшествует ему, «то есть не „вывод“, конечно, а 'умысел и решение. Поэтому текст — это способ дать понять, догадаться о решении и в такой же мере способ помешать догадаться».

Георгий Хазагеров возводит риторику Сталина к традициям торжественного, гомилетического (проповеднического) красноречия и считает её дидактико-символической. По определению автора, «задача дидактики — исходя из символики как из аксиомы, упорядочить картину мира и эту упорядоченную картину доходчиво передать. Сталинская дидактика, однако, брала на себя и функции символики. Проявлялось это в том, что зона аксиом разрасталась до целых учебных программ, а доказательность, напротив, заменялась ссылкой на авторитет». [64] В. В. Смолененкова отмечает сильное воздействие, которое при всех этих качествах речи Сталина оказывали на аудиторию[65]. Так, Илья Старинов передает впечатление, произведенное на него выступлением Сталина: «Мы, затаив дыхание, слушали речь Сталина. (…) Сталин говорил о том, что волновало каждого: о людях, о кадрах. И как убедительно говорил! Здесь я впервые услышал: „Кадры решают всё“. В память на всю жизнь врезались слова о том, как важно заботиться о людях, беречь их…»[66] Ср. также запись в дневнике Владимира Вернадского: «Только вчера дошёл до нас текст речи Сталина <от 7 ноября 1941 года[67].>, произведшей огромное впечатление. Раньше слушали по радио из пятого в десятое. Речь, несомненно, очень умного человека» [68]

В. В. Смолененкова объясняет эффект речей Сталина тем, что они были вполне адекватны настроениям и ожиданиям аудитории. Л. Баткин подчеркивает также момент «заворожённости», возникавший в атмосфере террора и порожденного ей страха и почтения к Сталину как к олицетворению высшей силы, распоряжавшейся судьбами. С другой стороны, в повести Юлия Даниэля «Искупление» (1964), описываются студенческие разговоры о логике Сталина, ведущиеся ещё при его жизни в духе будущих статей Баткина и Вайскопфа: "ну, вы помните — «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда», и прочее, в том же духе"[69].

Сталин и культура современников

Сталин был очень читающим человеком и интересовался культурой. После его смерти осталась его личная библиотека состоящая из тысяч книг, многие с личными пометками на полях. Он сам говорил некоторым посетителям, показывая на пачку книг на своем письменном столе: «Это моя дневная норма — страниц 500». В год таким образом получалось до тысячи книг. [70] Есть также свидетельства что Сталин ещё в 20-х годах восемнадцать раз посещал пьесу «Дни Турбиных» малоизвестного тогда писателя Булгакова. При этом, несмотря на сложную обстановку он ходил без личной охраны и транспорта. Позднее Сталин принял участие в популяризации этого писателя. Личные контакты поддерживал Сталин также с другими деятелями культуры: музыкантами, актёрами кино, режиссёрами. Сталин лично вступил в полемику также с композитором Шостаковичем. По мнению Сталина, его послевоенные музыкальные композиции были написаны по политическим мотивам — с целью дискредитации Советского Союза. [71] [72]

Личная жизнь и смерть Сталина

В 1904 г. Сталин женился на Екатерине Сванидзе, но через три года его жена умерла от туберкулёза. Их единственный сын Яков попал в плен к немцам во время Второй Мировой войны. По распространённой версии, отражённой, в частности, в романе Ивана Стаднюка «Война» и советском фильме «Освобождение» (достоверность этого рассказа неясна), германская сторона предложила обменять его на фельдмаршала Паулюса, на что Сталин ответил: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». В 1943 году Яков был застрелен в немецком концентрационном лагере Заксенхаузен при попытке к бегству. Яков был трижды женат и имел сына Евгения, участвовавшего в 1990-е гг. в российской политике (внук Сталина входил в избирательные списки блока Анпилова); эта прямая мужская линия семьи Джугашвили существует и сейчас.

В 1919 г. Сталин женился второй раз. Его вторая жена, Надежда Аллилуева, член ВКП(б), в 1932 году совершила самоубийство в своей кремлёвской квартире (официально было объявлено о скоропостижной кончине)[источник?]. От второго брака у Сталина было двое детей: Светлана и Василий. Его сын Василий, офицер советских военно-воздушных сил, на командных должностях участвовал в Великой Отечественной войне, после окончания её руководил ПВО Московской области (генерал-лейтенант), после смерти Сталина был арестован, умер вскоре после освобождения в 1960 г. Дочь Сталина Светлана Аллилуева 6 марта 1967 года попросила политического убежища в посольстве Соединённых Штатов в Дели и в том же году переехала в США. В семье Сталина до возраста 11 лет воспитывался Артём Сергеев (сын погибшего революционера Фёдора Сергеева — «товарища Артёма»).

Кроме того, считается, что в туруханской ссылке у Сталина родился внебрачный сын — Константин Кузаков. Отношений с ним Сталин не поддерживал.

Сталин с детьми от второго брака: Василием (слева) и Светланой (в центре)

Сталин с детьми от второго брака: Василием (слева) и Светланой (в центре)

Cогласно свидетельствам, сыновей Сталин, бил, так что, например, Яков (которого Сталин обычно называл: «мой дурак» или «волчонок») не раз должен был ночевать на лестничной площадке или в квартирах соседей (в том числе Троцкого); Н. С. Хрущев вспоминал, что однажды Сталин за неуспеваемость избил Василия сапогами. Троцкий полагал, что эти сцены семейного насилия воспроизводили атмосферу, в которой воспитывался Сталин в Гори; с этим мнением согласны и современные психологи.[73]. Cвоим отношением Сталин довел Якова до попытки самоубийства, на известие о которой среагировал издевательски: «Ха, не попал!» [74][73]. С другой стороны, у приёмного сына Сталина А.Сергеева сохранились благоприятные воспоминания об атмосфере в сталинском доме[75][76]. Сталин по воспоминаниям Артёма Фёдоровича относился к нему строго, но с любовью и был очень весёлым человеком.

Сталин умер 5 марта 1953 года. До сих пор точно неизвестна определённая причина. Официально считается, что смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Существует версия, согласно которой Лаврентий Берия или Н. С. Хрущёв способствовали его смерти, не оказав помощи. Существуют однако и другая версия его смерти, причём весьма вероятная[источник?] - Сталин был отравлен его ближайшим сподвижником Берией.[77]

На похоронах Сталина 9 марта 1953 из-за огромного количества людей, желающих проститься со Сталиным, возникла давка. Точное количество жертв до сих пор неизвестно, хотя оценивается как значительное. В частности, известно, что одна из неопознанных жертв давки получила номер 1422; нумерация велась только для тех погибших, которых нельзя было опознать без помощи родственников или друзей.

Набальзамированное тело Сталина было помещено на всеобщее обозрение в Мавзолей Ленина, который в 1953—1961 именовался «Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина». 30 октября 1961 XXII съезд КПСС постановил, что «серьёзные нарушения Сталиным ленинских заветов… делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее». В ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 тело Сталина было вынесено из Мавзолея и погребено в могиле у Кремлёвской стены. Впоследствии на могиле был открыт памятник (бюст работы Н. В. Томского). Сталин стал единственным из советских вождей, по которому была совершена панихида Русской Православной Церковью.

Мифы о Сталине

О Сталине существует множество мифов. Часто они распространялись противниками Сталина (в основном такими, как Л. Д. Троцкий, Б. Г. Бажанов, Н. С. Хрущёв и др.). Иногда возникали сами по себе. Так существуют мифы об изнасиловании; о том, что он был агентом охранки; о том, что он лишь выдавал себя за марксиста-лениниста/коммуниста, а на самом деле был скрытым контрреволюционером; о том, что он был антисемитом и великорусским шовинистом/этнонационалистом; о том, что он был алкоголиком; о том, что он страдал параноей и даже о высказываниях Сталина.

Предполагаемые стихи Сталина

21 декабря 1939 года, в день торжественно празднования 60-летия Сталина, в газете «Заря Востока» появилась статья Н. Николаишвили «Стихи юного Сталина», в которой сообщалось, что Сталин якобы написал шесть стихотворений. Пять из них были опубликованы с июня по декабрь 1895 года в газете «Иберия», редактировавшейся Ильёй Чавчавадзе за подписью «И. Дж-швили», шестое — в июле 1896 года в социал-демократической газете «Кеали» («Борозда») за подписью «Сосело». Из них стихотворение И. Дж-швили «Князю Р. Эристави» в 1907 года было включено, в ряду избранных шедевров грузинской поэзии, в сборник «Грузинская хрестоматия».

Никаких известий о том, что юный Сталин писал стихи, до тех пор не было. Иосиф Иремашвили об этом тоже не пишет. Сам Сталин версии о принадлежности ему стихов не подтверждал, но и не опровергал. К 70-летию Сталина, в 1949 году готовилась книга его предполагаемых стихов в переводе на русский язык (к работе над переводами были привлечены крупные мастера — в частности, Борис Пастернак и Арсений Тарковский), но по приказу Сталина издание было остановлено [78].

Современные исследователи отмечают, что подписи И. Дж-швили и тем более Сосело (уменьшительное от «Иосиф») не могут быть основанием для атрибутации стихов именно Сталину, тем более что одно из стихотворений И. Дж-швили адресовано князю Р. Эристави, с которым семинарист Сталин явно не мог быть знаком. Высказывается предположение, что автором первых пяти стихотворений был филолог, историк и археолог, знаток грузинской культуры Иван Джавахишвили [79].

Награды

Сталин имел:

* звание Героя Социалистического Труда (1939)

* звание Героя Советского Союза (1945).

Являлся кавалером:

* трёх орденов Ленина (1939, 1945, 1949)

* двух орденов «Победа» (1943, 1945)

* ордена Суворова I степени (1943)

* трёх орденов Красного Знамени (1919, 1939, 1944).

В 1953 году сразу после смерти И.В. Сталина были срочно изготовлены четыре экземпляра ордена генералиссимуса Сталина (без использования драгоценных металлов) для утверждения основными членами Президиума ЦК КПСС.

Современные мнения о Сталине

События сталинской эпохи были столь грандиозны, что, естественно, вызвали огромный поток различной литературы. При всём разнообразии, в ней можно выделить несколько основных направлений.

* Либерально-демократическое. Авторы, исходящие из либеральных и гуманистических ценностей, считают Сталина душителем всякой свободы, инициативы, создателем общества тоталитарного типа, а также виновником преступлений против человечности, сравнимым с Гитлером. Такая оценка преобладает на Западе; в эпоху перестройки и в начале 1990-х гг. она преобладала и в России. При жизни самого Сталина в левых кругах на Западе было развито и другое отношение к нему (в спектре от благожелательного до восторженного), как к творцу интересного социального эксперимента; такое отношение высказывали, в частности, Бернард Шоу, Леон Фейхтвангер, Анри Барбюс. После разоблачений ХХ съезда сталинизм на Западе исчез как явление.[источник?]

Информация о работе Исторический портрет Сталина