Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:47, контрольная работа
Аристотель является основателем перипатетической школы, основоположником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.
Введение ……………………………………………………………………. 2
1. Учения Аристотеля о государстве ……....…………………………….... 4
1.2 Понимание государства ……….……….….….………………………... 4
1.3 Формы правления государством .……………...…..…...…......…….… 5
2. Учения Аристотеля о праве…………………….….………...……..…… 9
2.1 Понимание права в трактатах Аристотеля …………………………… 9
2.2 Виды права ………………………………………………………….….. 10
Заключение ……………………………………………………….…….….. 14
Список литературы …………….………….………………………………. 17
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Учения Аристотеля о государстве ……....…………………………….... 4
1.2 Понимание государства ……….……….….….………………………... 4
1.3 Формы правления государством .……………...…..…...…......…….… 5
2. Учения Аристотеля о праве…………………….….………...……..…… 9
2.1 Понимание права в трактатах Аристотеля …………………………… 9
2.2 Виды права …………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………….………….………………………………. 17
ВВЕДЕНИЕ
Аристотель (лат. Aristoteles) родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.
Аристотель происходит из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н.э. Аристотель почти 14 лет проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского.
Аристотель является основателем перипатетической школы, основоположником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.
Противники часто обвиняли Аристотеля в безбожии, зато среди окружавшей его молодежи он пользовался огромным уважением. Позднее Аристотель покидает Афины, переселяется в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до Р. Х.), завещав Феофрасту Эрезийскому руководство школой и свою богатую библиотеку.
Философия Аристотеля имела
громадное влияние на все последующее
развитие философской мысли и
в эпоху позднего средневековья
приобрела в европейских
Все произведения Аристотеля написаны простым языком и тщательно отделаны с точки зрения стиля. Пользовавшиеся в античности большой популярностью труды закрепили за Аристотелем репутацию писателя-платоника, пишущего красноречиво и живо.
По темам сочинения делятся на четыре основные группы.
Во-первых, это труды по логике, обычно собирательно именуемые Органон. Сюда входят «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Топика».
Во-вторых, Аристотелю принадлежат естественнонаучные труды. Здесь наиболее важны работы: «О возникновении и уничтожении», «О небе», «Физика», «История животных» и другие.
В-третьих, существует свод
текстов под названием
В-четвертых, имеются труды по этике и политике, куда причисляют также Поэтику и Риторику. Наиболее важными во второй период являются: «Эвдемова этика», относящаяся к последнему афинскому периоду, «Никомахова этика», состоящая из множества написанных в разные периоды лекций, «Политика», «Риторика» и сохранившаяся частично «Поэтика». Огромный труд Аристотеля о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него «Афинской политии».
1. УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Происхождение государства
"Государством же мы
и называем совокупность таких
граждан, достаточную, вообще
говоря, для самодовлеющего
Патриархальная теория трактует
происхождение государства как
результат исторического
Философ был убеждённым защитником
прав индивида, частной собственности
и моногамной семьи, а также сторонником
рабства. Подвергнув критике учение
Платона о совершенном
Аристотель осуществил обобщение социального и политического опыта эллинов, разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду». Наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.
Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи - муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Таким образом, возникло государство. Оно создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. По Аристотелю государство возникает только тогда, когда появляется общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит - кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Хотя Аристотель и пытается
подойти к государству
Семья в изображении Аристотеля имеет три двойные части и соответствующие им три формы отношений: "первые и самомалейшие части семьи суть: господин и раб, муж и жена, отец и дети", а потому "в семье имеют место отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские".
Аристотель считает, что
несколько семей со временем образуют
селение. По его мнению, селение - это
разросшаяся семья, интересы которой
уже превосходят обыденные
Такова патриархальная теория
происхождения государства
Элементы государства.
Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру).
Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти).
Единый культ.
Армия.
Общий запас.
Единые представления о справедливости.
1.3 Формы правления государством
Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются тем, в чьих руках власть - у одного лица, у меньшинства или у большинства. Таков количественный критерий.
Однако и одно лицо, и меньшинство, и большинство могут править "правильно" и "неправильно". Это качественный критерий, Кроме того, меньшинство и большинство может быть богатым и бедным. Но так как обычно бедные в большинстве, а богатые в меньшинстве, то деление по имущественному признаку совпадает с количественным делением. Поэтому получается всего шесть форм политических устройств: три правильных - царство, аристократия и полития; три неправильных - тирания, олигархия и демократия.
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства.
Правильный строй - это строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит один, немногие или многие:
- монархия (от греч. monarchia -- единовластие) - форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху. Монархия - древнейшая форма политического устройства, первая и самая божественная форма, особенно абсолютная монархия, которая допустима при наличии в государстве превосходнейшего человека. Аристотель утверждает, что человек, превосходящий всех людей, как бы поднимается над законом, он бог между людьми, он сам закон и пытаться подчинить его закону смешно. Аристотель утверждает, что "такие люди в государствах (если они, конечно, окажутся, что случается редко) суть вечные цари их", что если такой человек окажется в государстве, то "остается только повиноваться такому человеку".
- аристократия (греч. aristokratia -- власть лучших) - форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Аристократия, по мнению Аристотеля, предпочтительнее монархии, ибо при аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личным достоинством. Аристократия возможна там, где личное достоинство ценится народом, а так как личное достоинство обычно присуще благородным, то они и правят при аристократии. При политии (республике) государство управляется большинством, но у большинства, утверждает философ, единственная общая им всем добродетель - воинская, поэтому "республика состоит из людей, носящих оружие". Другого народовластия он не знает.
- полития - Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». Обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития - это «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй - строй, при котором преследуются частные цели правителей:
- тирания - монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя;
- олигархия - она блюдет
выгоды состоятельных граждан.
Строй, при котором власть
- демократия - выгоды неимущих,
среди неправильных форм
В основе всех общественных потрясений по мнению Аристотеля, лежит имущественное неравенство. Олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов.
Общим правилом при любом
государственном строе должно быть
следующее: ни одному гражданину не следует
давать возможность чрезмерно
Отступление от права - это отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».
Главное в государстве - гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» -- политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно -- «Афинская полития»).
2. УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ О ПРАВЕ
2.1 Понимание права в трактатах Аристотеля
У Аристотеля два понятия: государство и право тесно связаны. Полис - это «правовое государство». В полисе должно господствовать право, а не люди. Законы должны быть свободны от страстей, они представляют собой уравновешенный разум. Им не мешают симпатии, антипатии и эмоции.
Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Аристотель говорит в «Политике»: «порядок и есть своего рода закон».