Петр 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.

Файлы: 1 файл

петр 1.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

.

2.14.СОЗДАНИЕ  АРМИИ И ФЛОТА.

 

От своих  предшественников Петр унаследовал  большую военную силу. Московское государство ХVII века было в состоянии  выставить армию более чем  в 200 000 человек. Но эта огромная армия была очень неоднородной по составу и обучению. Ядро московской армии составляло ополчение. Таким образом, это огромное военное формирование мало походило на регулярную армию. Армия доставшаяся Петру была наследственной , она находилась на самообеспечении. Каждый воин шел в поход и содержал себя в войске на собственные средства. Никакого особого обучения в армии не существовало, точно так же как и не было и однородного обмундирования, и вооружения. Руководящие должности в армии занимались в связи не с заслугами или специальным образованием, а , как говорилось по породе. Другими словами, армия не являлась той силой, которая могла бы оказать сопротивление современной ей европейской армии, от которой к концу ХVII века она более чем отставала.

“Еще отец Петра ,Алексей Михайлович, предпринимал попытки переустройства армии. При нем в 1681 г. была создана комиссия под председательством князя В.В. Голицина, которая должна была изменить устройство армии. Были проведены некоторые изменения: армия стала более структурированной, теперь она делилась на полки и роты, также были назначены офицеры в зависимости от опыта и заслуг ,а не от происхождения. 12 января 1682 г.Боярская Дума приняла постановление, в котором говорилось, что старшим офицером может стать и незнатный человек, но опытный и знающий, и все независимо от происхождения должны ему подчиняться.”1

Благодаря этим изменениям московское войско стало  более организованным и структурированным. Но все же эту военную организацию нельзя было назвать реальной регулярной армией из-за огромного количества пережитков, сохранившихся с давних времен, некоторые из них относились еще к временам царствования Василия III.

Таким образом  Петр получил армию хоть и не удовлетворявшую  всем требованиям военной науки, но в какой-то мере уже подготовленной к дальнейшим преобразованиям.

С раннего детства  Петра увлекало военное дело .В  селах , в которых жил маленький  царь, создал два “потешных“ полка: Семеновский и Преображенский- уже  совершенно по новым правилам, отвечавшим европейским стандартам. К 1692 г. эти полки были окончательно сформированы. По их образцу позже были созданы и другие полки.

“В 1699г. Петр велел  произвести общий рекрутский набор  и начать обучение новобранцев, по образцу Преображенского и Семеновского полков, в связи с подготовкой к войне со Швецией. Это мероприятие дало 25 новых пехотных полков и 2 кавалерийско-драгунских. Вся армия была разделена на генеральства.“1 Для новобранцев был составлен особый артикул , участие в составлении которого принимал сам царь. Петровская армия была обмундирована по образцу немецкой пехоты. Был создан специальный военный суд, особое ведомство, занимавшееся вопросами продовольственного обеспечения армии - теперь армия содержалась за государственный счет.

После погрома под Нарвой в 1700г. Петр снова начинает проводить преобразования и обучение военному делу в армии: изучается новая тактика ведения боя, идут регулярные учения новых солдат.

Таким образом  в первом десятилетии ХVIII в. российская армия уже существенно отличалась от той , которая досталась в наследство Петру. Эта армия явилась той силой , которая могла оказать реальное сопротивление, а после победы в Северной войне она заставила всю Европу взглянуть на Россию , как на сильную державу. Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Важное значение для организации армии имела табель о рангах, но она имела значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы как военных так и штатских чиновников. Табель предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключала возможности обратного движения.

Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал каких-либо нарушений в порядке прохождения службы.

Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Неудачи  первого Азовского похода очень  ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять невозможно. Поэтому Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла в чужом море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала ей. Корабли этой флотилии были построены из мерзлого дерева и ,по словам иностранных экспертов , годились лишь на дрова. Петр делал все возможное со своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену малограмотным мастерам были приглашены английские и голландские мастера, которые славились своим мастерством в этом деле.

Возникли арсеналы и портовые мастерские. Наскоро были обучены матросы и офицеры. Было устроено общее управление флотом; адмирал Крюйс составил правила морской службы. И уже в 1710г. Черное море пересекали русские корабли.

Еще до начала войны  со шведами ,начинаются столкновения с  ними. Петр понимает ,что без военного флота ему не овладеть Невой и  ее устьями. Ввиду этого Петр начинает постройку нового флота и берет  в ней сам активное участие наравне с мастерами-плотниками, кузнецами и др. .Русские суда строили по лучшим английским и голландским чертежам. Отрицательное влияние на развитие флота оказывала отдаленность верфей от моря. Это обусловило необходимость позаботиться об обустройстве кораблестроения в Петербурге, строительство корабельных мастерских началось 5 ноября 1704года.

“Первыми русскими матросами были те же “потешные“. Петр начал заботиться о создании личного состава флота еще в 1697году:он отправил несколько партий учеников в Венецию, Англию и Голландию. В 1699г. они вернулись обратно в Россию. Надеясь обнаружить глубокие познания в корабельном и морском деле у учеников, Петр делает им экзамен в городе Воронеже. Из всех учеников, хотя бы удовлетворительно, экзамен выдержали только 4 человека.“1 Ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, поэтому Петру пришлось нанять матросов, офицеров и кораблестроителей в Англии и Голландии.

Детище Петра - Российский флот не раз сыграл важную роль в жизни государства. Первая победа русских на море-победа у мыса Гангут, в результате которой Петр заполучил Финляндию. Эта победа доказала военную мощь и знание морского дела . После победы у м. Гангут Петр стал проводить довольно дальние военные рейды. Русский флот становился все сильнее и опытнее. Он стал флотом, который уважали державы-обладательницы крупнейших флотов: Англия, Дания, Голландия. ярким примером этого было событие 1716г.: Петру I предложили командовать флотами четырех держав( Дания, Англия, Голландия, Россия) для охраны торговых кораблей от шведских каперов. Это событием огромной важности для Петра и он проявил себя наилучшим образом в этой кампании.

Таким образом, Петр I вывел Россию в ранг морских  держав. В большей степени благодаря  именно военно-морскому флоту удалось  “прорубить окно в Европу”, что оказало свое влияние на дальнейшее развитие империи и укрепления ее могущества.

 

                    3.1.ПОСЛЕДНИЕ ЗАБОТЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО.

 

К концу жизни  Петр достиг вершины величия. Прославленный  и воспетый в своей стране и  за рубежом государь и дипломат, полководец и флотоводец, реформатор и законодатель, человек, которого современники и русских, и иностранцы, называли великим, он вполне заслужил титул императора. Активная деятельность Петра по руководству огромной империей продолжалась. Это опять перо и шпага: составление указов, законодательное творчество и организация нового Каспийского похода, участие в нем. Это дипломатические переговоры и заключение трактатов.

Современников, в том числе иностранцев, изумляла огромная работоспособность Петра, обилие и разнообразие дел, которыми он занимался. Его спрашивали о том. Он отшучивался: так, мол здоровее будешь и проживешь дольше.

 В конце  жизни императора очень беспокоил  вопрос о том, кто наследует  его трон. После смерти сыновей  Петр издал в 1722 г. указ о наследии престола. Вместо «недоброго обычая» автоматического перехода трона от отца к старшему сыну вводился новый порядок: «правительствующий государь» своей волей назначал наследником того, кого хотел; он мог изменять свое решение и назначать другого наследника.

Кого же назначить  наследником? Детей? Это две дочери: старшая, Анна, просватанная за герцога  голштинского, и младшая, Елизавета, незамужняя, неполных 15 лет. Вручать  им руль государственного корабля он не решался. Внук, сын Алексея, врага его дел и замыслов, вызывал у него опасения – не пошел бы в отца! Оставалась жена – близкий и любимый человек, помощница, всюду его сопровождавшая. Правда, способностей к делам управления она, прожив с Петром два десятка лет, не обнаружила. Но все-таки Екатерина всегда рядом с ним и его соратниками и после него, с их помощью (какими бы они не были, но вести дела умели), может возглавить государство, продолжать его курс.

Так, вероятно, думал, и не раз, и не два, император  в предвидении своей кончины. Отсюда его манифест 1723 г., в котором он, обосновывая титул Екатерины, в похвальных тонах говорит о ней как о помощнице, не раз испытавшей, как и он, невзгоды переездов и  походов. Ранней весной следующего года в Москве состоялась ее коронация, торжественная и великолепная. В 1724 г. давняя болезнь Петра мучительная и изнурительная (уремия), быстро прогрессировала. Но он крепился, не сдавался, по-прежнему работал, вершил множество дел. Иногда лечился. Император большею частью лежал в постели. Когда боли проходили или становились не такими сильными, он вставал, ехал куда-нибудь, занимался делами. Составлял и редактировал указа и инструкции, в том числе Витусу Берингу, руководителю Камчатской экспедиции, состоявшейся уже после смерти императора. Петр очень спешил закончить работу над инструкцией, вынашивал смелые планы, о чем говорил Апраксину:

  • Худое здоровье заставило меня сидеть дома. Я вспомнил на сих днях, о чем мыслил давно и что другие дела предпринимать решали, то есть – о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию.

Кончался Петр в страшных мучениях 28 января 1725 г. Перед  тем от болей несколько дней сильно кричал, потом, ослабев, только стонал. 40 дней его тело оставалось не погребенным, и безутешная Екатерина, провозглашенная  императрицей, оплакивала его. Сам император не хотел (да и хотел ли?) назначить ее наследницей. Перед кончиной он слабеющей рукой успел написать на бумаге: «Отдай все …» Кому? Кто знает…

Скорбь россиян, гордость тем, что сделал император  и его подданные, звучали в  словах вице-президента Синода, архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича 8 марта, в день похорон Петра Великого, которые проходили в Петропавловском Соборе. Его приняла та прибалтийская земля, о которой он мечтал с юношеских лет, борьбе за которую посвятил жизнь.

 

3.2.ЛИЧНОСТЬ  ПЕТРА ВЕЛИКОГО.

 

Время Петра, его  преобразования, личный вклад в строительство  государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут  не вызвать уважение. При всех недостатках, ошибках и деформации эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свое отставание от передовых стран Западной Европы.

 Мнения о  реформе Петра чрезвычайно расходились  уже при его жизни. Небольшая  кучка ближайших соратников Петра держалась мнения, которое впоследствии Ломоносов формулировал словами: “он Бог твой, Бог твой был, Россия”. Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр был антихристом. И те, и другие исходили из того общего представления, что Петр совершил радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю. Новая армия, флот, сношения с Европой, наконец, европейская внешность, европейская техника - всё это были факты, бросавшиеся в глаза: их признавали все, расходясь лишь коренным образом в их оценке. То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену другим преданиям; наконец, где одни видели необходимый шаг по пути прогресса, другие признавали простое отклонение, вызванное прихотью деспота. Оба взгляда могли приводить фактические доказательства в свою пользу, так как в реформе Петра были перемешаны оба элемента - и необходимости, и случайности. Элемент случайности больше выступал наружу, пока изучение реформы Петра ограничивалось внешней стороной реформы и личной деятельностью преобразователя. Другие результаты должно было дать изучение той же реформы в связи с её прецедентами, а также в связи с условиями современной ей действительности. Изучение прецедентов Петровской реформы показало, что во всех областях общественной и государственной жизни - в развитии учреждений и сословий, в развитии образования, в обстановке частного быта - задолго до Петра обнаруживаются те же самые тенденции, которым даёт торжество Петровская реформа. Являясь, таким образом, подготовленной всем прошлым развитием России и составляя логический результат этого развития, реформа Петра, с другой стороны, и при нём ещё не находит достаточной почвы в русской действительности, а потому и после Петра остаётся формальной и видимой. Новые платья и ассамблеи не ведут к усвоению европейских привычек и приличий; точно так же новые заимствованные из Швеции учреждения не опираются на соответственное экономическое и правовое развитие массы. Россия входит в число европейских держав, но на первый раз только для того, чтобы почти на полвека сделаться орудием в руках европейской политики. Из 42 цифирных провинциальных школ, открытых в 1716 - 1722 годах, только 8 доживают до середины века; из 2000 навербованных, большей частью силой, учеников действительно выучиваются к 1727 году только 300 на всю Россию. Высшее образование, несмотря на проект Академии, и низшее, несмотря на все приказания Петра, остаются надолго мечтой.

Информация о работе Петр 1