Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:43, курсовая работа
Важнейшим результатом преобразований Петра является то, что Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. При Петре I в России начала развиваться промышленность, расширилась торговля, открылись школы и гимназии. Впервые в стране появилась Академия наук, постоянный театр, был составлен гражданский алфавит, принят новый календарь. По всей России начали строиться новые города, а в старых мостили и освещали улицы.
ВВЕДЕНИЕ
ДЕТСТВО ПЕТРА
СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1682 ГОДА И ПРИХОД К ВЛАСТИ СОФЬИ АЛЕКСЕЕВНЫ
ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ
СВЕРЖЕНИЕ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ. ПРАВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫ НАТАЛЬИ
АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. 1695—1696 годы
“Великое посольство” 1697 - 1698 годов
ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, РОЗЫСК И КАЗНЬ СТРЕЛЬЦОВ
1701 - 1706 г. НАЧАЛО СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ПОЛТАВА
ВТОРОЙ ЭТАП СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Военные действия на Балтике в 1713 - 1721 годах
Персидская война
ВНУТРИКЛАССОВАЯ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
Борьба внутри господствующего класса
Обострение классовой борьбы. Астраханское восстание
Народное движение 1707 - 1708 годов
РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ИХ ХАРАКТЕР
Реформа органов власти и управления
Военная реформа
Устройство сословий
Церковная реформа
Финансовые реформы
Реформы в области культуры и быта
ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА I
Внешний облик Петра
Cемья Петра I
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Курсовая работа: Петр I, исторический портрет
Курсовая работа: Петр I, исторический портрет
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”
на тему:
“Петр Первый. Исторический портрет”
Москва 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ДЕТСТВО ПЕТРА
СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1682 ГОДА И ПРИХОД К ВЛАСТИ СОФЬИ АЛЕКСЕЕВНЫ
ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ
СВЕРЖЕНИЕ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ. ПРАВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫ НАТАЛЬИ
АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. 1695—1696 годы
“Великое посольство” 1697 - 1698 годов
ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, РОЗЫСК И КАЗНЬ СТРЕЛЬЦОВ
1701 - 1706 г. НАЧАЛО СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ПОЛТАВА
ВТОРОЙ ЭТАП СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Военные действия на Балтике в 1713 - 1721 годах
Персидская война
ВНУТРИКЛАССОВАЯ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
Борьба внутри господствующего класса
Обострение классовой борьбы. Астраханское восстание
Народное движение 1707 - 1708 годов
РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ИХ ХАРАКТЕР
Реформа органов власти и управления
Военная реформа
Устройство сословий
Церковная реформа
Финансовые реформы
Реформы в области культуры и быта
ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА I
Внешний облик Петра
Cемья Петра I
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Вторая треть XVII века ознаменовалась рождением человека, который кардинальным образом повлиял на судьбу всего русского народа – Петра I. С самого детства он встречал трудности на своем пути, с самого раннего возраста он попал во враждебную среду борьбы за престол, но он всегда проявлял силу и жесткость характера, которые остались при нем до последнего вздоха. Петр I сильно отличался от прежних правителей своим поведением, своими взглядами, и именно ему было суждено стать Первым Императором Российской Империи.
В России, на протяжении XVII века
постепенно накапливались и назревали
изменения во всех отраслях и сферах
социально-экономической и
Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития страны и вступал в стадию своего разложения.
Сложность исторического
развития страны в это время определили
крайнюю противоречивость деятельности
Петра I и осуществляемых им реформ.
С одной стороны, они имели
огромное прогрессивное значение, шли
навстречу общенациональным интересам
и потребностям, способствовали значительному
ускорению исторического
Важнейшим результатом преобразований
Петра является то, что Россия стала
полноправной участницей международных
отношений, проводившей активную внешнюю
политику. Значительно вырос авторитет
России в мире, а сам Петр стал для многих
образцом государя-реформатора. Царь создал
также систему управления и административно-
Стараясь искоренить извечное
российское невежество, Петр действовал
так, как подсказывал ему
ДЕТСТВО ПЕТРА
Петр Алексеевич Романов
родился в ночь на 30 мая 1672 года в
Теремном дворце Кремля. Отец — царь
Алексей Михайлович — имел многочисленное
потомство: Пётр был 14-м ребёнком, но
первым от второй жены, царицы Натальи
Нарышкиной, воспитанницы боярина А.С.
Матвеева. 29 июня в день Святых Петра
и Павла царевич был крещён
в Чудовом монастыре (по другим данным,
в храме Григория Неокесарийского,
в Дербицах, протопопом Андреем Савиновым)
и наречён Петром. Царь-отец повелел
снять с новорождённого «меру» –
измерить длину и ширину его тельца
– и написать икону таких же
размеров. Икону написал знаменитый
живописец Симон Ушаков: с одной
её стороны была изображена Троица,
а с другой – лик апостола Петра.
Ни при каких жизненных
Первая жена царя, дочь И.Д.
Милославского Марья Ильинична,
умерла, оставив ему двух сыновей
Федора и Ивана, и много дочерей.
Таким образом, при царе Алексее
в царском семействе
Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел, был сослан на север в Пустозёрск. Царица Наталья вынуждена была отправиться в село Преображенское под Москвой.
До смерти своего отца, царя Алексея в 1676 году, Петр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Опекуном царевича стал его сводный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.
Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой шутовской коллегии пьянства.
Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Петр не терял интереса к истории, придавал ей важное значение для народного образования.
Учился ли Петр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных листов”, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сестры Петра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого обучения царь Федор умер и началась смута 1682 года. Из-за этого Петр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию.
СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1682 ГОДА
И ПРИХОД К ВЛАСТИ СОФЬИ АЛЕКСЕЕВНЫ
27 апреля 1682 года после
6 лет правления умирает Царь
Федор Алексеевич, не оставив
наследников престола. По общему
мнению наследовать престол
Милославские, родственники царевича Ивана и царевны Софьи по их матери, усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление прав на престол царевича Ивана.
Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие; и, видимо, подстрекаемые Милославскими, 15 мая 1682 года выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами вывела Петра с братом на Красное крыльцо. Однако восстание не закончилось. В первые часы были убиты бояре Артамон Матвеев и Михаил Долгорукий, потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два её брата Нарышкины.
Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра: вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.
26 мая выборные от стрелецких
полков явились во дворец и
потребовали, чтобы старший
ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ
Всё свободное время Пётр
проводил вдали от дворца — в
сёлах Воробьёве и
Пётр одел и вооружил своё «потешное» войско, состоявшее из сверстников по мальчишеским играм. Сначала это был сплошной сброд: “Преображенские конюхи”, как выражалась Софья. Потом этой компании Петр придал форму Преображенского солдатского полка, и понемногу из “потешного” войска у Петра образовался настоящий полк, положивший впоследствии начало гвардии. В 1685 году его «потешные», одетые в иностранные кафтаны, под барабанный бой полковым строем шли через Москву из Преображенского в село Воробьёво. Сам Пётр служил барабанщиком [1].
Полевая забава Петра получила широкие размеры и серьёзное значение. Петр понял важность военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству.
И В 1686 году 14-летний Пётр завёл при своих «потешных» артиллерию. Огнестрельный мастер Фёдор Зоммер показывал царю гранатное и огнестрельное дело. Из Пушкарского приказа были доставлены 16 пушек. Для управления тяжёлыми орудиями царь взял из Конюшенного приказа охочих к военному делу взрослых служителей, которых одели в мундиры иноземного покроя и определили потешными пушкарями. Первым надел иноземный мундир Сергей Бухвостов. Впоследствии Пётр заказал бронзовый бюст этого первого русского солдата, как он называл Бухвостова.
В Преображенском, против дворца, на берегу Яузы был построен «потешный городок». При постройке крепости Пётр сам деятельно работал, помогал рубить бревна, устанавливать пушки. Здесь же расквартировывался созданный Петром «Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор» — пародия на Православную Церковь. Сама крепость была названа Прешбургом, вероятно, по имени знаменитой в то время австрийской крепости Пресбург (ныне Братислава — столица Словакии), о которой он слышал от капитана Зоммера. Тогда же, в 1686 году, появились под Прешбургом на Яузе первые потешные суда — большой шняк и струг с лодками. В эти годы Пётр заинтересовался всеми науками, которые были связаны с военным делом. Под руководством голландца Тиммермана он изучал арифметику, геометрию, военные науки.
Сохранившиеся тетради Петра
свидетельствуют о его