Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:52, реферат
Владимир, победил в борьбе с братом, за престол после смерти отца Святослава, утвердился в Киеве и стал единовластным правителем Руси. Он был отважным воином, и в бою ему сопутствовала удача. Он много воевал, захватывал новые земли и брал богатую дань с побежденных. Русь при нем расширила свои владения и стала еще сильнее.Его всерьез занимали вопросы веры. Не забывал он, что его бабушка, княгиня Ольга, была христианкой, и хорошо помнил ее наставления. Языческая Русь была тесно связана с христианской Византией, которая была заинтересована в том, чтобы молодая, быстро растущая страна вошла в христианский мир и приняла веру из ее рук. Множество походов и реформ пришлось на время его правления.Князь Владимир прожил славный век, укрепив и Киев, и всю Русь. Он был назван христианской церковью равноапостольным. История дала ему имя Великий. А русский народ долго помнил его под старым языческим прозвищем Владимир Красное Солнышко. Чем же был так прославлен Владимир?
1.Введение.
2.Эпоха правления Владимира Красное Солнышко.
1).Приход на киевский престол.
3.Историческая личность: Владимир Святославич.
1)Былинный образ и личные качества.
2) Семья и дети.
3) Культурно-социальная политика Владимира.
4)Поставленные задачи и методы их решения.
5) Крещение Руси при князе Владимире.
4.Оценка результатов деятельности
5.Список используемой литературы.
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика Д. Н. Прянишникова»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине:
история
на тему:
«Роль личности в истории России»
«Торговое дело» гр 11 а. ТД-12-4720
Преподаватель: Тетерин
Пермь 2012-2013
Содержание:
1.Введение.
2.Эпоха правления Владимира Красное Солнышко.
1).Приход на киевский престол.
3.Историческая личность: Владимир Святославич.
5) Крещение Руси при князе Владимире.
4.Оценка результатов деятельности
5.Список используемой литературы.
1.Введение.
В конце семидесятых
годов десятого века на
Владимир, победил в борьбе с братом, за престол после смерти отца Святослава, утвердился в Киеве и стал единовластным правителем Руси. Он был отважным воином, и в бою ему сопутствовала удача. Он много воевал, захватывал новые земли и брал богатую дань с побежденных. Русь при нем расширила свои владения и стала еще сильнее.Его всерьез занимали вопросы веры. Не забывал он, что его бабушка, княгиня Ольга, была христианкой, и хорошо помнил ее наставления. Языческая Русь была тесно связана с христианской Византией, которая была заинтересована в том, чтобы молодая, быстро растущая страна вошла в христианский мир и приняла веру из ее рук. Множество походов и реформ пришлось на время его правления.Князь Владимир прожил славный век, укрепив и Киев, и всю Русь. Он был назван христианской церковью равноапостольным. История дала ему имя Великий. А русский народ долго помнил его под старым языческим прозвищем Владимир Красное Солнышко. Чем же был так прославлен Владимир?
2.Эпоха правления Владимира Красное Солнышко.
Вернувшись в город, где прошли его детство и отрочество, и заняв киевский престол, молодой князь Владимир, скорее всего по совету своего дяди Добрыни, решил отправить от себя подальше воинственных варягов, которые помогли ему стать единственным правителем государства. Киевляне благосклонно приняли младшего сына Святослава, ведь он поначалу не позволил варяжской дружине взять с них откуп — по две гривны с человека. А гривна по тем временам была очень крупной суммой. В переговорах с наемными воинами Владимир протянул несколько недель и тайно от них собрал другую, более сильную дружину из киевлян. Когда варяги поняли, что князь перехитрил их, то решили не сопротивляться и отправиться за добычей на юг, в Константинополь (Царьград). Этому Владимир не противился. Но вместе с тем послал византийскому императору весть о надвигающейся на него угрозе. Думая об укреплении своей власти, князь начал строить языческие святилища и ставить повсеместно идолов, на силу которых, как он видел, будучи в изгнании, опирались варяги. Да и славяне тоже жили в ту пору по языческим законам, почитая своих богов, — Перуна, Велеса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоша...
По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня. Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.
1.Приход на киевский престол.
После гибели в 972 году князя
Святослава Киевом управлял Ярополк. В
977 году разгорелась междоусобная война
между Ярополком и его
3.Историческая личность: Владимир Святославич.
1)Былинный образ и личные качества.
Это — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников («татар») или чудовищных существ (Чудо-юдо Змея Горыныча, Тугарина, Идолища). В былинах Киев, двор князя Владимира — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха. В Киев съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома, Добрыня из Рязани, Алеша из Ростова. По пути они совершают подвиги, суть которых в устранении опасности на пути к Киеву. Сам же Киев и прежде всего двор князя Владимира — надежное, защищенное место, где идет нескончаемый (в основном веселый) «почестен пир», на нем напиваются, наедаются, хвалятся, слушают певцов, получают дары от князя и принимают важные решения; здесь же завязываются и споры, конфликты, обиды, требующие своего решения. Князь Владимир — хозяин, покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют его «красным, солнышком» и «ласковым князем», и эти названия соответствуют характеристикам Владимира: он надо всеми и, по идее, ко всем равно приветлив, заботлив, гостеприимен, мягок. В этом смысле именно он наиболее ярко противопоставлен темным силам, обычно существам змеиной природы, и «солярность» эпитета Владимира — не просто оценочное слово, но актуализация солнечной темы. Как солнце собирает вокруг себя звезды, так и Владимир собирает вокруг себя всех — членов своей семьи, главных богатырей, всех богатырей, весь народ и опекает их роды. Влади́мир Кра́сно(е) Со́лнышко (также Владимир Всеславьевич), возможный прототип — Владимир Святославич. На складывание былинного образа повлиял и Владимир Мономах) — киевский князь, одна из ключевых фигур былин киевского цикла, объединяющая многих русских богатырей. Он их глава, но вместе с тем сам он не имеет никаких прав называться богатырём. На него можно смотреть как на народное отражение нескольких исторических личностей или же как на мифическое лицо, олицетворение известного рода явлений природы. Былинный князь Владимир не служит отражением исторической личности св. Владимира Равноапостольного. Он любит во всех опасностях пользоваться услугами богатырей, угощая их за это, но вместе с тем не желая рисковать собственною жизнью, а подчас и поступая с богатырями несправедливо. Нельзя отрицать и примесь мифологического элемента в типе Владимира — олицетворение солнца, Даждьбога, внуком которого автор Слова о Полку Игореве называет своего героя. По взгляду Ореста Миллера, хорошие и дурные качества былинного Владимира могли создаться под различными влияниями. Известно, например, что тяжёлым трудом народ считает только труд физический, которого не несут государи. И солнце медленно движется по небу, оно покоится в бездействии и без всяких усилий со своей стороны ниспосылает на землю свои лучи; оно бывает иногда жгучим, злобным. Отсюда, быть может, некоторые черты в лице былинного Владимира, дополненные отражением древнего исторического деспотизма времён патриархальных, или влиянием византийских взглядов на неограниченную верховную власть, или воспоминаниями эпохи Иоанна Грозного. Владимир, кроме былин, является ещё главным действующим лицом в стихе о Голубиной книге; он носит там имена: Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор; заменяет он также Волота или Волотомана «Иерусалимской беседы» или «Повести града Иерусалима», где имя Владимир, более популярное и любимое народом, вытеснило собою более древнее «Волот» или «Волотоман», которое, в свою очередь, служит изменением первоначального «Птоломей» (см. Волот Волотович). Здесь Владимир, по всей вероятности, заменяет собою вообще византийского императора и поэтому наделяется такими же чертами, которыми отличались византийские самодержцы. Быть может, что это обстоятельство не осталось без влияния и на былинного Владимира, который таким путём мог получить некоторые черты, чуждые чисто русскому князю. Русский народ воспел Владимира в своих былинах. Средневековые авторы также высоко оценивали его деятельность, сравнивая Владимира с римским императором Константином I Великим, способствовавшим укреплению позиций христианства в Римской империи.
2)Семья и дети.
Владимир был до крещения известен как «великий распутник» имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Помимо этого он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с уже упоминавшейся Рогнедой, с «чехиней» (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар — неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были детьми от неё). Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов»; Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира — узурпатором. После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава» , попавшей в плен к Святополку в 1018 году. Дети :всего 13 сыновей и не менее 10 дочерей: Вышеслав, Святополк Окаянный (князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном), Изяслав, Мстислав (если он упоминается в некоторых версиях списка сыновей Владимира не по ошибке, то, скорее всего, умер в младенчестве), Ярослав Мудрый, Всеволод, Предслава, Премислава, Мстислава, Мстислав Тмутараканский, Станислав, Судислав, Святослав, Борис, Глеб, Позвизд, Добронега-Мария. Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 г. было в живых не менее девяти, как мы знаем из хроники Титмара. Точная судьба всех их неизвестна.Польский историк Анджей Поппэ выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что жена новгородского посадника Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, дочерью Владимира была жена маркграфа Северной марки Бернхарда II Младшего фон Хальдеслебена и мать маркграфа Вильгельма.
3) Культурно-социальная политика Владимира.
В правление Владимира
Красное Солнышко были установлены
тесные дипломатические связи Руси
со многими европейскими странами,
быстро развивались ремесла, торговля,
культура. Начали чеканиться золотые
и серебряные монеты. На Русь приехали
иностранные специалисты. Ими были
построены многие христианские храмы,
в частности, в Киеве - каменная церковь
Богородицы (Десятинная), сооруженная
византийскими мастерами и
Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 состоялась битва у Василево, в 997 нападение на Киев, в 1001, в 1013 состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси, а также сплошная стена (частокол) на земляной насыпи, называемый Змиевы валы. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.В 1006—1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский, направляясь к печенегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Генриху II называет сеньором руссов (лат. senior Ruzorum). Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдёт душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». Вероятно, Бруно говорил про Змиевы валы, длина которых в Киевской области составляет около 800 километров.
4)Поставленные задачи и методы их решения.
Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой. Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями. По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия; ладимир начал также чеканку монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: Сребреник великого Киевского князя Владимира.«Владимѣръ на и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении. Судя по неполногласной форме слов (не Володимѣръ, а Владимѣръ; не золото, а злато), монетные мастера были болгарами. Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами. По монетам известен и княжеский знак Владимира — знаменитый Тризуб, принятый в XX в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя. В середине 70-х годов Х века Владимир "бежал за море", "убоявшись" своего старшего сводного брата Ярополка Святославича, великого киевского князя. Спустя два года вернулся на Русь с варяжскими войсками, вернул себе Новгород, захватил Полоцк, убив княжившего там князя Рогволода и насильно взяв себе в жены его дочь Рогнеду. 11 июня 978 года (по летописи - в 980 году) Владимир взял Киев и стал великим русским князем. Затем расправился со своим старшим братом Ярополком. Владимир проводил активную внешнюю политику: присоединил к Руси Перемышль и Червеньские города, отняв их у Польши; в 981 и 982 годах совершил два победоносных похода на вятичей, которых он обложил данью; в 983 году завоевал земли ятвягов; в 984 году покорил радимичей. В 990 году (по летописи - в 988 году) Владимир совершил поход в Крым и захватил там город Херсонес, принадлежавший Византии, чем принудил византийских императоров Василия II и Константина VIII выдать за него замуж их сестру Анну. Владимир одержал победы над "серебряными болгарами", хазарами, подчинил Киеву белых хорватов, в конце Х – начале XI веков вел упорную борьбу с печенегами. Для предотвращения набегов кочевников им были созданы богатырские заставы и укрепленные линии с крепостями по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле, Стугне. Им же были построены города: Владимир-Залесский, Владимир-Волынский, Белгород-Киевский, Василев.