Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:43, реферат
Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) - одна из крупнейших и влиятельных политических фигур в истории России и в мировой истории двадцатого столетия. Огромный вихрь противоречий возникает до сих пор, когда звучит его имя. Ему приписывают множество злодеяний, возвеличивание своей персоны, с другой стороны признают немалый вклад в развитие социально-экономической и культурной жизни нашей страны. Спор идет с такой страстью, будто обсуждается политик, активно действующий сегодня, а не ушедший из жизни более 50 лет назад.
Введение 2
Детство и юность Сталина 2
Первые шаги к власти 4
Гениальный преобразователь или чудовищный кровопийца? 6
Сталин и война 9
Заключение 12
Список литературы: 13
Следует отметить, что Баткин принципиально отказывается от рассмотрения Сталина как дипломата, военачальника, экономиста, о чём говорит в начале статьи.
Рой Медведев, выступая против «нередко крайне преувеличенных оценок уровня его образованности и интеллекта», в то же время предостерегает против его преуменьшения. Он отмечает, что Сталин читал много, и разносторонне, от художественной литературы до научно-популярной. В статье историк приводит слова Сталина о чтении: «Это моя дневная норма — страниц 500»; таким образом, Сталин читал по несколько книг в день и около тысячи книг в год. В довоенное время основное внимание Сталин уделяет историческим и военно-техническим книгам, после войны переходит к чтению трудов политического направления, типа «Истории дипломатии», биографии Талейрана. Вместе с тем Сталин активно изучал работы марксистов, включая труды своих соратников, а затем противников — Троцкого, Каменева и др. Медведев отмечает, что Сталин, явившись виновником гибели большого количества писателей и уничтожения их книг, в то же время покровительствовал М. Шолохову, А. Толстому и др., возвращает из ссылки Е. В. Тарле, к чьей биографии Наполеона он отнёсся с большим интересом и лично курировал ее издание, пресекши тенденциозные нападки на книгу. Медведев подчеркивает знание национальной грузинской культуры, в 1940 г. Сталин сам вносит правки в новый перевод «Витязя в тигровой шкуре». [52].
По мнению Л. Баткина, ораторский стиль Сталина крайне примитивен. Его отличают «катехизисная форма, бесконечные повторы и переворачивания одного и того же, одна и та же фраза в виде вопроса и в виде утверждения и снова она же посредством отрицательной частицы; ругательства и штампы партийного бюрократического наречия; неизменно многозначительная, важная мина, призванная скрыть, что автору мало есть что сказать; бедность синтаксиса и словаря»[60]. На лексическую скудость речей Сталина и обилие повторов обращают внимание также А. П. Романенко[61]и А. К. Михальская.[62] Израильский ученый Михаил Вайскопф также утверждает, что аргументация Сталина «строится на более или менее скрытых тавтологиях, на эффекте одуряющего вдалбливания».[63].
Формальную логику речей Сталина, по Баткину, характеризуют «цепочки простых тождеств: А=А и Б=Б, этого не может быть, потому что не может быть никогда» — то есть логики, в строгом смысле слова, в речах Сталина вообще нет. Вайскопф отзывается о сталинской «логике», как о коллекции логических ошибок: «главные особенности этой псевдологики — использование недоказанного суждения в качестве посылки и т. н. petitio principii, то есть скрытое тождество между основанием доказательства и якобы вытекающим из него тезисом. Тавтологичность сталинских аргументов (idem per idem) постоянно образует классический „круг в доказательстве“. Часто наличествуют перестановка т. н. сильных и слабых суждений, подмена терминов, ошибки — вернее, фальсификации, — сопряженные с соотношением объёма и содержания понятий, с дедуктивными и индуктивными выводами, и пр.». Вайскопф вообще рассматривает тавтологию как основу логики речей Сталина (точнее, «почву основы», как выражается автор, перефразируя реальные слова вождя). В частности, Вайскопф приводит следующие образцы сталинской «логики»:
Она <женщина> может загубить общее дело, если она забита и темна, конечно, не по своей злой воле, а по темноте своей
Вайскопф находит в этой фразе ошибку класса petitio principii, утверждая, что одно из упоминаний о «темноте» является посылкой, а другое — вытекающим из неё выводом, таким образом, посылка и вывод тождественны.
«Слова и дела оппозиционного блока неизменно вступают между собой в конфликт <…> Отсюда разлад между делом и словом».
«Несчастье группы Бухарина в том именно и состоит, что они <…> не видят характерных особенностей этого периода <…> Отсюда их слепота»
«Почему плоды труда пролетариев забирают именно капиталисты, а не сами пролетарии? Почему капиталисты эксплуатируют пролетариев, а не пролетарии — капиталистов? Потому, что <…> капиталисты покупают рабочую силу пролетариев, и именно поэтому капиталисты забирают плоды труда пролетариев, именно поэтому капиталисты эксплуатируют пролетариев, а не пролетарии капиталистов. Но почему именно капиталисты покупают рабочую силу пролетариев? Почему пролетарии нанимаются капиталистами, а не капиталисты — пролетариями? <…> Потому, что главной основой капиталистического строя является частная собственность на орудия и средства производства…»
Однако по Баткину, предъявлять к речам Сталина претензии в тавтологиях, софизмах, грубой лжи и пустословии неправомерно, поскольку они не имели целью кого-то убеждать, а носили ритуальный характер: в них вывод не вытекает из рассуждения, а предшествует ему, «то есть не „вывод“, конечно, а 'умысел и решение. Поэтому текст — это способ дать понять, догадаться о решении и в такой же мере способ помешать догадаться».
Георгий Хазагеров возводит риторику Сталина к традициям торжественного, гомилетического (проповеднического) красноречия и считает её дидактико-символической. По определению автора, «задача дидактики — исходя из символики как из аксиомы, упорядочить картину мира и эту упорядоченную картину доходчиво передать. Сталинская дидактика, однако, брала на себя и функции символики. Проявлялось это в том, что зона аксиом разрасталась до целых учебных программ, а доказательность, напротив, заменялась ссылкой на авторитет». [64] В. В. Смолененкова отмечает сильное воздействие, которое при всех этих качествах речи Сталина оказывали на аудиторию[65]. Так, Илья Старинов передает впечатление, произведенное на него выступлением Сталина: «Мы, затаив дыхание, слушали речь Сталина. (…) Сталин говорил о том, что волновало каждого: о людях, о кадрах. И как убедительно говорил! Здесь я впервые услышал: „Кадры решают всё“. В память на всю жизнь врезались слова о том, как важно заботиться о людях, беречь их…»[66] Ср. также запись в дневнике Владимира Вернадского: «Только вчера дошёл до нас текст речи Сталина <от 7 ноября 1941 года[67].>, произведшей огромное впечатление. Раньше слушали по радио из пятого в десятое. Речь, несомненно, очень умного человека» [68]
В. В. Смолененкова объясняет эффект речей Сталина тем, что они были вполне адекватны настроениям и ожиданиям аудитории. Л. Баткин подчеркивает также момент «заворожённости», возникавший в атмосфере террора и порожденного ей страха и почтения к Сталину как к олицетворению высшей силы, распоряжавшейся судьбами. С другой стороны, в повести Юлия Даниэля «Искупление» (1964), описываются студенческие разговоры о логике Сталина, ведущиеся ещё при его жизни в духе будущих статей Баткина и Вайскопфа: "ну, вы помните — «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда», и прочее, в том же духе"[69].
Сталин был очень читающим человеком и интересовался культурой. После его смерти осталась его личная библиотека состоящая из тысяч книг, многие с личными пометками на полях. Он сам говорил некоторым посетителям, показывая на пачку книг на своем письменном столе: «Это моя дневная норма — страниц 500». В год таким образом получалось до тысячи книг. [70] Есть также свидетельства что Сталин ещё в 20-х годах восемнадцать раз посещал пьесу «Дни Турбиных» малоизвестного тогда писателя Булгакова. При этом, несмотря на сложную обстановку он ходил без личной охраны и транспорта. Позднее Сталин принял участие в популяризации этого писателя. Личные контакты поддерживал Сталин также с другими деятелями культуры: музыкантами, актёрами кино, режиссёрами. Сталин лично вступил в полемику также с композитором Шостаковичем. По мнению Сталина, его послевоенные музыкальные композиции были написаны по политическим мотивам — с целью дискредитации Советского Союза. [71] [72]
В 1904 г. Сталин женился на Екатерине Сванидзе, но через три года его жена умерла от туберкулёза. Их единственный сын Яков попал в плен к немцам во время Второй Мировой войны. По распространённой версии, отражённой, в частности, в романе Ивана Стаднюка «Война» и советском фильме «Освобождение» (достоверность этого рассказа неясна), германская сторона предложила обменять его на фельдмаршала Паулюса, на что Сталин ответил: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». В 1943 году Яков был застрелен в немецком концентрационном лагере Заксенхаузен при попытке к бегству. Яков был трижды женат и имел сына Евгения, участвовавшего в 1990-е гг. в российской политике (внук Сталина входил в избирательные списки блока Анпилова); эта прямая мужская линия семьи Джугашвили существует и сейчас.
В 1919 г. Сталин женился второй раз. Его вторая жена, Надежда Аллилуева, член ВКП(б), в 1932 году совершила самоубийство в своей кремлёвской квартире (официально было объявлено о скоропостижной кончине)[источник?]. От второго брака у Сталина было двое детей: Светлана и Василий. Его сын Василий, офицер советских военно-воздушных сил, на командных должностях участвовал в Великой Отечественной войне, после окончания её руководил ПВО Московской области (генерал-лейтенант), после смерти Сталина был арестован, умер вскоре после освобождения в 1960 г. Дочь Сталина Светлана Аллилуева 6 марта 1967 года попросила политического убежища в посольстве Соединённых Штатов в Дели и в том же году переехала в США. В семье Сталина до возраста 11 лет воспитывался Артём Сергеев (сын погибшего революционера Фёдора Сергеева — «товарища Артёма»).
Кроме того, считается, что в туруханской ссылке у Сталина родился внебрачный сын — Константин Кузаков. Отношений с ним Сталин не поддерживал.
Сталин с детьми от второго брака: Василием (слева) и Светланой (в центре)
Сталин с детьми от второго брака: Василием (слева) и Светланой (в центре)
Cогласно свидетельствам, сыновей Сталин, бил, так что, например, Яков (которого Сталин обычно называл: «мой дурак» или «волчонок») не раз должен был ночевать на лестничной площадке или в квартирах соседей (в том числе Троцкого); Н. С. Хрущев вспоминал, что однажды Сталин за неуспеваемость избил Василия сапогами. Троцкий полагал, что эти сцены семейного насилия воспроизводили атмосферу, в которой воспитывался Сталин в Гори; с этим мнением согласны и современные психологи.[73]. Cвоим отношением Сталин довел Якова до попытки самоубийства, на известие о которой среагировал издевательски: «Ха, не попал!» [74][73]. С другой стороны, у приёмного сына Сталина А.Сергеева сохранились благоприятные воспоминания об атмосфере в сталинском доме[75][76]. Сталин по воспоминаниям Артёма Фёдоровича относился к нему строго, но с любовью и был очень весёлым человеком.
Сталин умер 5 марта 1953 года. До сих пор точно неизвестна определённая причина. Официально считается, что смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Существует версия, согласно которой Лаврентий Берия или Н. С. Хрущёв способствовали его смерти, не оказав помощи. Существуют однако и другая версия его смерти, причём весьма вероятная[источник?] - Сталин был отравлен его ближайшим сподвижником Берией.[77]
На похоронах Сталина 9 марта 1953 из-за огромного количества людей, желающих проститься со Сталиным, возникла давка. Точное количество жертв до сих пор неизвестно, хотя оценивается как значительное. В частности, известно, что одна из неопознанных жертв давки получила номер 1422; нумерация велась только для тех погибших, которых нельзя было опознать без помощи родственников или друзей.
Набальзамированное тело Сталина было помещено на всеобщее обозрение в Мавзолей Ленина, который в 1953—1961 именовался «Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина». 30 октября 1961 XXII съезд КПСС постановил, что «серьёзные нарушения Сталиным ленинских заветов… делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее». В ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 тело Сталина было вынесено из Мавзолея и погребено в могиле у Кремлёвской стены. Впоследствии на могиле был открыт памятник (бюст работы Н. В. Томского). Сталин стал единственным из советских вождей, по которому была совершена панихида Русской Православной Церковью.
О Сталине существует множество мифов. Часто они распространялись противниками Сталина (в основном такими, как Л. Д. Троцкий, Б. Г. Бажанов, Н. С. Хрущёв и др.). Иногда возникали сами по себе. Так существуют мифы об изнасиловании; о том, что он был агентом охранки; о том, что он лишь выдавал себя за марксиста-лениниста/
21 декабря 1939 года, в день торжественно празднования 60-летия Сталина, в газете «Заря Востока» появилась статья Н. Николаишвили «Стихи юного Сталина», в которой сообщалось, что Сталин якобы написал шесть стихотворений. Пять из них были опубликованы с июня по декабрь 1895 года в газете «Иберия», редактировавшейся Ильёй Чавчавадзе за подписью «И. Дж-швили», шестое — в июле 1896 года в социал-демократической газете «Кеали» («Борозда») за подписью «Сосело». Из них стихотворение И. Дж-швили «Князю Р. Эристави» в 1907 года было включено, в ряду избранных шедевров грузинской поэзии, в сборник «Грузинская хрестоматия».
Никаких известий о том, что юный Сталин писал стихи, до тех пор не было. Иосиф Иремашвили об этом тоже не пишет. Сам Сталин версии о принадлежности ему стихов не подтверждал, но и не опровергал. К 70-летию Сталина, в 1949 году готовилась книга его предполагаемых стихов в переводе на русский язык (к работе над переводами были привлечены крупные мастера — в частности, Борис Пастернак и Арсений Тарковский), но по приказу Сталина издание было остановлено [78].
Современные исследователи отмечают, что подписи И. Дж-швили и тем более Сосело (уменьшительное от «Иосиф») не могут быть основанием для атрибутации стихов именно Сталину, тем более что одно из стихотворений И. Дж-швили адресовано князю Р. Эристави, с которым семинарист Сталин явно не мог быть знаком. Высказывается предположение, что автором первых пяти стихотворений был филолог, историк и археолог, знаток грузинской культуры Иван Джавахишвили [79].
Сталин имел:
* звание Героя Социалистического Труда (1939)
* звание Героя Советского Союза (1945).
Являлся кавалером:
* трёх орденов Ленина (1939, 1945, 1949)
* двух орденов «Победа» (1943, 1945)
* ордена Суворова I степени (1943)
* трёх орденов Красного Знамени (1919, 1939, 1944).
В 1953 году сразу после смерти И.В. Сталина были срочно изготовлены четыре экземпляра ордена генералиссимуса Сталина (без использования драгоценных металлов) для утверждения основными членами Президиума ЦК КПСС.
События сталинской эпохи были столь грандиозны, что, естественно, вызвали огромный поток различной литературы. При всём разнообразии, в ней можно выделить несколько основных направлений.
* Либерально-демократическое. Авторы, исходящие из либеральных и гуманистических ценностей, считают Сталина душителем всякой свободы, инициативы, создателем общества тоталитарного типа, а также виновником преступлений против человечности, сравнимым с Гитлером. Такая оценка преобладает на Западе; в эпоху перестройки и в начале 1990-х гг. она преобладала и в России. При жизни самого Сталина в левых кругах на Западе было развито и другое отношение к нему (в спектре от благожелательного до восторженного), как к творцу интересного социального эксперимента; такое отношение высказывали, в частности, Бернард Шоу, Леон Фейхтвангер, Анри Барбюс. После разоблачений ХХ съезда сталинизм на Западе исчез как явление.[источник?]