История Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:34, реферат

Описание работы

Но мало кому известно, что Грозный писал политические эпиграммы на немецком языке. Что он сочинял музыку и дирижировал хором. Многие ли знают о его литературных произведениях, которые он подписывал своим именем, иногда псевдонимами? Или о том, что под его руководством и при его участии была заново переписана история Руси с древнейших времен и создана многотомная всемирная история?

Содержание работы

Введение 3
1. Сирота Всея Руси 4
2. Незабываемый 1547-й 7
2.1 Первая жена 7
2.2 Первое народное восстание и первые близкие друзья 8
3. Первый период правления 10
3.1 Литературные сочинения Ивана IV 10
3.2 Судебник Ивана IV. Стоглавый собор 11
3.3 Походы против Казани 13
3.4 «Уложение о службе» 1550 г 16
4. Опричнина 18
5. На закате жизни 22
5.1 Смерть Ивана IV 22
Заключение 24
Литература 25

Файлы: 1 файл

отечественная история.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

     Введение 3

     1. Сирота Всея Руси 4

     2. Незабываемый 1547-й 7

       2.1 Первая жена 7

       2.2 Первое народное восстание и первые близкие друзья 8

     3. Первый период правления 10

       3.1 Литературные сочинения Ивана IV 10

       3.2 Судебник Ивана IV. Стоглавый собор 11

       3.3 Походы против Казани 13

       3.4 «Уложение о службе» 1550 г 16

     4. Опричнина 18

     5. На закате жизни 22

       5.1 Смерть Ивана IV 22

     Заключение 24

     Литература 25

     Приложения 26 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Что мы знаем об Иване Грозном?

     Что он с помощью созданной им опричнины  осуществлял жестокий террор в отношении своих подданный. Что в припадке дикого гнева он убил собственного сына. Что при нем основана типография Ивана Фёдорова и напечатаны первые русские книги. И что у него было много жён…

     Но  мало кому известно, что Грозный  писал политические эпиграммы на немецком языке. Что он сочинял музыку и дирижировал хором. Многие ли знают  о его литературных произведениях, которые он подписывал своим именем, иногда псевдонимами? Или о том, что под его руководством и при его участии была заново переписана история Руси с древнейших времен и создана многотомная всемирная история?

     О некоторых малоизвестных страницах  жизни Ивана Грозного я хотела бы поведать в своем реферате. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СИРОТА  ВСЕЯ РУСИ
 

     К моменту смерти великого князя Василия  III его старшему сыну и наследнику минуло три года. Возле постели Великого князя начались его совещания с ближними боярами и советниками. Была написана духовная грамота-завещание Великого князя. В нем Василий благословил на государство и великое княжение своего старшего сына-Ивана, и указал быть при нем, до его пятнадцатилетнего возраста, семи боярам во главе с дядей Великой княгини Елены - Михаилом Львовичем Глинским.

     Рыдающей  у его постели молодой жене Василий повелел беречь сыновей-трехлентнего Ивана и двухлетнего Юрия. Ей был выделен, как полагалось по традиции, «вдовий удел». Никаких государственных дел, никакого участия в управлении государством Василий жене не завещал. Такова была традиция в Московском, да и не только в Московском княжеском доме. Однако после смерти Василия управление государством пошло не по его завещанию. Не прошло и года, как Елена, с помощью боярина- князя Ивана Овчины Телепнева-Оболенского, слывшего ее фаворитом, заключила своего дядю Михаила Львовича Глинского в тюрьму. Ему предъявили явно ложное обвинение: будто бы он отравил Василия III, чтобы самому занять великокняжеский престол.

     После ареста Глинского, назначенный еще Василием, опекунский совет фактически прекратил свое существование, и Елена стала единственным опекуном при маленьком Великом князе Иване и самовластной правительнице государства. Её дядю Михаила Глинского уморили в тюрьме голодом. Такая же судьба постигла и братьев покойного Великого князя- Юрия и Андрея Ивановичей.

     Как видим, мать Ивана Грозного для достижения власти не останавливалась перед жестокими расправами. Таким образом, жестокость царя Ивана IV в борьбе за власть была унаследована им не только от деда Ивана III и от отца Василия III, но и от матери.

     Елена Глинская правила недолго. Менее чем через пять лет после смерти мужа, в апреле 1538 года Елена умерла. Восьмилетний Великий князь Иван остался круглым сиротой. Страшное сиротское детство, наполненное «прелестями» именно такого рода,- невниманием со стороны взрослых, можно сказать - заброшенностью, сценами насилия и убийств, выпало на долю ребенка - будущего царя Ивана IV. При этом, однако, его детство было отягощено еще одним постоянным переживанием, которое другим маленьким страдальцам, как бы ни был тяжел их быт, переносить не доводится…

     Да, кремлевские сироты - Иван и его  младший брат Юрий - страдали от невнимания «опекунов», занятых своими делами. Порой, как потом будет вспоминать царь, их нередко забывали даже как следует одеть и покормить. Но мало того - мальчикам приходилось постоянно терпеть унижения и обиды именно от тех, кто должен был окружить их заботой. Царь Иван не мог забыть одну из ярких сцен, имевших место в годы его малолетства.

     Он  с братом Юрием играл на полу в  опочивальне Великого князя Василия, а боярин Иван Шуйский сидел в это время на лавке и, положив ногу на постель, на которой скончался Василий III, не только не стесняясь сыновей покойного, но, напротив, желая им показать, кто в доме хозяин…

     Да, на глазах малолетнего Ивана, враждующие между собой бояре избивали, арестовывали, а, то и убивали одни других. Иногда подобные сцены происходили и среди ночи, прямо в спальне ребенка, куда одни бояре вбегали, пытаясь скрыться от других. Мальчик в ужасе просыпался, просил пощадить преследуемых. Но его не слушали.

     Да, все это происходило в детстве  царя Ивана. Но наряду с этими оскорблениями и унижениями, происходило нечто не такое ужасное, не так травмирующее детскую психику.

     Нетрудно  представить себе, какие мысли  порождали, и по мере взросления укрепляли в голове Ивана такие перепады отношения к нему – от оскорбительного пренебрежения к подобострастию и поклонению. В нем росло и крепло убеждение, что его законное, истинное, естественное положение- это положение высшего властителя, которому обязаны беспрекословно подчиняться подданные, начиная от «простого всенародства» и кончая знатнейшими боярами и церковными иерархиями. И что его истинное, законное, естественное положение скрыто от его подданных, от всего народа отнято у него злонамеренными, преступными боярами-правителями.

     Уродливые и страшные обстоятельства детства  Ивана вполне естественно наложили отпечаток на его характер, поселили в нем подозрительность,  недоверие к окружающим,  мнительное ожидание от них всяческого зла, поселили в нем неутолимую ненависть против подлинных, а заодно и против мнимых врагов…

     Прежде  чем расстаться с описание сиротского детства и юности будущего царя Ивана  Грозного, необходимо сказать о том, что его юные года были наполнены одним постоянным и любимым занятием, оказавшим большое влияние на его дальнейшую жизнь. Речь идет о его пристрастии к книгам. Он жадно читал русские летописи, Библию, Евангелие, историю древнего Израиля, историю Греции и Рима, историю Византии. Юная память хорошо сохраняла прочитанное, и царь Иван в течение всей жизни, постоянно, по самым разным поводам цитировал прочитанное - и летописи, и священное писание, и сочинения историков. 

     2. НЕЗАБЫВАЕМЫЙ 1547-й

     2.1 Первая жена

     14 декабря 1546 года Иван пригласил  к себе митрополита Макария,  а также всех бояр-членов Боярской думы - и объявил им следующее свое волеизъявление: «Милостию Божией и Пречистой его матери, молитвами великих чудотворцев… положил я на них упование, а у тебя, отца своего благословяся, помыслил жениться. Сперва думал я жениться на иностранных государствах, у какого-нибудь короля или царя; но потом я эту мысль отложил, не хочу жениться в иностранных государствах… Если я приведу себе жену из чужой земли и в нравах не сойдемся, то между нами дурное житье будет. Поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого Бог благословит…»

     Далее Великий князь сказал собравшимся: «По твоему отцу своего митрополита благословению и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши Великие цари и Великие князья… на царство садились; и я также этот чин хочу исполнить и на царство, на Великое княжение сесть».

     В действительности все эти решения  не были приняты им самостоятельно. Более того, до принятия Великим князем, а затем царем самостоятельных политических решений и до его самостоятельности в делах государственного управления было еще далеко.

     Женитьба Ивана Васильевича произошла в феврале 1547 года, после венчания на царство в январе. Однако до венчания на царство, заблаговременно, еще в декабре 1546 года, началось непростое дело- подбор достойной невесты для будущего царя.

     По  всей Руси князьям и многим другим служилым людям были разосланы от имени Великого князя грамоты: «Когда к вам эта наша грамота придет и которых будут из вас дочери- девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к наместникам нашим на смотр, а дочерей-девок у себя ни под каким видом не таили б. Кто же из вас дочь- девку утаит и к наместникам нагим не привезет, тому быть от меня в великой опале и казни. Грамоту пересылайте между собой сами, не задерживая ни часу».

     После долгих, многоступенчатых смотрин, из нескольких тысяч знатных «девок», в жены царю была выбрана дочь покойного  к тому времени окольничего Василия III – Романа Юрьевича Захарьина – Анастасия.   

     2.2 Первое народное восстание и первые близкие друзья

     Очень скоро, в апреле 1547 года, в Кремле вспыхнул огромный пожар, который серьезно повредил или уничтожил не только Успенский собор митрополита, но и его дворец, царский дворец, многие кремлевские здания и, наконец, Старый город, расположенный перед стенами Кремля, так называемый «китай-город».  Великий князь, который с момента коронации носил титул царя, отправился вместе с молодой женой в село Воробьево. Он отдал приказание о следствии касательно причин пожара. Шуйские и их сторонники воспользовались ситуацией, чтобы запугать молодого царя: они обвинили семейство Глинских в организации поджога и натравили на них массы народа. Дядя Ивана IV, князь Юрий Глинский, был линчеван. Толпа, подстрекаемая Шуйскими, двинулась в Воробьево и потребовала от царя выдачи его бабки, старой княгини Анны Глинской, и ее второго сына Михаила. Иван приказал жестоко наказать главных зачинщиков и этим обратил бунтовщиков в бегство, однако несмотря на это Михаил Глинский, его дядя, не чувствовал себя в безопасности при дворе, предпринял попытку бежать в Литву, но был схвачен. Наказание было мягким, однако теперь Глинские утратили всякое влияние в окружении Ивана IV.

     Попытка Шуйских еще раз, с помощью  насилия прийти к власти, предпринятая в союзе с другими боярскими семействами, в числе которых был и один из Захарьиных, дядя молодой царицы, потерпела поражение. Иван IV, на которого пожар Москвы произвел глубокое впечатление, извлек из этих событий для себя урок: по возможности не пользоваться услугами боярских семейств. Уже довольно давно продолжалось его знакомство со священником Сильвестром, который происходил из Новгорода и служил в Кремле в Благовещенском соборе. Митрополит Макарий, который, по-видимому, первым стал всерьез заботиться о духовном развитии и религиозном образовании Ивана IV, стал инициатором этого знакомства, и мальчик проникся доверием к Сильвестру. Еще близким другом Ивана IV в юношеские годы был Алексей Федорович Адашев, сын княжеского слуги-холопа, который впервые появляется в окружении царя лишь во время его свадьбы. Вскоре он стал важнейшим советчиком царя, наряду с царицей Анастасией, митрополитом Макарием и Сильвестром. Этим одновременно было фактически отстранено от принятия решений существующее боярское правительство. Иван IV сам выбирал себе советников, и перестал быть игрушкой в руках придворных клик. Пожар Москвы положил конец «временам хаоса». 
 
 
 
 
 
 

    1. ПЕРВЫЙ  ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ
 

     Воля  молодого царя одержала верх быстрее  и безоговорочнее, чем он сам, по-видимому, отваживался надеяться. В стране снова был правитель, даже если поначалу этот правитель в своих мыслях и поступках и находился под влиянием узкого круга советчиков.

     Господствующей  фигурой этого круга был, очевидно, митрополит Макарий. Поэтому не случайно в первые годы самостоятельного правления Ивана IV вопросы жизни церкви и ее внутренней реформы выдвинулись на первый план. На важных церковных соборах 1547 и 1549 годов было выработано и закреплено решение о самобытности и самостоятельности московской православной церкви, в том числе по отношению к константинопольскому патриарху. Был также принят единый канон почитаемых святых для сферы распространения православной церкви восточного славянства, действующий таким образом и на польско-литовском территориях, и составлены их жития. Впрочем, гигантское сочинение, возникшее в результате,- «Четьи-Минеи» («чтения ежемесячные»)- не было полностью опубликовано и до наших дней.  

     3.1 Литературные сочинения Ивана IV

     Чрезвычайно характерно, что в 1549 году были начаты и «Степенная книга», и так называемая Никоновская летопись, наиболее объемное по содержанию хронологическое собрание материалов по древней русской истории. Это были новые исторические повествования, в центре которых стояли Москва и московская династия. «Степенная книга» положила конец принципу подразделения, принятому в русской аналистике, и содержала лишь биографии сменявших друг друга московских правителей. Примечательно, что оба труда предлагали вниманию читателя известные и официозные «истории государства».

Информация о работе История Ивана Грозного