Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:25, курсовая работа
Стрелецкое войско, первое постоянное войско в Русском государстве середины 16 - начала 18 века. Комплектовалось из свободного городского и сельского не тяглого (не облагавшегося налогами) населения, имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось воеводами. Организационно состояло из "приборов" (отрядов), затем приказов (по 500 - 1000 человек), с 1681 - полков, и находилось в ведении Стрелецкого приказа. В 80-х годах 17-то века было реорганизовано по образу полков "нового строя". Расформировано по указу Петра I в начале 18-го века.
Актуальность темы заключается в создании военных реформ на Руси Иваном Грозным.
Цель работы заключается в изучении созданных реформ Иваном Грозным и их анализ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИВАН ГРОЗНЫЙ И ЕГО ВКЛАД В РЕФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ АРМИИ 5
2. ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
СОДЕРЖАНИЕ
Военная реформа - существенное преобразования военной системы государства, проводимое по решению высших органов государственной власти. Военные реформы вызываются новыми политическими задачами государства, появлением новых видов вооружения, экономическими соображениями, изменением уровня производства, средств и способов вооруженной борьбы и другое.
Находят
юридическое закрепление в
Истоки зарождения в нашем Отечестве новой военной организации уходят в период правления Ивана III Великого (1462-1505), который приступил к массовой раздаче земельных наделов и поместий слугам княжеского двора, а также вольным людям при условии несения ими службы, то есть положил начало формированию служилого дворянства. Усилия Ивана III по созданию сильной военной организации Российского государства продолжил Иван IV, создавший крупную по численности армию в Европе, - 250-300 тысяч человек (около 3% населения Руси). В период с 1550 по 1571 г.г. Иваном Грозным были проведены военные реформы, начало которых положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы 1000 помещиками, занявшими ключевые командные штаты в армии. (Эта дата предполагается в качестве Дня образования Российской армии - в 2010году будет 460лет Вооруженным Силам Российской Федерации).
Основное содержание военных реформ - это упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске; организация централизованного управления армией; создание постоянного стрелецкого войска; централизация системы снабжения; создание постоянной сторожевой службы на южной границе и другое.
Поместное войско, дворянская конница, составлявшая основной род русского войска в 15-17 веках; имело характер ополчения. В организационном отношении делилось на сотни. Все годные к службе владельцы поместий и вотчин по Уложению о службе 1556 года являлись в поход со своими лошадьми, припасами и оружием и выставляли по 1 вооруженному ратнику с каждых 50 десятин принадлежавшей им земли. Реорганизовано Петром I в 1701 году в регулярные полки драгун.
Стрелецкое войско, первое постоянное войско в Русском государстве середины 16 - начала 18 века. Комплектовалось из свободного городского и сельского не тяглого (не облагавшегося налогами) населения, имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось воеводами. Организационно состояло из "приборов" (отрядов), затем приказов (по 500 - 1000 человек), с 1681 - полков, и находилось в ведении Стрелецкого приказа. В 80-х годах 17-то века было реорганизовано по образу полков "нового строя". Расформировано по указу Петра I в начале 18-го века.
Актуальность темы заключается в создании военных реформ на Руси Иваном Грозным.
Цель
работы заключается в изучении созданных
реформ Иваном Грозным и их анализ.
Одним
из важных вопросов истории русского
народа является вопрос об Иване Грозном.
Иван Грозный уже современникам казался
личностью загадочной и страшной: “Превысочайшего
во-истинну и преславнейша всех бывших,
славиму же от конец небес до конец их”,-
пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет:
“... возненавиде грады земля своея ... и
всю землю державы своея, яко секирою,
наполы некако рассече”. Такой же загадкой
вошел Иван IV и в историческую науку. Для
большинства историков это была психологическая
проблема; интересовали сама личность
Ивана Грозного и условия, в которых она
создавалась. Перед некоторыми историками
даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален
умственно. Но уже в трудах Соловьева и
Платонова были сделаны попытки подойти
к этому вопросу иначе: они расценивали
деятельность Ивана IV как момент решительной
схватки
“государственного начала”, воплощенного
этим грозным государем, с удельной стариной.
Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н.А. Рожкова и М. Н. Покровского об эпохе Ивана IV. Если русская историография и “школа Покровского” не сумели научно разъяснить значение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова.
К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформами Ивана IV.
Вопрос
о необходимости коренного
Мрачная,
но вместе с тем исполненная величия
фигура Ивана IV уже не одно столетие
приковывает к себе внимание историков.
Оценки правления грозного царя порой
диаметрально противоположны, одни называют
его «тираном», «деспотом», «сумасшедшим»,
другие говорят о том, что Иван IV был мудрым
политиком, о том, что царь был любим народом.
Многие пишут о «непонятной», «загадочной»
политике царя; еще Андрей Курбский в начале
своего «Сказания» задавался недоуменным
вопросом: отчего изменился характер государя?
Почему царь обрушился на своих верных
бояр, зачем он ввел опричнину? «Учреждение
это всегда казалось очень странным, как
тем, кто страдал от него, так и тем, кто
его исследовал», - писал об опричнине
В. О. Ключевский . «За последние сто лет
ситуация в науке мало изменилась», - добавляет
в этой связи В. Б. Кобрин, опричнина остается
загадкой для историков. С. Б. Веселовский
писал по этому поводу: «Созревание исторической
науки движется так медленно, что может
поколебать нашу веру в силу человеческого
разума вообще, а не только в вопросе о
царе Иване и его времени».
Между тем - по мнению некоторых историков
- источник нововведений Ивана Грозного,
в общем, достаточно хорошо известен. Известно,
что царь в целом следовал определенному
проекту преобразований и известен человек,
предложивший этот проект. Этого человека
звали Иван Пересветов; 8 сентября 1549 года
в церкви Рождества Богородицы Пересветов
вручил царю челобитную с проектом реформ.
Иван Пересветов был русским дворянином
из Литвы, он был многоопытным воином,
служившим Яну Запольяи и Петру Рарешу,
вассалам султана Сулеймана Законодателя;
он хорошо знал турецкие порядки, и советовал
царю брать пример с Турции. Челобитная
содержала “Сказание о Магмете-салтане”,
в котором рассказывалось, как Магмет-салтан
“великую правду в царстве своем ввел”.
«В 6961 году турецкий царь Магмет-салтан
повелел со всего царства все доходы себе
в казну собирать, - говорит «Сказание»,
- а никого из вельмож своих ни в один город
наместником не поставил, чтобы не прельстились
они на мзду и неправедно не судили, а наделял
вельмож своих из казны царской, каждому
по заслугам. И назначил он судей во все
царство, а судебные пошлины повелел взимать
себе в казну, чтоб судьи не искушались
и неправедно бы не судили… А через некоторое
время спустя проверил царь Магмет судей
своих, как они судят, и доложили царю про
их лихоимство, что они за взятки судят.
Тогда царь обвинять их не стал, а только
повелел с живых кожу ободрать... А кожи
их велел выделать и ватой велел их набить,
и написать повелел на кожах их: “Без таковой
грозы невозможно в царстве правду ввести”.
Правда - богу сердечная радость, поэтому
следует в царстве своем правду крепить.
А ввести царю правду в царстве своем -
это значит и любимого своего не пощадить,
найдя его виновным. Невозможно царю без
грозы править, как если бы конь под царем
был без узды, так и царство без грозы”.
«Великая правда» – это было то, что турки
называли “адалет”, “справедливость”,
это была великая идея, лежавшая в основании
исламского учения о государстве. Султан
выступал в «Сказании» как охранитель
справедливости: он выдал судьям книги
судебные, чтоб судили всех одинаково,
он установил налоги и послал сборщиков
– «а после сборщиков проверял, по приказу
ли его царскому собирают». Воинов царь
«наделил царским жалованием из казны
своей, каждому по заслугам». «Если у царя
кто против недруга крепко стоит… будь
он и незнатного рода, то он его возвысит
и имя ему знатное даст…» «Еще мудро устроил
царь турецкий: каждый день 40 тысяч янычар
при себе держит, умелых стрельцов из пищалей,
и жалование им дает и довольствие на каждый
день…». Пересветов не просто рассказывал
о порядках Османской империи – он предлагал
брать пример с эти порядков, предлагал
проект преобразований. Главное в этом
проекте – это призыв к утверждению самодержавия,
призванного охранять «правду» с помощью
«грозы». Конкретные меры, которые предлагает
Пересветов - это ликвидация наместнических
судов и системы кормлений, создание справедливого
суда и нового свода законов, сбор судебных
пошлин в казну, наделение служилых людей
постоянным жалованием, особый суд для
военных, запрещение закабалять свободных
людей. Четыре наиболее настоятельных
совета Пересветова – это утверждение
самодержавия, установление «великой
правды», возвышение воинов по заслугам
и создание приближенного к царю стрелецкого
корпуса, подобного корпусу «умелых стрельцов»-янычар.
Сочинение
Пересветова пришлось по душе царю:
об этом говорит то, что оно было
внесено в Никоновскую летопись
и в Хронограф второй редакции.
Но все-таки для православного человека
было негоже подражать безбожным
туркам, и, уловив настроение сановных
читателей, Пересветов посчитал нужным
сменить тон. Вскоре после первой челобитной
он подал вторую, в которой те же самые
мысли высказывались в более осторожной
форме и уже не от имени автора, а от имени
молдавского «воеводы» Петра. «Воевода»
Петр - это был господарь Петр Рареш (1527-1546),
знаменитый правитель Молдавии. Рареш
был известен тем, что отнимал вотчины
у своих бояр, чтобы раздать их в поместья
служилым людям. Очевидно, по примеру султанских
земель «хассе», Рареш выделял государственные
земли каждого уезда в самостоятельные
«околы», на которых создавалась особая
администрация. Конфискации вызвали конфликт
с боярами, которые перешли на сторону
османов, и Рарешу пришлось бежать из Молдавии.
Однако через некоторое время господарь
пришел к соглашению с турками и стал вассалом
султана; вернувшись на престол, он жестоко
расправился с изменниками-боярами. Таким
образом, имя Петра Рареша.
Русские цари уже давно подражали османским
султанам в управлении государством, но
об этом нельзя было говорить вслух. Отношения
между султанами и царями были таковы,
что турецкий язык считался на Руси «нечистым»
и заговоривший на нем рисковал жизнью.
Хваливший османского султана вольнодумец
Берсень окончил жизнь на плахе, а друживший
с османским послом Максим Грек был заключен
в темницу. Призыв Пересветова брать пример
с османов был настолько смелым, что никто
более не смог его повторить, на эту тему
был наложен запрет. Однако в более общей
форме мысли Пересветова настолько часто
повторялись в посланиях советников царя,
Адашева и Сильвестра, что это породило
сомнения историков. Возникли предположения,
что Пересветова вообще не существовало
на свете, что это Адашев (который тоже
бывал в Турции) использовал псевдоним,
чтобы высказать то, о чем не осмеливался
сказать открыто. Наконец, предполагали,
что автором второй челобитной может быть
сам царь. Тем не менее, А. А. Зимин, досконально
исследовавший этот вопрос, не сомневался
в существовании «воинника Иванца Пересветова».
Таким образом, повторение идей Пересветова
в устах правителей Руси говорит о том,
что они восприняли эти идеи и были готовы
ими воспользоваться. Почти все исследователи
признают, что царь во многом следовал
предложениям Пересветова. Н. Ю. Розалиева
и А. Айкут отмечают, что методы, которые
предлагал Пересветов для утверждение
самодержавия, несомненно, навеяны примером
Мехмеда II, и царь использовал эти методы.
Однако основная идея Персветова – брать
пример с Турции – носила общий характер.
Следуя этой идее, можно было зайти очень
далеко, гораздо дальше, чем мог помыслить
многоопытный воинник. Таким образом,
остается рассмотреть вопрос о том, как
далеко зашел царь в исполнении этого
совета, о том, как реализовывалась на
практике идея подражания султанам.
Необходимо шаг за шагом проанализировать нововведения Ивана Грозного, сравнить их с тем, что предлагал Пересветов, и с османскими порядками тех времен.
Главной составляющей реформ Ивана Грозного были военные реформы - создание сильной армии было решающим условием существования государства. Первые мероприятия царя в точности следовали проекту Пересветова. Летом 1550 года был создан корпус «выборных стрельцов» в 3 тысячи человек; стрельцы получали по 4 рубля в год и жили в Воробьевой слободе под Москвой. Характерно, что на Руси использовали фитильные ружья турецкой конструкции, и на Руси и в Турции эти ружья называли «мултух»; они отличались от европейских ружей устройством затвора. Капитан Маржерет писал позднее, что стрельцы были лучшим войском царя, что кроме стрельцов, никто не мог противостоять татарской коннице. «Главная сила русских заключается в пехоте, - отмечал Яков Рейтенфельс, - которая совершенно справедливо может быть уподоблена турецким янычарам». Х. Ф. Манштейн, видевший стрельцов в начале XVIII века, отмечал, что «их больше всего можно сравнить с янычарами, они держались одинакового с ними порядка в сражениях и имели почти одинаковые с ними преимущества». Франческо Тьеполо по времена Ивана Грозного также сравнивал стрельцов с янычарами. Действительно, стрельцы сражались, как янычары: они действовали под прикрытием полевых укреплений, образующих лагерь, «кош» (тюрк. «кош» -«стоянка», «лагерь», «кошун» - «войско»). Однако тактика янычар была усовершенствована русскими: они стали делать укрепления из сборных деревянных щитов - эти укрепления назывались «гуляй-городом» или «обозом». Рейтенфельс пишет, что укрепления из деревянных щитов раньше использовали персы. Тактика действия из-за укрытий объясняется тем, что стрельцы, как и янычары, не имели в своем составе воинов-копейщиков (пикинеров). В европейских армиях пикинеры и мушкетеры строились в колонны-баталии, которые могли сражаться с конницей в открытом поле.
Одновременно со стрельцами царь попытался создать конную гвардию – он выбрал тысячу лучших воинов и хотел дать им поместья под Москвой. Здесь мы, казалось бы, сталкиваемся с отступлением от проекта Пересветова. «Воинник» ничего не говорил об этом, однако известно, что наряду с гвардейской пехотой («ени чери оджагы») у турок была и конная гвардия («алты булук халкы»). Задача гвардии заключалась в том, чтобы постоянно находится при особе царя или султана, быть его оружием в борьбе со всеми врагами – не только внешними, но и внутренними. Однако, из-за нехватки земель для исполнения проект создания конной гвардии остался неосуществленным; он был реализован позже – это была знаменитая опричная «тысяча». Впрочем, «выборные стрельцы» так же не сразу стали личной гвардией царя, поначалу они использовались как обычное воинское подразделение.