Культ личности Сталина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:52, реферат

Описание работы

В Сталинский период советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого вождя. Именем Сталина (а также его ближайших соратников) назывались бесчисленные географические, народно-хозяйственные, технические, военные, транспортные, культурные и прочие объекты, предметы, награды. Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………2
Возникновение культа личности……………………..….3
Предпосылки возникновения культа личности…..……5
Суть культа личности Сталина…………………………..8
Причины и предпосылки разоблачения культа личности И.В.Сталина…………………………………………….….10
Основные положения доклада Н.С.Хрущева "О культе личности и его последствиях на ХХ съезде КПСС……………………….15
Некоторые итоги разоблачения культа личности И.В.Сталина и уроки ХХ съезда…………………………………………………….18
Заключение………………………………………………….21
Список использованных источников ……………………23

Файлы: 1 файл

kult_lichnosti_stalina.docx

— 46.75 Кб (Скачать файл)

 

Причины и предпосылки  разоблачения культа личности И.В.Сталина

 

ХХ съезд КПСС стал, несомненно, переломным в истории СССР. С этого момента берет начало новый этап развития российской государственности, приведший в конечном итоге к коренным преобразованиям в обществе и государстве, к повороту от тоталитарного режима к нормальному, естественному демократическому развитию. После долгих лет молчания, насилия, страха, подчинения единой идеологии общество открыто заговорило о всех происходивших беззакониях и злодеяниях, причем, наверное, одним из примечательных моментов этого процесса явилось то, что инициатива исходила не только от представителей высшего партийного руководства, на тот период во многом заинтересованных в “продвижении” новой идеологии, или интеллигенции, которая исторически находилась в оппозиции тоталитаризму, но и от средних и низших слоев общества, которые в подавляющем большинстве своем много лет воспринимали ситуацию как естественную необходимость. Почему же произошли такие резкие и во многом неожиданные изменения? Можно назвать несколько причин, по которым сложилась данная ситуация.

Авторитет Сталина в годы его правления был, несомненно, очень  высок, и это в свою очередь  можно объяснить следующим: во-первых, для СССР были решены основные экономические  задачи, в тридцатые годы была полностью  завершена индустриализация, СССР вышел  на пятое место в мире по промышленному  производству, превысив уровень дореволюционной  Росси, значительные успехи были достигнуты в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства; во-вторых, Сталин сумел создать жесткую и сильную систему личного управления и подавления, которая в конечном итоге воплотилась в жесточайших репрессиях, которая являлась опорой Сталина в подавлении всякого инакомыслия, и в этом смысле его авторитет строился прежде всего на страхе всего общества и каждого человека перед системой; в-третьих, огромную роль в возвышении Сталина сыграла победа в Великой отечественной войне, поскольку СССР из страны, находившейся в длительной политической изоляции превратилась в государство, диктовавшее направления в мировой политике, которое не принимало правила западных капиталистических стран, а само диктовало эти правила; в-четвертых, нельзя не обратить внимания на личные качества Сталина, являвшего собой прекрасного руководителя и организатора, умевшего управлять людьми и подчинять их себе.9

И все же, несмотря на все  это, в стране сложилась ситуация, когда внешне единая система, основанная на режиме личной власти, не могла полноценно управлять государством, особенно исключительно  с позиции силы. Энтузиазм народа, который практически поставил страну на ноги в двадцатые годы и после  войны постепенно угасал, в обществе стали появляться различные противоречия, нарастал своего рода протест. Наиболее ярко этот протест выражался в  начале 50-х годов в духовной сфере, литературе и художественном творчестве.

В такой ситуации, начиная  с конца тридцатых годов, Сталин пытался максимально усилить  свои властные позиции, охватывая практически  все сферы общественной жизни  и используя все возможные  методы для достижения своих целей. Отсюда и массовые репрессии - испытанный метод в борьбе за удержание власти, и идеологический диктат, достигший  при Сталине невиданных масштабов, и политика “железного занавеса”, призванная изолировать огромное государство  от мировой общественности, оградить его от возможных влияний и  веяний Запада, построить социализм  в “отдельно взятой стране”. Сегодня, оценивая такие меры, становятся понятными  их несостоятельность, утопичность  и невозможность воплощения, но Сталину  необходимо было сохранить “морально-политическое единство общества”, мощную власть в  своих руках, и поэтому он активно  шел на такие меры.

Скорее всего с этим связаны и резкие изменения в составе партийного руководства после XIX съезда КПСС: Сталин расширил число Президиума ЦК до 25 человек, а число кандидатов в члены Президиума - до 11 (15 и 4 соответственно до XIX съезда), причем теперь “старая гвардия”, истинные приверженцы Сталина составляли в Президиуме ЦК не более трети. С первого взгляда кажется, что Сталин, идя на такой шаг, поступает весьма нелогично: будучи антиподом коллективного руководства настолько неслыханно расширяет состав Президиума. Нельзя объяснить такой поступок и только тем, что Сталин сознательно готовил устранение своих ближайших соратников, как свидетелей его закулисных “деяний”, поскольку, во-первых, с этой стороны угрозы разоблачения не существовало, т.к. эти разоблачения привели бы к самоуничтожению всего сталинского клана; а, во-вторых, разоблачения меньше всего могли исходить от Молотова и Микояна, которых Сталин подверг остракизму, и, напротив, оставил в ближайшей свите Маленкова и Берия.

Наверное, наиболее правильным объяснением перестановок в руководстве  партии является то, что Сталин отдавал  себе отчет в грядущих переменах, в том, что культ личности умрет  вместе с ним. Сталин не видел никого, кто бы смог заменить его и продолжить курс личного руководства, умело  удерживая силу и мощь единоличной  власти, своему окружению он отводит  роль неспособных на крупные шаги помощников в своем деле, и поэтому  альтернативу своей власти видел  только в коллективном руководстве. Проводя эту идею, Сталин одновременно пытался предупредить и возможные  узурпаторские притязания на власть кого-либо из соратников.10

Однако, есть одна наиболее важная объективная причина разоблачения культа личности Сталина, которая сыграла решающую роль в произошедших изменениях в жизни СССР. Причина эта - сложившаяся советская система власти. Явления подобные ХХ съезду заложены в советскую систему как внутреннее условие ее обновления. Само существование этой системы представляет собой двуединый процесс, объединяющий в себе "прозрение" и разоблачение с конфронтацией всей авторитарной системы, который распространялся на сознание всего общества, формируя пресловутое советское двоемыслие. Недаром и процессы 30-х годов были с таким воодушевлением восприняты большинством народа как совершенно справедливое разоблачение вредительства ленинской гвардии.

Советская система власти нарушила основы человеческой нравственности и сознания, когда человек не понимает, что все им творимое - великое  преступление и вредительство. При  такой системе еще при жизни  человек становится сам себе тайным судьей и палачом. И ведь правила  такой игры были заданы чуть ли не с  самого начала: еще в 30-е годы Сталин выразил их совершенно немыслимым парадоксом, заявив, что настоящий вредитель  это вовсе не тот, кто плохо  работает, а тот, кто работает хорошо.11

Советская система власти, постоянно отрицая, разоблачая и  выводя себя на чистую воду вплоть до полностью  антисоветских позиций, тем не менее успешно себя воспроизводит. Система ловит преступников, успешно их плодя; разоблачения преступлений для этой системы власти - неотъемлемая сторона все новых и новых ее преступлений. Ведь недаром сам Сталин, проведя коллективизацию, впоследствии осудил ее перегибы, а после репрессий - преступления Ягоды и Ежова.

Можно долго спорить о  том, как разворачивалась бы борьба за власть в такой ситуации и дальше, но история распорядилась по-своему, и после смерти И.В.Сталина 5 марта 1953 года резко повернула свой ход  в иное русло, ускорив ход событий.

 

Основные положения  доклада Н.С.Хрущева "О культе личности и его последствиях на ХХ съезде КПСС

 

Мало кто из делегатов  ХХ съезда КПСС представлял, что их ожидает на утреннем закрытом заседании 25 февраля 1956 года. Для большинства присутствующих в зале доклад Н.С.Хрущева стал полным откровением, произведя по истине шоковый эффект.

Наверное, не стоит анализировать  и излагать доклад полностью главным  образом потому, что сегодня о  преступлениях сталинской эпохи  известно практически все, даже больше, чем было известно в то время самому Хрущеву, и для наших современников  в нем вряд ли найдется что-то новое. И тем не менее необходимо остановиться на некоторых наиболее важных его положениях.

Перед докладом делегатам  съезда было роздано "Письмо к съезду" В.И.Ленина. Многие, конечно, знали о  его существовании, но до этого момента  оно не было опубликовано. Конкретные же последствия того, что партия в свое время не реализовала ленинские  рекомендации, прежде всего по отношению  к Сталину, тщательно скрывались и маскировались. В докладе Хрущева  эти последствия были впервые  обнародованы и получили соответствующую  политическую оценку. В докладе, в  частности, говорилось: "Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для  будущего партии, - речь идет о том, как  постепенно складывается культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых  извращений партийных принципов, партийной  демократии, революционной законности". Хрущев в этом плане ведет критику  сталинского режима на основе марксистско-ленинского учения, говоря о нарушениях и отходе от ленинских принципов партийной  дисциплины и партийного руководства, в чем и видит причину развития культа личности Сталина. Обоснование разоблачения культа личности ленинскими принципами является первой отличительной чертой доклада Н.С.Хрущева.12

Особое значение имело  разоблачение сталинской формулы "враги  народа". Этот термин, говорил Хрущев, сразу освободил от необходимости веских доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был только оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности. Это понятие "враг народа", по существу, уже снимало, исключало возможность какой-либо идейной борьбы или выражения своего мнения.

Хрущев открыто поставил перед делегатами вопрос о неправомерности  и недопустимости репрессивной расправы с идейными противниками, и, хотя в  докладе дана в основном старая (по "Краткому курсу") оценка идейно-политической борьбы в партии и роли в ней  Сталина, это был, несомненно, смелый шаг и заслуга Хрущева. В докладе  говорилось: "Обращает на себя внимание то обстоятельство, что даже в разгар ожесточенной идейной борьбы против троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев и других - к ним не применялись крайне репрессивные меры. Борьба велась на идейной основе. Но через несколько лет, когда социализм был уже в основном построен в нашей стране, когда были в основном ликвидированы эксплуататорские классы, когда коренным образом изменилась социальная структура советского общества, резко сократилась социальная база для враждебных партий, политических течений и групп, когда идейные противники партии были политически давно уже разгромлены, против них начались репрессии".13

Что касается ответственности  за репрессии, то роль Сталина в создании режима политического террора раскрыта в докладе в достаточно полной мере. Однако прямое участие в политическом терроре сподвижников Сталина и  истинные масштабы репрессий названы  не были. Хрущев не был готов к  противостоянию большинству членов Президиума ЦК, тем более, что сам он долгое время принадлежал к этому большинству. Да это и не входило в его задачу, главным было "решительно, раз и навсегда развенчать культ личности", без чего невозможно было политическое оздоровление общества.

Прений по докладу решено было не открывать. По предложению председательствовавшего на заседании Н.А.Булгарина съезд принял постановление "О культе личности и его последствиях", опубликованное в печати. Первого марта 1956 года текст доклада с запиской Хрущева и необходимыми правками был направлен членам и кандидатам в члены Президиума ЦК КПСС. Пятого марта Президиум ЦК принял постановление "об ознакомлении с докладом тов. Хрущева Н.С. "О культе личности и его последствиях" на ХХ съезде КПСС". В нем указывалось: "1. Предложить обкомам, райкомам и ЦК компартий союзных республик ознакомить с докладом Хрущева всех коммунистов и комсомольцев, а также беспартийный актив рабочих, служащих и колхозников. 2. Доклад Хрущева разослать партийным организациям с грифом "не для печати", сняв с брошюры гриф "строго секретно".14

Таким образом, хотя высшее партийное руководство СССР и  сумело осуществить такой шаг, как  всенародное разоблачение культа личности, по существу огласив преступления властей  на протяжении практически двух десятилетий, придав борьбе с репрессивным режимом статус официального политического явления, все таки эти меры были еще достаточно слабыми и несмелыми. Об этом свидетельствует ряд фактов, главным из которых является реакция на доклад Хрущева: сам доклад не был опубликован в течение почти 30 лет, "ознакомление" проводилось на собраниях партийных и комсомольских организаций, в трудовых коллективах, под организованным контролем партийных руководителей, без обсуждений, в закрытом порядке. Отчасти эти факты можно объяснить тем, что существовала серьезная опасность возникновения общественного напряжения, поскольку еще было немало людей, сохранивших верность сталинским принципам, для которых его авторитет был непоколебимым. с другой стороны все это могло привести к подрыву авторитета КПСС как лидера в международном коммунистическом и рабочем движении.

 

Некоторые итоги  разоблачения культа личности И.В.Сталина  и уроки ХХ съезда

 

ХХ съезд партии внес, как уже отмечалось, огромное значение в историю развития СССР и Российского  государства в целом.

Несомненно, в том, что  ХХ съезд со всеми его принятыми  решениями состоялся как важное общественное и политическое событие, было множество позитивных моментов. Были приняты меры по преодолению  культа личности Сталина, получили огласку  факты имевших место беззаконий и нарушений всяческих прав, были приведены конкретные документы, разоблачающие репрессионный режим террора Сталина, - все это не могло не привести к демократизации общественной жизни, теперь все эти вопросы открыто обсуждались в обществе, формировалось определенное общественное мнение.15

С другой стороны ХХ съезд  позволил провести значительные перестановки в высшем партийном руководстве, отстранив от руководящих должностей особенно преданных делу Сталина  партийцев и выдвинуть на первый план новых руководителей, мыслящих и действующих по новому, не связанных  с преступной сталинской системой, дать им возможность осуществить  и довести до конца начатые  реформы. Одновременно с этим возрастало положение и авторитет Хрущева как умелого партийного руководителя и организатора, хорошо разбирающегося в некоторых политических вопросах. Партия в лице Хрущева получила довольно сильного и популярного руководителя, способного на определенные смелые и перспективные шаги. В целом же, после ХХ съезда, после продолжительного периода партийной борьбы и конфронтации, установился период относительной стабильности в обществе и государстве.

Информация о работе Культ личности Сталина