Литература в 20-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:13, доклад

Описание работы

В конце 10-х и в 20-е годы XX века литературоведы новейшую русскую литературу иногда отсчитывали с 1881 г. - года смерти Достоевского и убийства Александра II. В настоящее время общепризнанно, что в литературу «XX век» пришел в начале 90-х годов XIX столетия., А.П. Чехов - фигура переходная, в отличие от Л.Н. Толстого он не только биографически, но и творчески принадлежит как XIX, так и XX веку. Именно благодаря Чехову эпические жанры - роман, повесть; и рассказ - стали разграничиваться в современном понимании, как большой, средний и малый жанры. До того они разграничивались фактически независимо от объема по степени «литературности»: повесть считалась менее «литературной», чем роман, рассказ был в этом смысле еще свободнее, а на грани с нехудожественной словесностью был очерк, т.е. «набросок». Чехов стал классиком малого жанра и тем поставил его в один иерархический ряд с романом (отчего основным разграничительным признаком и стал объем). Отнюдь не прошел бесследно его опыт повествователя. Он также явился реформатором драматургии и театра. Однако последняя его пьеса «Вишневый сад» (1903), написанная позже, чем «На дне» Горького (1902), кажется в сравнении с горьковской завершением традиций XIX века, а не вступлением в новый век.

Содержание работы

1. Содержание
2.Введение
3.Ахматова Анна Андреевна
4.Заключение
5.Литература

Файлы: 1 файл

история.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

В течение  двадцати двух лет Ахматова работала над итоговым произведением —  Поэмой без героя. Поэма уводила в 1913 — к истокам русской и мировой трагедии, подводила черту под событиями 20 столетия. В поэме Ахматова различала три слоя, называя ее "шкатулкой с тройным дном". Первый слой — свидание с прошлым, оплакивание умерших. В колдовскую, заветную ночь героиня созывает "милые тени". На сцену выходят основные участники петербургского маскарада 1910-х годов — О.Глебова-Судейкина, застрелившийся из-за любви к ней Вс.Князев, А.Блок. Смерть корнета (Вс.Князева) — преступление, вина за которое возложена на "петербургскую чертовню". В поэме Ахматова размышляет о настигшем Россию в 20 в. возмездии и ищет причину в роковом 1914, в той мистической чувственности, кабацком угаре, в который погружалась художественная интеллигенция, люди ее круга. Второй сюжет — звучание времени, то едва слышные, то тяжелые шаги Командора. Главное действующее лицо поэмы — время, оттого она и остается без героя. Но в более глубоком прочтении Поэма без героя предстает философско-этическим произведением о космических путях души, о теософском треугольнике "Бог — время — человек". Музыкальность поэмы, ее символическая образность, насыщенность культурными реминисценциями позволяют видеть в ней "исполнение мечты символистов" (В.Жирмунский). 

Ахматова  умерла 5 марта 1966. Кончина Ахматовой  в Москве, отпевание ее в Петербурге и похороны в поселке Комарово вызвали многочисленные отклики в России и за рубежом. "Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — откликнулся на смерть Ахматовой Н.Струве, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой". 
 

А ты думал - я тоже такая,

Что можно забыть меня,

И что брошусь, моля и рыдая,

Под копыта гнедого  коня. 

Или стану просить  у знахарок

В наговорной воде корешок

И пришлю тебе странный подарок -

Мой заветный душистый платок. 

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом

Окаянной души не коснусь,

Но клянусь тебе ангельским садом,

Чудотворной иконой клянусь,

И ночей наших пламенным  чадом -

Я к тебе никогда  не вернусь. 
 

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы  во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.  

И от лености или  от скуки 

Все поверили, так  и живут:

Ждут свиданий, бояться  разлуки 

И любовные песни поют.  

Но иным открывается  тайна,

И почиет на них тишина… 

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все  как будто больна. 
 
 
 
 
 
 
 

Я улыбаться перестала,

Морозный ветер  губы студит,

Одной надеждой меньше стало,

Одною песней больше будет.

И эту песню я невольно

Отдам за смех и поруганье,

Затем, что нестерпимо больно

Душе любовное молчанье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

Литература 20 века, с одной стороны, продолжила линию реалистической литературы 19 века, а, с другой стороны, в ней возникли новые модернистские и постмодернистские направления. Начало 20 века принято называть «Серебряным веком» русской поэзии. Серебряный век сменила советская литература 20-40-х годов, которую принято делить на литературу советскую и литературу русского зарубежья. Особо выделяют литературу периода Великой отечественной войны и послевоенного времени, литературу периода застоя, деревенскую прозу, поэзию 60-х годов, период становления и расцвета альтернативной и постмодернистской литературы – конец 80-х – 90-е годы 20 века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 
 
 

1. История России, ХХ - ХХI века/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт - М.: Просвещение 2008. 

2. http://slovari.yandex.ru/ 

3. http://allrusart.ru/83.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Литература в 20-е годы