Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:13, доклад
В конце 10-х и в 20-е годы XX века литературоведы новейшую русскую литературу иногда отсчитывали с 1881 г. - года смерти Достоевского и убийства Александра II. В настоящее время общепризнанно, что в литературу «XX век» пришел в начале 90-х годов XIX столетия., А.П. Чехов - фигура переходная, в отличие от Л.Н. Толстого он не только биографически, но и творчески принадлежит как XIX, так и XX веку. Именно благодаря Чехову эпические жанры - роман, повесть; и рассказ - стали разграничиваться в современном понимании, как большой, средний и малый жанры. До того они разграничивались фактически независимо от объема по степени «литературности»: повесть считалась менее «литературной», чем роман, рассказ был в этом смысле еще свободнее, а на грани с нехудожественной словесностью был очерк, т.е. «набросок». Чехов стал классиком малого жанра и тем поставил его в один иерархический ряд с романом (отчего основным разграничительным признаком и стал объем). Отнюдь не прошел бесследно его опыт повествователя. Он также явился реформатором драматургии и театра. Однако последняя его пьеса «Вишневый сад» (1903), написанная позже, чем «На дне» Горького (1902), кажется в сравнении с горьковской завершением традиций XIX века, а не вступлением в новый век.
1. Содержание
2.Введение
3.Ахматова Анна Андреевна
4.Заключение
5.Литература
В течение
двадцати двух лет Ахматова работала
над итоговым произведением —
Поэмой без героя. Поэма уводила
в 1913 — к истокам русской и мировой трагедии,
подводила черту под событиями 20 столетия.
В поэме Ахматова различала три слоя, называя
ее "шкатулкой с тройным дном". Первый
слой — свидание с прошлым, оплакивание
умерших. В колдовскую, заветную ночь героиня
созывает "милые тени". На сцену выходят
основные участники петербургского маскарада
1910-х годов — О.Глебова-Судейкина, застрелившийся
из-за любви к ней Вс.Князев, А.Блок. Смерть
корнета (Вс.Князева) — преступление, вина
за которое возложена на "петербургскую
чертовню". В поэме Ахматова размышляет
о настигшем Россию в 20 в. возмездии и ищет
причину в роковом 1914, в той мистической
чувственности, кабацком угаре, в который
погружалась художественная интеллигенция,
люди ее круга. Второй сюжет — звучание
времени, то едва слышные, то тяжелые шаги
Командора. Главное действующее лицо поэмы
— время, оттого она и остается без героя.
Но в более глубоком прочтении Поэма без
героя предстает философско-этическим
произведением о космических путях души,
о теософском треугольнике "Бог — время
— человек". Музыкальность поэмы, ее
символическая образность, насыщенность
культурными реминисценциями позволяют
видеть в ней "исполнение мечты символистов"
(В.Жирмунский).
Ахматова
умерла 5 марта 1966. Кончина Ахматовой
в Москве, отпевание ее в Петербурге
и похороны в поселке Комарово вызвали
многочисленные отклики в России и за
рубежом. "Не только умолк неповторимый
голос, до последних дней вносивший в мир
тайную силу гармонии, — откликнулся на
смерть Ахматовой Н.Струве, — с ним завершила
свой круг неповторимая русская культура,
просуществовавшая от первых песен Пушкина
до последних песен Ахматовой".
А ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого
коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок -
Мой заветный душистый
платок.
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом -
Я к тебе никогда
не вернусь.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на
земле.
И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, бояться разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все
как будто больна.
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам за смех и поруганье,
Затем, что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.
Заключение
Литература
20 века, с одной стороны, продолжила
линию реалистической литературы 19
века, а, с другой стороны, в ней возникли
новые модернистские и постмодернистские
направления. Начало 20 века принято называть
«Серебряным веком» русской поэзии. Серебряный
век сменила советская литература 20-40-х
годов, которую принято делить на литературу
советскую и литературу русского зарубежья.
Особо выделяют литературу периода Великой
отечественной войны и послевоенного
времени, литературу периода застоя, деревенскую
прозу, поэзию 60-х годов, период становления
и расцвета альтернативной и постмодернистской
литературы – конец 80-х – 90-е годы 20 века.
Литература
1. История России,
ХХ - ХХI века/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина,
М.Ю. Брандт - М.: Просвещение 2008.
2. http://slovari.yandex.ru/
3. http://allrusart.ru/83.html