Классно-урочная система Я.А. Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы - проанализировать теорию создания более совершенной организационной системы обучения – это классно-урочная система, одного из самых знаменитых педагогов мира - Яна Амоса Коменского, выявить положительные и отрицательные стороны такой формы обучения.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………....2
2. Из истории………………………………………………………………….3
3. Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ….5
4.Основные категории педагогики Коменского…………………………….7
5. Отличительные признаки классно-урочной системы…………………....9
6. Педагогические требования к уроку. …………………………………….13
7. Воспитательные требования к уроку……………………………………..14
8. Заключение…………………………………………………………………16
9. Использованная литература…………………………………………….…18

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГПУ)

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине “Педагогические технологии”

на тему: “Классно-урочная система Я.А. Коменского”

 

 

 

 

Выполнила:

студентка III курса

специальность:

профессиональное

обучение (дизайн)

Грязева Светлана

 

 

 

 

 

 

Мурманск, 2010г.

Содержание


1. Введение…………………………………………………………………....2

2. Из истории………………………………………………………………….3

3. Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ….5

4.Основные категории педагогики Коменского…………………………….7

5. Отличительные признаки классно-урочной системы…………………....9

6. Педагогические требования к уроку. …………………………………….13

7. Воспитательные требования к уроку……………………………………..14

8. Заключение…………………………………………………………………16

9. Использованная литература…………………………………………….…18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

Введение

   Познание окружающего мира непрерывно сопутствует человеку в течение всей его жизни. Особенно важное место процессы познания, узнавания нового занимают в детском возрасте и совершенно особую роль приобретают в процессе школьного обучения. Но школьное обучение далеко не всегда оказывается достаточно занимательным, чтобы интерес к узнаванию нового, к учению у школьника не угасал, а только усиливался.

        Очень многие внутренние и внешние факторы оказывают влияние на стремление человека к новым знаниям. Человек от природы любопытен и это свойство позволило человечеству пройти свой эволюционный путь развития и добраться до космического пространства.

        Объектом изучения моей курсовой работы является дисциплина – “Педагогические технологии”, а предметом изучения - классно-урочная система чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского.

      Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния — наиболее популярная организация процесса обучения, при которой учащиеся одного и того же возраста для проведения занятий группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

        Цель моей курсовой работы - проанализировать теорию создания более совершенной организационной системы обучения – это классно-урочная система, одного из самых знаменитых педагогов мира - Яна Амоса Коменского, выявить положительные и отрицательные стороны такой формы обучения.

 

 

 

Из истории

         Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуются утверждением христианской религиозной идеологии. Поэтому школы, как правило, открывались и содержались церковью, преподавание вели монахи и священники. Их главной целью было распространение религии, упрочение влияния церкви в обществе. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению, письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику. Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для светской деятельности.

         В Древней Греции обучение было преимущественно индивидуальным, а в период средневековья в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно-урочная система, разработанная в XVII в. Я.А. Коменским и описанная им в книге "Великая дидактика". Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности учеников в познавательной деятельности и руководства ею со стороны учителя.

        Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

Он занимался разнородной деятельностью. Это публицист и проповедник, и политик и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию.

         Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

         Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. С методической стороны все уроки выстраивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое. Структурными частями урока были: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения.

       Урок — такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию. Я. А. Коменский утверждал возможность одновременного обучения учителем сравнительно большого количества учеников (40—50 человек) и высказывал предположение о том, что количество учащихся может быть увеличено до 300 при условии выделения лучших учеников для проведения занятий с каждым десятком учащихся под общим руководством учителей. Он был против домашних заданий. По его мнению, школа - учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении.

       Я.А. Коменский, следуя своей идее природосообразности для правильного и гармоничного развития ребёнка, отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.

      Классно-урочная система привлекла внимание многих дидактов и стала применяться во многих странах. Для ее развития много сделали и русские прогрессивные педагоги, например К. Д. Ушинский. Он развил теорию урока. Необходимо, говорил он, чтобы на уроке «дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Однако в условиях дореволюционной России осуществить эти идеи в широком масштабе не представлялось возможным.

      Советская общеобразовательная школа приступила к осуществлению классно-урочной системы обучения, которая обеспечивала успешное выполнение главных задач, поставленных перед школой социалистическим обществом: реализации всеобщего обязательного среднего образования, овладения учащимися основами научных знаний, формирования их научного мировоззрения и качеств личности строителя коммунистического общества.

 

Я.А. Коменский о разных ступенях образования
и устройстве школ.


         Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов.

детство - от рождения до 6 лет включительно,

отрочество - от 6 до 12 лет,

юность - от 12 до 18 лет,

возмужалость - от 18 до 24 лет".

  Основываясь на многолетнем опыте, педагог выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же "тупикового" образования.

"Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области - академия.

Целесообразность данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной потребности общества в том или ином виде образования, Коменский сразу ставит оплату образование в зависимость от его "глубины и высоты". Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка - местной общиной, гимназия - центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец, академия (высшее образование) - государственным центром. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого.
  Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке - это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой. "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям".

          Школа родного языка, по Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку.

  Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.

          Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

         Коменский не ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время оно было традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних факторов. Поэтому педагог ограничивается лишь перечислением классических университетских факультетов того времени в своей "академии": богословский, юридический и медицинский.

 

Основные категории педагогики Коменского: "природа человека", образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания.


        В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом..."

         "Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшем много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д.)"

       Конечно, далеко не все эти идеи были выдвинуты и разработаны самим Коменским. Так, например, урок как учебный метод применялся за несколько веков до "Великой дидактики", но впервые в истории человечеств Коменский свел воедино все эти педагогические методы.

        Со времён Аристотеля среди философов было популярно говорить о природе человека, его сущности. Коменский дает новое понимание природы человека. "Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения... но первое и основное наше состояние, в которое нужно еще призвать нас, как к первоначалу".

Информация о работе Классно-урочная система Я.А. Коменского