Реформы Александра II и Александра III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Принцип проведенной в 1864 г. Земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Городская реформа аналогична реформе земской: как та создавала самоуправление для населения области, уезда, так «Городовое положение» (16 июня 1870г) дало населению городов местное самоуправление, с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах.

Файлы: 1 файл

реформы алекс2 и 3.docx

— 35.09 Кб (Скачать файл)

Реформы Александра II

1 Земельная  реформа

Земельная реформа. Основным вопросом в России на протяжении XVIII--XIX веков был земельно-крестьянский. Екатерина II ставила этот вопрос в  работе Вольного экономического общества, которое рассмотрело несколько  десятков программ по отмене крепостного  права как российских, так и  иностранных авторов. Александр I издал  указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший  помещикам освобождать своих  крестьян от крепостной зависимости  вместе с землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных  комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного  права, решение земельного вопроса  в России.

В 1857 г. по указу  Александра II начал работать секретный  комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем  такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались  пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела.

Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд  законов. Здесь был манифест и  положение о даровании свободы  крестьянам, документы о вступлении в силу положения, об управлении сельскими  общинами и др. Отмена крепостного  права не была единовременным событием. Сначала освобождались помещичьи  крестьяне, затем удельные и приписанные  к заводам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе, после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне -- с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Она сохранялась  как гарант крестьянских платежей. Крестьяне прикреплялись к обществу.

В результате реформ было уничтожено крепостное право -- то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов. В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.

2 Отмена телесных  наказаний

Освобождение  крестьян логически повело к уничтожению  телесных наказаний за уголовные  преступления. Прежнее законодательство отличалось большой жестокостью. При  ссылке в каторжную работу или  на поселение в Сибирь преступника  предварительно публично наказывали плетьми (до 100 ударов); при отдаче в арестантские роты секли розгами; особенно бесчеловечно было наказание провинившихся солдат, матросов и ссыльнокаторжных: их прогоняли  сквозь строй и били шпицрутенами (иногда давали по несколько сотен  и даже тысяч ударов). Нормальное число, по закону, определялось в 6000, и  хотя с восшествием на престол  имп. Александра II предписано было, негласно, не давать более 1000 ударов (при Николае I -- не более 3000), все же сам закон оставался неизменным. Плеть и прогнание сквозь строй нередко кончались смертью истязуемого. Помимо того, каторжников клеймили, вытравляя на лбу и щеках три буквы: К. А. Т. («каторжник»). Эти жестокие наказания вытекали не только из жестокости нравов и недостатка уважения к человеческой личности, но также из самого взгляда на наказание, в котором видели средство не исправления, а устрашения и возмездия. Теперь, после манифеста 19 февраля, который саму отмену крепостной зависимости объяснял «уважением к достоинству человека и христианской любовью к ближним», телесным наказаниям -- этому надруганию над свободной личностью не могло быть более места, и указом 17 апреля 1863 г. (в день рождения государя) они были отменены. Главными деятелями в проведении нового закона были князь Н. А. Орлов (его инициатива), вел. князь Константин Николаевич, сенатор Д. А. Ровинский, обер-прокурор московских департаментов сената Н. А. Буцковский, военный министр Д. А. Милютин. Не последнюю роль сыграли в этом деле только что появившиеся тогда «Записки из мертвого дома» Достоевского, в ярких красках изобразившие тяжелую обстановку жизни в каторге и ссылке.

Новый закон  отменил шпицрутены, плети кошки, наложение клейм, но временно сохранил розги. Это была уступка многочисленным противникам гуманной меры, опасавшимся, как бы полная отмена телесных наказаний  не разнуздала низшие слои населения  и не была понята ими, как потачка  самому преступлению (министр юстиции  граф Панин, московский митрополит Филарет). Совершенно освобождены были от телесного  наказания:

а) женщины;

б) духовные лица и их дети;

в) учителя  народных школ;

г) окончившие курс в уездных и земледельческих и, тем более, в средних и высших учебных заведениях;

д) крестьяне, занимающие общественные должности по выборам.

Розга оставлена:

а) для крестьян по приговорам волостных судов;

б) для каторжников  и сосланных на поселение;

в) в виде временной  меры, до устройства военных тюрем  и военно-исправительных рот, для  солдат и матросов, наказанных по суду.

3 Земская  и городская реформы

Принцип проведенной  в 1864 г. Земской реформы состоял  в выборности и бессословности. В  губерниях и уездах Центральной  России и части Украины учреждались  земства в качестве органов местного самоуправления. В каждом уезде: уездное  земское собрание и уездная земская  управа; в каждой губернии: губернское земское собрание и губернская земская  управа -- те и другие выборные, на началах бессословности. Правом выбора в уездные собрания пользуются:

а) местные  землевладельцы не из крестьян;

б) местные  крестьяне;

в) жители данного  уездного города.

Уездная управа состоит из 6 человек, выбираемых в  своей среде земским собранием. Собрание созывается один раз в году (за исключением экстренных случаев, например, для принятия мер против голода); управа заседает постоянно. Собрание отдает распоряжения, контролирует, управа приводит в действие постановления  собраний. Собрание есть своего рода власть законодательная, управа -- исполнительная. Губернские земское собрание и управа построены на тех же началах, что и уездные. Уездные ведают дела своего уезда, губернские -- дела, касающиеся одинаково всех уездов вместе. Председателем уездного собрания -- уездный, а губернского -- губернский предводитель дворянства. Правительственный контроль над действиями земских собраний и управ сосредоточен в руках местного губернатора. Первоначально земские учреждения были открыты в 33 центральных губерниях; позже они были распространены на окраины: на западные губернии, на Ставропольскую, Астраханскую и Оренбургскую.

Городская реформа  аналогична реформе земской: как  та создавала самоуправление для  населения области, уезда, так «Городовое положение» (16 июня 1870г) дало населению городов местное самоуправление, с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах. Городская дума из выборных гласных соответствовала уездному земскому собранию, городская управа (выбранная из среды гласных) -- земской управе. Предоставляя городам устраивать свою жизнь собственными силами и средствами, правительство оставило за собой лишь право надзора, следя за тем, чтобы действия думы и управы не выходили из рамок предоставленных им прав («губернские по городским делам присутствия»).

4 Судебная  реформа

Необходимость преобразования старого суда, притом преобразования коренного, была осознана в первые же годы царствования. Громадное влияние на весь ход реформы и освободительный ее характер оказало освобождение крестьян. После того как акт 19 февраля возвратил многомиллионному населению, «вчерашним рабам», их гражданские права, прежний помещичий (вотчинный) суд утратил свой смысл, и его надлежало заменить судом государственным, справедливым, общим и одинаковым для всех. Пока крепостное право тяготело хоть над одним человеком, не могло быть речи о праве русского гражданина. Только с 1861 года установлены были первые элементы правового порядка, и потому вслед за этим стал на ближайшую очередь вопрос о разумной, рациональной организации независимого суда -- первой опоры и охраны правового порядка.

Предварительно  были выработаны «Основные Начала»  предстоящей судебной реформы и  опубликованы во всеобщее сведение, чтобы  вызвать всестороннее и свободное  обсуждение их. Судебные уставы были обнародованы 20 ноября 1864 г. и положили начало новому суду в России. Манифест, опубликованный по этому случаю, содержал в себе знаменательные слова, возвещая русскому народу желание государя «водворить в России суд скорый, правый, милостивый, равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого, от высшего до низшего».

Главнейшие  особенности нового суда:

1. Судебная власть была отделена от административной и законодательной и поставлена совершенно независимо от той и другой.

2. В уголовных  делах власть судебная отделена  от обвинительной (прокурорского  надзора), чем устранялось влияние  последней на решение судей.

3. Суд (судоговорение)  происходил гласно, при открытых  дверях, доступно для всякого  желающего следить за ходом  дела.

4. Суд происходил  устно, путем непосредственного  расспроса и обмена мнений (устный  допрос обвиняемого, свидетелей; речи прокурора и защитника), в  присутствии обвиняемого (раньше  суд был заочный и судьи руководились лишь письменными показаниями обвиняемого и свидетелей).

5. Введен состязательный  процесс (обвинение и защита; сопоставление  и указание данных за и против  обвиняемого). С этой целью был  учрежден прокурорский надзор (обвинительная  власть) и институт присяжных  поверенных (защита; официальная адвокатура). В старых судах преимущественное  внимание суда было направлено  на обвинение; новый суд, милостивый, делал все возможное, чтобы  охранить интересы обвиняемого  и предоставить ему все средства  доказывать свою невинность или  обстоятельства, смягчающие его  вину. С этой целью создана  была защита (адвокатура), которой  не существовало в старых судах.

6. Особенно  важно было введение в судопроизводство  присяжных заседателей. Освобожденные  от обязанности, налагавшейся  на прежних судей, руководиться  исключительно формальными доказательствами, они могли судить по совести,  по убеждению. Присяжные заседатели  выбирались по жребию из местного  населения, являлись выражением  общественной совести и лучшей  гарантией беспристрастия («глас  народа -- глас Божий»). В отмену прежних порядков, судили именно они, а не судьи, которые лишь применяли постановления закона согласно тому или иному приговору присяжных.

7. Для устранения  давления со стороны административных  органов полиция при расследовании  уголовных дел от участия была  устранена; следствие велось особыми  судебными органами -- судебными следователями.

8. Чтобы лучше  обеспечить беспристрастие судебного  следствия, должность судебных  следователей была объявлена  несменяемой; за свои действия  они отвечали перед одним лишь  сенатом; несменяемость давала  им гарантию в том, что за  свое расследование и раскрытие  истины, кому-нибудь неугодное, сами  они ни в чем не потерпят.

9. Для мелких  дел учреждены мировые суды (без  участия присяжных заседателей). В самом названии их мировыми  заключалось указание, что назначение  их было не столько судить, сколько мирить, убеждать противников  к соглашению. Мировой судья становился  своего рода третейским судьей, что сделало сам суд близким  и доступным для населения.

Судебные  учреждения согласно судебным уставам 1864 г.:

 

I. Категория  мелких дел (обиды, ссоры, домашние  дрязги; драка, буйство или неприличное поведение в общественном месте; гражданские иски на небольшие суммы.)

1. Низшая инстанция:  Мировой суд (для всех сословий, кроме крестьян) и волостной суд  (для крестьян).

2. Высшая инстанция:  Съезд мировых судей (один на  уезд): сюда переносились дела  по жалобам на решения мировых  и волостных судов.

II. Категория  крупных дел (всякого рода уголовные  преступления: воровство, разбой, убийство, святотатство, преступления по должности  и проч.; всякого рода дела гражданские:  тяжбы на сумму выше 500 рублей; споры о наследстве, о вводе  во владение, о материальных убытках,  нанесенных частному лицу по  жалобе потерпевшего и проч.).

1. Низшая инстанция:  Окружной суд (один на губернию); он состоит из двух отделений:  уголовного и гражданского.

2. Высшая инстанция:  Судебная палата (одна на несколько  губерний): сюда переносились дела  по жалобам на решения окружных  судов.

III. Венцом  судебных учреждений являлся  сенат, разбиравший жалобы на  решения мировых съездов и  судебных палат.

5 Военная  реформа

Прежняя система  рекрутских наборов в самой основе своей была крайне несправедлива, так  как ложилась тяжелым бременем почти  исключительно на одни низшие, притом беднейшие классы населения. После  того как дворянству удалось освободить себя от этой повинности, она всецело  легла на плечи податных сословий (крестьянство, купеческий класс, мещане-ремесленники, разночинцы), причем люди состоятельные  могли откупаться от рекрутчины, внося  за себя денежный выкуп. Эта система  выкупа привела к тому, что из 25 миллионов, подлежащих рекрутчине, 5 млн. освобождались от нее, -- тем поэтому труднее приходилось остальным двадцати. Рекрут служил солдатом почти пожизненно (25 лет), во всяком случае отдавал военной службе лучшие свои годы и силы. Суровая дисциплина в войсках, жестокие наказания, полная безответственность перед начальством, зачастую грубым, малообразованным и несправедливым, превратила военную службу в настоящую «каторгу», тяжелое наказание. Рекрутчина отрывала человека от семьи, от общества и возвращала обратно в родную ему среду по большей части уже хилым, с надломленными силами, настоящим инвалидом и бесполезным членом общества. Высокое звание солдата, воина, защитника Родины было настолько принижено, что выражение «отдать в солдаты» стало равносильным другому выражению: «наказать, как тяжкого преступника». В самом законе об уголовных преступлениях отдача в солдаты была приравнена к ссылке в Сибирь или заключению в арестантские роты.

Информация о работе Реформы Александра II и Александра III