Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 13:43, реферат
В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.
Всего при Петре I существовало около 200 предприятий. Как правило
Это крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцы мануфактур – преимущественно купцы, дворяне (Меньшиков, князь Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне.
Петр проводил
протекционистскую политику по
отношению к русской
В итоге принятых
правительством мер зависимость
России от импорта существенно
На мануфактурах применяли в довольно заметных размерах труд наемных работников. Об этом говорится в петровских указах в привилегиях, которые выдавали при учреждении мануфактур. Однако все большее значение получал труд принудительный – крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных), крестьян, которых «приписывали к заводам, заставляли работать на них.
Изменения в сельском хозяйстве были менее заметными. Его продукция увеличивалась, но путем не интенсивным, а экстенсивным – прежде всего за счет расширения посевных площадей; улучшение орудий труда и культуры земледелия происходило весьма медленно. Новые земли вводились в оборот на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири. Именно туда бежали крестьяне в поисках воли и лучшей доли.
2.11.ИЗМЕНЕНИЯ В СОСЛОВИЯХ
Появление в городе довольно большого числа работных людей с мануфактур, разного рода чернорабочих внесло новый и заметный элемент в состав городского населения. Эти «подлые люди, обретающиеся в черновых работах», или « нерегулярные граждане», не имели право участия в выборах представителей городского самоуправления, что являлось прерогативой «регулярных граждан» - купцов и ремесленников. Богатые граждане из их числа – «знатные купцы, которые имеют знатные большие торги», доктора, аптекари, живописцы, шкиперы и прочие интеллигенты, а также близкие к ним из числа ремесленников (иконники, золотых и серебряных дел мастера) – составляли первую гильдию. Во вторую гильдию входили прочие ремесленники и торговцы победнее. Купцы – владельцы мануфактур или купцы, торговавшие с заморскими странами, по своему высокому положению составляли особую группу и подчинялись соответствующим центральным учреждениям – коллегиям, а не властям по месту жительства. Их освобождали от службы по выборным должностям, торговли казенными товарами, сбора таможенных пошлин, военных постоев. Это были существенные привилегии, и они их очень ценили.
Число городов составляло тогда 336, посадских жителей в них в 1721 г. было около 170 тысяч человек (3,1 % населения страны) - количество невеликое, но в экономической жизни страны они играли немалую роль.
Согласно нормам Петра, посадским населением городов управляли с 1699 г. ратуша в столице и земские избы, и органы на местах; с 1720-х гг. – Главный и городовые магистраты. Кроме того, на самих посадах существовали посадские сходы, т.е. собрание членов всего посада или его составных частей – слобод, сотен, гильдий. Они выбирали посадского и прочих старост, членов магистратов – представителей городского самоуправления, а также должностных лиц для казенных служб (сбор пошлин, продажа вина, соли и др.)
Шляхетство, как на польский манер стали именовать российское дворянство, было главным объектом забот и пожалований Петра. На грани XVII и XVIII вв. в России имелось более 15 тысяч дворян (около 3 тысяч семей). Основа их положения в обществе – владение землей и крестьянами. В их подчинении тогда трудились обитатели более 360 тысяч крестьянских дворов. Высшее дворянство составляло более 500 фамилий, каждая из которых владела 100 дворами и более. Остальные принадлежали к среднему (менее 100 дворов) и мелкому (несколько десятков или несколько дворов) дворянству.
При Петре изменился состав дворянства. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому жалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до «подлых».
Важным приобретением
для дворян стало
2.12.РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Петр подверг
коренной перестройке все
С 1711 г. были введены
должности фискалов в центре (обер-фискал
Сената, фискалы центральных
Сенат руководил всеми учреждениями в стране. Но и за самим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715 г. его осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь; наконец с 1722 г. – генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал-обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата – не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный надзор) и фискалы (тайный надзор) империи.
В 1720 г. опубликовали Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им – местные учреждения.
Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Иностранная коллегия. Были образованы коллегии: Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг-мануфактур- коллегиею. Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными (армией и флотом отдельно), судебными делами, группа коллегий занималась финансами (доходами – камер-коллегия, расходами – Штатс-контор-коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств – Ревизион-коллегия), торговлей (коммерц-коллегия), металлургической и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия), которую в 1722 г. разделили на две: Берг и Мануфактур-коллегию). Позднее к ним прибавилась Вотчинная коллегия. Действовали коллегии по всей стране. Управление значительно упростилось, например, к Юстиц-коллегии перешли функции семи бывших приказов. Дело в них велось в совещательном порядке, коллегиально, решения принимались большинством голосов. К коллегиям примыкало несколько учреждений, тоже по существу являвшихся таковыми. Таков, например, Синод – центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721 г. Его присутствие, как и в любой коллегии, составляли члены – церковные иерархи. Их, на манер чиновников, назначал царь, ему они присягали.
Особой коллегией стал и Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами.
Политическим сыском по-прежнему занимался Преображенский приказ. Перестройку местных учреждений Петр начал с того, как взялся за центральные. Восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах – воеводской администрации и городского самоуправления. По реформе 1708-1710 гг. Петр разделил страну на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавил губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти – административной, полицейской, судебной, финансовой.
В 1719 г. число губерний увеличилось до 11. Кроме того, страну разделили на 50 более мелких территориальных единиц – провинций. Провинции делились на дистрикты.
2.13.ПЕРВЫЕ НОВШЕСТВА
Петр не ограничился борьбой с бородами. Меры царя вносили изменения в жизнь русских людей. Это можно сказать, например, об ассамблеях, обучении юношей-недорослей, а подчас и более зрелых по возрасту людей политесу, умению обходиться в обществе, о введении вместо долгополого и широкорукавного платья коротких кафтанов европейского покроя, причем сукошных, а не роскошных, как раньше – парчовых, бархатных, шелковых.
Еще более важное значение имели другие нововведения, принятые в 1699-1700 гг. Начало кораблестроения и мореплавания, артиллерийское дело и строительство крепостей остро поставило вопрос о необходимости инженеров, техников, мастеров, знавших математику, умевших читать карты, пользоваться инструментами. Для армейских полков требовались госпитали и тем самым медицинский персонал, знание медицинской науки.
Конечно, нанимали за большие деньги специалистов- иностранцев, но Петр I, увидевший за границей академии и университеты, обсерватории и школы, многое другое, прекрасно понимал, что нужно в России заводить те же учреждения и заведения.
Приглашенный из Англии профессор Абердинского Университета Генри Ферварсон с двумя товарищами в 1701 г. начал преподавать математику в навигацкой (Навигационной) школе, расположенной в Сухаревой башне в Москве. За нею появились и другие математические школы. В 1699 г. в Москве завели новую типографию, в которой планировали печатать, причем гражданским шрифтом, книги по артиллерии, механике, истории, астрономии. Правда, первые книги, изданные на русском языку в 1699-1701 гг., вышли в Амстердаме. Потом их начали печатать в Москве.
19 декабря 1699
г. указ Петра возвестил, что
отныне в России, как и в
других странах Европы, летоисчесление
будет вестись не от
Указ 10 марта 1699
г. учредил орден Святого апостола
Андрея Первозванного. Удивляя своих
соотечественников, Петр с этого
же времени, в отличие от своих
предшественников на русском престоле
собственноручно подписывает
В январе 1699 г. Петр обнародует указ о городской реформе. Создаются органы городского самоуправления – Ратуша в Москве и земские избы в других городах. Цель реформы – оградить купцов от приказной волокиты и разорения. На ратушу и земские избы возложили сбор таможенных пошлин и кабацких доходов. Это отныне должны были делать не воеводы, а выборные люди из купцов. Правительство, проводя эту реформу, надеялось на оживление ремесла, промышленности и торговли.
Высшим законодательным и судебным органом при Петре I оставалась Боярская дума. Она состояла из высших думных дьяков. В начале 1690-х гг. их было 182 человека, а в конце века – 112. Старые члены думы умирали, новые же назначения почти не производились. Боярская дума, таким образом, вымирала естественным путем. На заседаниях Думы присутствовали далеко не все, обычно человек 30-40: одних посылали с поручениями по стране, других попросту не приглашали. Самое же главное, она занималась вопросами второстепенными. Важные дела рассматривал и решал царь. Оповещали о них его именные указы. Да и в самой Боярской думе появились новшества, дотоле небывалые: князь Ф.Ю. Ромодановский, не являющийся формально ее членом (имел чин стольника), по воле Петра председательствовал на заседаниях Думы. Продолжали работать приказы. Их насчитывалось более 40. Как раньше, проводилось объединение приказов. В объединение во главе с Посольским приказом входили, например, приказы Великороссийский, Малороссийский, княжества Смоленского, Новгородский, Галицкий, Владимирский, Устюжский, существовали другие группы приказов. Закрыли Земский приказ, ведавший полицейскими функциями в Москве. Их передали Стрелецкому приказу. Он стал называться иначе: Приказ земских дел.
Петр, с одной стороны, делал то же, что и его предшественники: пытался как-то централизовать, обобщить, упростить управление, с другой – царь вводил новые учреждения, по военному, прежде всего, управлению и это понятно – начиналась Северная война за выход к Балтике. Общее количество приказов сократилось с 44 до 34. Петр устремил свой зоркий глаз и на церковь: потребовал у нее отчеты о доходах, заставил строить на свои средства корабли. В 1700 г. умер патриарх Адриан. Нового патриарха, которого ждали верующие, так и не назначили. Вместо него ввели новую должность – местоблюстителя патриаршего престола, который имел только функции духовного пастыря. А имущество церкви поступало в Монастырский приказ. Доходы от него шли в царскую казну. По сути дела, Петр провел частичную секуляризацию