Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:31, контрольная работа
Актуальность исследования. Одной из интенсивно развивающихся исследовательских тенденций последних лет является рассмотрение сталинизма в качестве культурного феномена, определившего ментальность, то есть мышление и мировосприятие, ценности и ориентиры, в обществах советского типа.
В данном контексте образ Сталина может быть рассмотрен в качестве одного из центральных символических образов социалистической картины мира. Изучение образа Сталина, с одной стороны, позволяет определить формы, методы и средства идеологического конструирования социалистического мира, с другой стороны, предоставляет возможность проанализировать образ советского лидера с учетом национальных особенностей.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I. УТВЕРЖДЕНИЕ РЕЖИМА ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ И КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА……………………………………………………..…..5
1.1. Периодизации становления режима личной власти Сталина……………..5
I.2. Пролог сталинского режима (1922 - 1925 гг.)………………………..….....9
1.3. О культе личности Сталина как харизматаческом феномене…………....11
Глава 2. ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ…………………………………....14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…..……………………………………….20
Настоящего коллективного руководства партией не было. Вместо коллективного руководства, имелось целый ряд политических, что ли, если так можно выразиться, комбинаций. Все эти комбинации, вместо коллективного руководства, и мешали твердой, правильной линии, правильной политике, в особенности в ее проведении.7
На пост руководителя явно претендовали Троцкий, Зиновьев и Каменев. В конечной счете от этой конфронтации между ведущими лидерами, партии выиграл Сталин. В начале 1925 г. Троцкий потерпел поражение от "тройки". А в конце 1925 г. Сталин, укрепивший свои позиции в партийном руководстве, с помощью Н.И.Бухарина, А.И.Рыкова, В.М.Молотова и других представителей новой генерации высшей партийной и советской номенклатуры нанес поражение своим бывшим соратникам по "тройке" - Зиновьеву и Каменеву.
1.3. О культе личности Сталина как, харизматаческом феномене
Поклонение и безмерный культ, которыми население окружает Сталина, - это первое, что бросалось в глаза иностранцу, путешествующему по Советскому Союзу.
Не подлежит никакому сомнению, что это чрезмерное поклонение в огромном большинстве случаев искренне. Люди чувствуют потребность выразить свою благодарность, свое беспредельное восхищение. Они действительно думают, что всем, что они имеют и чем они являются, они обязаны Сталину. И хотя это обожествление Сталина может показаться прибывшему с Запада странным, а порой и отталкивающим, все же я нигде не находил признаков, указывающих на искусственность этого чувства. Оно выросло органически, вместе с успехами экономического строительства.
Народ благодарен Сталину за хлеб, мясо, порядок, образование и за создание армии, обеспечивающей это новое благополучие. Народ должен иметь кого-нибудь, кому мог бы выражать благодарность за несомненное улучшение своих жизненных условий, и для этой цели он избирает не отвлеченное понятие, не абстрактный "коммунизм", а конкретного человека - Сталина. Русский склонен к преувеличениям, его речь и жесты выражают в некоторой мере превосходную степень, и он радуется, когда он может излить обуревающие его чувства. Безмерное почитание, следовательно, относится не к человеку Сталину – оно относится к представителю явно успешного хозяйственного строительства. Народ говорит: Сталин, разумея под этим именем растущее процветание, растущее образование. Народ говорит: мы любим Сталина, и это является самым непосредственным, самым естественным выражением его доверия в экономическому положению, к социализму, к режиму.
Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главный образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявление самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его "Краткой биографии", вышедшей в свет в 1948 г.
Эта книга представляет
собой выражение самой
Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги...
Вот некоторые характеристики деятельности Сталина, вписанные рукой самого Сталина: "...Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования"...
В макете книги была такая фраза: "Сталин - это Ленин сегодня". Эта фраза показалась ему явно недостаточной, и Сталин собственноручно переделывает ее следующим образом: "Сталин - достойный продолжатель дела Ленина, или, как говорят у нас в партии, Сталин - это Ленин сегодня". Вот как сильно сказано, но не народом, а самим Сталиным...
И еще один факт из той же "Краткой биографии" Сталина. Известно, что над созданием "Краткого курса истории Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)" работала комиссия Центрального Комитета партии. Этот, к слову говоря, также весьма пропитанный культом личности труд составлялся определенным коллективом авторов. И это положение было отражено в макете "Краткой биографии" Сталина в следующей формулировке; "Комиссия Центрального Комитета ВКП(б) под руководством товарища Сталина, при его личном активнейшем участим, создает "Краткий курс истории ВКП(б)".
Однако эта формулировка не могла уже удовлетворить Сталина, и в изданной "Краткой биографии" это место заменено следующим положением: "В 1938 г. вышла в свет книга "История ВКП(б). Краткий курс", написанная товарищем Сталиным и одобренная Комиссией ЦК ВКП(б)".
Находясь длительный период на посту Генерального секретаря ЦК партии, И.В.Сталин вместе с другими руководящими деятелями активно боролся за претворение в жизнь ленинских заветов. Он был предан марксизму-ленинизму, как теоретик и крупный организатор возглавил борьбу партии против троцкистов, правых оппортунистов, буржуазных националистов, против происков капиталистического окружения. В этой политической и идейной борьбе Сталин приобрел большой авторитет и популярность. Однако с его именем стали неправильно связывать все наши великие победы. Успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной, восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. В этой обстановке стал постепенно складываться культ личности Сталина.
Благодаря мастерству политического и психологического манипулирования общественным сознанием, с именем Сталина оказалось связанным решение грандиозных проблем эпохи. В наше время никто не может долго править только при помощи страха. И карьера Сталина-правителя была бы недолгой, если бы люди видели в нем лишь "грозный дух", а не, человека из плоти и крови, руководившего решением великих задач социального строительства, того, кто за короткое время преобразовал аграрную страну в великую индустриальную державу...
Глава 2. ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Где то мерило, с помощью которого можно было бы определить роль политического лидера в истории своего государства? Таким мерилом является прежде всего то, верно ли были поняты им реальные потребности дальнейшего развития страны и наличные средства, ведущие к реализации этих потребностей.
Тот факт, что СССР под руководством И.В.Сталина не только отстоял свой государственный суверенитет, который был поставлен под реальную угрозу февральским и последовавшим за ним октябрьским переворотами, но и превратился в одну из двух мировых сверхдержав, свидетельствует о том, что вектор исторического развития страны был определен И.В.Сталиным абсолютно точно. Верно были избраны и средства, которые могли привести к реализации вставших перед государством геополитических задач. Этого также не может не признать любой историк, если он, конечно, руководствуется научной методологией исторического исследования, а не бесплодным морализаторством по поводу тех или иных событий и фактов.8
Да, решение этих задач потребовало от народа неимоверных жертв. Но была ли им альтернатива? Не вообще, а в тех конкретно-исторических внутриполитических и внешнеполитических условиях, в которых оказалась страна в результате проделанных над ней разрушительных экспериментов? Необходимо со всей определенностью сказать: такой альтернативы не было. Без коллективизации сельского хозяйства невозможна была индустриализация, без индустриализации невозможно было сохранение государства. Именно государства. Вне зависимости от того, какой общественный строй в нем утвердился бы. Неужели нужно и сегодня еще кого-то убеждать, что все эти годы Запад боролся отнюдь не с социализмом. Он вел борьбу на уничтожение с социалистическим СССР точно также, как раньше вел такую же борьбу на уничтожение с императорской Россией.
Смерть Сталина и приход к власти Хрущева знаменовал собой начало ревизии того внутриполитического и внешнеполитического курса, который проводил И.В. Сталин. Пропагандой это преподносилось как борьба с "культом личности Сталина" и возвращение к "ленинским нормам внутрипартийной жизни". На самом же деле ни к "культу личности Сталина", ни к "нормам партийной жизни" эта "борьба" не имела ни малейшего отношения. Культ личности Сталина очень быстро сменился "культом личности Хрущева". Причем если применительно к Сталину понятие "культ личности" вполне применимо, поскольку Сталин действительно обладал непререкаемым авторитетом, то применительно к Хрущеву это была омерзительная клоунада, разыгрывавшаяся в верноподданическом раже партийной номенклатурой.
Оставался незыблемым и основополагающий принцип внутрипартийной жизни - так называемый "принцип демократического централизма", предполагающий полное бесправие партийных масс перед партийной номенклатурой и партийной номенклатуры перед "вождями". Возвращение к Ленину действительно было. Но не к "ленинским нормам внутрипартийной жизни", а к ленинской политике, ориентированной на разжигание «мирового пожара», в котором России была отведена роль пакли.
Хрущевско-брежневский агитпроп всячески пытался доказать, что идея возможности победы социализма в отдельно взятой стране принадлежит Ленину. Это - натяжка и натяжка грубая. Конечно, в работах Ленина, как на городской свалке, можно найти что угодно, в том числе и высказывания, которые при очень большом желании и известной сноровке нетрудно интерпретировать в духе указанной идеи. Но в науке принято судить не по отдельным высказываниям, а по концептуальной позиции. А позиция Ленина в данном случае если и не тождественна идее "перманентной революции" Троцкого, то очень близка к ней. Да, Ленин пошел на заключение похабного Брестского мира. Но пошел, чтобы сохранить власть над Россией. И только. Эту передышку на пути мировой революции Ленин рассматривал как вынужденную и временную. Доказательство тому - поход на Варшаву Тухачевского с перспективой похода на Берлин.
Положение о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране было выдвинуто Сталиным. Оно и было положено в основу всей его политики с момента, когда Сталин стал фактическим руководителем государства, и до его кончины. Роспуск Коминтерна в 1943 году явился закономерным результатом этой политики. Говорят, что Коминтерн был распущен под давлением союзников. Это полнейшая чепуха. Сталин вообще был не из тех людей, на которых можно "давить". А уж "давить" на Сталина после Сталинграда, когда исход войны с Германией уже был фактически предрешен, а вступление СССР в войну с Японией признавалось союзниками крайне необходимым, мог только олигофрен. Но ни Черчилль Горбачевым, ни Рузвельт Ельциным не были.
Русский народ не пожелал встать на защиту страны, в которой он был превращен в дотационную корову. Тост Сталина «за великий русский народ» - не просто дань признательности за заслуги в войне. Он имел более глубокий политический смысл. Сталин прекрасно понимал, что, сменив название, Россия не перестала оставаться Россией. Созданное русским народом, она им и держится. Перестав быть русским, она уйдет в геополитическое небытие. И нужно обладать кругозором и политической культурой какого-нибудь заштатного заведующего клубом, чтобы пытаться сохранить ее не изменением статуса государство-образующего русского народа, а чиновничьими вертикальными скрепами.
Политика И.И.Сталина б области военного стрительнтсва была направлена на возрождение традиций русской армии. И.В.Сталин восстановил воинские звания, реабилитировал само понятие офицера, ликвидировал институт комиссаров, введя единоначалие. По его инициативе утверждаются ордена в честь выдающихся русских полководцев и флотоводцев: Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова. Вводится новая военная форма, скопированная с формы старой русской армии.
Сколько вздора было наговорено и продолжает говориться по поводу неготовности СССР к войне 1941-1945 годов! Здесь не место опровергать этот вздор. Ограничусь указанием на один бесспорный факт: к 1943 году СССР по выпуску основных видов вооружения превзошел Германию.
Нисколько не погрешив против истины, можно утверждать, что после войны Сталин вел дело к тому, чтобы лишить партию ее роли политического руководителя государства, всецело передав эту функцию советам. Собственно, этот перелив власти от партии к советам начался уже во время войны. И дело было лишь за тем, чтобы придать ему легальные формы. Чем же еще можно объяснить, что Сталин не счел необходимым на протяжении более 10 лет созывать не только съезд партии, но даже пленумы ЦК? Если страна вела и выиграла смертоносную войну без руководящей и направляющей роли "ленинского ЦК", то вывод напрашивался сам собой: эту контору давно следовало сдать в исторический архив.
Хрущев нашел, правда, другое объяснение: разумеется, все тот же "культ личности Сталина". Ему не дано было понять, что если Сталин мог обходиться без ЦК партии, то причем тут "культ"? Просто была личность, стоившая целого ЦК. Если ЦК вообще имел какую-то цену. Полное игнорирование высших руководящих органов партии нельзя объяснить и условиями военного времени. Если под реальной угрозой воздушного налета противника можно было провести военный парад, то почему нельзя было созвать пленум ЦК? И потом: война закончилась в 1945 году.
Почему Сталин ждал целых семь лет, когда был созван, наконец, очередной XIX съезд ВКП(б)? Что мешало созвать его раньше? Ведь вопросов, накопившихся и за годы войны и уже после войны, была масса. Чем объяснить, что Сталин снял с себя обязанности Генерального секретаря, просил не избирать его просто секретарем ЦК?
Сталин, насколько это было возможно для Генерального секретаря партии, исповедовавшей безбожие, к религии и церкви относился очень взвешенно. Он мог назвать "реакционным" духовенство, но никогда не оперировал такими оскорбляющими чувства верующих словесными клише, как "опиум народа", "вздох угнетенной твари" и т.д., на что так горазды были Маркс и Ленин. Атеистическую литературу Сталин иначе, как макулатурой, не называл. Во время войны его позиция в этом вопросе становится совершенно определенной: он идет на открытый союз с Православной церковью. Дает согласие на восстановление патриаршества. Церкви возвращаются храмы. Открываются духовные учебные заведения, начинает издаваться "Журнал Московской патриархии". 9