Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:25, курсовая работа
Стрелецкое войско, первое постоянное войско в Русском государстве середины 16 - начала 18 века. Комплектовалось из свободного городского и сельского не тяглого (не облагавшегося налогами) населения, имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось воеводами. Организационно состояло из "приборов" (отрядов), затем приказов (по 500 - 1000 человек), с 1681 - полков, и находилось в ведении Стрелецкого приказа. В 80-х годах 17-то века было реорганизовано по образу полков "нового строя". Расформировано по указу Петра I в начале 18-го века.
Актуальность темы заключается в создании военных реформ на Руси Иваном Грозным.
Цель работы заключается в изучении созданных реформ Иваном Грозным и их анализ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИВАН ГРОЗНЫЙ И ЕГО ВКЛАД В РЕФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ АРМИИ 5
2. ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Начиная с 1550 года, проводятся мероприятия по приведению в порядок поместной системы. Поместная система была учреждением, заимствованным у турок еще при Иване III, но в период боярского правления она пришла в упадок, учет поместий был запущен, царь писал, что у одних помещиков были излишки земли, а иные были голодны. В 1555 году состоялся «приговор царский о кормлениях и службе». В «приговоре» указываются нормы службы: со 150 десятин доброй земли выставлялся человек на коне и в доспехе – «а в дальной поход о дву конь». Поместья предполагалось измерить и уравнять соответственно «достоинству». В этой связи необходимо отметить, что в Турции существовали четкие нормы службы, но землю при этом не меряли: норма службы устанавливалась исходя из дохода, доставляемого поместьем. Эта разница не была принципиальной, в любом случае введение нормы службы было кардинальной мерой, завершившей становление поместной системы. Особенно большое значение это нововведение играло в организации службы вотчинников: хотя, в принципе, они были обязаны военной службой, служебных норм не существовало, и бояре выводили со своих огромных владений лишь малое число всадников. Теперь был организован учет, по уездам были составлены нарядные списки и отныне никто не мог уклониться от службы. «И свезли государю спискы изо всех мест и государь сметил множество воинства своего, - говорит летопись, - еще прежде сего не бысть так, многие бо крышася, от службы избываше». Эта реформа намного увеличила московское войско. Венецианский посол Фоскарино свидетельствует, что прежде войско было немногочисленным, но преобразования «императора Ивана Васильевича» увеличили его до огромных размеров: он сам будто бы видел две армии по 100 тысяч человек каждая. По более надежным сведениям Д. Флетчера, «число всадников, находящихся всегда в готовности», достигало 80 тысяч человек, но в случае необходимости каждый дворянин мог привести с собой одного или двух «боевых холопов». Великий визирь Мухаммед Соколлу говорил послам Стефана Батория, что царь силен, что с ним может померяться силами только султан. Таким образом, военные реформы Ивана Грозного достигли своей цели – была создана мощная армия, которая позволила России намного расширить свою территорию, стать великой державой того времени.
Необходимо
отметить еще одну деталь организации
русской поместной системы: воинам
раз в 3-4 года на смотрах выдавалось дополнительное
жалование. Однако османские сипахи в
действительности не получали жалования
из казны. Откуда московские реформаторы
взяли образец для своего проекта? Можно
ли предположить, что они знали не только
историю Османской империи, но и историю
Персии? Великий визирь Низам ал-мульк
в свое время рекомендовал выдавать жалование
воинам, и при Рашид ад-дине тогдашние
помещики-иктадары действительно получали
во время смотров деньги для приобретения
оружия. Однако, скорее всего, выдача жалованья
помещикам была чисто российской инновацией,
результатом самостоятельного развития.
Многие авторы отмечают, что идея приведения
в порядок поместной системы никак не
отражена в проекте Пересветова - он вообще
ничего не говорил о помещиках и сипахи,
предлагая содержать воинов на жалованье
(как содержались янычары). Однако отсюда
не вытекает (как считает А. Г. Бахтин),
что Пересветов предлагал отказаться
от поместной системы - просто «воинник»
обошел стороной этот вопрос. Поместная
система уже существовала, и Пересветов
нигде не утверждал, что ее нужно упразднить;
он предлагал завести новое стрелецкое
войско не взамен, а в дополнение к поместному
ополчению.
Один из наиболее настоятельных советов Пересветова – это выдвижение служилых людей по заслугам, а не по знатности. В Османской империи, действительно, «не было никакого боярства, но смотрели только на искусность, на разум, на храбрость». Иван IV старался поддерживать идею вознаграждения по заслугам. Штаден отмечал, что если воин был ранен в бою спереди, то он получал придачу к поместью, если же он был ранен в спину, то поместье убавляли. Однако обычай местничества не допускал назначения неродовитых служак на высокие посты; бояре издавна боролись между собой из-за «мест». В 1550 году царь отменил местничество в полках во время военных походов – но большего он сделать не смог. Частичная отмена местничества вызвала резкое недовольство знати. В тайной беседе с литовским послом боярин Ростовский жаловался: «Их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей…» Ростовский стал одним из организаторов заговора 1553 года.
Одновременно с военными проводились и гражданские реформы. В июне 1550 года появился новый Судебник - новый свод законов. Основной целью введения новых законов было установление провозглашенной царем «великой правды». «Великая правда», то есть справедливость, была главным тезисом Пересветова; как отмечалось выше, эта идея («адалет») была идеологической основой Османской империи. Но заимствование идеи справедливости началось уже давно; более того, этой идее следовал Иван III при создании Судебника 1497 года – поэтому его внуку не пришлось много менять в старых законах. Тем не менее, Иван IV счел нужным увековечить свое правление новым Судебником - подобно тому, как его великий современник султан Сулейман Законодатель увековечил себя новым «Канун-наме». Как и предыдущий судебник, новый кодекс требовал от судей не брать взяток и быть внимательными к жалобщикам; на суде должны были присутствовать представители крестьян и посадских людей – староста, «лутчие люди» и «целовалники». Среди нововведений было установление конкретной ответственности за взяточничество и невнимание к жалобам. Было запрещено холопить детей боярских – это положение закона совпадало с проектом Пересветова. Новый судебник аннулировал тарханные грамоты – податные иммунитеты знати и монастырей. Дела о разбое отнимались у наместников и передавались губным старостам – это был признак начавшегося упразднения наместничеств.
Современники в один голос свидетельствуют, что Иван IV искренне стремился утвердить на Руси правосудие и справедливость. Фоскарино говорит о том, что царь установил правосудие с помощью простых и мудрых законов. «Этот царь уменьшил неясности и неточности в законодательстве и судебных процедурах, - писал Д. Горсей, - введя наиболее простую и удобную форму письменных законов, понятных и обязательных для каждого, так что теперь любой мог вести дело без какого-либо помощника, а также оспаривать незаконные поборы в царском суде без отсрочки». Писавший о взяточничестве русских приказных (и вообще не любивший Россию) Штаден, тем не менее, отдает должное Ивану Грозному. «Он хотел искоренить неправду правителей и приказных страны… - свидетельствует Штаден. - Он хотел устроить так, чтобы правители, которых он посадит, судили бы по судебникам без подарков, дач и приносов». Иногда царь демонстративно принимал облик восточного монарха, поддерживающего справедливость с помощью жестоких расправ. Флетчер рассказывал, что когда один дьяк принял взятку в виде нашпигованного деньгами гуся, царь приказал своим палачам разделать дьяка, «как разделывают гусей». Барберини писал, что царь приказывал сечь уличенных во взятках чиновников - и даже знатнейших из бояр, поэтому среди чиновников не было ни одного, которого ни разу бы не высекли.
Одним из главных пунктов программы Пересветова была ликвидация наместничеств и сбор «кормов» в казну. Мероприятия в этом направлении проводились постепенно, начиная с 1550 года. В «приговоре» 1555 года царь обвинял наместников в том, что они были для своих городов гонителями и разорителями; подобные выражения присутствуют и в некоторых грамотах, где добавляется: «…и потому мы, жалуючи хрестьянство… наместников и волостелей и праветчиков от городов и волостей отставили». По «приговору» наместники заменялись губными старостами, выбираемыми местным населением; губным старостам особо предписывалось, чтобы у них «насильства християном от силных людей не было». Псковская летопись отмечает, что в результате этой реформы «бысть крестьянам радость и льгота велика». Корма, которые, прежде собирали наместники, теперь собирались в казну; именно за счет этих сборов «боярам», «вельможам» и «воинам» определялось жалование, о котором говорилось выше. «Приговор» был не законом немедленного действия, а скорее программой преобразований. Проведение «губной реформы» наталкивалось на сопротивление знати, не желавшей расставаться со своими кормлениями, поэтому реформа растянулась на десятилетия; в пограничных областях наместничества так и не были ликвидированы.
Необходимо
отметить еще одну важную сторону
губной реформы: она передавала судебную
власть в руки выборных местных властей
– то есть вводила местное
Отмена наместничеств и сбор кормов в
казну означали реформу налоговой системы.
Эта реформа - также как установление служебных
норм - упиралась в проблему измерения
земель: служба и налоги шли с земли. В
прежние времена землю клали в податные
единицы, «сохи», в значительной мере произвольно,
теперь была введена стандартная соха,
зависевшая от качества земли. Был проведен
кадастр, все поля, луга, леса были измерены
и соответственно качеству земли поделены
на «сохи»; каждой «сохе» был присвоен
номер. Измерение земель было чисто русской
новацией: в Турции землю не меряли (точнее,
размер полей оценивался по объему высева).
Проведение кадастра было несомненным
достижением русских писцов; подобным
достижением могли бы похвалиться только
китайские чиновники и в более ранние
времена – византийцы. П. Н. Милюков считал,
что русская податная система сложилась
под византийским влиянием.
В связи с измерением земель были введены государственные стандарты мер и весов. Это обстоятельство также удивляло многих иностранцев: в те времена государственный стандарт мер существовал только в Османской империи и в Китае. Не удивительно, что русская система мер (как и монетная система) была привязана к турецкой; простая сажень была приравнена к 2 турецким аршинам, косая сажень – к 3 аршинам. Вес измерялся в пудах и контарях, русский контарь составлял 0,7 от турецкого контаря; в таком же соотношении находятся русский пуд и турецкий батман. (Разница произошла, по-видимому, оттого, что в одну и ту же емкость наливали воду и насыпали зерно. Русский контарь – это вес зерна, турецкий – это вес воды).
Налоговая реформа не ограничивалась передачей наместничьих кормов в казну; она привела к полной перестройке податной системы. Пересветов не затрагивает этой темы, однако известно, что османская налоговая практика включала коммутацию отработочных повинностей; это была характерная черта османской податной системы. Начиная с 1551 года московское правительство так же осуществляет коммутацию отработочных повинностей. Ямская повинность, военная служба «с сох» и прочие повинности заменяются выплатой денег; отныне крестьяне платят в 4 раза больше, чем прежде. Трудно сказать, насколько эквивалентной была эта замена, однако даже после четырехкратного увеличения денежных выплат государственные налоги не превышали 9% крестьянского дохода. С государственной точки зрения коммутация была вполне оправданной: набиравшиеся с сох крестьяне-ополченцы были практически непригодны для войны, по своим воинским качествам они не шли в сравнение с поместной конницей. Вместо крестьянской службы реформа дала правительству деньги, которые пошли на финансирование нового войска. Налоговая реформа (в сочетании с поместной реформой) обеспечила создание огромной армии Ивана Грозного.
В
связи с налоговой реформой следует
упомянуть еще об одном мероприятии
правительста: сдаче косвенных налогов
(тамги) на откуп крупным купцам.
Как известно, сдача таможенных и
рыночных сборов на откуп была характерна
для налоговой практики Османской империи.
Московское правительство пыталось провести
еще одну реформу, не затронутую в проекте
Пересветова. Речь идет о попытке конфискации
монастырских земель с целью наделения
воинов поместьями. Владения церкви составляли
примерно треть земель государства, при
этом в силу тарханных грамот многие из
них были освобождены от налогов. Как отмечалось
выше, первую попытку конфискации монастырских
земель предпринял еще Иван III, и, вероятно,
великий князь действовал по примеру Мехмеда
II. Иван IV собирался повторить эту попытку,
по совету Сильвестра царь обратился к
патриарху и церковному собору с вопросом
о том достойно ли монастырям приобретать
земли и копить богатства. В ответ на запрос
царя иерархи церкви объявили вероотступником
всякого, кто покушается на ее богатства,
и Иван IV был вынужден отступить. Тем не
менее, правительство нашло способ перераспределения
церковных доходов в свою пользу. Церковь
была лишена прежних налоговых привилегий
(тарханов), и монастыри были обязаны платить
налоги по ставке, лишь немного уступавшей
ставке налога с государственных («черных»)
земель.
Еще одно направление реформ было связано с организацией центральных ведомств, «приказов». Налоговая и поместная реформа, составление земельного кадастра, ведение нарядных книг – все это требовало учета и контроля, создания новых специализированных ведомств. Военными делами стал управлять Разрядный приказ, сбором ямских денег и организацией ямской службы – Ямской приказ, государственными землями – Поместный приказ. Прежняя Казна превратилась в Казенный приказ, появились и другие приказы - Посольский, Разбойный и т. д. Над каждым приказом начальствовал думный боярин, но бояре плохо разбирались в делопроизводстве и в действительности главой приказа был ученый грамотей-дьяк. Дьяки происходили обычно из «поповского рода», они были незнатными людьми, но тем не менее, были включены в состав думы и стали «думными дьками». Теперь в думе - также как в турецком диване - рядом с начальниками ведомств сидели их секретари, дьяки-«дефтердары». Это выдвижение худородных чиновников вызывало негодование у родовитых бояр. А. Курбский говорил, что писарям русским царь «зело верит, а избирает их не от шляхетского роду, ни от благородства, но паче от поповичей или от простого всенародства, а от ненавидячи творит вельмож своих». Царь больше не верит боярам, писал Т. Тетерин боярину М. Я. Морозову, «есть у великого князя новые верники-дьки… у которых отцы вашим отцам в холопстве не пригожалися, а ныне не только землею владеют, но и вашими головами торгуют».
Выдвижение
на первые места неродовитых чиновников
относится к началу 60-х годов.
К этому времени в