Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 20:26, курсовая работа
Цель моей курсовой работы - проанализировать теорию создания более совершенной организационной системы обучения – это классно-урочная система, одного из самых знаменитых педагогов мира - Яна Амоса Коменского, выявить положительные и отрицательные стороны такой формы обучения.
1. Введение…………………………………………………………………....2
2. Из истории………………………………………………………………….3
3. Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ….5
4.Основные категории педагогики Коменского…………………………….7
5. Отличительные признаки классно-урочной системы…………………....9
6. Педагогические требования к уроку. …………………………………….13
7. Воспитательные требования к уроку……………………………………..14
8. Заключение…………………………………………………………………16
9. Использованная литература…………………………………………….…18
Использованная литература:
1. Кратохвил М.В. “Жизнь Яна Амоса Коменского”- М.: 1991
2. Лордкипанидзе Д. “Ян Амос Коменский” М., 1970
3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995
4. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. - М.: 1982.
5. Смоляницкий Я.А. “Три века Яна Амоса Каменского” - М.: 1987.
6. Степанов С. Ян Амос Коменский - "Школьный психолог", изд. дом "Первое сентября", № 44
7. Альт П. “Прогрессивный характер педагогики Коменского” - М., 1959.
План защиты курсовой работы
1. В Древней Греции обучение было преимущественно индивидуальным, а в период средневековья в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно-урочная система, разработанная в XVII в. Я.А. Коменским и описанная им в книге "Великая дидактика".
2. Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности учеников в познавательной деятельности и руководства ею со стороны учителя.
3. Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. С методической стороны все уроки выстраивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое. Структурными частями урока были: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения.
4. Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
- основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности;
- в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.
Учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: педагогика принуждения. По основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на образец, пример. По ориентации на личностные структуры - информационная, ЗУН. По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая. По типу управления: традиционное классическое плюс технические средства оснащения. По организационным формам: классно-урочная система - академическая. По подходу к ребенку: авторитарная. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная. По категории обучаемых: массовая.
5. Итак, до сих пор в современной массовой школе – используют классно-урочную систему обучения. Её отличают положительные стороны: систематический характер обучения, упорядоченная, логически правильная подача учебного материала, организационная четкость, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Отрицательные стороны: шаблонное построение, однообразие, нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания. Учащиеся изолируются от общения друг с другом, отсутствие самостоятельности, пассивность или видимость активности учащихся, слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день), слабая обратная связь, усредненный подход, отсутствие индивидуального обучения.
1