Роль личности в Истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:52, реферат

Описание работы

Владимир, победил в борьбе с братом, за престол после смерти отца Святослава, утвердился в Киеве и стал единовластным правителем Руси. Он был отважным воином, и в бою ему сопутствовала удача. Он много воевал, захватывал новые земли и брал богатую дань с побежденных. Русь при нем расширила свои владения и стала еще сильнее.Его всерьез занимали вопросы веры. Не забывал он, что его бабушка, княгиня Ольга, была христианкой, и хорошо помнил ее наставления. Языческая Русь была тесно связана с христианской Византией, которая была заинтересована в том, чтобы молодая, быстро растущая страна вошла в христианский мир и приняла веру из ее рук. Множество походов и реформ пришлось на время его правления.Князь Владимир прожил славный век, укрепив и Киев, и всю Русь. Он был назван христианской церковью равноапостольным. История дала ему имя Великий. А русский народ долго помнил его под старым языческим прозвищем Владимир Красное Солнышко. Чем же был так прославлен Владимир?

Содержание работы

1.Введение.

2.Эпоха правления Владимира Красное Солнышко.

1).Приход на киевский престол.

3.Историческая личность: Владимир Святославич.
1)Былинный образ и личные качества.
2) Семья и дети.
3) Культурно-социальная политика Владимира.
4)Поставленные задачи и методы их решения.
5) Крещение Руси при князе Владимире.
4.Оценка результатов деятельности
5.Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.docx

— 49.77 Кб (Скачать файл)

 

5) Крещение Руси при князе Владимире.

В начале своего правления  в Киеве Владимир был ярым язычником  и даже соорудил в столице роскошное  святилище со статуями языческих  богов. Причем у наиболее почитаемого  бога - Перуна - голова была сделана  из серебра, а усы из золота. Руководствуясь интересами страны, Владимир в 988 году принял христианство, а затем крестил  большое число жителей Руси. Повсюду  христианство вводилось насильно, а  в Новгороде Великом дело дошло  даже до уличных боев. Крещение стало  знаменательным событием в истории  страны, поскольку принятие Русью  христианства было, несомненно, прогрессивным  явлением митрополит Илларион. При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переславль (992 г.) и многие другие. Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра».

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»: «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись». Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя 2-й половины X века (имя с арабского восстанавливается как Владимир), желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII в.) сообщает: «И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, и вера закрыла им двери занятия, и вернулись они к трудной жизни и бедности, и сократились у них средства существования. Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырёх человек из приближённых их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир — подобно тому, как царь тюрков называется хакан… И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама. И обратились они в ислам» Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».

 Сохранилось несколько преданий о том, как и где крестился сам Владимир. Одни утверждают, что это произошло в самом стольном граде Киеве, другие называют местом крещения князя город Василев (нынешний город Васильков в Киевской области). Называют местом крещения Владимира и древний город Коростень (Херсонес, на территории нынешнего Севастополя), куда князь отправился в очередной военный поход. Эта крымская крепость, принадлежавшая в то время Византии, долго сопротивлялась войску киевского князя. И по легенде Владимир дал обет креститься, если возьмет город. В конце-концов защитники Коростени вынуждены были открыть ворота осаждавшим. Но взятие крепости лишь разбудило в князе аппетит завоевателя. Победитель тут же послал правившим в Константинополе императорам Василию и Константину предупреждение, что он готов взять штурмом и византийскую столицу, однако может согласиться на мир, если получит в жены сестру правителей Анну. В ответ братья дипломатично заметили: «Неприлично христианам выдавать сестер за неверных; если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе с нею царствие небесное, а с нами будешь единоверник; если же не хочешь креститься, то не можем выдать за тебя сестры». Владимир, отправляя послов к императорам, наказывал: «Скажите царям, что я готов креститься, потому что и прежде испытал ваш закон, и мне нравится ваша вера и богослужение». Цари, услышав это, послали к князю свою сестру, которая вовсе не хотела такого мужа. Анна знала, что у Владимира, как язычника, было уже несколько жен и большое число наложниц, что никак не соответствовало христианским обычаям. Но интересы государства были выше личной судьбы девушки. Когда царевна приехала в Коростень, Владимир крестилсяя, а после крещения обвенчался с Анной и вернулся с нею в Киев. Там в первую очередь он окрестил 12 своих детей, показывая пример разрыва с язычеством. Затем он окрестил множество знатных людей и простых жителей Киева, а деревянные статуи языческих богов приказал бросить в Днепр. На их месте были поставлены церкви. Окрестив киевлян, Владимир повелел креститься и всем остальным подданным во всех землях. Однако крещение шло далеко не везде мирно и не одномоментно. Так в Великом Новгороде жители восстали против новой веры, и дружине княжеской пришлось усмирять новгородцев силой. Многие племена еще десятилетия сохраняли привязанность к обычаям предков, языческим богам.

 

В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы. Согласно монаху Иакову , более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока, который одержал несколько побед. « … и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий  И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей.» По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем[24] в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой. О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:«Тогда весь народ Рузов, бывший там поднялся на бой; их было 6 000 человек — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа.» Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне — были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.Основные составляющие сюжетной линии Корсунской легенды, в которой отражены события Владимирова крещения, буквально совпадают с поверьями, связанными со святым источником и чудотворной иконой Пресвятой Богородицы в с. Будятичах на Волыни (отождествляемых с местом рождения Владимира). Это обстоятельство свидетельствует о том, что в Будятычах функционировали легенды о Святителе Руси.

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего  византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей). Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в ок. 1000 г. прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице.При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.

 

В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.Похоронен в Десятинной церкви в Киеве; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году. В 1632—36 гг. в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.). Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века.Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были мощи Владимира и Анны.

Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя  Владимира нет. Возможно, Владимир первоначально  поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом.По косвенным данным, уже в первые годы после его смерти возникла агиографическая традиция, уподоблявшая князя апостолу Павлу, причём житийные рассказы об обращении Владимира (ослепшего и чудесным образом исцелившегося по молитвам христиан) встречаются и в западноевропейских памятниках этого времени. Уже в «Похвале кагану Владимиру» митрополит Иларион именует князя «блаженным» («О блаженый и треблаженый княже Володимерѣ, благовѣрне, и христолюбиве, и страннолюбче, мъзда твоа многа предъ Богомъ!»), хотя историки церкви признают его слова скорее пожеланием канонизации нежели свершившимся фактом.Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось.[33] Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя. Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память св. Владимира под 15 июля. Ряд исследователей выдвигал гипотезу, что начало почитания могло быть связано с победой новгородцев в Невской битве (1240 г.), которая произошла 15 июля, но во многих древних списках жития Александра Невского (ум. 1263) в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира. Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом времени датируется Пролог с вставкой из проложного жития святого Владимира.

  4.Оценка результатов  деятельности.

Владимир всё время настойчиво боролся за единство и безопасное существование Руси. Он совершал ряд походов на Северный Кавказ, по Волге, к Каспийскому морю, во многом превзойдя своего отца Святослава. На новых границах Руси по княжескому велению строились оборонительные рубежи, воздвигались новые города, земляные валы, сигнальные вышки и крепости, которые ставились одна от другой на расстоянии 15-20 километров. Так были построены крепости на Десне, Трубеже, Стугне и других реках.Во времена правления Владимира Красное Солнышко на Руси возникло более 300 христианских храмов, ставших центрами распространения православной культуры. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею и книжное просвещение. Личные качества и характер возмужавшего князя притягивали к нему людей. Не отличаясь удалью, бывая порой несправедливым и высокомерным, он всё же умел находить общий язык с простолюдинами, раздавал щедрой рукой подарки бедным, заботился о больных. Именно широкая душа Великого князя киевского, его хлебосольство, вместе с полководческой, созидательной и просветительской деятельностью, впоследствии воплотились в образную характеристику его прозвища «Красное Солнышко», сделали младшего Святославича героем народного эпоса, сказаний и былин.

 

 

 

5. Список используемой литературы.

 

1. Борис Васильев. «Владимир  Красное Солнышко» 

2. Д. С. Дмитриев «Князь Владимир Красное Солнышко»

3. Ф. В. Добров «Владимир Красное Солнышко»

4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

«Информация о Владимире»

5.Википедия: http://ru.wikipedia.org/

 

 

 


Информация о работе Роль личности в Истории России